Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Международные нормы для налогов на доходы (Астахова Ю.)

Международные нормы для налогов на доходы (Астахова Ю.)

Дата размещения статьи: 10.08.2013

Получая доходы от источников за пределами Российской Федерации, налогоплательщик должен быть готов к тому, что и налог с них придется уплачивать дважды. Освободить от дополнительного налогового бремени в данном случае может международное соглашение, заключенное РФ с соответствующей страной об избежании двойного налогообложения. Вопрос в том, применимы ли положения таких договоров к "иностранным" доходам "упрощенца".

Объектом обложения НДФЛ для налогоплательщиков - резидентов РФ признается доход, полученный как от источников в России, так и от источников за ее пределами. При этом для нерезидентов объектом обложения является доход, полученный в России (ст. 209 НК). Таким образом, далеко не исключена ситуация, что "иностранные" доходы физлица будут облагаться налогом дважды: НДФЛ - в России и аналогичным налогом - за границей. Либо, если говорить об иностранных гражданах, налогом - на родине и НДФЛ - в России.
Засчитать суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств при уплате налога в РФ, возможно лишь в том случае, если это предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 232 НК, Письма Минфина России от 21 ноября 2012 г. N 03-04-05/4-1325, от 16 октября 2012 г. N 03-08-05, ФНС России от 27 марта 2009 г. N 3-5-04/329@). Но такие соглашения могут также предусматривать и вовсе освобождение от налогообложения тех или иных доходов физлица в одной из договаривающихся сторон или иные способы устранения двойного налогообложения.
Например, вознаграждение, получаемое гражданином России в отношении работы по найму, может облагаться налогом в Беларуси в следующих случаях:
- если он выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Беларуси;
- если расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в России, имеет в Беларуси.
Во всех остальных случаях доходы гражданина России от работы по найму не подлежат обложению НДФЛ в Беларуси. Это предусмотрено Соглашением между Правительствами РФ и Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г., ратифицированным Законом от 10 января 1997 г. N 14-ФЗ.

"Иностранный" налог на прибыль

Пунктом 1 ст. 311 Налогового кодекса также предусмотрено, что полученные российской организацией доходы от источников за пределами РФ учитываются при определении базы по налогу на прибыль в полном объеме, но с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами. Но в данном случае у налогоплательщика есть возможность засчитать суммы налога, выплаченные с таких доходов в соответствии с законодательством иностранных государств при уплате налога на прибыль в РФ (п. 3 ст. 311 НК). Главное - должным образом подтвердить уплату налога за рубежом.
Наконец, опять же международным соглашением об избежании двойного налогообложения может быть предусмотрено как полное освобождение доходов российской компании, полученных от иностранных источников, от налогообложения, так и их обложение по пониженным ставкам и т.п. Например, прибыль предприятия не облагается налогом в Республике Казахстан, а облагается только в России, если им не ведется деятельность в Казахстане через расположенное там постоянное учреждение. Это предусмотрено п. 1 ст. 7 Конвенции между Правительствами РФ и Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 г. (ратифицирована Законом от 28 апреля 1997 г. N 74-ФЗ, далее - Конвенция). При этом к налогам в Российской Федерации, на которые распространяется Конвенция, пп. "б" п. 3 ст. 2 данного документа прямо отнесен налог на прибыль.

Упрощенная система налогообложения

При определении объекта налогообложения на УСН учитываются доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Налогового кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК). В свою очередь, ст. 249 НК предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом сама выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной формах. Исходя из этого представители ФНС России в Письме от 30 мая 2013 г. N ЕД-4-3/9808@ указывают, что налогообложению на УСН подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами РФ. Между тем, отмечают они, упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. В частности, гл. 26.2 Кодекса не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения. Прежде всего это означает, что зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства в счету платы единого налога на УСН в России, "упрощенец" не сможет. Более того, по мнению экспертов ФНС, и нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией, на упрощенную систему налогообложения не распространяются. В частности, в Письме от 30 мая 2013 г. N ЕД-4-3/9808@ специалисты налоговой службы отказали "упрощенцам" в праве руководствоваться нормами Конвенции. Аналогичную точку зрения они высказывали ранее и в отношении Соглашения между Правительствами РФ и Федеративной Республики Германия (Письмо ФНС России от 13 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9680@). Той же логики придерживаются и представители Минфина России (Письма ведомства от 29 мая 2012 г. N 03-11-09/40, от 6 октября 2011 г. N 03-08-05). Однако такую позицию чиновников нельзя назвать бесспорной.
В частности, помимо конкретных налогов, перечисленных в пп. "б" п. 3 ст. 2 Конвенции, в силу п. 4 ст. 2 данного документа его положения распространяются также на любые подобные или по существу аналогичные налоги, которые будут устанавливаться после его подписания в дополнение или вместо существующих налогов. Похожие нормы есть и в большинстве подобных соглашений, а также в Типовом соглашении между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84). При этом, по существу, единый налог на УСН как раз заменяет для организаций налог на прибыль, а для индивидуальных предпринимателей - НДФЛ, поскольку освобождает от их уплаты (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК). Кроме того, он определенно относится к налогам на доходы. Ведь объектом обложения по нему являются либо доходы налогоплательщика, либо разница между их суммой и расходами (п. 1 ст. 346.14 НК). В свою очередь, ст. 7 Налогового кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применению подлежат положения таких международных договоров (Письмо Минфина России от 21 октября 2009 г. N 03-08-05). И в этом смысле тот факт, что непосредственно гл. 26.2 Кодекса не содержит норм, касающихся избежания двойного налогообложения, значения уже не имеет. Однако очевидно, что такую точку зрения налогоплательщику придется отстаивать в суде. При этом арбитражная практика по этому вопросу пока далека от того, чтобы на нее можно было опираться.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи