Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Роль Банка России в цифровизации банковской системы (Хоменко Е.Г.)

Роль Банка России в цифровизации банковской системы (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

Цифровизация является неотъемлемой чертой современной мировой экономики, в какой-то степени ее стержнем. Активное и повсеместное внедрение новых технологий можно назвать движущей силой в совершенствовании оказываемых банковских услуг во всех развитых странах мира. Россия не является исключением. И хотя банковская система уже была хорошо отлажена, она постоянно модернизировалась в организационном и технологическом аспектах, в ней постепенно внедрялись автоматизированные системы управления, учета, контроля и т.п.

Не последнюю роль в этом играл Банк России. В Стратегии развития платежной системы России, утвержденной Советом директоров Банка России 1 апреля 1996 г. (Протокол N 15), четко обозначены намерения Банка совершенствовать весь механизм организации и проведения платежей. В этих целях Банк России стал внедрять постепенный переход на современную автоматизированную систему расчетов, работающую преимущественно в режиме реального времени. В современной банковской деятельности имеется стойкая и однозначно поддерживаемая бизнесом тенденция трансформации традиционных банковских услуг в новый цифровой банкинг.

Прежде чем приступить к рассмотрению цифровых технологий в банковской деятельности, необходимо подчеркнуть, что цифровизация является обязательным условием реализации комплекса программного и технического обеспечения всех оказываемых банковских услуг, и прежде всего электронных. Иными словами, электронные банковские услуги не являются первым шагом к цифровизации банковской деятельности, а скорее наоборот. Цифровизация, цифровые технологии - это, как точно отмечено в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" <1>, способность и возможность приводить различную информацию в цифровую форму. Цифровые технологии относятся к числу тех институтов, внедрение которых существенно позволяет повышать скорость и эффективность оказываемых банками услуг. И, поскольку особое значение эти факторы имеют применительно к межбанковским расчетно-платежным операциям, Банк России поставил перед собой задачу принять меры для максимального ускорения платежного оборота и осуществления платежей.

--------------------------------

<1> Согласно этому документу под цифровой экономикой понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг (СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901).

 

Так, возможность использования электронных систем обмена информационными сообщениями свела к минимуму риски задержки расчетов между лицами, находящимися в любой точке мира, и позволила переводить денежные средства от одного лица другому в течение нескольких минут. Эти задачи выполняет система "Клиент-банк", с помощью которой клиент доводит до обслуживающего его банка свое распоряжение о совершении конкретной операции с его денежными средствами на банковском счете. Для осуществления указанной операции нередко используются также платежные банковские карты.

Степень модернизации цифровых технологий в банковской деятельности напрямую связана с уровнем развития платежных систем в стране. Так, в обмене электронными сообщениями для осуществления банковской операции по переводу денежных средств от плательщика к получателю (взыскателю) нередко участвуют субъекты платежной системы, обслуживающей банк плательщика (получателя, взыскателя), - операционные центры, платежный клиринговый центр, расчетный центр. Документ также может передаваться через систему межбанковского электронного обмена информацией.

Для передачи информации между платежными системами используются системы коммуникационного обмена и передачи информации, наиболее известной из которых является сеть SWIFT - международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Поэтому внедрение Банком России в декабре 2015 г. российского аналога системы SWIFT - Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), функционирующей на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России, - большое достижение. Порядок оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям кредитным организациям и их клиентам - юридическим лицам установлен Указанием Банка России от 20 сентября 2019 г. N 5263-У <2>.

--------------------------------

<2> Вестник Банка России. 2019. N 73.

 

Система передачи финансовых сообщений Банка России создавалась в условиях санкционной политики, когда Европарламент и отдельно некоторые европейские страны грозились отключить российскую банковскую систему от SWIFT. Но формально независимая SWIFT, как и известные "карточные" платежные системы VISA и MasterCard, прежде всего - субъект предпринимательской деятельности. Поэтому, заявив, что все рекомендованные санкции в отношении России она исполнять не будет, поскольку это наносит вред ее репутации, система SWIFT осталась на российском рынке платежных услуг. Тем не менее Банк России все-таки запустил отечественный аналог системы передачи финансовых сообщений и обеспечил независимость этой системы от внешних угроз. К сожалению, на данный момент СПФС в полной мере не обеспечивает обмен финансовыми сообщениями при международных расчетах. Из 428 кредитных организаций к СПФС по данным на 1 июня 2020 г. подключено лишь 392 пользователя <3>, причем с учетом подключенных филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, т.е. вся банковская система СПФС не охвачена.

--------------------------------

<3> URL: http://www.cbr.ru/PSystem/mes/perechen-pol-zovateley-spfs-banka-rossii/ (дата обращения: 5 июля 2020 г.).

 

Однако представляется, что положительные аспекты СПФС все же превалируют над ее недостатками. Помимо отсутствия платы за подключение и обслуживание, недорогой платы за услугу по обмену сообщениями, а также постоянного усовершенствования системы и внедрения новых цифровых технологий, СПФС решает главную задачу: она может обеспечить возможность платежных операций в Российской Федерации, тем самым гарантируя денежный оборот страны.

Цифровизация послужила не только устранению временных проблем проведения расчетно-платежных банковских операций. Она способствовала созданию альтернативы карточной системы переводов с использованием номеров мобильных телефонов, к которым привязано мобильное приложение обслуживающего клиента банка, - сервиса быстрых платежей (СБП) Банка России.

СБП действует в рамках платежной системы Банка России <4> наравне с сервисами срочного перевода и несрочного перевода. Основное различие между этими сервисами состоит в сроках исполнения процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств и запуска процедуры их исполнения.

--------------------------------

<4> Положение Банка России от 6 июля 2017 г. N 595-П "О платежной системе Банка России" // Вестник Банка России. 2017. N 90-91.

 

СБП предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее 600 тысяч рублей незамедлительно, по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр (ОПКЦ) другой платежной системы; а также процедур исполнения распоряжений Банком России незамедлительно, после успешного завершения процедур приема к исполнению. Сервис быстрых платежей предоставляется Банком России в круглосуточном режиме, ежедневно, включая выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <5> (далее - Закон о НПС) обязанность обязательного подключения к СБП для всех кредитных организаций не установлена.

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

 

Присоединяться к СБП необходимо только для того, чтобы именно через этот сервис осуществлять операции, предусмотренные ч. 4 ст. 30.6 Закона о НПС. Речь идет о переводах денежных средств с использованием международных платежных карт, а также на платежные карты, которые эмитируются платежной системой и получают международный статус.

Эта норма применяется также к услугам подтверждения использования клиентами кредитных организаций международных платежных карт (аутентификации) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при осуществлении переводов денежных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, требование присоединиться к СБП распространяется на кредитные организации, оказывающие определенные виды банковских операций, а именно: все переводы денежных средств так или иначе связаны с использованием международных платежных карт. Тем самым Банк России принимает меры, минимизирующие риски утечки информации за пределы Российской Федерации, нарушения конфиденциальности осуществляемых операций, операционные риски и иные.

Положение Банка России от 6 июля 2017 г. N 595-П "О платежной системе Банка России" <6> (далее - Положение о платежной системе Банка России) конкретизирует требования к кредитным организациям, получающим доступ к СБП. Оно устанавливает, что кредитные организации, являющиеся прямыми участниками платежной системы Банка России, которым предоставлен доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием распоряжений в электронном виде, имеют доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей. Такие кредитные организации называются участниками СБП. Косвенные участники платежной системы Банка России доступа к СБП не имеют.

--------------------------------

<6> Вестник Банка России. 2017. N 90-91.

 

Также Банк России устанавливает перечень кредитных организаций, которые обязаны использовать сервис быстрых платежей. Эта обязанность касается только тех кредитных организаций, которые являются участниками внешней платежной системы, предоставляющей операционные услуги, услуги платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей. Такими кредитными организациями являются:

1) системно значимые кредитные организации;

2) иные кредитные организации, имеющие универсальную лицензию на осуществление банковских операций.

Что касается требования об участии во внешней платежной системе, то это необходимо для обмена электронными сообщениями при осуществлении переводов денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей. Факт участия в этой платежной системе позволяет обеспечить указанный обмен через инфраструктуру внешней платежной системы (ее операционный и клиринговый центры).

Анализ всех требований, касающихся наделения кредитной организации правом осуществлять перечисленные выше банковские операции (несмотря на обладание кредитной организацией соответствующей банковской лицензией), приводит к выводу, что обязанность использования сервиса быстрых платежей является обязательной практически для всех кредитных организаций.

