Дата размещения статьи: 23.12.2021
Уже в течение десятилетия многопользовательские виртуальные миры занимают важное место в обществе на социальном и экономическом уровне. Количество пользователей таких виртуальных пространств возрастает ежегодно, как и количество покупок, в частности, за реальные деньги, виртуальных объектов (аватаров, виртуальной одежды, виртуальных домов и т.д.). Однако на сегодняшний день эта виртуальная собственность не имеет юридического статуса ни в национальном, ни в международном праве. Таким образом, разработчики виртуальных миров пользуются правовым вакуумом в этой области и выбирают правовой режим, который наилучшим образом отвечает их интересам в Лицензионном соглашении конечного пользователя (EULA), которое каждый пользователь должен принять, прежде чем получить доступ к виртуальному миру.
Любой пользователь MMOG (Massively Multiplayer Online Game) может приобрести предмет, участок земли или любой другой вид собственности в MMOG, если это сделано с помощью кода, лежащего в основе сделки. Р
азработчики MMOG посредством кодирования решают, какими предметами можно торговать между пользователями, а какие являются так называемыми предметами, привязанными к счету, т.е. предметами, которыми нельзя торговать после того, как они поступили во владение пользователя.
Приобретение предмета в MMOG может произойти в виде получения его в качестве награды за выполнение квеста, путем добычи железной руды, убийства дракона или различными другими способами.
В первые годы существования MMOG вся торговая деятельность происходила в виртуальных мирах, используя только виртуальную валюту. В настоящее время целые компании построены вокруг концепции покупки и продажи виртуальной валюты и предметов в обмен на реальную валюту. С развитием виртуальных миров MMOGs наступил не только рост торговли, но и "чувство" собственности, которое пользователи ощущают по отношению к своим объектам. Но поскольку EULA составлены таким образом, что право собственности на виртуальные объекты сохраняется за разработчиками, это приводит к конфликту в ситуациях, когда пользователь хочет "обналичить" виртуальные объекты, т.е. осуществить сделку по продаже виртуального объекта за реальные деньги. Большинство EULA прямо содержат пункты, запрещающие этот вид сделок, наказанием за которые часто является блокировка аккаунта игрока.
Однако в свете быстрого развития MMOG настало время пересмотреть эту систему. Настало время рассмотреть наиболее выгодный подход к правам собственности на объекты, родные для виртуальных миров и их соответствующих правообладателей.
Права пользователей, связанные с их внутриигровыми персонажами (аватарами) и виртуальными активами, в настоящее время определяются почти исключительно EULA и их вариантами. EULA образует договорное соглашение между пользователем и разработчиком и точно описывает, какими правами обладает и не обладает пользователь <1>.
--------------------------------
<1> Alfred Fritzsche V. Trespass to (Virtual) Chattels: Assessing Online Gamers' Authority to Sell In-Game Assets Where Adhesive Contracts Prohibit Such Activity, 8 U.C. DAVIS BUS. L.J. 235 (2007). P. 240 - 241.
Они пользуются предпочтением разработчиков как способом обеспечения защиты своего программного обеспечения путем предотвращения воспроизведения и распространения незаконных копий без их согласия.
Разработчики также используют EULA для того, чтобы сохранить все права собственности на объекты, находящиеся внутри их MMOG. Этот инструмент работал в некоторой степени, когда торговля происходила почти полностью в виртуальном пространстве, так как он служил способом защиты пользователей от влияния черного рынка. EULA действовало как инструмент, который позволял разработчикам блокировать аккаунты и виртуальные счета, связанные с деятельностью черного рынка, в попытке предотвратить негативное влияние веб-сайтов черного рынка на игровой опыт обычных пользователей.
Самая главная особенность лицензионных (пользовательских) соглашений была названа Е.А. Останиной, которая звучит так: "Нет большей лжи, чем слова "Я прочитал условия лицензионного соглашения и согласен с ними" <2>.
