Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения.
Ильф и Петров

История перевозок пассажиров с помощью такси насчитывает в России уже более 100 лет. Так, А.Д. Рубец приводит сведения о действовавшем в Москве в 1909 г. "Товариществе автомобильного передвижения" с гаражом на 30 автомобилей-такси <1>. К 1912 г. количество такси в г. Санкт-Петербурге составляло 328, в г. Москве - 220 <2>. За этот период времени общественные отношения в данной сфере претерпели существенные изменения, обусловленные как технической стороной прогресса, так и развитием общества, проходившем параллельно. При этом полагать, что в настоящее время сфера перевозок пассажиров легковым такси полностью урегулирована и не имеет проблем, было бы, на наш взгляд, необоснованно. Предлагаем рассмотреть некоторые из них.
--------------------------------
<1> Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. С. 180.
<2> Там же. С. 179.

Основными документами, регламентирующими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в настоящее время в России являются Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 69-ФЗ) и Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <4>. Более детально деятельность такси определена ст. 9 Закона N 69-ФЗ. В частности, законодательно закреплена обязанность получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдача которого происходит уполномоченными органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Данный орган наделен правом осуществления проверок соблюдения обязательных требований, установленных для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2310.
<4> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Важнейшим условием, обеспечивающим безопасность пассажиров такси, является исправность транспортного средства, осуществляющего перевозку, и удовлетворительное состояние водителя такси. Выполнение этих условий закреплено в качестве обязанностей ч. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ. Обеспечение безопасности, по замыслу законодателя, обеспечивается как возможностью безошибочной идентификации участникам дорожного движения легкового такси, так и обеспечением юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем мероприятий по техническому обслуживанию транспортного средства, контролю его технического состояния перед выпуском на линию, обеспечением проведения предрейсовых медицинских осмотров. Выполнение условий по перевозке пассажиров и багажа такси дополнительно регламентируется нормами Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 <5>. В частности, на фрахтовщика возложена обязанность ведения журнала регистрации заказов.
--------------------------------
<5> Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1102.

Эти условия, наряду с предоставлением такси некоторых преимуществ по участию в дорожном движении, должны создавать комфортные и безопасные условия для водителей и пассажиров <6>. Хотя, как показывают некоторые исследования, например А.Ю. Якимова, данные положения Правил дорожного движения не всегда комплексно регулируют организацию и осуществление дорожного движения <7>. Как свидетельствует выступление Президента России В.В. Путина на заседании расширенной коллегии МВД России по итогам работы за 2019 г., дорожно-транспортные происшествия с участием такси становятся серьезным фактором, влияющим на безопасность пассажиров <8>.
--------------------------------
<6> См., напр.: пункт 18.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
<7> Якимов А.Ю. Некоторые недостатки нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения и предложения по совершенствованию правового регулирования указанной деятельности // Административное право и процесс. 2018. N 6. С. 7 - 15.
<8> Заседание коллегии МВД России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения: 05.09.2020).

Согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром при Правительстве РФ, в стране имеется тенденция к увеличению количества индивидуальных предпринимателей, которые заявили в качестве основного вида деятельности "таксомоторные перевозки", однако контролирующие органы по месту их регистрации соответствующего разрешения на данный вид деятельности не выдавали <9>. В числе регионов с наибольшей диспропорцией выделены Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Тверская область, г. Москва. О значимости перевозок такси говорит цифра занятых в этой сфере водителей, составляющая около 600 000 человек, а также доля тех, кто зависит от услуг таксистов, составляющая около 1 518 000 человек по состоянию на начало 2019 г.
--------------------------------
<9> Исследование рынка такси. URL: https://ac.gov.ru/files/content/24166/rynok-taksi-2019-pdf.pdf (дата обращения: 05.09.2020).

При этом необходимо отметить два важных фактора, которые напрямую влияют на безопасность перевозки такси. Первое - это наличие на рынке нелегальных участников, общее число которых по итогам исследования в 2019 г. составляет около 16% от всех участников рынка, что в денежном выражении соответствует 101 млрд руб. Такой объем участников рынка, находящихся вне сферы регулирования, несет не только вред экономике в виде недополученных налогов, но и напрямую влияет на состояние безопасности дорожного движения, поскольку говорит о несоблюдении такими перевозчиками обязательных требований к перевозчикам, в первую очередь по соблюдению прохождения предрейсовых медицинских осмотров и проверке технического состояния автомобилей.
Вторым фактором, который выявлен исследованием, является серьезное нарушение режима труда и отдыха водителей такси. Так, большинство водителей работают по 11 час. в сутки, а 4% работают более 16 час. Соблюдают режим труда и отдыха только 22% водителей. Подобное трудовое расписание оправдано лишь для водителя, поскольку от количества заказов зависит его прямая материальная выгода в виде вознаграждения за перевозку пассажира. Говорить о реальном соблюдении медицинских ограничений по непрерывному выполнению трудовой функции, связанной с управлением транспортным средством, в таких условиях не приходится.
Чем обусловлено неисполнение требований водителями таксомоторов при детальной регламентации деятельности по перевозке пассажиров и багажа? Полагаем, что такое состояние дел обусловлено активным проникновением во все сферы экономики современных технологий. Само по себе это явление носит безусловно положительный характер, но в то же время имеет свои минусы. В частности, формальное осуществление деятельности в рамках закона каждым из участников рынка перевозок такси создает ситуацию, когда отдельные участники пытаются снять с себя часть законодательно установленных обязательств. Рассмотрим это проявление на примере работы интернет-агрегаторов.
Если мы обратимся к информации, которая содержится, например, в Условиях договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, размещенной компанией "Яндекс" в разделе правовых документов, то в п. 3.2 сможем найти информацию о снятии агрегатором с себя ответственности за взаимодействие службы такси и пользователя <10>. Фактически компания предоставляет сведения службе такси о наличии у пользователя сервисов "Яндекс" желания осуществить поездку соответствующим способом. После передачи этой информации компания не несет ответственности перед пассажиром за соблюдение перевозчиком требований законодательства в части осуществления перевозок легковым такси.
--------------------------------
<10> Условия договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу. URL: https://yandex.ru/legal/taxi_termsofcarriage (дата обращения: 05.09.2020).

Аналогичные по освобождению от обязанностей перед клиентом сервиса сведения содержатся в пользовательском соглашении с достаточно известной компанией Uber <11>. Сервис такси "MAXIM" также информирует в Правилах работы сервиса "MAXIM" клиентов об освобождении себя от обязательств, связанных с ответственностью за прямые убытки, упущенную выгоду, понесенные заказчиком в результате пользования его услугами <12>.
--------------------------------
<11> Условия и положения. URL: https://support-uber.com/legal/tos?lang=ru (дата обращения: 05.09.2020).
<12> Правила работы сервиса "MAXIM". URL: https://taximaxim.ru/term/offer (дата обращения: 05.09.2020).

Ряд других компаний, например "Ситимобил", предлагают своим клиентам информацию о страховании жизни и здоровья при совершении поездок на такси, водители которых используют информацию от данного агрегатора <13>. Своего рода мотивацией к соблюдению требований законодательства являются попытки со стороны сервисов осуществлять мониторинг качества предоставляемых услуг посредством системы оценок услуги пользователями (через мобильные приложения), а также предоставления фотоотчета о состоянии и внешнем виде автомобиля. Однако более подробной правовой информации сайт "Ситимобил" не содержит, предлагая обращаться в офисы ее представительств в населенных пунктах присутствия.
--------------------------------
<13> Страхование. URL: https://driver.city-mobil.ru/insurance (дата обращения: 05.09.2020).

Приведенный краткий обзор наиболее крупных информационных партнеров рынка услуг по перевозке пассажиров и багажа такси не претендует на всеобъемлющий характер, однако дает, на наш взгляд, общее представление о правовой регламентации отношений агрегаторов такси, перевозчиков и пассажиров. Роль агрегаторов фактически сводится к передаче информации о потребности в услуге перевозки такси от клиента непосредственно перевозчику. Фактическое обеспечение безопасности пассажиров возлагается на перевозчика, как и соблюдение им требований законодательства по организации деятельности в сфере перевозок. Такое положение, по нашему мнению, создает ситуацию, когда перевозчиком может выступать практически любое лицо на любом транспортном средстве, получившее информацию от соответствующего сервиса.
Ответственность перевозчика наступает в случае установления уполномоченными органами власти наличия нарушения в его действиях. Так, например, ГИБДД МВД России, осуществляя надзор за дорожным движением, вправе привлечь к ответственности нарушителя по ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ, ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ за незаконное нанесение на автомобиль цветографической схемы такси и установку опознавательного фонаря легкового такси соответственно. Однако привлечь можно к ответственности лишь то лицо, которое нанесло соответствующие отличительные знаки такси на управляемый им автомобиль. Во многих ситуациях перевозчики, осуществляя фактическую перевозку пассажиров и багажа в качестве такси, могут никак не обозначать транспортное средство. При этом следует отметить, что в судебной и прокурорской практике имеются случаи, когда деятельность информационных агрегаторов признавали представляющей опасность для неопределенного круга граждан, в том числе создающей угрозу причинения вреда в будущем <14>.
--------------------------------
<14> Тихомирова Ю.В. Защита прав граждан при перевозке пассажиров и багажа легковым такси // Законность. 2016. N 9. С. 21 - 23.

То, что такие нарушения могут иметь массовый характер, подтверждают профилактические мероприятия, которые проводятся Госавтоинспекцией совместно с региональными органами контроля. Так, в феврале проверка автомобилей такси на территории г. Нижнего Новгорода, чьи водители получают информацию от основных агрегаторов такси, показала, что менее 10% из них имеют разрешение на перевозку пассажиров и багажа такси <15>. Проведенная в период с 27 декабря 2019 г. по 15 января 2020 г. Роспотребнадзором горячая линия по услугам такси и каршеринга зафиксировала 1 976 обращений с жалобами на этот вид деятельности <16>. На отсутствие надлежащего контроля со стороны владельцев за техническим состоянием такси косвенно указывают некоторые социологические исследования, результаты которых рассматривает в своей работе, например, П.В. Молчанов <17>.
--------------------------------
<15> Менее 10% нижегородских водителей такси имеют официальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа. URL: https://www.government-nnov.ru/?id=249691 (дата обращения: 05.09.2020).
<16> Об итогах горячей линии по услугам такси и каршеринга. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13683&sphrase_id=2239021 (дата обращения: 05.09.2020).
<17> Молчанов П.В. Актуальные проблемы административной политики в области дорожного движения (по результатам социологических исследований) // Административное право и процесс. 2017. N 11. С. 25 - 29.

Эти нарушения, на наш взгляд, вызваны экономическими причинами, обусловленными высоким спросом на данный вид услуг. Перевозчики, стараясь выдержать конкуренцию, пытаются минимизировать издержки, в первую очередь экономя на поддержании нормативного состояния транспортного средства, а также на осуществлении контроля должного режима труда и отдыха водителей и осуществлении их предрейсовых медицинских осмотров. Ввиду ограниченности ресурсов контролирующие органы не могут обеспечить всецелого охвата рынка такси из-за его огромных объемов. Также, по нашему мнению, будет ошибочно утверждать, что агрегаторы не оказывают влияния на данный рынок, поскольку именно они создают заинтересованность у потребителя в получении услуги такси с использованием их электронных сервисов. Водители такси же заинтересованы в получении комиссии от сотрудничества с конкретным агрегатором, а иногда и с несколькими.
В настоящее время ведется активный законодательный поиск компромисса по урегулированию конфликта современных технологий и существующих требований в области безопасности дорожного движения. Свидетельством этому может служить попытка разработки и принятия нормативных актов, которые бы комплексно регулировали перевозки пассажиров и багажа такси. Так, по состоянию на конец апреля 2020 г. в Государственной Думе РФ находится два законопроекта, призванных урегулировать деятельность такси в России. Первый законопроект внесен еще в июне 2018 г. и прошел первое чтение в декабре 2018 г., но к настоящему моменту его продвижение приостановлено <18>. Второй законопроект внесен в Государственную Думу РФ в декабре 2019 г. и находится на рассмотрении профильного комитета Государственной Думы <19>.
--------------------------------
<18> Постановление ГД ФС РФ от 13 декабря 2018 г. N 5455-7 ГД "О проекте федерального закона N 481004-7 "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 52. Ст. 8122.
<19> Паспорт проекта Федерального закона N 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы "Законотворчество". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/864881-7#bh_histras (дата обращения: 05.09.2020).

Краткий их анализ позволяет говорить, что регулирование сферы перевозок легковым такси должно сделать прозрачным и понятным поведение всех его участников, в том числе новых, таких как информационные сервисы. В законопроектах прослеживается тенденция к введению страхования ответственности как самих перевозчиков, так и агрегаторов такси, запрета на передачу в аренду автомобилей с разрешениями на перевозку такси. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности перевозок путем контроля состояния водителей. Как частной мерой, направленной на дисциплинирование перевозчиков, является ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного движения транспортными средствами, используемыми в качестве такси. В качестве примера можно привести законопроект, внесенный для обсуждения Министерством транспорта России <20>.
--------------------------------
<20> Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения уровня безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом". URL: https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=100695 (дата обращения: 05.09.2020).

Желание и необходимость регулирования перевозок такси не являются исключительно российским явлением. Так, не будет ошибкой сказать, что одним из узнаваемых за рубежом брендов является нью-йоркское желтое такси, деятельность которого тщательно регулируется, а получение соответствующего разрешения в настоящий момент хотя и значительно снизило свою стоимость, но составляет существенные 150 000 долл. США <21>. При этом муниципалитет включил в сферу перевозок пассажиров такси и иные транспортные средства, снизив тем самым негативное влияние нелегального сектора перевозок.
--------------------------------
<21> Need to Know: Taxi Medallions in New York. URL: https://citylimits.org/2019/11/30/need-to-know-taxi-medallions-in-new-york (дата обращения: 05.09.2020).

Безусловно, эти нововведения дают громадный толчок законотворческой деятельности, поскольку только принятие отдельного закона о деятельности такси затронет и смежные сферы регулирования.

Литература

1. Молчанов П.В. Актуальные проблемы административной политики в области дорожного движения (по результатам социологических исследований) / П.В. Молчанов // Административное право и процесс. 2017. N 11. С. 25 - 29.
2. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Рубец. Москва: Академия, 2003. 304 с.
3. Тихомирова Ю.В. Защита прав граждан при перевозке пассажиров и багажа легковым такси / Ю.В. Тихомирова // Законность. 2016. N 9. С. 21 - 23.
4. Якимов А.Ю. Некоторые недостатки нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения и предложения по совершенствованию правового регулирования указанной деятельности / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. 2018. N 6. С. 7 - 15.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd (Петруня Ю.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Ответственность перевозчика по законодательству Российской Федерации и Республики Словения: сравнительная характеристика (Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.