Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Обеспечение общественной безопасности в сфере туризма (зарубежный опыт)

Обеспечение общественной безопасности в сфере туризма (зарубежный опыт)

Дата размещения статьи: 12.05.2011

Е.Л. ПИСАРЕВСКИЙ, Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации среди основных источников угроз, в том числе личной безопасности граждан, можно выделить такие как сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности граждан, наркомания, незаконный оборот оружия <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 37 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Одними из самых опасных угроз личной безопасности туристов являются насильственные действия. Обеспечение безопасности туризма невозможно без принятия комплекса мер, направленных на противодействие преступлениям и иным правонарушениям в сфере туризма <2>.
--------------------------------
<2> См.: Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003; Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М., 2005; Интернет-сайт о безопасности: http://www.sec4all.net/securcountry.html; и др.

Во время совершения путешествия, особенно в развивающиеся страны, у туриста высока вероятность стать жертвой насилия. Из более чем 500000 убийств в год 90% приходится на развивающиеся страны. На одно убийство приходятся десятки травм, требующих медицинской помощи, и сотни случаев более изощренных форм насилия и жестокого обращения, которые приводят к долгосрочным негативным последствиям физического, психологического, поведенческого и социального характера.
Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди преступлений, совершаемых в отношении туристов, выделяются: насильственные действия <3> (убийство, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), заражение инфекциями, торговля людьми, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных действий и насильственных действия сексуального характера, умаление (унижение) чести, достоинства и доброго имени туристов (клевета, оскорбление), незаконное распространение персональных данных туристов <4>, нарушение неприкосновенности частной жизни туриста и другие.
--------------------------------
<3> Среди видов насилия традиционно выделяют: насилие в молодежной среде, жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей, насилие со стороны интимного партнера, жестокое обращение с пожилыми людьми, сексуальное насилие, насилие, направленное против собственной жизни и здоровья, коллективное насилие (см.: Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Э.Г. Круга и др.; пер. с англ. М.: "Весь Мир", 2003. 376 с.).
<4> Под угрозами безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных (см.: Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК РФ 14.02.2008).

Меры общественной безопасности в сфере туризма включают в себя мероприятия в области антикриминальной безопасности, противодействия правонарушениям в отношении туристов, а также иные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в стране (месте) временного пребывания туристов.
Очевидно, что преступления в отношении туристов наносят серьезный удар по имиджу и привлекательности страны (места) временного пребывания (далее также - туристская дестинация). Поэтому вполне оправданными представляются действия тех государств, которые в интересах развития туризма устанавливают жесткие юридические санкции в отношении лиц, посягающих на жизнь, здоровье и имущество туристов. Так, например, в Бразилии представители властей Рио-де-Жанейро, курирующие туристическую отрасль, предложили принять закон, согласно которому максимальное наказание за совершение грабежа в отношении иностранцев должно составить 15 лет лишения свободы, тогда как сейчас согласно бразильскому законодательству за подобное деяние может быть назначено наказание до 10 лет лишения свободы вне зависимости от национальности жертвы <5>.
--------------------------------
<5> URL: http://Reuters http:// www.gazeta.ru/ travel/ 2006/ 01/ 26_n_526263.shtml.

Социальная природа преступности требует системного подхода к противодействию преступлениям против туристов, постоянного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В связи с этим американские ученые-юристы на основе обобщения опыта США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов и Скандинавии разработали рекомендации по противодействию преступлениям против туристов, а также их собственности <6>.
--------------------------------
<6> Crimes against tourists by Ronald W. Glensor Kenneth J. Peak / U.S. Department of Justice, 2004. URL: www.cops.

Данные рекомендации предполагают активное участие в охране общественного порядка в туристской дестинации не только правоохранительных органов, но и представителей гражданского общества (волонтеры, работники организаций туристской индустрии и др.).

Зарубежный опыт обеспечения общественной безопасности в отдельных туристских дестинациях показывает необходимость принятия специальных правовых актов, связанных с вопросами обеспечения личной безопасности туристов. Так, например, туристической администрацией штата Гавайи (США) был подготовлен стратегический план в области обеспечения антикриминальной безопасности туристов на период 2005 - 2015 годы <7>.
--------------------------------
<7> URL: http:// www.hawaiitourismauthority.org/ pdf/ HTA_ Safe- ty_ Security_ Report.pdf.

