Дата размещения статьи: 15.11.2012
В общем случае каждый работник имеет право на 28 дней оплачиваемого отпуска в год. И даже если сотрудниками они будут использоваться по частям, рано или поздно чей-то отдых придется на рубеж отчетных или даже налоговых (расчетных) периодов. В такой ситуации неминуемо возникает вопрос, к какому из них относится сумма отпускных, а стало быть, и расходы по налогу на прибыль, НДФЛ, а также страховые взносы? Или, может, такие "переходящие" выплаты все же нужно каким-то образом поделить?
Право сотрудника на ежегодный оплачиваемый, то есть с сохранением места работы и среднего заработка, отпуск закреплено ст. 114 Трудового кодекса. В общем случае продолжительность такого отдыха составляет 28 календарных дней. Однако определенным категориям работников полагаются дополнительные дни отпуска, да и работодатель при желании всегда может накинуть пару дней от себя.
Совсем не обязательно, что сотрудник будет отгуливать все 28 дней за раз. Статья 125 Трудового кодекса позволяет дробить отпуск на части, устанавливая однако, что одна из таковых не может быть менее двух недель. Однако Конвенция МОТ N 132 "Об оплачиваемых отпусках", ратифицированная Россией Законом от 1 июля 2010 г. N 139-ФЗ, допускает, что по договоренности с работодателем отпуск может быть разбит и на более мелкие периоды. Но даже если работник берет всего неделю, она вполне может прийтись на рубеж отчетных или даже налоговых (расчетных) периодов. Например, если сотрудник возьмет отпуск с 29 октября по 2 ноября, он уже будет приходиться на разные отчетные периоды по налогу на прибыль и страховым взносам. В целях расчета и уплаты НДФЛ отчетных периодов не предусмотрено, однако поскольку таковой исчисляется ежемесячно нарастающим итогом, тот факт, что отдых работника приходится на разные месяцы, также заставляет задуматься.
Между тем в ст. 136 Трудового кодекса оговорено, что предусмотренная оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Таким образом, по сути, сколько бы отчетных (налоговых, расчетных) периодов ни охватывал отпуск работника, отпускные ему будут начислены и выплачены лишь в один из них. Но достаточно ли этого, чтобы именно к нему относить все сумму отпускных?
Налог на прибыль
Средний заработок, сохраненный за работником на время законного отпуска в целях налогообложения прибыли, является вполне обоснованным расходом, учитываемым в составе расходов на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 Налогового кодекса. Собственно говоря, именно в этом и заключается проблема, если налогоплательщик признает доходы и расходы по методу начисления.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса при методе начисления расходы, применяемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Причем данный порядок не зависит от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их выплаты. При этом п. 4 ст. 272 Кодекса определено, что расходы на оплату труда в целях налогообложения прибыли признаются ежемесячно. Исходя из этого, представители Минфина делают вывод, что при формировании базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период. К такому выводу финансисты, в частности, пришли в Письме от 23 июля 2012 г. N 03-03-06/1/356. Но такую точку зрения они высказывают не впервые (Письма Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/804, от 1 июня 2010 г. N 03-03-06/1/362, от 12 мая 2010 г. N 03-03-06/1/323). Иными словами, по мнению чиновников, затраты работодателя по оплате отпуска относятся к тому периоду, в котором сотрудник находится в отпуске.
В этом смысле, если отпускные начислены и выплачены в одном периоде, допустим 29 октября, а сам отпуск приходится уже на другой - например, начинается с 1 ноября, то с уменьшением базы по налогу на прибыль также придется повременить.
Пример 1. О.К. Прошкиной предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на 12 дней - с 22 октября по 2 ноября 2012 г. Отпускные в сумме 12 000 руб. начислены и выплачены 18 октября 2012 г.
Отпуск О.К. Прошкиной приходится на рубеж отчетных периодов: 10 дней - на октябрь, и 2 дня - на ноябрь. Таким образом, в составе расходов на оплату труда за октябрь следует учесть:
12 000 руб. x 10 дн.: 12 дней = 10 000 руб.
В составе расходов за апрель учитывается следующая сумма:
12 000 руб. x 2 дн. : 12 дней = 2000 руб.
Первую цифру бухгалтер отразит в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 г., вторую - за 2012 г. (или за 10 мес. 2012 г.).
Между тем арбитры точку зрения чиновников не разделяют и трактуют положения п. 1 ст. 272 Налогового кодекса несколько иначе. По их мнению, данная норма предполагает, что если расходы на выплату отпускных были сформированы и выплачены в одном периоде, то расходами именно этого периода они и являются. Иными словами, сумму отпускных можно включить в состав расходов в полном объеме в том периоде, в котором она начислена и выплачена (Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. N Ф09-9111/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф04-7507/2008(16957-А46-15), от 23 января 2008 г. N Ф04-222/2008(688-А27-37), Ф04-222/2008(741-А27-37), ФАС Московского округа от 24 июня 2009 г. N КА-А40/4219-09).
Страховые взносы во внебюджетные фонды
Согласно п. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) отпускные как выплаты в пользу физлица, производимые в рамках трудовых отношений, являются объектом обложения страховыми взносами на обязательные виды социального страхования - пенсионного, медицинского и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако в данном случае п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в целях расчета страховых взносов датой осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу работника признается день их начисления. Иными словами, именно в этот момент возникает объект обложения страховыми взносами. В этом смысле исчисление базы по платежам во внебюджетные фонды пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период, приведет лишь к ее занижению в первом из них.
Примечательно, что, предписывая распределять по отчетным периодам сумму самих отпускных, страховые взносы с нее чиновники предлагают включать в состав расходов того периода, в котором они начислены и выплачены, то есть, по сути, в периоде начисления и выплаты отпускных. Такой порядок, указали эксперты Минфина России в Письме от 23 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/804, следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса. Первый из них, собственно говоря, относит суммы страховых взносов во внебюджетные фонды в состав прочих расходов по налогу на прибыль. Второй устанавливает порядок их признания в налоговом учете при методе начисления. В частности, им предусмотрено, что дата осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей определяется как день их начисления.
НДФЛ
Среди выплат, освобожденных от НДФЛ, которые перечислены в ст. 217 Налогового кодекса, отпускные не упоминаются. Иных оснований не облагать их подоходным налогом также нет (п. 1 ст. 210 НК). При этом п. 4 ст. 226 Налогового кодекса предписывает налоговым агентам удерживать НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Иными словами, что касается отпускных, то рассчитывать налог с них необходимо в периоде выплаты, а при перечислении исчисленную сумму нужно удержать.
Вместе с тем до недавнего времени существовали разные точки зрения на то, когда удержанный с отпускных НДФЛ должен быть перечислен в бюджет.
Чиновники настаивали, что дату фактического получения дохода в виде отпускных в целях НДФЛ следует определять в порядке пп. 1 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса, то есть как день выплаты, и, следовательно, уплачивать налог в день получения в банке денежных средств или в день перечисления соответствующей суммы на счет работника. За какой период при этом начислены отпускные, значения не имеет (Письма Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-04-06-01/49, от 24 января 2008 г. N 03-04-07-01/8, ФНС России от 10 апреля 2009 г. N 3-5-04/407@).
Вместе с тем в арбитражной практике можно найти иную точку зрения, предполагающую, что удержанный налог в рассматриваемой ситуации нужно перечислять в бюджет совместно с НДФЛ по заработной плате, то есть при окончательном расчете за месяц. В частности, такая позиция приведена в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. N А46-11967/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13 марта 2008 г. N А56-17909/2007, ФАС Уральского округа от 5 августа 2010 г. N Ф09-9955/09-С3 и др. Однако после того, как в Постановлении от 7 февраля 2012 г. N 11709/11 Президиум ВАС РФ указал, что перечислять НДФЛ в бюджет следует уже при выплате отпускных, вряд ли эта позиция в арбитражной практике сохранится.
Так или иначе, в расходах по налогу на прибыль НДФЛ сам по себе не учитывается, но включается в налоговую базу в составе начисленных в пользу физлица выплат. Таким образом, распределяя отпускные по отчетным (налоговым) периодам, как того требует Минфин, той же участи компания подвергает и подоходный налог.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация