Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблема способов защиты гражданских прав в свете развития цифровых правоотношений (Юзефович Ж.Ю.)

Проблема способов защиты гражданских прав в свете развития цифровых правоотношений (Юзефович Ж.Ю.)

Дата размещения статьи: 07.03.2021

Проблема недостаточной проработанности защиты цифровых прав на современном этапе характеризуется многоаспектностью и может быть в полной мере осознана, а впоследствии и разрешена лишь посредством научного осмысления всего многообразия юридического инструментария воздействия на складывающиеся в данной области общественные отношения. В настоящее время нормативное регулирование цифровых правоотношений осмысливается многими цивилистами. Однако проблема защиты гражданских прав в цифровом праве затрагивается крайне редко и очень осторожно.
Исследуем, что же представляют собой с научной точки зрения цифровое право, цифровые права, какие способы их защиты предполагаются.
Понятие цифровых прав дано в ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ). Нестеров А.В. отмечает, что правоведы не пришли к единообразному пониманию правовых категорий "цифровые права" и "объект цифровых прав" <2>. Логичным будет исходить, как и цивилисты Головкин Р.Б. и Аносова О.С. <3>, из данного законодателем определения. Так, под цифровыми правами понимаются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых происходят в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Понятия "цифровое право" и "цифровые права" различны. С точки зрения Головкина Р.Б. и Аносовой О.С., цифровое право представляет собой систему правовых предписаний, выраженных внешне и закрепленных государством в виде системы цифровых кодов, обозначений, с помощью которых регулируются общественные отношения в рамках информационных систем.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. 1994. 8 декабря.
<2> Нестеров А.В. О цифровых правах и объектах цифровых прав // Право и цифровая экономика. 2020. N 1 (07). С. 11 - 16.
<3> Головкин Р.Б., Амосова О.С. "Цифровые права" и "цифровое право" в механизмах цифровизации экономики и государственного управления // Вестник Владимирского юридического института. 2019. N 2 (51). С. 163 - 166.

Гонгало Б.М. и Новоселова Л.А. <4> признают понятия "цифровое право" и "токен" синонимичными. Они же отмечают, что не все виды токенов (программных, платежных, кредитных, утилитарных) попадают под данное законодателем понятие, отраженное в ст. ст. 128, 141.1 ГК РФ. Цивилисты отмечают, что создается новая, в отличие от традиционной, система учета, предполагающая отсутствие посредника при передаче имущественных прав. В то же время исследователи делают вывод, что создание цифрового образа объекта не меняет его природы и порядка регулирования.
--------------------------------
<4> Гонгало Б.М., Новоселова Л.А. Есть ли место цифровым правам в системе объектов гражданского права // Пермский юридический альманах. 2019. N 2. С. 179 - 192.

Василевская Л.Ю. отмечает, что искусственное внесение законодателем цифровых прав в перечень имущественных чревато смешением их правовых режимов, а также ставит проблему отграничения этих прав от иных имущественных по квалифицирующим признакам <5>. Определяя цифровое право как токен, исследователь приводит следующие характеристики таковых: наличие цифровой единицы цены, наличие доли участия субъекта, наличие цифрового ценового аналога бездокументарной ценной бумаги или аналога иных объектов гражданского права.
--------------------------------
<5> Василевская Л.Ю. Цифровые права как новый объект гражданских прав: правовые проблемы юридической классификации // Хозяйство и право. 2019. N 5 (508). С. 3 - 14.

Лаптева А.М. пишет, что за понятием токена скрываются различные объекты гражданских прав, объединенные одним понятием <6>.
--------------------------------
<6> Лаптева А.М. Правовой режим токенов // Предпринимательское право. 2019. N 2. С. 29 - 32.

В настоящее время кроме ГК РФ, регулирующего цифровые права, действуют и другие законы. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7> (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) устанавливает понятие информационной системы как совокупности содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует деятельность инвестиционных платформ и утилитарные цифровые права <8>. К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность операторов инвестиционных платформ, относится Банк России.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета. 2006. 29 июля.
<8> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2019. 7 августа.

Исследование правовых норм Федерального закона N 149-ФЗ приводит нас к умозаключению, что принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации заключаются: в свободе поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (при этом ограничение доступа к информации законом допускается); открытости, достоверности и своевременности информации и в свободном доступе к такой информации; неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; в недопустимости установления преимуществ применения одних информационных технологий перед другими. Кроме принципов, указанный закон устанавливает дополнительные правила внесудебного и судебного регулирования сайтов для защиты интеллектуальных прав владельцами информационно-телекоммуникационных сайтов, правообладателями, федеральным органом исполнительной власти (осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи), Московским городским судом.
Цифровое право существует в виде цифровой записи только в определенной информационной системе. В своей совокупности это уже цифровые права, которые составляют имущественные права, отличные от денег, интеллектуальной собственности, вещей. То есть цифровые права - это имущественно-информационные права, поскольку неотделимы от информационной системы. В связи с этой природой исследуемого права особенно актуален вопрос его защиты.
Нам более всего интересны ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 149-ФЗ. Поскольку, как мы уже сказали, цифровые права обладают имущественно-информационной природой, следовательно, их защита зависит от защиты информации в целом. При этом следует отметить, что регулирование, направленное на блокировку информационных систем для защиты цифровых прав, является сомнительным способом защиты - за исключением отмывания денежных средств и иных преступлений.
Статья 16 вышеозначенного Закона указывает, что информационная защита предусматривает под собой: "1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации".
На обладателя информации и оператора информационной системы (далее - ИС) возлагаются обязанности: по обеспечению защиты от несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременному обнаружению таковых фактов и предупреждению возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; недопущению воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; созданию возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; соблюдению постоянного контроля за обеспечением уровня защищенности информации; по обеспечению требования о нахождении баз данных информации на территории Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием таковой заинтересованные лица в соответствии со ст. 17 вышеназванного Закона "вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица". Таким образом, предусматривается общий порядок способов защиты прав в цифровых правоотношениях.
Однако анализируя и систематизируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что порядок защиты в данном случае не продуман досконально. Первым сразу возникает вопрос о том, кто будет нести убытки при ограничении доступа к информационной системе. Согласно части 4 ст. 17 Федерального закона N 149-ФЗ, устанавливаются ограничения ответственности провайдера хостинга, оператора связи и владельца сайта в сети Интернет перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения по закону. Ведь в этом случае не действует ст. ст. 393, 403 ГК РФ. Второй вопрос: как доказать и чем подтвердить проведение транзакций, залогов, иной деятельности по приобретению цифровых прав (майнинга). Ведь все эти операции допустимы только в рамках информационной системы (ИС). Третьим вопросом являются вероятные проблемы со стороны работы самой ИС, в которой возможны сбои, в том числе из-за атак хакеров, ошибок специалистов, удаления сведений о правах, попавших ошибочно в дополнительные цепочки блокчейна. Безусловно, остается вопросом и отсутствие знания у владельца прав о праве остальных участников ИС, в связи с этим формируется опасность появления информационно-имущественных пирамид. Все перечисленное создает условия для возникновения системы способов защиты исследуемых прав. Декларирование принципов и запретов не может гарантировать защиту от злоупотреблений провайдера хостинга, оператора связи и владельца сайта. При этом таковые лица обладают знанием всех технических лазеек, что делает их более сильной стороной в спорах. Правообладатель выступает в данном случае слабой стороной, поскольку знания его об информационной системе начинаются договором и соглашением, а заканчиваются сведениями об операторе и владельце. О необходимости редактирования ст. 128 ГК РФ говорят многие ученые, например Егорова М.А., Ефимова Л.Г. <9>. Но мы, как и Ковязина Н.М. <10>, видим другой путь.
--------------------------------
<9> Егорова М.А., Ефимова Л.Г. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 11 - 16.
<10> Ковязина Н.М. Гражданско-правовая защита: способы защиты и меры ответственности: моногр. М.: МФЮА, 2019. С. 168 - 178.

В гражданском законодательстве уже известно регулирование правоотношений по поводу бездокументарных ценных бумаг (ст. ст. 149.1 - 149.5 ГК РФ). Следуя мотивации Гонгало Б.М., Новоселовой Л.А. о том, что бездокументарные ценные бумаги и цифровое право имеют сходство по дефиниции и по ряду свойств, предполагаем возможным распространить ст. ст. 149.1 - 149.5 ГК РФ для осуществления защиты цифрового права. Установление законом лиц, обязанных вести учет цифровых прав, сделает правоотношения прозрачнее, в том числе при возникновении судебных споров. В частности, актуально и значимо будет выглядеть требование к таким лицам по незамедлительному опубликованию сведений об утрате учетных записей, удостоверяющих право, в средствах массовой информации; по обращению в суд с заявлением о восстановлении данных учета прав в порядке, установленном процессуальным законодательством.
А что касается действий со стороны правообладателя по самозащите, безусловно, она есть. Например, она может быть реализована с помощью нотариального удостоверения скриншота сайта, подтверждения транзакции; направления претензионного письма провайдеру, владельцу ИС. Но не до конца проработаны условия возложения обязанностей "на сильную сторону" за игнорирование таковой самозащиты со стороны правообладателя.

Вывод. Статья 17 Федерального закона N 149-ФЗ и ст. ст. 149.1 - 149.5 ГК РФ требуют доработки. В первом случае необходимо предусмотреть, что провайдеру, владельцу ИС вменяется в обязанность разрешение с правообладателем возникающих вопросов в досудебном порядке. Неисполнение таковой обязанности в течение разумного (месячного) срока должно повлечь за собой ответственность нарушителей в виде штрафа. Во втором случае (при редактировании ст. ст. 149.1 - 149.5 ГК РФ) необходимо распространить действие рассмотренных норм на цифровые права. И поскольку цифровое право подчинено правилам ИС, то только в этом случае можно говорить о правилах информационной системы, которые должны будут соответствовать законодательству.

Литература

1. Василевская Л.Ю. Цифровые права как новый объект гражданских прав: правовые проблемы юридической классификации / Л.Ю. Василевская // Хозяйство и право. 2019. N 5 (508). С. 3 - 14.
2. Головкин Р.Б. "Цифровые права" и "цифровое право" в механизмах цифровизации экономики и государственного управления / Р.Б. Головкин, О.С. Амосова // Вестник Владимирского юридического института. 2019. N 2 (51). С. 163 - 166.
3. Гонгало Б.М. Есть ли место цифровым правам в системе объектов гражданского права / Б.М. Гонгало, Л.А. Новоселова // Пермский юридический альманах. 2019. N 2. С. 179 - 192.
4. Егорова М.А. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют / М.А. Егорова, Л.Г. Ефимова // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 11 - 16.
5. Ковязина Н.М. Гражданско-правовая защита: способы защиты и меры ответственности: монография / Н.М. Ковязина. М.: МФЮА, 2019. 194 с.
6. Лаптева А.М. Правовой режим токенов / А.М. Лаптева // Предпринимательское право. 2019. N 2. С. 29 - 32.
7. Нестеров А.В. О цифровых правах и объектах цифровых прав / А.В. Нестеров // Право и цифровая экономика. 2020. N 1 (07). С. 11 - 16.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.