Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Судебные приставы теперь могут оперативно налагать арест на счета должников (Филатова В.Ф.)

Судебные приставы теперь могут оперативно налагать арест на счета должников (Филатова В.Ф.)

Дата размещения статьи: 12.09.2012

С 2012 г. вступили в силу поправки в Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми полномочия судебных приставов существенно расширены. Теперь им предоставлены возможности по замораживанию счетов должников в российских банках, кроме того, они наделены правом объявлять розыск должника по исполнительному документу или его имущества, а также запрашивать сведения из бюро кредитных историй.

Первого января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 389-ФЗ). Несмотря на столь "неговорящее" название, данный документ внес серьезные поправки в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), которые скажутся на жизни многих людей. Речь идет о недобросовестных должниках, которые не торопятся выполнять вступившие в законную силу судебные решения.
На практике встречаются многочисленные злоупотребления с их стороны, мешающие эффективной работе Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Кредиторы часто сталкиваются с ситуацией, когда суд выигран, но получить денежные средства невозможно. Все это стало причиной намечающейся тенденции к значительному расширению полномочий судебных приставов. Так, за последнее время были приняты поправки, разрешающие приставам входить в дом к должнику, проводить его личный досмотр и проверять документы, а также доставлять его в суд. Также у приставов появилось право проверять документы у граждан, которые входят в суд или в здание службы судебных приставов; не выпускать должников за границу; лишать их водительских прав; получать информацию о гражданах от операторов мобильной связи и отключать должников от сети. Еще они получили право на ношение оружия и спецсредств.
Имеющиеся цифровые данные подтверждают, что все это позволило сделать работу приставов более эффективной. Судебные приставы-исполнители взыскали в прошлом году кредиторских задолженностей почти на 30% больше, чем годом ранее. Сумма взысканных кредиторских задолженностей составила почти 66 млрд руб., фактическим исполнением окончено более 300 тыс. исполнительных производств (по сообщению главы ФССП А. Парфенчикова на пресс-конференции в Москве) <1>.
--------------------------------
<1> По данным сайта http://www.finmarket.ru, за 11 месяцев прошлого года на принудительном исполнении у ФССП находилось более 2,2 млн судебных решений о взыскании денежных средств в пользу кредитных организаций на сумму 1,2 трлн руб., что на 144 тыс. производств больше, чем за аналогичный период 2010 г.

Рассмотрим, какие же еще значимые полномочия получили судебные приставы с вступлением в силу Закона N 389-ФЗ.

Право замораживать банковские счета должников

Самые важные изменения затронули правила наложения ареста на банковские счета должников. Изменения коснулись как сроков наложения ареста, так и самого порядка. Нужно отметить, что право арестовывать банковские счета должника у приставов было и раньше. Статья 81 Закона об исполнительном производстве предоставляла им возможность вынести постановление о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке. Но если на счетах должников не было средств, то приставы не могли ничего сделать <2>.
--------------------------------
<2> "Раньше нередки были случаи, когда приставы не могли исполнить решения суда из-за того, что в момент их обращения в банк средств на счете не было или их было недостаточно, а затем они появлялись", - отмечает президент Ассоциации корпоративного коллекторства, гендиректор Центра развития коллекторства Д. Жданухин.

С 1 января 2012 г. стало возможным на основании постановления судебного пристава не только арестовывать имеющиеся на счете денежные средства, но и одновременно приостанавливать операции с ними, если окажется, что имеющихся средств недостаточно для погашения всех требований либо они на счете попросту отсутствуют. Теперь в Законе подробно прописан механизм действий, когда денег для погашения долга на банковском счете недостаточно. Глава Федеральной службы судебных приставов А. Парфенчиков так прокомментировал данные изменения законодательства: "Мы получили возможность замораживать банковские счета. Запрос судебного пристава является достаточно серьезным документом, который обязывает банк блокировать счет должника в размере суммы долга".
В дальнейшем все средства, поступающие на счет должника, также подлежат аресту до момента окончательного исполнения постановления либо до его отмены судебным приставом. В случае отсутствия денег на счете арест распространяется также на будущие зачисления на этот счет.
Предоставленные судебным приставам возможности в части блокировки банковских счетов вполне согласуются с международной практикой. Во Франции, например, в течение трех часов после предписания суда можно заморозить все имеющиеся счета должника. Существуют и примеры полного доступа приставов к счетам должников. Здесь за основу может быть взят опыт Финляндии. По словам А. Парфенчикова, для финской службы принудительного исполнения совершенно нормальной является практика, "когда пристав сидит за компьютером и в режиме онлайн контролирует все сделки, которые совершает должник по банковским картам... Для финских приставов не существует банковской тайны. Они просто заходят в систему - это фиксируется, и все" <1>.
--------------------------------
<1> По информации с сайта http://www.gazeta.ru/.

Однако новые полномочия судебных приставов касаются только счетов в российских кредитных учреждениях, так как работа со счетами должников в зарубежных банках основывается на международных соглашениях.

Моментальный результат

Внесенными в законодательство изменениями конкретизированы действия банка при списании денег со счета должника в счет погашения долга. Теперь у приставов имеются полномочия в ходе исполнительного производства требовать от банка моментальной блокировки взыскиваемых средств на счете должника (как физического, так и юридического лица).
Ранее процедура блокировки была более сложной. Сначала судебный пристав должен был направить запрос в банк о наличии средств на счете должника и только после получения положительного ответа направлял постановление об аресте средств. При этом на исполнение требования пристава-исполнителя у банка было три дня. За это время у должника появлялась возможность вывести деньги со счета.
Теперь же блокировка будет происходить по прямому запросу пристава. Важно, что требования о взыскании денежных средств со счетов, содержащиеся в исполнительных листах или постановлениях судебных приставов, банки обязаны исполнять незамедлительно <1>.
--------------------------------
<1> Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информируют взыскателя или судебного пристава-исполнителя (п. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)).

В Законе об исполнительном производстве указано, что в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности представленных сведений банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней (п. 6 ст. 70). Однако и в этом случае банк обязан незамедлительно приостановить операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.

Изменение в порядке взыскания с зарплатных счетов

Особые правила предусмотрены для счетов граждан, на которые работодатель начисляет заработную плату. Ограничения по размеру удержаний из зарплаты граждан, перечисляемой на дебетовую банковскую карту, теперь касаются только последней зарплаты.
С зарплатных счетов денежные средства будут списываться в полном объеме, за исключением последнего периодического платежа. Ранее действующие ограничения удержаний из заработной платы в 50% (либо 70%), установленные ст. 99 Закона об исполнительном производстве <2>, теперь распространяются только на сумму этого платежа. Получается, что от последней зарплаты судебные приставы с помощью банка смогут удержать не более 50% (либо 70%), а все, что было накоплено ранее, они вправе полностью взыскать в счет уплаты долга.
--------------------------------
<2> По общему правилу при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Данные ограничения не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

После первого списания денежных средств нормы о предельных размерах удержания из заработной платы будут действовать в отношении всех периодических платежей, поступающих на данные счета.

Право на получение информации

Следующее важное изменение, внесенное Законом N 389-ФЗ, касается источников информации, которыми могут пользоваться судебные приставы в ходе исполнительного производства. Нужно сказать, что их немало. Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать из банков данные оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе.
По запросу приставов банки обязаны сообщать им любую информацию о движении средств на счетах своих клиентов, в отношении которых возбуждено производство по взысканию долга.
Судебный пристав-исполнитель также наделен теперь правом запрашивать сведения из бюро кредитных историй. Учитывая, что практически все банки при выдаче кредита просят поставить в анкете галочку о том, что клиент согласен на передачу его персональных данных в эти бюро, о финансовом положении должников приставы смогут узнать больше.
Кроме того, информация может быть получена приставами от частных детективных агентств - при условии оплаты взыскателем в частном порядке <1>. Помочь в поиске должников сможет и информация, которую обязаны сообщать о своих клиентах сотовые операторы: например, о состоянии их счетов и месте, из которого совершались последние исходящие звонки.
--------------------------------
<1> Согласно п. 11 ст. 65 Закона об исполнительном производстве для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка - также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

Розыск должника и имущества

Закон N 389-ФЗ расширил полномочия судебных приставов при розыске должника и его имущества, а также при наложении ареста на движимое имущество.
Если раньше приставы занимались исключительно розыском должников-организаций и имущества (как физических, так и юридических лиц), а розыск должников-граждан осуществляли органы внутренних дел, то теперь данное разделение отсутствует.
С этого года сотрудники Федеральной службы судебных приставов получили право самостоятельно разыскивать должников, полиция же будет им в этом только помогать. Очевидно, что для производства розыска должника должны быть определенные основания. Внесенными Законом N 389-ФЗ поправками уточнен порядок объявления розыска - по собственной инициативе судебного пристава и по заявлению взыскателя. Помимо ситуаций, когда розыск должника судебным приставом по заявлению взыскателя обязателен, Закон определил случаи, когда судебный пристав вправе по своему усмотрению решать вопрос о проведении такого розыска после получения заявления от взыскателя.
Если исполнительный документ не содержит требований социально значимого характера <1>, розыск должника судебный пристав вправе провести при наличии одного из следующих условий:
- если исполнение обязательства неимущественного характера невозможно в отсутствие должника;
- если в отсутствие должника невозможно исполнение обязательства имущественного характера на сумму свыше 10 тыс. руб.
--------------------------------
<1> По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца (п. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)).

Розыск имущества должника возможен по заявлению взыскателя, если сумма требований по исполнительному документу превышает 10 тыс. руб.
Однако если одно из данных условий выполнено, решение об объявлении розыска остается полностью на усмотрение пристава.
Поправками установлен трехдневный срок на вынесение приставом постановления о розыске либо отказе в объявлении розыска со дня получения заявления взыскателем либо со дня, когда появились основания для объявления розыска. Копия постановления должна быть направлена сторонам дела.
Важно, что к розыску должников и их имущества теперь можно подключать частных детективов. Договор будет заключать взыскатель по согласованию со службой судебных приставов.
Полномочия судебных приставов по аресту движимого имущества также расширены. Теперь они смогут передавать имущество на хранение под роспись не только должнику, членам его семьи или лицу, заключившему договор с приставом, но и взыскателю. Кроме того, по новым правилам в подразделении судебных приставов могут храниться не только документы на движимое имущество, но также и само имущество при условии обеспечения его сохранности.

Реестр исполнительных производств
на сайте Федеральной службы судебных приставов

Нельзя не отметить и еще одно важное нововведение в исполнительном производстве. С 1 января 2012 г. на сайте Федеральной службы судебных приставов заработал реестр должников <1>. Необходимость ведения в электронном виде базы данных должников, находящейся в свободном доступе, закрепил Федеральный закон от 11.07.2011 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона "О судебных приставах", который дополнил ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве.
--------------------------------
<1> "С 1 января этого года любой гражданин в любой момент в полном объеме может узнать, есть ли в отношении его исполнительное производство, зайдя на сайт ФССП", - подтвердил А. Парфенчиков, глава Федеральной службы судебных приставов (по информации РИА "Новости").

Во исполнение данной нормы на сайте ФССП (www.fssprus.ru) созданы базы данных:
- по должникам-гражданам, где каждый по фамилии, имени, отчеству, адресу регистрации или паспортным данным и ИНН может узнать, есть ли у него задолженность по исполнительным документам;
- по организациям и предпринимателям, где для поиска нужно указать название организации (фамилию предпринимателя) и регион;
- по должникам, объявленным в розыск;
- по арестованному имуществу, переданному на реализацию;
- по разыскиваемым транспортным средствам должников.
Данные сведения являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника либо его имущества, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества.
Сайт ФССП характеризуется наличием удобной поисковой системы. Остается лишь надеяться, что информация в реестре исполнительных производств будет постоянно обновляться, что позволит проверить как себя, так и своих контрагентов на предмет наличия у них непогашенной задолженности.
Направить в ФССП заявление и получить информацию об исполнительном производстве по конкретному делу можно, также воспользовавшись сетью Интернет, через сайт госуслуг <2>.
--------------------------------
<2> http://www.gosuslugi.ru/.

Расширение полномочий судебных приставов: благо ли?

Банковское сообщество в основном поддержало поправки в законодательство об исполнительном производстве. По словам президента Ассоциации российских банков Г. Тосуняна, "если у должников есть счета, но они не выполняют своих обязательств, вполне логично, чтобы их обязывали к этому, если есть судебное решение".
Однако далеко не всеми предоставленные приставам полномочия оцениваются положительно <1>. Действительно, чрезмерное расширение возможностей контроля за движением денежных средств, онлайн-мониторинг и подобные меры без четко закрепленного в законе процессуального оформления могут быть опасными, так как создают возможность для злоупотреблений. На это можно ответить цитатой из Закона об исполнительном производстве, ст. 121 которого гласит: "Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде".
--------------------------------
<1> Как сказал адвокат П. Домбровицкий: "Считаю, что расширять полномочия судебных приставов не было необходимости, они обладают всеми правами, которые нужны для качественного выполнения своей работы. Другое дело, что они ими не пользуются. К нам, юристам, приходит очень много жалоб от клиентов на бездействие судебных приставов. Депутаты ссылаются на то, что такая практика существует в европейских странах. Но на деле мы не живем по европейским стандартам. Надо научиться сначала добросовестно и честно выполнять свою работу".

Есть у должников и еще один способ избежать проблем: просто не доводить дело до суда. Ведь действовать судебные приставы начинают лишь после того, как вынесено решение суда и получен исполнительный лист. А уж если исполнительный лист выписан, лучше добровольно заплатить.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.




15 ноября 2016 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений"

Законопроект разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента  Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.




3 ноября 2016 г.
Проект Федерального закона № 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и КоАП РФ"

Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.




21 октября 2016 г.
Проект Федерального закона № 11300-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени. 



В центре внимания:


Путаница в кодах ОКВЭД: распутываем "узел" (Рогозина О.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>

"Проводим" задолженность перед ПФР (Егорова Н.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>

Выбытие "малоценного" компьютера в бухучете (Дубинин В.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>

В защиту "налоговых" интересов (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>

Торговый сбор: проверка на прочность (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта