Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Доходы принципала на УСН: кассовый "разрыв" (Брот И.)

Доходы принципала на УСН: кассовый "разрыв" (Брот И.)

Дата размещения статьи: 12.09.2012

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают доходы и расходы кассовым методом. Это значит, как говорится, что на счет упало, то в большинстве случаев автоматически включается в базу по единому налогу. В то же время "упрощенцу" никто не мешает проводить расчеты со своими покупателями через агентов. В этом случае возникает вопрос: при поступлении денег "в чью кассу" у него тогда возникает налогооблагаемый доход? От ответа на него зависит, в том числе, и размер налоговых обязательств принципала на УСН.

Порядок определения доходов на УСН установлен ст. 346.15 Налогового кодекса. Так, налоговую базу на "упрощенке" следует увеличивать на:
- доходы от реализации;
- внереализационные доходы.
При этом руководствоваться необходимо соответствующими статьями "прибыльной" главы Кодекса, а именно ст. ст. 249 и 250 НК. Аналогичным образом дело обстоит и с поступлениями, не учитываемыми при расчете единого налога: не включаются в налоговую базу доходы, перечисленные в ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса. Однако помимо этого "отмести" следует и суммы получаемых дивидендов (пп. 2, 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК).
Порядок признания доходов на УСН регламентирован п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса. Специальные правила он содержит лишь для ограниченного числа случаев:
- при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя;
- при возврате ранее полученной предоплаты;
- при получении выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания таковыми при открытии собственного бизнеса дополнительных рабочих мест за счет бюджетных средств согласно утверждаемым властями программам;
- при получении субсидий в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В остальных случаях руководствоваться следует общим правилом, которое гласит, что датой получения дохода на УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Данный порядок в равной степени относится как к "упрощенцам", выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, так и к налогоплательщикам, уплачивающим единый налог в связи с применением УСН с разницы между доходами и расходами.

Расчеты через платежного агента

Вполне очевидно, что под поступлением денежных средств на счета в банках и (или) в кассу Налоговым кодексом подразумевается их поступление в распоряжение налогоплательщика, то есть на его счета или в его кассу. Однако в определенной ситуации данное утверждение вполне может быть поставлено под сомнение.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (либо от имени и за счет принципала). Последний за это обязан уплатить агенту вознаграждение, размеры и порядок выплаты которого устанавливаются договором. В общем и целом заключение договора именно такого типа подразумевает и использование широко распространенных на сегодняшний день услуг платежных агентов - операторов по приему платежей. Так, п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), регулирующего деятельность таковых, предусматривается, что для приема платежей оператор должен заключить с поставщиком соответствующий договор, по условиям которого он вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет последнего принимать денежные средства от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Пунктом 1 ст. 1008 Гражданского кодекса предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора посредник обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При заключении договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц отчет о принятых платежах, как правило, составляется агентом и направляется поставщику в конце отчетного месяца. И уже по результатам рассмотрения такового, то есть как минимум в следующем месяце, принятые посредником денежные средства перечисляются принципалу.
Казалось бы, исходя из принципа кассового метода признания доходов именно в этом месяце последний и должен отразить в налоговом учете выручку. Более того, именно такие разъяснения дали чиновники Минфина России в Письме от 24 мая 2011 г. N 03-11-06/2/80). Однако представители Федеральной налоговой службы с таким подходом в корне не согласны, да и финансисты позднее изменили свою точку зрения.

Дата погашения задолженности...

В Письме от 11 октября 2010 г. N ЯК-17-3/1378@ в отличие от своих старших коллег эксперты ФНС России указали, что датой получения доходов принципалом следует считать день, когда клиентами оплачены оказанные им услуги, то есть день поступления платежей от них согласно агентскому договору на счета в банках и (или) в кассу агента. Аналогичные выводы представлены в Письме налоговой службы от 6 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1823@. И хотя налоговики не привели каких-либо внятных аргументов в пользу своей позиции, определенные основания для ее существования, по крайней мере если речь идет об агентском договоре по приему платежей, есть. Их озвучили представители Минфина России в Письме от 28 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/134.
Так, в п. 3 ст. 3 Закона N 103-ФЗ указано, что денежное обязательство физического лица перед поставщиком (принципалом) считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств с момента их передачи посреднику. Проще говоря, на соответствующую дату обязательство физлица, а стало быть, и задолженность по оплате товара (работы, услуги) считаются погашенными. А это, наравне с поступлением денег на "расчетник" или в кассу, как уже упоминалось, также является основанием для отражения "упрощенцем" в налоговом учете дохода.
Вместе с тем применение такой позиции на практике означает значительное усложнение документооборота между платежным агентом и поставщиком, поскольку требует от посредника представлять принципалу отчет о принятых платежах ежедневно. Ведь в противном случае последний просто не будет располагать информацией о полученных в тот или иной день доходах.
Впрочем, по большому счету, чтобы избежать претензий налоговиков, принципалу достаточно обеспечить отражение выручки, поступающей на счета и в кассу платежного агента, в том же отчетном (налоговом) периоде, в котором вносятся платежи покупателями. Добиться этого можно, признавая в учете соответствующие доходы на дату составления посредником отчета, представляемого им в конце месяца.
Другое дело, что у "упрощенцев", выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, есть дополнительные основания отстаивать свое право учитывать при расчете единого налога доходы именно на дату поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Ведь это также означает возможность учитывать при определении налоговой базы только фактически перечисленную посредником сумму денежных средств.

...или поступления денежных средств?

Нередко поступившую на его счета или в кассу выручку принципала агент перечисляет последнему уже за вычетом своего вознаграждения. При этом по-хорошему доходом принципала является вся сумма полученных доходов от реализации. Так, ст. 249 Налогового кодекса, которой в том числе руководствуются "упрощенцы", определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. Об этом говорят представители как Минфина, так и ФНС (Письма Минфина России от 2 августа 2011 г. N 03-11-11/202, ФНС России от 6 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1823@, от 11 октября 2010 г. N ЯК-17-3/1378@). Эксперты налоговой службы для убедительности также добавляют, что ст. 251 Кодекса, в которой приведен перечень не учитываемых при налогообложении доходов, уменьшение выручки принципалов на сумму вознаграждений, уплачиваемых ими агентам, не предусмотрено. Конечно, "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы за минусом расходов" смогут учесть таковую при расчете налоговой базы в составе расходов. Однако тем, кто исчисляет единый налог с доходов, такая возможность недоступна.
Между тем если за дату признания дохода принимать день поступления денежных средств от платежного агента, который при их перечислении удерживает свое вознаграждение, то оснований для отражения выручки в учете в большей сумме, чем фактически "осело" в кассе налогоплательщика или на его расчетном счете, в общем-то, нет.
В этом смысле примечательны разъяснения представителей Минфина России от 14 мая 2012 г. N 03-11-11/161. В них финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Денежные средства за реализованные товары контрагенты - частные лица перечисляют на расчетный счет через электронный терминал. Банк по условию договора перечисляет денежные средства на счет ИП уже за вычетом комиссии за выполнение им расчетов. Как указали чиновники, доход в таких обстоятельствах "упрощенцу" следует исчислять исходя из всех поступлений за реализованный товар, без учета суммы комиссионного вознаграждения банку за предоставление услуг.
Впрочем, учитывая противоречивость разъяснений финансистов по рассматриваемой теме, данных в разное время, особо уповать на них нельзя.
Что касается арбитражной практики, то, как правило, судьи исходят из того, что до момента поступления денежных средств на счет "упрощенца" основания для признания дохода отсутствуют. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Центрального округа от 28 августа 2009 г. по делу N А35-2578/08-С15, от 10 августа 2009 г. по делу N А35-2057/08-С10, ФАС Уральского округа от 9 сентября 2010 г. N Ф09-7027/10-С2. Тот факт, что речь в них идет о комитенте и доверителе, а не о принципале, значения не имеет. Однако то, что арбитрами рассматривались посреднические взаимоотношения не в рамках договора непосредственно об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, может сыграть свою роль, причем не в пользу налогоплательщика.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.



В центре внимания:


Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? (Бурдина Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Под покровом тайны: запрет разглашать результаты голосования в Конституционном Суде Российской Федерации (Кряжкова О.Н.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Борьба с коррупцией в спорте: международный и внутригосударственный опыт (Пешин Н.Л.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта