Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона N 983951-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Дата размещения новости: 28 января 2016 г.

Законопроект внесен в Государственную Думу депутатами А.Д. Куликовым и Ю.П. Синельщиковым.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является возвращение в уголовное законодательство Российской Федерации института конфискации имущества как дополнительной меры наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в случаях, прямо указанных в соответствующих статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ.

До декабря 2003 г. уголовный закон России предусматривал возможность применения конфискация имущества в качестве дополнительного вида наказания за корыстные, тяжкие и особо тяжкие преступления.

В 2003 г. принят Федеральный закон № 162-ФЗ, исключивший из уголовного законодательства конфискацию имущества как вид уголовного наказания, предложив взамен систему штрафов. Изменения были проведены под предлогом, как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, «весьма низкой эффективности такого вида наказания».

Однако это утверждение не соответствовало действительности, поскольку, как показывает официальная судебная статистика, в предшествующие годы в России к конфискации имущества ежегодно приговаривалось 20-25 тыс. человек. Выяснилось также, что штраф не может восполнить карательный потенциал конфискации имущества, а его ограниченные размеры носят явно несправедливый характер на фоне колоссального имущественного расслоения в обществе.

Кроме того, отказ России от конфискации имущества, как вида наказания, создал коллизии между отечественным уголовным законодательством и рядом общепризнанных международно-правовых актов, прямо предусматривающих применение конфискации к лицам, совершившим преступления (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г.).

Под влиянием этих факторов 27 июля 2006 г. Федеральным законом № 153-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества», нормы которой позволяют частично использовать институт конфискации не в качестве наказания, а как иной меры уголовно-правового характера.

Такое решение нельзя признать удачным. Оно не позволяет эффективно сдерживать продолжающийся рост тяжких и корыстных преступлений и не соответствует обозначенных в Стратегии национальной безопасности страны приоритетам борьбы с преступностью. Конфискация имущества в нынешнем виде не устраняет экономические стимулы к ведению преступной деятельности, так как доходы от неё даже после вынесения обвинительного приговора остаются, как правило, в распоряжении преступников. А объёмы выплачиваемых ими штрафов, стоимости украденного имущества, которое иногда правосудию удаётся вернуть в рамках действующего законодательства, несопоставимы с масштабами реально нанесённого преступниками ущерба, в том числе и бюджету страны. Это приводит к девальвации в обществе понятия справедливости, неотвратимости адекватного преступлению наказания, правовому нигилизму. В связи с этим восстановление института конфискации имущества в качестве дополнительного наказания за совершение наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлений, является оправданным, своевременным и отвечающим национальным интересам государства.

Также предлагается установить в уголовном законе (часть 2 статьи 52.1) перечень имущества, подлежащей обязательной конфискации, в случае применения судом данного вида наказания. Это, прежде всего имущество, полученное осужденным в результате совершения преступления, а также доходы, полученные от этого имущества, предназначенное для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации). Одновременно предлагается в УК РФ (часть 3 статьи 52.1) установить чёткий перечень имущества, необходимого для удовлетворения разумных жизненных Потребностей осужденного или лиц, находящихся на его иждивении и в отношении которого суд не вправе применить конфискацию.

С учётом предлагаемых изменений отпадает необходимость в сохранении в уголовном законе норм, содержащихся в главе 15.1. Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в некоторые статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ. В частности, из статьи 81 УПК РФ исключается пункт 4.1, который во взаимосвязи со статьёй 104.1 УК РФ устанавливал внесудебный порядок (по усмотрению Правительства РФ), конфискации имущества, признанного вещественным доказательством, поскольку все вопросы, связанные с порядком применения конфискации имущества осужденного, должны разрешаться исключительно судом в рамках рассматриваемого уголовного дела. Часть 1 статьи 309 УПК РФ предлагается дополнить требованием, обязывающим суд отражать в резолютивной части приговора решение по конкретному имуществу, подлежащему конфискации. В статью 393 УПК РФ вносится уточнение, что для исполнения приговора в части имущественных взысканий вместе с копией приговора судебному приставу-исполнителю направляется копия описи имущества, подлежащего конфискации.

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2016 г.
Проект Федерального закона № 1012762-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

Законопроект предусматривает предоставить права мужчинам, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, наравне с женщинами.




1 марта 2016 г.
Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Законом продлена дата завершения приватизации жилых помещений на один год - до 1 марта 2017 г. Необходимость принятия указанных изменений вызвана наличием граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье, и ожидающих расселения, которые лишатся после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.




25 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 1003844-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Законопроект внесен в Госдуму Правительством РФ. Принятие законопроекта будет способствовать более оперативному и эффективному проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений в сфере госзакупок.




15 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 996741-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Предложенное законопроектом увеличение гарантированной суммы возврата при наступлении страхового случая до 5 000 000 руб. улучшит социальную защищенность населения и укрепит позицию российской банковской системы в силу притока дополнительных финансовых средств, поскольку данный лимит ответственности наибольшим образом отвечает среднестатистической сумме требований кредиторов банков.




11 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается усиление административной ответственности за деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, осуществляемой без лицензии. Помимо этого, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 14.17.1, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта