Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация и ликвидация юридических лиц



Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).  Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 10.01.2022

Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Реорганизацией юридических лиц является окончание функционирования юридических лиц, когда при этом их права, а также обязанности не будут прекращены, а перейдут к другим лицам на основании правил универсального правового преемства. В современном ГК РФ до сих пор не содержится понятия, а также сущностных признаков такого института, как реорганизация. Но при этом нужно поддержать позицию В.А. Белова по поводу того, что не существует надобности закрепления на законодательном уровне такого понятия, как реорганизация.

Дата размещения статьи: 27.11.2021

К проблеме конвергенции способов оспаривания реорганизации юридических лиц в законодательстве и судебно-арбитражной практике (Нуждин Т.А.)

Действительно, проблема оспаривания реорганизации долгое время ставила ряд вопросов: что и в каком порядке обжаловать при выявлении дефектов реорганизации? Отсутствие единого подхода приводило к тому, что в арбитражных судах обжаловали не только решение о реорганизации, но и передаточный акт (разделительный баланс), договоры о слиянии (присоединении), регистрационную запись о реорганизации в Едином государственном реестре юридических лиц, реорганизацию в целом (иногда как гражданско-правовую сделку).

Дата размещения статьи: 22.11.2021

Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (Черепанова Ю.П.)

Исследуемый вопрос, касающийся проблемы существования такого субъекта права, как юридическое лицо, имеет практическое значение. Как следует из п. 3 ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо перестает обладать правоспособностью с момента внесения сведений о прекращении в единый государственный реестр юридических лиц. С момента исключения из ЕГРЮЛ данный субъект права перестает иметь гражданские права и нести обязанности, связанные с его деятельностью, то есть фактически перестает существовать.

Дата размещения статьи: 19.10.2021

Общество поглощения. Особенности отчетности при присоединении компаний (Фомина Л.)

При присоединении одного общества к другому все права и обязанности первого передаются второму. Важно правильно отразить это событие в бухгалтерской отчетности как организации, прекращающей свою деятельность, так и ее правопреемнику. Присоединением признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Дата размещения статьи: 23.08.2021

Правила разделения. Особенности отчетности компаний при реорганизации (Фомина Л.)

Разделение компании подразумевает прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При данной форме реорганизации возникает несколько правопреемников старой компании - не менее двух вновь возникших юридических лиц, на что указывает п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса (ГК РФ) и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Закон об АО). 

Дата размещения статьи: 20.08.2021

Положительное слияние. Бухгалтерская отчетность при реорганизации (Фомина Л.)

Необходимость слияния с другой компанией может возникнуть по многим причинам - от расширения рынка сбыта до ликвидации убыточного производства. Это не противоречит закону, у общества есть право на добровольную реорганизацию, в том числе и в форме слияния. Но важно корректно провести и правильно отразить эту процедуру в бухгалтерской отчетности.

Дата размещения статьи: 18.08.2021

Профессиональное преобразование. Налоговая и бухгалтерская отчетность при реорганизации компании (Фомина Л.)

Преобразование - одна из форм реорганизации компании. Хотя меняется при этом только ее организационно-правовая форма, но и это ставит перед бухгалтером ряд серьезных вопросов. Ему необходимо иметь правильное представление как в целом о процедуре реорганизации, так и о ее отдельных этапах. Надо знать, какие документы предстоит при этом подготовить. И нельзя забывать о спорных моментах, связанных с налогами и страховыми взносами. 

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц (Нуждин Т.А.)

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 ГК РФ, посвященную реорганизации юридических лиц, были внесены существенные изменения, одним из которых является то, что в Российской Федерации с 01.09.2014 допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Дата размещения статьи: 15.01.2019

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

При формулировании понятия "ликвидация" часто используют его законодательную дефиницию, согласно которой ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Однако легальное определение не учитывает то обстоятельство, что ликвидация не является одномоментным действием, а представляет собой определенный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов, зачастую довольно растянутых во времени. 

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Как известно, слияние - это одна из форм реорганизации юридических лиц. В результате слияния из двух либо нескольких компаний создается одно предприятие, а реорганизованные юридические лица прекращают свое существование. При этом сейчас допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, при условии, что законом разрешена возможность преобразования соответствующей фирмы из одной организационно-правовой формы в другую.




Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.