Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Антимонопольный контроль и регулирование на оптовом рынке электрической энергии (мощности): долгосрочные отборы мощности (Васильев Д.А.)

Антимонопольный контроль и регулирование на оптовом рынке электрической энергии (мощности): долгосрочные отборы мощности (Васильев Д.А.)

Дата размещения статьи: 31.08.2012

Необходимость наличия антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергии в настоящее время обусловлена прежде всего спецификой данной отрасли: ограничение перетока электрической энергии и мощности между зонами свободного перетока, малым количеством субъектов оптового рынка (в особенности поставщиков мощности), естественно-монопольным характером деятельности сетевых организаций и системного оператора, технологическими особенностями и требованиями, предъявляемыми к участникам рынка.
За время существования оптового рынка электрической энергии (мощности) антимонопольным органом было возбуждено и вынесено более сотни решений о признании нарушений антимонопольного законодательства как со стороны генерирующих компаний, гарантирующих поставщиков и сбытовых организаций, так и организаций коммерческой инфраструктуры; наложено штрафов более чем на 1 млрд. руб.
В связи с этим вполне закономерным явилось то, что при запуске нового рынка мощности с 2011 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)") антимонопольной службе была отведена особая роль и предоставлен ряд дополнительных полномочий.
К таковым относятся:
- определение зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность;
- рассмотрение ходатайств об определении условий участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности и установление условий или ограничения участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности;
- выявление в действиях участников оптового рынка признаков манипулирования ценами, в том числе в целях отмены результатов проведенного конкурентного отбора мощности.
Вышеперечисленные полномочия антимонопольного органа сохранились и в новых Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности, которые были утверждены позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, однако определенная специфика их реализации претерпела изменения.
Но, прежде чем речь пойдет об особенностях осуществления антимонопольной службой возложенных на нее полномочий, следует отметить, что процесс долгосрочного конкурентного отбора мощности представляет собой достаточно сложную процедуру как для самих участников оптового рынка, так и для организаций, участвующих в подготовке информации и документов для проведения такого отбора, рассчитывающих цены и объемы и в конечном счете формирующих договоры купли-продажи мощности между поставщиками и потребителями.
Помимо этого, сама модель отбора ценовых заявок многоэтапна. В рамках данной модели оптимизируется стоимость мощности по зонам свободного перетока, по ценовым зонам, учитываются технические характеристики генерирующих единиц мощности и вынужденный режим работы генерирующих объектов.
Цена мощности (за 1 МВт) в такой модели определяется отдельно для поставщиков и потребителей и, в частности, зависит от наличия в зоне свободного перетока установленного предельного размера цены на мощность (price cap).
На 2011 и 2012 гг. Правительством Российской Федерации утвержден предельный размер цены на мощность для зон свободного перетока, расположенных: в первой ценовой зоне оптового рынка - в размере 112,5 тыс. руб., во второй ценовой зоне - 120,35 тыс. руб.
Отсутствие предельного размера цены на мощность в зоне свободного перетока не только не ограничивает ценовые заявки поставщиков уровнем, определенным Правительством Российской Федерации, но предусматривает иные механизмы формирования цены.
Так, для зон свободного перетока, где не введен предельный уровень цен, установлено ценовое "сглаживание" - 15% самого дорогого предложения, а также ограничение на подачу ценовых заявок со стороны каждого хозяйствующего субъекта (его группы лиц) в размере не более 15% от совокупной мощности в соответствующей зоне свободного перетока.
Данные механизмы "сглаживания" и ограничения ценовых заявок в некоторой мере позволяют нивелировать рыночную силу поставщиков мощности в зоне свободного перетока. В случае их недостаточности антимонопольным органом в целях защиты конкуренции может быть принято решение о введении дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности поставщиками мощности (группы лиц), которые занимают доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока.
В 2010 г. прошел первый конкурентный отбор мощности с датой начала поставки мощности с 1 января 2011 г. В период с 18 октября по 8 ноября 2010 г. субъекты оптового рынка подавали ценовые заявки с учетом установленных ФАС России предельных уровней и дополнительных требований.

I. Определение зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность, и введение дополнительных требований к участникам