Сервис быстрых платежей Банка России решил как минимум четыре важные проблемы.

Во-первых, многофункциональность СБП дала возможность кредитным организациям предложить своим клиентам различные платежные решения. Соответственно, увеличение объема совершаемых через СБП операций позволило выработать оптимальную бизнес-модель для поддержания каждому клиенту - юридическому лицу уровня доходности.

Во-вторых, СБП устранил взимаемые ранее комиссии по совершаемым операциям по переводу денежных средств с банковского счета обслуживающего банка на банковский счет получателя, обслуживающегося в другом банке.

В-третьих, СБП привлекает множество физических лиц. Он предоставляет широкий спектр услуг и возможностей для физических лиц - клиентов банков - участников СБП. Так, они могут мгновенно, в режиме 24/7 переводить деньги посредством мобильного телефона со счета на счет в своем или ином банке. У физических лиц есть возможность осуществлять переводы на небольшие суммы, не выходя из дома и без комиссии. Сервис быстрых платежей повышает качество банковских услуг и расширяет их доступность для населения.

В-четвертых, расширение круга обслуживаемых клиентов - физических лиц особенно актуально в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Именно на это Банк России обратил внимание в своем письме от 8 июня 2020 г. N 04-45-5/4130 "О подключении к Системе быстрых платежей Банка России" <7>.

--------------------------------

<7> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

 

Таким образом, сервис быстрых платежей как один из видов дистанционной банковской услуги приобрел особую значимость.

Для подключения к СБП банк должен не только соответствовать предъявляемым к участнику СБП требованиям. Он должен иметь соответствующее программное обеспечение, отвечающее параметрам, размещенным на портале АО НСПК <8>.

--------------------------------

<8> URL: https://support.nspk.ru.

 

Кроме того, банк - кандидат на подключение к СБП должен пройти тестовые испытания. Успешные результаты позволят сервису быстрых платежей через свою операционную инфраструктуру активировать банку-кандидату сервис для постоянной эксплуатации.

Срок для подключения к СБП для банков с универсальной лицензией истек 1 октября 2020 г., а все системно значимые кредитные организации должны были присоединиться к СБП еще в 2019 г. Но, к сожалению, кредитные организации не очень активно подключаются к СБП. Они несут некоторые связанные с этим издержки, выражающиеся во взимании с них платы за услуги СБП. Ведь Банк России как обслуживающий банк взимает с банков, использующих сервис быстрых переводов, тарифы за совершаемые по корсчетам операции. Участники СБП также теряют комиссионные от совершаемых платежно-расчетных операций.

В целях привлечения кредитных организаций Банк России в течение 2019 г. не взимал с них плату за услуги СБП. С 1 апреля 2020 г. кредитные организации должны были уплачивать тарифы за переводы, осуществляемые между физическими лицами. Но Банк России эти тарифы обнулил, и теперь они вводятся только с 1 июля 2022 г. <9>

--------------------------------

<9> См.: Информационное сообщение Банка России "Тарифы на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), действующие с 1 апреля 2020 года" // Вестник Банка России. 2020. N 19.

 

Следует отметить, что экономия кредитных организаций, проявляемая в затягивании процесса подключения к СБП, приводит к повышению уровня рисков потери клиентов, которые "перетекут" в иные кредитные организации, предоставляющие услуги в СБП.

Значимые характеристики СБП, порядок участия в этом сервисе, тот факт, что подключенные к этому сервису кредитные организации именуются участниками СБП, и другие его специфические качества делают сущность СБП в некоторой степени сходной с платежной системой. Такое приравнивание сервиса быстрых платежей к системе бытует и среди ученых-правоведов. На официальном сайте Банка России указано, что "система быстрых платежей - это сервис" <10>.

--------------------------------

<10> URL: https://cbr.ru/PSystem/sfp/ (дата обращения: 29 июня 2020 г.).

 

С учетом действующего законодательства, регулирующего деятельность платежных систем, определение некой системы как сервиса, равно как и сервиса - как системы, нельзя признать корректным. Иными словами, СБП - это либо сервис, либо система. С правовой точки зрения, согласно нормативным актам Банка России, сервис быстрых платежей является структурным элементом платежной системы Банка России наравне с сервисом срочного перевода и сервисом несрочного перевода.

