Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Работник как свидетель налогового правонарушения (Астахова Ю.)

Работник как свидетель налогового правонарушения (Астахова Ю.)

Дата размещения статьи: 15.11.2012

Полномочия налоговых органов достаточно велики. В частности, они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, истребовать у них те или иные документы, если есть основания полагать, что они ими владеют, и т.д. Причем инспекторам в ряде случаев и ходить-то далеко не надо - свидетеля налогового нарушения они могут найти непосредственно в штате проверяемого налогоплательщика.

Рассматривая работника как лицо, владеющее информацией о деятельности компании, в том числе имеющей значение для проведения налогового контроля, прежде всего необходимо отметить, что в отношении его налоговиками может быть реализовано право вызвать его в качестве свидетеля. За контролерами оно закреплено в пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса. Порядок получения показаний в данном случае регламентирован ст. 90 Кодекса. Причем отказаться от дачи таковых физлицо может лишь в ограниченном числе случаев - только по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 3 ст. 90 НК), а именно если придется свидетельствовать против:
1) самого себя;
2) супруги, супруга, родителей, усыновителей, детей, в том числе усыновленных;
3) брата, сестры, дедушки, бабушки, внука, внучки.
В противном случае за неправомерный отказ от дачи показаний несостоявшийся свидетель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. по ст. 128 Налогового кодекса. Аналогичная ответственность установлена за дачу заведомо ложных показаний. Неявка для дачи показаний либо уклонение от явки без уважительных причин также является налоговым правонарушением, которое влечет за собой взыскание штрафа в размере 1000 руб. При этом ни болезнь, ни инвалидность или престарелый возраст как уважительные причины в данном случае во внимание не принимаются. Дело в том, что в подобной ситуации ревизоры вправе опросить свидетеля по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК). Причем по усмотрению должностного лица налогового органа инспекторы могут сами выйти на свидетеля и в других случаях (Письмо Минфина России от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/61).

Обратите внимание! Ни присутствие налогоплательщика, ни вручение ему копии протокола допроса свидетелей в отношении его Налоговым кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 6 ноября 2009 г. N 03-02-08/82).

Вполне понятно, что результаты допросов рассматриваются судьями как доказательства по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. N А56-17758/2005). Однако в качестве таковых они будут приняты только в том случае, если они получены, как говорится, с соблюдением всех формальностей. В частности, этого требуют абз. 2 п. 4 ст. 101 НК, а также ч. 3 ст. 64 Арбитражно-процессуального кодекса (Определение ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 27 января 2010 г. N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009).

Доказательная сила свидетельских показаний

В большинстве случаев судьи исходят из того, что со всеми контрольными мероприятиями ревизоры должны уложиться в течение срока ревизии. В этой связи результаты допросов свидетелей, проведенных до начала или после окончания проверки, арбитры, как правило, не принимают в качестве допустимых доказательств (Постановления ФАС Московского округа от 23 ноября 2010 г. N КА-А40/14198-10, от 17 сентября 2010 г. N КА-А40/10862-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2010 г. N А19-18335/09, ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-2248/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. N А12-17314/07). Однако из всякого правила есть исключения. Так, в Постановлениях ФАС Московского округа от 21 июня 2010 г. N КА-А40/4744-10 и ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2008 г. N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) служители Фемиды со ссылкой на то, что налоговики сделали все возможное, чтобы допросить свидетеля еще во время проверки, приняли в качестве доказательства его показания. Более того, в пересмотре обоих данных дел в порядке надзора было отказано (Определения ВАС РФ от 25 августа 2010 г. N ВАС-11403/10, от 31 июля 2008 г. N 9497/08).
А вот насчет проведения допросов в период приостановления проверки, что Минфин России считает вполне правомерным (см. Письма ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 28 октября 2008 г. N 03-02-07/1-433), мнения судей действительно разделились. Одни допускают такой поворот при условии, что допрос проводился не на территории налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 8 мая 2009 г. N КА-А40/3460-09, ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. N Ф03-711/2009). Другие суды свидетельские показания считают в этом случае полученными с нарушением закона, а сам допрос не относят к действиям, для совершения которых ИФНС вправе приостановить проверку (п. 9 ст. 89 НК, Постановление ФАС Поволжского округа от 29 июля 2010 г. N А65-23705/2009).
Однако однозначно скептически судьи относятся к протоколам, в которых отсутствует отметка о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний. Ведь в силу п. 5 ст. 90 Налогового кодекса инспектор обязан предупредить свидетеля о последствиях таких деяний (Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. N А12-17314/07, ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. N А48-3866/08-17, ФАС Волго-Вятского округа от 8 мая 2008 г. N А79-5268/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. N А78-6141/06-Ф02-3275/07).
Впрочем, даже признавая свидетельские показания допустимыми доказательствами, судьи не склонны выносить решение, основываясь исключительно на таковых (Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N КА-А40/7513-11). При множестве форм налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя. Однако свидетельские показания тут же обретут вес, если к ним добавятся иные доказательства (Постановления ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. N КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. N А55-26723/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2010 г. N А33-16116/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. N А66-7390/2009).

Письменные свидетельства

Располагая сведениями о компании, ее сотрудники входят не только в круг лиц, которые могут быть вызваны налоговыми инспекторами для допроса, но и в число тех, у кого могут быть запрошены документы (информация) в рамках ст. 93.1 Налогового кодекса. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 18 июля 2012 г. N 03-02-08/58. Финансисты напомнили, что ст. 93.1 Налогового кодекса закреплено право должностного лица налогового органа в рамках налоговой проверки истребовать документы (информацию) у контрагента, у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или располагающих информацией о конкретной сделке. При этом данной нормой не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами". Поэтому инспекторы вполне могут "стрясти" нужную им информацию с работников проверяемой ими компании. В случае если они не располагают соответствующими сведениями, надо сообщить об этом ревизорам (п. 5 ст. 93.1 НК). Необходимо учитывать, что непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением. А ответственность за такого рода проступок установлена ст. 129.1 Кодекса и предусматривает штраф в размере 5000 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.