Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор страхования > Вред от действий пассажира транспортного средства и страховой случай в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Светличный А.Д.)

Вред от действий пассажира транспортного средства и страховой случай в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Светличный А.Д.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

Использование транспортного средства и с точки зрения действующего законодательства, и с бытовой точки зрения относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. В законе это закреплено в ст. 1079 Гражданского кодекса РФ <1>. В подавляющем большинстве случаев использование транспортного средства приводит к причинению вреда в результате действий лица, которое им управляет.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019 N 489-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

Однако можно помыслить ситуации, когда вред возникает от иных факторов. Например, от воздействия перевозимого груза (перегруз или некачественное закрепление груза) <2>, от непреодолимой силы (чаще всего под этим подразумеваются непредвиденные и чрезвычайные природные явления) <3>, от действий диких или домашних животных (выбегание их на дорогу и тому подобное) <4>. При желании этот список можно продолжать. Приведенные примеры - это далеко не исчерпывающий перечень обстоятельств причинения вреда во время дорожного движения. Обстановка усугубляется и становится более острой в связи с глобальной автомобилизацией, ведь с каждым годом количество автомобилей, в том числе и в России, постоянно растет <5>.
--------------------------------
<2> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 апреля 2019 г. N 33-4897/2019; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26 марта 2019 г. по делу N 33-2547/2019; Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 26 марта 2019 г. N 33-3355/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 18 марта 2014 г. по делу N 2-11/2014 // СПС "Гарант".
<4> Постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2014 г. N Ф09-4360/14 по делу N А47-7372/2013; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2012 г. N А13-8090/2011 // СПС "КонсультантПлюс".
<5> URL: https://yandex.ru/turbo/s/autostat.ru/press-releases/41923/ (дата обращения: 08.09.2020).

Однако в фокусе внимания автора будет правовой анализ ситуации, в которой вред причиняется действиями пассажира транспортного средства. При анализе доступной судебной практики выявить внятные статистические данные по подобным делам не удалось. Однако можно смело утверждать, что такие случаи есть, о чем свидетельствуют отдельные судебные споры в разных регионах России. Косвенно об актуальности темы говорит неустойчивая судебная практика судов общей юрисдикции при рассмотрении таких дел.
Поэтому целью статьи является выявление наиболее обоснованного и сбалансированного подхода к разрешению подобных споров в судах на основании действующего закона и цели правового регулирования. Для этого необходимо проанализировать общее и специальное законодательство, регулирующее эти общественные отношения, а также установить, какой смысл законодатель вкладывал в содержание этих правовых норм, для выявления ошибочных подходов при рассмотрении подобных дел в судах. Исследование ограничивается только случаями причинения вреда третьим лицам и только сферой обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вначале зададим рамочную фабулу, которая послужит точкой опоры для анализа. В транспортном средстве находятся два человека: водитель (для упрощения представим, что он является собственником транспортного средства) и находящийся на заднем сидении пассажир. Гражданская ответственность водителя застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Далее эта фабула неминуемо распадается на два случая: когда вред причиняется во время движения и во время остановки транспортного средства. Предположим, что и в первой, и во второй ситуации пассажир открывает дверь со своей стороны и задевает ею, например, движущийся в попутном или встречном направлении мотоцикл, причиняя при этом вред. Опять же для упрощения представим, что водитель мотоцикла Правил дорожного движения не нарушает. Возникает ли здесь страховой случай? Кто отвечает за действия пассажира транспортного средства?
Постараемся найти ответы на эти вопросы применительно к первой ситуации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <6> (далее - Закон N 40-ФЗ) страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение. Как видно, наличие или отсутствие страхового случая зависит от двух моментов. Первый связан с тем, причиняется ли вред при использовании транспортного средства в контексте формулировки законодателя. Здесь с этим сложностей не возникает, ведь вред причиняется действиями пассажира во время движения, поэтому использование транспортного средства налицо.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от 25.05.2020 N 161-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

Второй момент более интересный - наступает ли ответственность владельца транспортного средства за причинение вреда третьему лицу? Владельцем в нашей фабуле является водитель (собственник), и поэтому ключевое значение имеет то обстоятельство, отвечает ли водитель за действия своего пассажира: если отвечает, то страховой случай есть, а если не отвечает, то соответственно нет. Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ по договору ОСАГО считается застрахованной ответственность владельца транспортного средства, лиц, указанных в договоре обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании. Является ли пассажир таким "иным лицом"? Четкого ответа на этот вопрос закон не содержит. Однако не будет ошибкой считать, что под использованием автомобиля имеется в виду именно управление им. Управлять автомобилем даже чисто технически может только водитель. Под "иными лицами, использующими транспортное средство" по смыслу ст. 15 Закона N 40-ФЗ следует понимать арендаторов или лиц, допущенных к управлению транспортным средством и вписанных в полис ОСАГО, или других подобных субъектов. Намерение законодателя отнести к этой группе еще и пассажиров вызывает серьезные сомнения.
Поэтому, если рассуждать таким образом, страховой случай не наступает, так как ответственность пассажира по договору ОСАГО не застрахована. Соответственно, страховщик не будет обязан выплачивать потерпевшему страховое возмещение.
В то же время можно посмотреть на это с другого ракурса. Известно, что ОСАГО является социально направленным видом страхования <7>. Закон N 40-ФЗ принят в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств, что прямо указано в его преамбуле. Будет ли достигаться заявленная цель, если действия пассажира не повлекут наступление страхового случая? Иными словами, будут ли защищены права потерпевших на возмещение вреда так, как это понимает законодатель?
--------------------------------
<7> Каримуллина А.Э. Страховое возмещение в натуральной форме по договору ОСАГО: проблемы законодательства и правоприменительной практики // Транспортное право. 2020. N 2. С. 9 - 12.

На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку при указанном подходе потерпевшему для защиты своего нарушенного права остается предъявлять иск к пассажиру о возмещении причиненного вреда по правилам главы 59 ГК РФ. В этом случае складывающиеся отношения практически полностью выпадают из-под действия Закона N 40-ФЗ и потерпевший лишается страховой защиты. Не следует забывать еще и о том, что пассажир часто является родственником водителя или вообще несовершеннолетним ребенком. В итоге получается, что буквальное понимание Закона в некотором смысле противоречит его цели.
Теперь обратим внимание на вторую часть заявленной в начале рамочной фабулы - причинение вреда пассажиром во время остановки транспортного средства. Здесь для квалификации страхового случая самое важное значение имеет то, причиняется ли вред при использовании транспортного средства в контексте ст. 1 Закона N 40-ФЗ или нет. Оттолкнемся от п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <8>, где дается более развернутое определение использования транспортного средства: это не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. Представляется, что если вред причиняется пассажиром во время остановки транспортного средства на светофоре в ожидании разрешающего сигнала, то "использование" здесь будет. То же самое можно сказать и про ситуации, когда транспортное средство совершило остановку для посадки или высадки пассажиров на проезжей части. Автомобиль в этих случаях сохраняет свойства источника повышенной опасности. Поэтому общий вывод в этих обстоятельствах должен быть таким же, как и в первом случае, - страховой случай наступил.
--------------------------------
<8> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СПС "КонсультантПлюс".

Но не следует забывать об иных ситуациях, например, когда транспортное средство продолжительное время ожидает посадки пассажира. При этом автомобиль скорее не используется, чем используется (применительно к теме этой статьи). Более того, представляется, что пассажир, садящийся в транспортное средство и причиняющий при этом вред, несет ответственность сам. За его действия водитель не отвечает, и страховой случай не наступает.
Думается, что умозрительно определить границы использования нелегко, и ответ на этот вопрос может дать только судебная практика. Рамки же статьи позволяют предложить правоприменителю только общие рекомендации при рассмотрении таких споров.
Общий подход должен быть следующим. Если вред причиняется пассажиром во время движения транспортного средства либо во время его остановки на светофоре (и в других подобных случаях), то страховой случай необходимо признавать наступившим. Закон надо трактовать таким образом, что за действия пассажира отвечает владелец транспортного средства, а поскольку ответственность владельца застрахована по договору ОСАГО, то страховая компания должна выплатить страховое возмещение потерпевшему. После выплаты страховщик в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 40-ФЗ будет вправе реализовать свое регрессное требование к пассажиру. В качественно иных случаях возможно и нужно отступать от общего подхода и возлагать ответственность за причиненный вред на самого пассажира.
В заключение скажем, что поиск баланса зачастую связан с определенными трудностями, поскольку всегда существуют противоположные имущественные интересы у потерпевшего и причинителя вреда, выгодоприобретателя и страховщика, должника и кредитора. Тем не менее законодатель должен выбрать того субъекта отношения, который сильнее нуждается в защите. Считаем, что применительно к теме исследования с точки зрения политики права правильнее было бы отдавать предпочтение защите интересов потерпевшего перед интересами причинителя вреда. Поэтому право (в рассмотренных в статье ситуациях) должно признавать страховым случаем по ОСАГО возникновение вреда от действий пассажира транспортного средства. Тогда интересы потерпевшего будут защищены сильнее, ибо ему предоставляется дополнительная защита как в виде требования страхового возмещения со страховой компании, так и в виде требования в рамках обязательства вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ). На необходимость такой усиленной защиты потерпевшего прямо указывал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П <9>. В частности, КС РФ отметил, что введение института обязательного страхования соответствует принципу "повышенной защиты прав потерпевшего на основе упрощенных процедур получения страховых сумм". На это же обстоятельство обращалось внимание в научной литературе <10>. Кроме этого, возможность выбора потерпевшим формы защиты своего права предлагается в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г. <11>, о чем также указывается в литературе <12>. Наконец, есть и положительная судебная практика о признании страховым случаем возникновения вреда от действий пассажира транспортного средства <13>.
--------------------------------
<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Архипова А.Г. Страхование или деликт? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.05.2018 N 305-ЭС17-20897 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 1. С. 4 - 15.
<11> Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 1293-р "Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Клепоносова М.В., Лушина Л.А., Логинова А.С. Эффективность правового регулирования порядка возмещения вреда по договору ОСАГО // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 116 - 125.
<13> Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 16 мая 2017 г. по делу N 2-583/2017 // СПС "КонсультантПлюс".

Литература

1. Архипова А.Г. Страхование или деликт? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.05.2018 N 305-ЭС17-20897 / А.Г. Архипова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 1. С. 4 - 15.
2. Каримуллина А.Э. Страховое возмещение в натуральной форме по договору ОСАГО: проблемы законодательства и правоприменительной практики / А.Э. Каримуллина // Транспортное право. 2020. N 2. С. 9 - 12.
3. Клепоносова М.В. Эффективность правового регулирования порядка возмещения вреда по договору ОСАГО / М.В. Клепоносова, Л.А. Лушина, А.С. Логинова // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 116 - 125.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Проблема определения размера страхового возмещения при наступлении страхового случая по договору страхования гражданской ответственности застройщика (Гончарова А.А.)

Дата размещения статьи: 12.04.2021

подробнее>>

Вред от действий пассажира транспортного средства и страховой случай в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Светличный А.Д.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Полномочия и особенности деятельности страховых агентов и брокеров (Цокур Е.Ф.)

Дата размещения статьи: 01.03.2021

подробнее>>

Современная модель компенсационного страхования (indemnity insurance) и перспективы ее воплощения в российском праве (Кратенко М.В., Луйк О.-Ю.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Истечение срока действия диагностической карты как основание для права регрессного требования в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Светличный А.Д.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.