--------------------------------
<2> Останина Е.А. Основание присоединения к многопользовательской онлайн-игре - договор с участием потребителей // Право в сфере Интернета: сб. ст. / рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018.
EULA можно охарактеризовать как "click-wrap" соглашения (соглашения, в которых закреплены права и обязанности сторон, заключенные полностью в онлайн-среде <3>), являющиеся одним из подтипов соглашений "shrink-wrap" <4>, которые принимаются при удалении термоусадочной пленки из продукта. После запуска программы виртуального мира пользователи сталкиваются с условиями соглашения и могут либо нажать кнопку "Я принимаю" (и перейти в MMOG), либо "Я не принимаю" (прекратить работу программы). И такая концепция "бери или уходи" имеет как ряд преимуществ, особенно для разработчиков, так и ряд серьезных недостатков, в большей степени для пользователей. И одним из таких недостатков является проблема наследования виртуальных объектов.
--------------------------------
<3> Buono F.M., Friedman J.A. Maximizing the Enforceability of Click-Wrap Agreements // Journal of Technology Law and Policy, 1999. URL: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/jtlp4&div=16&id=&page=.
<4> URL: https://odinlaw.com/overview-licenses-shrink-wrap-vs-click-wrap-vs-browse-wrap-licenses/.
Если осуществить расчет возможных потраченных средств отдельно взятого пользователя игровых площадок, добавив в вычисления сумму всех внутриигровых объектов, а также просто компьютерных игр, то у среднестатистического пользователя в сумме может выйти довольно внушительный результат. В связи с этим автор не только как представитель игрового сообщества, но и как исследователь задается вопросом: что произойдет с этим имуществом после смерти? И поскольку вопрос наследования виртуальных объектов связан прежде всего с аккаунтом пользователя, автором также будет рассмотрена аналогичная проблематика профилей в социальных сетях.
Например, несмотря на денежную стоимость и любую сентиментальную ценность, которую может иметь Ваша библиотека Steam, после Вашей смерти, в соответствии с соглашением, заключенным в настоящее время с корпорацией Valve, эта цифра, учитывающая все намерения и цели, умирает вместе с пользователем. На данный момент возможность просто оставить свой аккаунт близкому другу, родственнику или любимому человеку отсутствует. Без явного разрешения Valve игрок не может просто передать свою учетную запись Steam другому лицу. Даже если бы пользователь записал в своем завещании, что хочет, чтобы это произошло, без такого разрешения это не повлекло бы дальнейший правовой эффект. Стоит отметить, что это является стандартной позицией производителей или администраторов игровых площадок <5>.
--------------------------------
<5> URL: https://store.steampowered.com/subscriber_agreement/.
Аккаунт как в социальных сетях, так и в многопользовательских играх или игровых площадках можно определить как совокупность информации о пользователе, зарегистрированной в цифровом виде и необходимой для его идентификации и предоставления доступа к его персональным данным, настройкам и содержанию <6>. И правовой статус аккаунтов, особенно относящихся к социальным сетям, в отечественной и зарубежной доктрине рассматриваются экспертами в качестве цифрового наследства.
--------------------------------
<6> Лазаренкова О.Г. К вопросу о цифровых правах, а также цифровой учетной записи в наследственных правоотношениях // Наследственное право. 2019. N 3.
В США уже есть несколько случаев вмешательства государства в правовое регулирование наследования счетов. Первый шаг в этом направлении был сделан в 2014 г., когда был принят Закон о внесении изменений в раздел 12 Кодекса Делавэра, касающийся фидуциарного доступа к цифровым активам и цифровым аккаунтам. Данный Закон определяет понятия "цифровой аккаунт" и "цифровой актив" и дает возможность назначить фидуциария по цифровому аккаунту или цифровому активу, который может осуществлять все права на цифровые активы и цифровые учетные записи владельца счета в той мере, в какой это разрешено законом или любым лицензионным соглашением с конечным пользователем <7>. Позднее, в 2015 г., в большинстве штатов США был принят Единый закон о фидуциарном доступе к цифровым активам. Он позволяет физическим лицам указывать в своем завещании, что их представитель может иметь доступ к их электронной почте и профилям в социальных сетях <8>. В тех штатах, где не был принят Единый закон о фидуциарном доступе к цифровым активам, компании сами решают, предоставлять ли доступ к цифровым учетным записям умершего члена семьи его родственникам.
--------------------------------
<7> House of Representatives 147th General Assembly (2014) An Act to Amend Title 12 of the Delaware Code Relating to Fiduciary Access to Digital Assets and Digital Accounts. House Bill no. 345. URL: http://legis.delaware.gov/BillDetail/23219.
<8> The Conversation (2018) Estate planning for your digital assets. URL: https://theconversation.com/estate-planning-for-your-digital-assets-90613.
Возможность наследования аккаунтов в социальных сетях признается и в европейском праве. Так, Федеральный суд Карлсруэ недавно разрешил наследовать аккаунты в Facebook. Согласно решению, данные в сети должны обрабатываться так же, как и частные дневники или письма, и передаваться наследникам. Дело касалось родителей 15-летней девочки, попавшей под поезд в 2012 г. Родители покойной девочки хотели получить доступ к ее аккаунту, чтобы попытаться выяснить, была ли ее смерть вызвана самоубийством или несчастным случаем. Facebook отказал в доступе к аккаунту после смерти их дочери, сославшись на озабоченность по поводу конфиденциальности контактов этой девочки. В соответствии со своей нынешней политикой компания разрешает родственникам умершего лица только частичный доступ к аккаунту, позволяя им изменить страницу на онлайн-мемориал или полностью удалить ее <9>.
--------------------------------
<9> Riham Alkoussa Heirs can access Facebook account of deceased relatives: German court // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-facebook-privacy-germany-idUSKBN1K219A.
Соответственно, несмотря на попытки законодательного регулирования, аккаунты в социальных сетях и игровых площадках продолжают регулироваться условиями пользовательского соглашения. Пользователи таких услуг, как и сам автор, не имеют возможности побороть время. И если сейчас возраст представителей поколения компьютерных игр в среднем не является достаточно большим, то спустя время эта проблема накроет разработчиков и законодателей подобно снежной лавине. И поскольку отечественная правовая традиция не может признать право собственности за такими активами, как аккаунты, тогда следует более детально регулировать условия пользовательского соглашения. EULA должны быть сбалансированы с точки зрения защиты пользователей. Поскольку администраторы игровых площадок, а также владельцы цифровых платформ являются в некотором роде монополистами, государственное вмешательство в сложившиеся отношения просто необходимо.
Литература
1. Лазаренкова О.Г. К вопросу о цифровых правах, а также цифровой учетной записи в наследственных правоотношениях / О.Г. Лазаренкова // Наследственное право. 2019. N 3. С. 24 - 27.
2. Останина Е.А. Основание присоединения к многопользовательской онлайн-игре - договор с участием потребителей / Е.А. Останина // Право в сфере Интернета: сборник статей / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор М.А. Рожкова. Москва: Статут, 2018. 528 с.
References
1. Alfred Fritzsche V. Trespass to (Virtual) Chattels: Assessing Online Gamers' Authority to Sell In-Game Assets Where Adhesive Contracts Prohibit Such Activity / V. Alfred Fritzsche // UC Davis School of Law - Business Law Journal. 2007. Vol. 8. Iss. 1. P. 235 - 241.
2. Alkoussa R. Heirs can access Facebook account of deceased relatives: German court / R. Alkoussa // Reuters. 2012. 12 July.
3. Buono F.M. Maximizing the Enforceability of Click-Wrap Agreements / F.M. Buono, J.A. Friedman // Journal of Technology Law and Policy. 1999. Vol. 4. Iss. 3. URL: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/jtlp4&div=16&id=&page=.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация