Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

Под экстремальным явлением принято понимать ситуации, когда возникает реальная угроза потери жизни или идентичности (личностной, культурной, цивилизационной, в зависимости от того, кто является главным действующим лицом в экстремальной ситуации - человек, этнос или цивилизация) <1>.
--------------------------------
<1> Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества // Психология экстремизма: материалы научно-практической конференции (г. Киев, 9 октября 2002 г.): сборник научных статей. URL: http://varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov8.html.

Трудно понять экстремальное явление, не будучи его непосредственным участником. Действующие лица нередко находятся в измененных состояниях своего сознания, при этом существенно меняется восприятие привычной картины мира, базовые ценности, оценка восприятия окружающей среды <2>. Как правило, результаты полученного экстремального опыта не могут быть адекватно воспроизведены и описаны в терминах обиходного языка в связи с тем, что одному и тому же термину в экстремальной и привычной зонах присуща разная семантика. Для понимания экстремальных явлений необходимо сформировать специфический массив знаний, включающий в себе специфические ключевые регулярные и экстремальные термины.
--------------------------------

<2> Федоров М.В. Измененные состояния сознания: ценностно-смысловой аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1998.

Представляет интерес то, что многие экстремистские идеологии и практики их реализации оказываются привлекательными для ряда творческих, интеллектуально развитых, креативных и активных людей. Этот феномен можно объяснить, если обратиться к тому, какие последствия для человека наступают после попадания в экстремальную ситуацию: большие трудности обратного формирования или восстановления реальности, имевшей место до соответствующего события. Возникает соблазн сформировать взамен существующей новую реальность. Однако людям креативным, творческим и активным бывает трудно преодолеть сформировавшийся потенциальный барьер. Вследствие чего они остаются вне пределов реальности и становятся идеологами, организаторами, а зачастую и исполнителями различных экстремистских акций.
Шанс на реализацию потребности в формировании нового, альтернативного существующему мира проливает свет и на то, какую роль играют экстремистские сообщества в государстве, праве и культуре. Располагая принципиально иными, радикальными и неприемлемыми для традиционного мира идеями и планами, экстремистские сообщества создают задел альтернативных возможностей для общества, особенно переживающего политико-правовой кризис.
Социальная катастрофа представляет собой необратимый распад сложившейся социокультурной системы. Ее необходимо отличать от кризиса, который может разрешиться на основе сил саморегуляции, например, посредством смены элит или передачи власти мирным путем в руки легитимной, системной оппозиции. Экстремистские сообщества приходят к власти в случае исчерпания накопленного ранее потенциала преобразования эволюционными, традиционными способами и, предварительно погрузив на некоторое время общество в экстремальную ситуацию, закономерно формируют новые модели поведения.
Представляя собой достаточно опасное, крайне нежелательное явление для традиционного общества, экстремизм оказывается для него необходимым компонентом, если принять точку зрения с позиции, надстроенной над процессом изменений в обществе, понимаемых в качестве единого взаимосвязанного целого. В этом и состоит глубочайшая парадоксальность явления экстремизма - с ним необходимо бороться для любого общества, которое стремится продлить свое существование.

Такой подход дает возможность занять позицию, при которой видится:
а) стратегическая необходимость допустимости экстремистских ресурсов в обществе (своего рода предохранительного клапана, позволяющего, пусть и с неизбежными потерями, сбрасывать опасное социальное напряжение);
б) создание и формирование механизмов предотвращения и пресечения неконтролируемого экстремизма, особенно в его наиболее опасных проявлениях;
в) формулирование адекватных задач профилактики, предотвращения и пресечения социальной катастрофы, сохранения преемственности традиционных и радикально новых форм экономической, социальной и культурной жизни.
В этой связи возможно говорить об экстремистских ресурсах общества <3>, понимая под этим наличие в политически маргинальных слоях населения различных радикальных, порой неадекватных, непредсказуемых идей и планов, вариантов поведения, не соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Здесь следует иметь в виду многозначность форм деструктивного поведения: радикализм, фундаментализм, экстремизм, сепаратизм, терроризм и другие отклонения от нормативно типического поведения. Общество с такими ресурсами оказывается более устойчивым, чем не располагающее ими. Но для того, чтобы эта устойчивость могла быть относительно безболезненно реализована и экстремистские ресурсы использовались по позитивному назначению, необходимо разрабатывать систему подготовки специалистов, способных функционировать на таком уровне, не избегающих ("не прячущих голову в песок") рассмотрения спорных и, может быть, не всегда "политкорректных" вопросов, связанных в современной цивилизации с "цветными революциями" XXI в.
--------------------------------
<3> Там же.

Оценка процесса и сценариев развития, а также результатов "цветных революций" в ряде стран бывшего СССР (Армения, Грузия, Казахстан, Молдавия, страны Балтии, Российская Федерация, Украина, Таджикистан), Африки и Ближнего Востока показывает идентичность возникновения, протекания, результативности их характеристик, при некоторых особенностях отдельных этапов действия причинного комплекса, порождающего экономические и социально-политические проблемы в отдельно взятой стране.
С.Ю. Глазьев, осуществивший всестороннее экономическое и политологическое исследование событий в Белоруссии, сформулировал ряд приоритетных положений. По его мнению, в 2014 г. вследствие организованного спецслужбами США неонацистского переворота из СНГ выпала некогда самая развитая советская республика - Украина.
Ученый констатировал, что за шесть лет под руководством американских марионеток она прошла путь тотального разграбления оставшегося от СССР наследства, став самой бедной и неблагополучной страной Европы, лидируя только по количеству преступлений на душу населения. Именно на этот путь толкают сегодня Беларусь западные "партнеры" руками организаторов уличных протестов. Он считает, что белорусская экономика покатится по этому пути вниз быстрее Украины. Имея более компактную (прочно скрепленную отраслевыми и межотраслевыми народнохозяйственными связями) и открытую экономику, еще более тесную производственную кооперацию с Россией, в случае разрыва с ней экономического союза Беларусь моментально погрузится в экономическую катастрофу.
Следует вспомнить, что на Украине сразу же после антиконституционного государственного переворота узурпировавшие власть необандеровцы выполнили главный политический заказ своих западных хозяев - подписали кабальный договор об Ассоциации с ЕС, состоявший из глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли и политической ассоциации. По этому договору Украина обязалась безоговорочно выполнять все директивы ЕС, обеспечить беспрепятственный импорт европейских товаров, принять европейские технические регламенты (только стоимость перевода украинской экономики на европейские технические требования составляет не менее 50 млрд долл.), гарантировать свободное приобретение любых активов (включая лес и землю) иностранным капиталом. Со своей стороны ЕС не принял на себя никаких серьезных обязательств, сохранив даже квотирование украинской сельхозпродукции. Как показала практика только первых нескольких лет функционирования ЗСТ с ЕС, Украина выбирает брошенные ей с "барского плеча" квоты уже к середине февраля каждого календарного года. Прямые потери Украины вследствие ухудшения условий экспорта в ЕС (и это при наличии отношений свободной торговли) составили за 5 лет около 7 млрд долл. В этой связи обратимся к вопросам разрешения взрывоопасной ситуации в условиях развития белорусского конфликта в августе - сентябре 2020 г.
Автором изучены многочисленные источники средств массовых коммуникаций (свыше 200 сообщений и аналитических статей материалов центральной прессы России, Белоруссии, опросы непосредственных участников движений и манифестаций на территории Республики Беларусь, анализ материалов телевидения), освещающие политические риски, трудности и варианты разрешения политического кризиса в Белоруссии.
По мнению представителей журналистских расследований и известных экономистов и политологов (С.Ю. Глазьев, А.А. Кузичев, О.Н. Игнатов, Е.Б. Сатановский, Е.В. Стриженова, В.Р. Соловьев, В. Шейнин и многие другие), речь идет: о внутренних факторах кризиса в Республике Беларусь; отложенном геополитическом факторе жизни Белоруссии; утрате легитимности страны; вынужденном вмешательстве, чтобы заставить президента уйти из власти; быстром уходе президента с политической арены как оптимальном варианте решения вопроса для населения Беларуси; прецеденте новой модели поведения на постсоветском пространстве; усилении диалога с Европейским союзом; превращении Белоруссии в парламентскую республику; усложнении белорусского направления; востребованности новых подходов современной идеологической работы с населением.
Все эти формулировки можно свести к раскрытию этиологии возникновения и развития причинного комплекса факторов антагонистического конфликта между высшим административным аппаратом республики, чиновниками и отдельными радикально настроенными группами населения и гражданами с экстремистской направленностью.
Причинный комплекс представляет собой неоднородное сочетание причин и условий (факторов) в социальной, политической, экономической и социально-психологической сферах жизни общества, формирующих и продуцирующих критическую массу негативных процессов и явлений, охватывающих широкие массы населения, которое следует моделям поведения отдельных групп людей с неадекватными ценностными ориентациями и экстремистской мотивацией.
Механизм действия причинного комплекса представляет собой негативный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов, имеющих свою социально-политическую и правовую диагностику, конституирующие признаки, "опознавательные знаки" и квалификации сущностной характеристики этого феномена.
Исследования отечественных политологов показывают, что в чистом виде ни одной из форм и видов экстремизма не существует. Там, где в действия вовлекаются массы населения, всегда происходит переплетение, смешивание политического, националистического, религиозного, этнографического, культурологического экстремизма.
Этапами становления и развития экстремизма, который считается родовым определением для ряда негативных явлений и их правовых последствий, являются звенья цепочки взаимосвязанных понятий: социальная напряженность в обществе - радикализм - экстремизм - фанатизм - терроризм.

В политологической и правовой литературе даются понятия этим феноменам.
Радикализм представляет собой крайнюю, бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам, концепциям, политтехнологиям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Он проявляется в кризисные переходные моменты истории, когда возникает угроза существованию традициям и укладу жизни тех или иных слоев и групп населения. Основные лозунги радикалов: свобода, социальное равенство, братство и солидарность. Радикализм квалифицируется как противостояние функционеров и активистов, недовольных групп людей политике и правоприменению административного аппарата органов исполнительной власти в центре и на местах. Наиболее известные запрещенные правые радикально-националистические организации в Российской Федерации: Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Движение против нелегальной иммиграции, Русский образ, Сопротивление, Игил и т.д.
Экстремизм являет собой приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам (провокация беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны, отрицание каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений). Экстремизм состоит в противостоянии наиболее радикально настроенных групп населения проведению политики в сферах экономики, идеологии и социальной жизни. Экстремизм является практической деятельностью с использованием крайних, преимущественно насильственных средств политической борьбы. Люди, исповедующие экстремистские взгляды, принадлежат главным образом к радикальным и запрещенным организациям. Этот феномен в любой форме может идентифицироваться как фашизм, этнорелигиозный радикализм, захватывающий общество постепенно и всеобъемлюще.
Экстремистские проявления сегодня - это применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких, нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью или социальным происхождением, создание и (или) распространение печатных, аудивизуальных и иных материалов (произведений), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.
К основным видам экстремистской деятельности относятся:
- призывы к насилию, групповые хулиганские действия и беспорядки (поджоги машин, погромы магазинов, нападения на граждан или представителей охраны правопорядка);
- публичное оправдание экстремизма и терроризма;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- подрыв безопасности;
- незаконный захват власти;
- вооруженные восстания;
- унижение национального достоинства;
- решительное изменение существующих социальных и политических институтов;
- стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения целей.
Общественная опасность экстремизма заключается в провоцировании органов государственной власти к ответному насилию, дестабилизации демократических структур общества и поощрении практики нарушения конституционных прав и свобод граждан.
По данным уголовной статистики, 90% активистов экстремистских организаций являются молодыми людьми в возрасте до 30 лет, т.е. 80% от всех совершавших преступления экстремистской направленности, более половины из них несовершеннолетние. Экстремистской идеологии главным образом подвержены неучащиеся и неработающие слои несовершеннолетних и молодежи от 14 до 20 лет.
По мнению ученых-социологов, основными признаками религиозного экстремизма в молодежной среде являются:
- отказ от следования общепризнанным нормам морали и права, приоритетам, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;
- грубая и резкая манера общения с людьми, жесткий и категоричный подход к оценкам реальности;
- идеологическое содержание поступков в виде приверженности к крайним нормам поведения.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать ряд выводов.
1. Экстремизм как деструктивное негативное явление современной России и ряда стран на постсоветском пространстве имеет свою этиологию, причинный комплекс, особенности механизма функционирования, прогнозы развития и социальные последствия своего влияния на экономические, идеологические и политические процессы общества.
2. Экстремизм является основополагающим родовым понятием в негативной цепочке процесса криминализации постсоветского пространства: социальное напряжение - радикализм - экстремизм - терроризм при фоновом и прямом взаимовлиянии фанатизма последователей этого деструктивного феномена.
3. Экстремизм можно считать главным фактором и движущей силой "цветных революций", экспортируемых США и другими адептами ее политической стратегии в другие страны, а также управления искусственно создаваемым хаосом в экономической и политической экспансии западных сообществ против стран постсоветского пространства.
4. Основными направлениями борьбы с экстремизмом в странах постсоветского пространства являются система мер предупредительного воздействия на наиболее криминогенные комбинации факторов причинного комплекса, включая мероприятия ранней, непосредственной и специальной профилактики, предотвращение и пресечение радикальных проявлений, активное и наступательное использование в этих целях нормы гражданского, административного и уголовного законодательства.

При разработке стратегии и тактики борьбы с экстремизмом на постсоветском пространстве следует иметь в виду, что это многосложный негативный феномен рассматривается как деструктивное явление в образе жизни государства и акт индивидуального экстремистского поведения конкретного человека либо большой - малой социальной группы людей.
Концептуально преодоление экстремизма предполагает систему предупредительного воздействия на причинный комплекс возникновения и развития негативных факторов этого явления, а также выявление, нейтрализацию, локализацию и устранение наиболее общественно опасной комбинации этих факторов (критическая масса) на уровне общества - социальных групп - личности.

Литература

1. Алавидзе Т.Л. Социальная психология в современном мире: учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе и др. М.: Аспект Пресс, 2002. 335 с.
2. Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества / О.Г. Бахтияров // Психология экстремизма: материалы научно-практической конференции (г. Киев, 9 октября 2002 г.): сборник научных статей. URL: http://varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov8.html.
3. Федоров М.В. Измененные состояния сознания: ценностно-смысловой аспект: автореферат диссертации ... кандидата философских наук / М.В. Федоров. Москва, 1998. 16 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.