Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация и ликвидация юридических лиц



Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).  Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 25.03.2016

Реорганизация в форме присоединения (Фролова М.В.)

Укрупнение организаций осуществляется через реорганизацию, в том числе через присоединение. Оно предполагает передачу имущества в порядке правопреемства. Присоединяющая организация является правопреемником по обязательствам присоединяемой организации. Эта процедура имеет очень много нюансов. В данной статье мы рассмотрим основные мероприятия, проводимые в рамках слияния компаний, а также вопросы составления и представления бухгалтерской, налоговой отчетности, отчетности по НДФЛ и страховым взносам. 

Дата размещения статьи: 24.11.2015

Реорганизация в банкротстве (Дубровская И.)

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Можно ли провести процедуру реорганизации в процедуре наблюдения, в частности начать или завершить, и существует ли риск признания такой реорганизации недействительной в уже введенной процедуре банкротства? Попробуем разобраться.

Дата размещения статьи: 10.01.2015

Ликвидация ЗАО. Реорганизация компании путем преобразования (Селянина Е.)

Для того чтобы изменить структуру организации, в гражданском законодательстве предусмотрена процедура реорганизации (ст. 57 ГК РФ), под которой понимается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица. Создаваемые при реорганизации новые организации являются в разной степени правопреемниками юридических лиц, прекративших свое существование. Реорганизация юридических лиц регулируется нормами п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ и может быть осуществлена пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием (п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ).

Дата размещения статьи: 23.12.2014

Восстановление в правах кредитора (Бычков А.)

Кредитор ликвидируемого должника вправе заявить о своих требованиях к нему для их отражения в промежуточном ликвидационном балансе. На практике нередко ликвидатор уклоняется от выполнения данной обязанности, поскольку целью ликвидации является как раз попытка закрыть должника, не рассчитываясь с кредитором.

Дата размещения статьи: 30.11.2014

Реорганизация по-новому (Ильина Д.)

С точки зрения разработчиков поправок, запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот носит принципиальный характер, поскольку призван не допустить "искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, которое в конечном счете способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота".

Дата размещения статьи: 14.07.2014

Деятельность юрлиц: новые вводные (Егорова Н.)

С 1 сентября 2014 г. благодаря вступлению в силу Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ существенным изменениям будет подвергнута система организационно-правовых форм юридических лиц. Также конкретизирован порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, в т.ч. механизмы защиты интересов его кредиторов. Указанные новшества заслуживают детального изучения, тем более что порядок применения отдельных из них на практике вызовет немало вопросов

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Принудительная ликвидация юрлица (Семушкин В.)

Гражданское законодательство предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано не только по решению его учредителей, но и по решению суда, то есть в принудительном порядке. Но при этом обязанность по осуществлению ликвидации организации может быть возложена судом опять же на его учредителей (участников). Однако уповать на их исполнительность налоговики не намерены.

Дата размещения статьи: 17.04.2014

Реорганизация в форме выделения: нюансы исчисления и уплаты НДС (Медведева Т.М.)

По общему правилу при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налога (сбора, пени и штрафов) переходит к его правопреемнику (п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ). При этом правопреемник при исполнении возложенных на него обязанностей пользуется всеми правами (например, правом на зачет излишне уплаченных юридическим лицом до реорганизации сумм налогов (п. 10 ст. 50 НК РФ)), исполняет все обязанности в общем порядке в соответствии с законодательством, в том числе по представлению налоговых деклараций.

Дата размещения статьи: 30.03.2014

О совершенствовании механизма защиты прав миноритариев при реорганизации акционерного общества (Дергунов И.А.)

В настоящее время особую актуальность приобретает защита прав миноритариев при слияниях и поглощениях компаний, равно как и при других способах реорганизации и крупных сделках (т.е. при сделках, предполагающих смену контроля над бизнесом). Именно здесь руководство компании имеет наибольшие возможности для манипуляций с оценочной стоимостью акций и вообще с условиями сделки.

Дата размещения статьи: 27.09.2012

Незаконность реорганизации юридического лица и ее правовые последствия (Галазова З.В.)

Нормы о реорганизации юридического лица являются предметом изучения многих ученых-цивилистов. Особое внимание им уделяется и со стороны законодателя, поскольку, как показывает практика, они нуждаются в дополнительной разработке и совершенствовании.




Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.