Согласно п. 104 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - Правила оптового рынка), федеральный антимонопольный орган в соответствии с критериями введения по зонам свободного перетока предельного размера цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности на основании ежегодно проводимого анализа экономической концентрации поставщиков в зонах свободного перетока (в том числе с учетом предложений совета рынка или по результатам осуществляемого контроля за состоянием конкуренции на оптовом рынке) не позднее чем за три месяца до даты окончания приема заявок при проведении последующих конкурентных отборов мощности определяет зоны свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность.
Анализ экономической концентрации поставщиков в зонах свободного перетока проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), п. 1.3 которого предусмотрено определение уровня концентрации товарного рынка.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
- коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
- иные показатели рыночной концентрации.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
- низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1000.
Низкий уровень концентрации характерен для товарного рынка с большим количеством хозяйствующих субъектов, имеющих незначительную долю на рынке, что, в свою очередь, способствует конкурентному поведению и снижению рыночной силы.
Высокий уровень концентрации, напротив, указывает на наличие крупных игроков, имеющих возможность влиять на формирование цен (цены) рынка.
При проведении анализа экономической концентрации поставщиков в зонах свободного перетока могут учитываться особенности ценообразования, установленные Правилами оптового рынка, воздействие на формирование цены перетоков из (в) других (другие) ЗСП и соотношения прогнозируемого спроса и предложения мощности.
В качестве критериев введения максимальной цены на мощность по зонам свободного перетока для проведения конкурентных отборов мощности антимонопольной службой были предложены высокий и умеренный уровни концентрации в зоне свободного перетока.
В случае если ФАС России будет определен высокий уровень концентрации в зоне свободного перетока, вводится максимальная цена на мощность.
При определении умеренного уровня концентрации в зоне свободного перетока ФАС России может быть принято решение о введении дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности поставщиками мощности (группы лиц), занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока (в соответствии с п. 104 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности) без установления в данной зоне свободного перетока максимальной цены на мощности. В случае невозможности введения ФАС России соответствующих требований к ценовым заявкам в зоне свободного перетока устанавливается максимальная цена на мощность.
На момент проведения конкурентных отборов на 2011 г. оптовый рынок электрической энергии (мощности) объединял 29 зон свободного перетока (ЗСП): 22 ЗСП в первой ценовой зоне и 7 ЗСП во второй ценовой зоне.
На конкурентные отборы мощности с датой поставки с 1 января 2011 г. Приказом от 07.09.2010 N 501 ФАС России определила 26 зон свободного перетока, в которых вводится price cap: Южный Кузбасс, Омск, Чита, Бурятия, Алтай, Хакасия, Тюмень, Северная Тюмень, СБУ, Пермь, Вятка, Волга, Киндери, Балаково, Кавказ, Волгоград, Каспий, Ростов, Кубань, Сочи, Геленджик, Махачкала, Вологда, Москва, Запад, Кольская. Во всех из указанных ЗСП был определен высокий уровень концентрации товарного рынка, в оставшихся трех ЗСП ("Урал", "Центр", "Сибирь") - умеренный уровень концентрации.
Именно в этих трех ЗСП ФАС России не вводила price cap, одновременно установив в них дополнительные требования для ценовых заявок поставщиков в этих ЗСП (Приказ ФАС России от 07.09.2010 N 502).
Однако позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2010 N 883 на 2011 г. были введены предельные уровни во всех ЗСП, расположенных во второй ценовой зоне, в том числе в ЗСП "Сибирь".
Таким образом, только в двух зонах свободного перетока (ЗСП "Центр" и ЗСП "Урал") из 29 конкурентные отборы мощности были проведены без предельного размера цены на мощность на 2011 г.

II. Рассмотрение ходатайств и установление условий или ограничения участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности

В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности субъекты оптового рынка, имеющие право на участие в конкурентном отборе мощности и занимающие доминирующее и (или) исключительное положение, после опубликования информации о проведении конкурентного отбора мощности и не позднее 45 календарных дней до окончания срока подачи ценовых заявок на такой отбор в порядке, установленном правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, направляют федеральному антимонопольному органу ходатайство об определении условий участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности.
Порядок направления таких ходатайств и их рассмотрения ФАС России устанавливается правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике (не утверждены Правительством Российской Федерации до настоящего момента). Необходимость подачи ходатайств возникает после вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
Предполагается, что по результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган может либо установить дополнительные условия, либо ограничить участие поставщиков мощности (группы лиц), занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока, в конкурентном отборе мощности, в том числе по указанию одинаковых цен в заявках, подаваемых на конкурентный отбор мощности, по указанию цен в ценовой заявке поставщика не выше цены, рассчитанной в соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом <1>.
--------------------------------
<1> Методика проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности утверждена Приказом ФАС от 10.09.2010 N 515.

В случае если субъект оптового рынка не направит ходатайство антимонопольному органу для участия в конкурентном отборе мощности, то он вправе подавать только ценопринимающие заявки (без указания цены).
Процедура получения и рассмотрения ходатайств позволяет существенно снизить риск манипулирования ценами на рынке мощности, предотвратить рост цен на мощность и обеспечить надлежащий контроль за действиями субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на рынке.

III. Выявление в действиях участников оптового рынка признаков манипулирования ценами

По результатам конкурентного отбора мощности антимонопольный орган анализирует сложившиеся цены, ценовые заявки, стратегии, используемые участниками, и в случае выявления в действиях одного или нескольких участников оптового рынка в зоне свободного перетока признаков манипулирования ценами вправе направить в наблюдательный совет НП "Совет рынка" предложение об отмене результатов проведенного конкурентного отбора в соответствующей ценовой зоне оптового рынка. Указанное предложение ФАС России может направить не позднее истечения одного месяца после опубликования системным оператором реестра итогов конкурентного отбора мощности.
В случае принятия наблюдательным советом "Совет рынка" в течение одного месяца после получения предложения антимонопольного органа решения об отмене результатов проведенного конкурентного отбора мощности системный оператор проводит повторный конкурентный отбор мощности в соответствующей ценовой зоне оптового рынка.
При подтверждении признаков манипулирования ценами по результатам рассмотрения соответствующего дела ФАС России также фиксирует факт нарушения антимонопольного законодательства за одним или несколькими хозяйствующими субъектами и накладывает административные санкции, предусмотренные КоАП.
Таким образом, вследствие манипуляций на рынке хозяйствующий нарушитель может не только не получить дополнительный финансовый выигрыш от своих действий, но и понести наказание, в том числе в виде оборотного штрафа.

IV. Конкурентные отборы мощности на 2012 г.

Первого июля 2011 г. на сайте системного оператора была опубликована предварительная информация о проведении конкурентных отборов мощности на 2012 г., согласно которой происходило сокращение зон свободного перетока с 29 до 27: ЗСП "Хакасия" входила в ЗСП "Сибирь", а ЗСП СБУ - в ЗСП "Урал".
Указанное обстоятельство повлияло и снизило количество зон свободного перетока с предельными уровнями в 2012 г., которые были утверждены Приказом ФАС России от 21.06.2011 N 457. В результате price cap был введен в 24 зонах свободного перетока из 27 при проведении конкурентных отборов мощности в 2012 г., за исключением трех самых крупных зон свободного перетока (ЗСП "Центр", "Урал", "Сибирь").
В целях ограничения рыночной силы поставщиков мощности в этих трех зонах свободного перетока ФАС России ввела дополнительные требования к ценовым заявкам (Приказ от 21.06.2011 N 458). В частности, для поставщиков мощности (группы лиц), занимающих доминирующее и (или) исключительное положение, с установленной мощностью более 3000 МВт в ЗСП "Сибирь" были введены требования по подаче одинаковых по цене заявок. Также ко всем заявкам в ЗСП "Сибирь", "Урал" и "Центр" были предъявлены требования в части экономической обоснованности.
Стоит отметить, что согласно Правилам оптового рынка в случае несоблюдения дополнительных требований, введенных ФАС России, мощность таких субъектов оптового рынка не будет отобрана.
Подача, сбор и корректировка ценовых заявок субъектов оптового рынка происходили до 1 октября 2011 г., а через месяц системный оператор опубликовал результаты конкурентного отбора мощности на 2012 г.
По сравнению с прошлым годом цены в зонах свободного перетока "Центр" и "Урал" снизились на 3,9% и составили 118100 руб./МВт и 118118 руб./МВт соответственно.
Такое снижение цен было обусловлено усилившейся конкурентной борьбой между поставщиками мощности, а также соблюдением ими выданных ФАС России дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности на 2012 г. поставщиками мощности (группы лиц), занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока.
Стоит отметить, что цены в ЗСП "Центр" и "Урал" сложились не только ниже прошлогодних, но и ниже предельного размера цены на мощность, установленного Правительством Российской Федерации (118125 руб./Мвт).
Цена мощности в ЗСП "Сибирь" составила 146788 руб./МВт, что выше прошлогодней цены, установленной на уровне предельного размера цены на мощность (126367,5 руб./МВт), но, несмотря на это, платеж потребителей данной зоны уменьшился в части более дорогой вынужденной генерации.
В оставшихся 24 зонах свободного перетока, где были введены предельные уровни, сложились максимально возможные цены, т.е. на уровне price cap, что было вполне ожидаемо.

Заключение

На настоящий момент было проведено два конкурентных отбора мощности на 2011 - 2012 гг., и уже сейчас можно отметить положительное влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на данном рынке.
Так, в зонах свободного перетока "Центр" и "Урал" произошло значительное снижение цен (с учетом имеющихся инфляционных процессов), в результате чего цены опустились ниже уровня price cap. В ЗСП "Сибирь" практически полностью разрешилась ситуация вынужденных генераторов.
В перспективе положительные плоды от конкуренции и эффективного регулирования следовало бы распространить на весь рынок и на все зоны свободного перетока. Для этого в ближайшее время потребуется решить проблему технологических и административных барьеров на рынке мощности.
Появление новых субъектов оптового рынка (конкурентов) в условиях существующих барьеров входа на рынок (длительного периода возведения генерирующих объектов, административных ограничений для малой генерации, проблем подключения к сетям субъектов естественных монополий), а также в связи с уже определившимся перечнем новой генерации (договоры поставки мощности), скорее всего, не будет являться существенным фактором снижения концентрации и развития конкурентных отношений в ближайшие годы.
Решением проблемы высокой концентрации на рынке мощности могло бы стать укрупнение (объединение) зон свободного перетока путем строительства электросетевых объектов сетевыми компаниями, а также пересмотра принципов их формирования и объединения.
Кроме того, в целях развития конкуренции на рынке мощности необходимо системно совершенствовать процедуры конкурентного отбора в части прогнозирования спроса, определения требуемых резервов, вывода из эксплуатации генерирующих объектов, а также самой модели ценообразования и отбора мощности. Также не исключено, что в обозримом будущем модель рынка электроэнергии и мощности может быть существенно пересмотрена.
В этой связи роль антимонопольной службы в формировании и развитии рынка мощности, осуществлении контроля за действиями участников будет оставаться достаточно значимой в ближайшие годы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.