На данный момент в рамки платежной системы Банка России другие платежные системы не входят. Однако целый ряд показателей функционирования сервиса быстрых платежей, например порядок подключения к нему участников; требования, предъявляемые к этим участникам и не имеющие отношения к пользованию другими видами сервисов платежной системы Банка России, а также многие другие факторы позволяют утверждать о высокой степени вероятности выделения сервиса быстрых платежей в самостоятельную платежную систему, входящую в платежную систему Банка России.

В некоторой степени эта тенденция выражена на официальном сайте системы быстрых платежей https://sbp.nspk.ru/. В настоящее время сайт наполнен информацией, удобной физическим лицам для совершения ими платежей. На сайте также содержится информация о кредитных организациях - участниках СБП. На 3 июля 2020 г. их было 74. Из числа наиболее известных кредитных организаций, подключившихся к СБП, можно назвать: "Альфа-банк", ВТБ, "Газпромбанк", "Открытие", "Почта Банк", "Райффайзенбанк", "Росбанк", "Сбербанк", "Тинькофф", "Яндекс.Деньги" и др.

Помимо тех плюсов, которые дает режим работы СБП, о котором уже говорилось ранее, внедренные в СБП технологии и их корреляция с программным обеспечением субъектов предпринимательской деятельности, обслуживающих физических лиц, позволяют населению оплачивать товары, работы, услуги с помощью QR-кодов.

QR-код - это графическое изображение, при расшифровке которого становится доступной необходимая для осуществления операции по переводу денежных средств информация: банковские реквизиты, сумма и назначение платежа. Эта информация зашифрована и защищена от прочтения без специальных программных средств, которые устанавливаются в мобильном телефоне. В СБП использование QR-кодов делается быстро и без комиссии.

Чтобы использовать QR-код, необходимо отсканировать его с помощью мобильного приложения своего обслуживающего банка и подтвердить выполнение операции. После этого деньги мгновенно списываются со счета клиента. Юридические лица оснащают QR-кодами свои кассовые аппараты или иное оборудование, на котором можно показать QR-код.

Юридические лица могут также использовать QR-наклейки. Суть их в том, что эти наклейки выставляются в удобном для покупателя месте и считываются мобильным приложением обслуживающего клиента банка. Далее все происходит так же, как и при использовании QR-кода: покупатель вводит сумму оплаты и подтверждает платеж. Уведомление о поступившем платеже получает получатель денежных средств, т.е. продавец.

QR-код также может применяться при оплатах в сети Интернет, что является естественным маркетинговым ходом с учетом интенсивности использования Интернета потребителями в целях приобретения товаров, а бизнесом - при осуществлении предпринимательской деятельности.

Из всех подключенных к СБП кредитных организаций 11 уже предоставляют своим клиентам возможность оплачивать товары, работы, услуги по QR-кодам. В Центральном банке РФ считают, что банки медленно подключаются к этой системе оплаты, потому что теряют эквайринговые комиссии.

Как заявила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова, для принятия юридическим лицом оплаты по QR-кодам в договоре этого юридического лица и обслуживающего банка должно значится, "что банк фактически как эквайрер осуществлял обработку таких операций". А банки "до последнего пытаются сохранить эквайринговые комиссии именно по картам" <11>.

--------------------------------

<11> В ЦБ объяснили, почему банки медленно внедряют оплату товаров по QR-коду // URL: https://ria.ru/20200528/1572113258.html (дата обращения: 30 июня 2020 г.).

 

Но услуга все-таки постепенно распространяется. Банки, пусть и не все, но подключаются к оплате через QR-коды.

Например, такую форму оплаты запустил Райффайзенбанк, но через мобильное приложение "Райффайзен-онлайн". Пользователи этого приложения могут, таким образом, совершать покупки в Интернете, в магазинах, ресторанах, поддерживающих оплату по QR-коду через СБП. Для того чтобы совершить покупку, надо открыть "Райффайзен-онлайн" и во вкладке "Платежи" выбрать "Оплата по QR-коду". После этого откроется камера, приложение считает код и перейдет на страницу перевода для подтверждения операции <12>.

--------------------------------

<12> Райффайзенбанк запустил оплату по QR-коду // URL: https://www.chel.kp.ru/online/news/3880830/ (дата обращения: 30 июня 2020 г.).

 

Одним из крупнейших игроков на рынке банковских услуг является Сбербанк. Он подключил опцию отправления и приема переводов по номеру мобильного телефона клиентов тех кредитных организаций, которые подключены к СБП.

При этом отметим, что Сбербанк долго отказывался от подключения к этому сервису, а впоследствии не обеспечивал полноценную работу СБП. В настоящее время он уже и принимает форму оплаты платежей по QR-коду, и в июне 2020 г. уже реализовал весь объем сервиса быстрых платежей.

По-другому ситуация обстоит в банке ВТБ. Он является активным участником сервиса быстрых платежей, доля ВТБ превышает 35% от общего оборота операций по СБП. Переводы через этот сервис занимают треть от общего объема переводов. При этом большую часть операций (свыше 60%) занимают входящие платежи.

Среди клиентов, платежи которых проходят через услуги СБП, существенный процент занимают физические лица, совершающие повседневные операции на сравнительно небольшие суммы. Их привлекает доступность этого платежного сервиса, поскольку ВТБ сохраняет бесплатный тариф за такие переводы <13>.

--------------------------------

<13> Источник цифровых данных: URL: https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2020/02/2020-02-20-vtb-vtb-obespechil-perevody-na-30-mlrd-rubley-v-ramkakh-sbp/ (дата обращения: 28 июня 2020 г.).

 

Конечно, современный цифровой прогресс не может гарантировать на сто процентов безопасность совершаемых платежных операций. Особенную актуальность это приобретает для физических лиц - потребителей банковских услуг.

Некоторые банки в целях защиты прав своих клиентов вводят различные обеспечительные меры. Например, ВТБ ввел контекстные подсказки, которые появляются во время переводов через СБП от клиентов банка ВТБ клиентам сторонних банков. Перед тем как осуществлять перевод, клиенты ВТБ могут отправить получателям короткую и удобную инструкцию через мессенджеры.

Получатель в другом банке должен поставить согласие на прием входящих переводов. В инструкции отображены все действия, которые надо выполнить пользователю для подключения своего согласия. Если этого не произойдет, то в ВТБ-онлайн отобразится сообщение о том, что получатель не дал согласие на перевод по номеру телефона в конкретный банк <14>.

--------------------------------

<14> URL: https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2020/06/2020-06-16-vtb-zapustil-podskazki-dlya-perevodov-v-drugie-banki-cherez-sbp/ (дата обращения: 25 июня 2020 г.).

 

Представляется, что этот способ защиты позволяет клиентам банка проверить, что его платеж направлен тому получателю, кому эти денежные средства и предназначались, и ошибка, а также незаконное списание с банковского счета плательщика без его распоряжения не происходят.

Завершая краткое рассмотрение сервиса быстрых платежей, необходимо подчеркнуть значение и перспективы рассмотренных выше развивающихся цифровых технологий для удовлетворения потребностей населения, а также субъектов предпринимательской деятельности, включая и кредитные организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что участие кредитных организаций, особенно системно значимых, в СБП Банка России объективно является очень перспективным для всех заинтересованных лиц. Сервис быстрых платежей нацелен на повышение качества оказываемых всех видов платежных услуг в национальной платежной системе, расширение их доступности для населения с учетом снижения стоимости платежей.

Таким образом, изменения Банком России организационной и технологической основ функционирования банковской системы, происходящих под влиянием развивающейся инновационной инфраструктуры в российской экономике, обладают несомненными достоинствами.

Банк России продемонстрировал способность своевременно реагировать на потребности общества и стремиться удовлетворять их с учетом общей стратегии развития России.

Представляется также, что в недалеком будущем в действующее банковское законодательство будут внесены соответствующие изменения и дополнения и сервис быстрых платежей получит статус платежной системы, входящей в качестве элемента в платежную систему Банка России, которая, в свою очередь, занимает особое место в национальной платежной системе нашей страны.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Роль Банка России в цифровизации банковской системы (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

Правовые проблемы создания и деятельности кредитных организаций с иностранным капиталом (Ярошенко Н.В.)

Дата размещения статьи: 01.12.2021

подробнее>>

Правовая природа мер ответственности за нарушение банковского законодательства (Ильина А.В.)

Дата размещения статьи: 10.08.2021

подробнее>>

Реформирование институциональной структуры банковского регулирования в России и зарубежных государствах (Исмаилов И.Ш.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Проблемы правового регулирования банковской тайны (Данилова О.А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.