Основными целями принятия документа явилось:
- предотвращение преступлений и других угроз безопасности путем обучения и просвещения туристов, местного населения и работников туристской индустрии в области потенциальных рисков, связанных со здоровьем и безопасностью туристов;
- поддержка и усиление мер антикриминальной безопасности, в том числе осуществляемых правоохранительными органами;
- усиление мер личной безопасности туристов и местного населения в аэропортах, морских гаванях и других местах повышенной опасности для личной безопасности туристов;
- пресечение наркоторговли и других преступлений;
- оказание содействия туристам, которые стали жертвами преступлений, несчастных случаев и других опасностей, в том числе в результате чрезвычайных ситуаций.
Эффективным средством противодействия правонарушениям в сфере туризма в отдельных странах мира выступают специализированные подразделения органов правопорядка ("туристская полиция").
Так, при Исполнительном совете Всемирной туристской организации в 1994 г. создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий. В том же году Всемирная торговая организация представила обзор по 73 странам мира на тему: "Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов".
Результаты данного исследования были озвучены летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция) во время I Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. Авторы исследования пришли к выводам о том, что в 71% стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности.
Первое подразделение туристской полиции было создано Королевской полицией Малайзии 22 февраля 1988 г. В настоящее время только контингент туристской полиции Куала Лумпура насчитывает около 200 сотрудников.
Более чем в половине таких стран подобная служба является частью государственной или муниципальной полиции (Малайзия, Египет, Израиль, Иордания и др.). На туристскую полицию, кроме противодействия преступности в сфере туризма (включая наркопреступность), возлагаются также функции охраны памятников культуры, окружающей среды, предоставление туристам необходимой информации, охрана местных этнических групп.
Сотрудники туристской полиции в 41% стран обучаются иностранным языкам, в 26% - проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, в 37% стран поддерживают регулярную связь с туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией.
Следует отметить:
цели туристской полиции:
- обеспечить достижение цели правительства по развитию индустрии туризма;
- обеспечить безопасность и помощь внутренним и иностранным туристам;
- предотвращать и/или расследовать преступления, связанные с внутренними и иностранными туристами;
- не допускать участия туристов в преступных действиях, а в случае необходимости - проводить расследование таких фактов;
роль и функции туристской полиции:
- обеспечивать безопасность и помощь туристам;
- хорошо знать турцентры и туристские достопримечательности;
- предоставлять туристам необходимую информацию и помогать советами;
- обеспечивать безопасность на территории турцентров для туристов и не допускать никаких преступных действий;
- не допускать насильственных действий или мошенничества по отношению к туристам во время их пребывания в стране;
- заботиться о том, чтобы туристы были проинформированы о местных нормах поведения и обычаях, законах и правилах;
- ускорять процедуры, связанные с расследованием и слушанием в судах уголовных дел, имеющих отношение к туристам;
- отслеживать и не допускать любые неправомерные действия или мошенничества в индустрии туризма;
- предоставлять помощь и необходимую информацию туристам, пострадавшим в результате несчастных случаев, краж или потери важных документов <8>.
--------------------------------
<8> Безопасность туристов. Практические меры для дестинаций. М.: Всемирная туристская организация, 1996. С. 66.

В Российской Федерации "туристской полиции" как самостоятельного правоохранительного органа не существует. Вместе с тем в ряде территориальных подразделений органов внутренних дел, а также в иных органах власти служат сотрудники, которые отвечают за профилактику, расследование и пресечение преступлений и правонарушений в отношении иностранных туристов.
Так, в ГУВД г. Санкт-Петербурга функционирует оперативно-розыскная часть (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД), специализирующаяся на противодействии преступлениям в отношении иностранных граждан.
Данное подразделение разработало, например, рекомендации иностранным туристам <9>, которые содержат советы не только в области личной безопасности, но и предостерегают иностранных туристов от совершения правонарушений.
--------------------------------
<9> Рекомендации подготовлены ГУВД г. Санкт-Петербурга (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД.

В заключение отметим, что эффективным средством профилактики преступлений и иных правонарушений против туристов в нашей стране могут стать "зоны (территории) безопасности", которые могли бы создаваться в туристских дестинациях.
Под "зоной безопасности" обычно понимается территория или место, наиболее уязвимое для противоправных проявлений, где после принятого комплекса профилактических мер укрепляется правопорядок, а туристы в большей степени ощущают себя в безопасности и под защитой правоохранительных органов <10>.
--------------------------------
<10> См: Богатырев Р.М. Создание "зон безопасности" в наиболее криминогенных местах мегаполиса // Законность. 2009. N 7.

Эта территория (место) не огораживается и не оцепляется, границы "зоны" подвижны. Особенностью таких зон безопасности является не столько наличие усиленных патрулей (сотрудников правоохранительных органов, добровольцев), систем видеонаблюдения и других современных сил и средств обеспечения личной безопасности, сколько осуществляемые на систематической основе мероприятия, направленные на повышение информированности туристов и местного населения о мерах личной безопасности в туристской дестинации, воспитание туристского сознания местного населения (идеологии гостеприимства по отношении к туристам), обустройство безопасной туристской инфраструктуры, включая оборудование территории туристскими обозначениями, символами и знаками безопасности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг (Шиловская А.Л., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Туротрасль: богач - бедняк (Забелина Н.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта