Дата размещения статьи: 22.12.2021
Введение. Одной из актуальных проблем современного международного гражданского процесса является конфликт юрисдикций. Одним из возможных аспектов проблемы конфликта юрисдикций выступает возбуждение параллельных разбирательств между одними и тем же сторонами, но в различных юрисдикционных органах (государственных судах, международных коммерческих арбитражах). В этой связи актуальным является вопрос о том, возможно ли появление параллельных разбирательств в рамках банкротства, осложненного иностранным элементом.
Понятие параллельных разбирательств. Так, в 2006 году Ассоциация международного права в итоговом отчете по доктрине lis pendens и международному коммерческому арбитражу определила параллельное разбирательство как "разбирательство, ведущееся в государственном суде или другом третейском суде, в котором стороны и один или несколько вопросов являются одинаковыми или по существу такие же, как те, что рассматриваются иным международным коммерческим арбитражем в текущем третейском разбирательстве".
Исходя из указанного положения можно сделать вывод о том, что критериями определения параллельности разбирательств также является идентичность сторон и тождество оснований и предмета иска. Указанные критерии в науке и практике не толкуются буквально. Так, идентичность сторон в данном случае подразумевает, что не только непосредственные стороны материально-правового спора выступают в качестве истцов и ответчиков, но и лица, интересы которых будут тождественными и неразделимыми. Так, в практике Европейского суда есть случаи, в которых лица признавались тождественными: предъявление иска страховщиком, имеющего право суброгации, от имени страхователя <1>, ведение дела цессионарием по уступленному требованию <2>. Относительно тождества оснований и предмета иска в практике также указывается на необязательную их идентичность: предмет иска может отличаться в случае, когда в основании иска должны лежать те же самые фактические обстоятельства <3>.
--------------------------------
<1> Drouot Assurances SA v. Consolidated Metallurgical Industries (C-351/96) [1998] ECR I3075.
<2> Case C-406/92 Tatry v. Maciej Rataj [1994] ECR I-5439.
<3> Гетьман-Павлова И.В., Филатова М.А. Принцип lis pendens в международном гражданском процессе: проблемы идентичности исков и сторон // Вестник гражданского процесса. 2018. N 2. С. 239 - 263.
Трансграничное банкротство и параллельные разбирательства. Классически трансграничное банкротство понимается как банкротство, осложненное иностранным элементом. В качестве иностранного элемента для целей квалификации банкротства как трансграничного могут выступать: иностранный по отношению к должнику кредитор, участвующий в деле о банкротстве, активы должника, в отношении которого у него имеются вещные права, а также иностранное по отношению к должнику контролирующее его лицо <4>.
--------------------------------
<4> Трутников С.С. Возбуждение производства по делам о несостоятельности в России и Германии. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. С. 155 - 156; Мохова Е.В. Доктрина основного производства при трансграничной несостоятельности юридических лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10 и др.
Именно эти элементы лежат в основе возникновения параллельных разбирательств в рамках трансграничных банкротств.
- возбуждение нескольких процедур банкротства в различных юрисдикциях;
- возбуждение основной и вторичной процедур в различных юрисдикциях;
- возбуждение обособленных споров, непосредственно связанных с основным разбирательством, в юрисдикции, отличной от юрисдикции возбуждения дела о банкротстве.
Причины появления параллельных производств в рамках трансграничной несостоятельности могут быть следующими. Во-первых, действие доктрин правового регулирования трансграничной несостоятельности. Например, доктрина территориальности предполагает такую процедуру, которая проводится почти или полностью без учета интересов иностранных процедур в отношении одного и того же должника. Соответственно, потенциально это может влечь за собой возбуждение еще одной параллельной процедуры банкротства в другой юрисдикции. Во-вторых, forum shopping, который основывается на использовании критерия центра основных интересов (COMI-стандарт). Дело в том, что в основе конструкции COMI лежат обстоятельства фактического характера, которые могут изменяться (место зарегистрированного офиса либо место управления делами должника, очевидное его кредиторам) <5>. Следовательно, разные кредиторы независимо друг от друга могут возбудить дело о банкротстве одного и того же должника в разных юрисдикциях.
--------------------------------
<5> Мохова Е.В., Яцук Н.П., Лиджанова А.Э. Forum shopping и конкуренция регулирования в трансграничных банкротствах и реструктуризациях // Закон. 2020. N 9. С. 97 - 114.
Относительно указанных выше критериев параллельных разбирательств отметим, что в рамках трансграничного банкротства они очевидно не действуют, поскольку в указанных выше случаях и стороны, и основания, и предмет требований могут отличаться. Общим элементом в данном случае будут непосредственно должник и отношения, связанные с его несостоятельностью.
Средства устранения параллельных разбирательств. В международном гражданском процессе существует несколько инструментов устранения дублирующих разбирательств: доктрина forum non conveniens (неудобного суда), доктрина lis alibi pendens, запрет на предъявление иска в другом суде (anti-suit injunctions). Возможно ли применение указанных инструментов в случае трансграничного банкротства?
Доктрина forum non conveniens позволяет суду отклонить иск, когда существует удобный альтернативный юрисдикционный орган для разрешения спора. Очевидно, что потенциально такой инструмент вполне может работать в случае с трансграничным банкротством, особенно если суд будет тщательно подходить к определению COMI.
Доктрина lis pendens предполагает, что если дело рассматривается в одном суде, то другой суд параллельного разбирательства обязан отказать в рассмотрении дела или приостановить производство. Данная доктрина широко применяется в случае с ординарными спорами, однако в случае с трансграничным банкротством применение ее проблематично в силу необходимости соблюдения условий ее применения: совпадение требований в двух процессах, совпадение сторон и временные параметры (дело в одном суде возбуждено раньше, чем в другом) <6>, а также возможности признания судебных актов, вынесенных в рамках дела о несостоятельности в другой юрисдикции <7>.
--------------------------------
<6> Гетьман-Павлова И.В., Филатова М.А. Указ. соч. С. 260.
<7> Костин А.А. Трансграничное банкротство и международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации (процессуальные и материальные аспекты) // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 9. С. 120 - 142.
Запрет на предъявление иска в другом суде (anti-suit injunctions) для целей трансграничного банкротства мог бы представлять собой запрет на возбуждение дел о банкротстве, вторичном разбирательстве и обособленных спорах. Вместе с тем даже в странах англосаксонского права вопрос о его применении для целей трансграничного банкротства остается спорным <8>.
--------------------------------
<8> Ho L.C. Anti-Suit Injunctions in Cross-Border Insolvency: A Restatement // The International and Comparative Law Quarterly. 2003. Vol. 52. P. 697 - 735.
Таким образом, арсенал мер борьбы с параллельными разбирательствами в банкротстве до конца не определен.
Литература
1. Гетьман-Павлова И.В. Принцип lis pendens в международном гражданском процессе: проблемы идентичности исков и сторон / И.В. Гетьман-Павлова, М.А. Филатова // Вестник гражданского процесса. 2018. N 2. С. 239 - 263.
2. Костин А.А. Трансграничное банкротство и международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации (процессуальные и материальные аспекты) / А.А. Костин // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 9. С. 120 - 142.
3. Ho L.C. Anti-Suit Injunctions in Cross-Border Insolvency: A Restatement / L.C. Ho // The International and Comparative Law Quarterly. 2003. Vol. 52. Iss. 3. P. 697 - 735.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 22.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Навигация