Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений (Митин Г.Н.)

Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений (Митин Г.Н.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Рассматривая институт общественных объединений, правоведы, как правило, называют и анализируют семь их организационно-правовых форм, поименованных ст. 8 - 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>. Между тем указанный Федеральный закон этими формами не ограничивается и предполагает наряду с ними возможность существования государственно-общественных и общественно-государственных объединений, т.е. общественных объединений, созданных с участием государства, как это следует из содержания ст. 51. Указанные объединения не заявлены в Федеральном законе "Об общественных объединениях" в качестве самостоятельных организационно-правовых форм, однако, исходя из сложившейся практики создания такого рода объединений, государственно-общественные и общественно-государственные объединения следует рассматривать в качестве таковых <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<2> Такова позиция Министерства юстиции Российской Федерации, изложенная в письме и подтверждаемая соответствующими свидетельствами о государственной регистрации и уставами существующих общественно-государственных и государственно-общественных объединений. Отрицать существование указанной формы было бы ошибочно (см., например: Эксперт Урал. 2013. 8 - 14 июля. С. 68).

Определение сущности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения восходит к вопросу о праве государства создавать различного рода организации в широком смысле этого слова. Государство в правоотношениях, как публичного, так и частного рода, выступает как полноценный субъект, т.е. обладает всеми необходимыми правами и обязанностями <3>. Например, в силу ст. 124 Гражданского кодекса РФ государство может создавать различного рода организации, не основанные на личном участии и обусловленные необходимостью решения определенных функций. Для решения различного рода хозяйственных вопросов могут создаваться акционерные общества и унитарные предприятия - коммерческие организации, а равно некоммерческие - государственные корпорации и государственные компании. Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абз. 1 п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.1 - 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4>). Все государственные органы имеют форму учреждений <5>.
--------------------------------
<3> См.: Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: Монография. М.: Издательство МГУ; Воронеж: Издательство ВГУ, 2006. С. 14, 16.
<4> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<5> См.: письмо Минэкономразвития России от 21 июня 2011 г. N 12702-АЛ/Д08.

В то же время государство не может создавать кооперативы и товарищества, поскольку они требуют личного участия в своей деятельности, общины коренных малочисленных народов и казачьи общества, так как они являются формами самоорганизации граждан. Создание общественных и религиозных организаций (объединений) государством также невозможно, исходя из конституционных требований (ст. 14 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <6>) и их определения (ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Между тем в процессе реализации своих функций у государства периодически возникает необходимость прибегать к формированию организаций, сходных, по существу, с общественными организациями и движениями, иными словами, требует создавать их подобия "сверху", по собственной инициативе либо брать под своеобразную опеку полезные общественные начинания, которые без государственной поддержки обречены. Логично, что созданное по инициативе государства в лице какого-либо его органа объединение не может в силу Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" считаться общественным объединением. В связи с этим, по-видимому, законодатель и предусмотрел формы общественно-государственных и государственно-общественных объединений, т.е. добровольных, подконтрольных государству некоммерческих формирований, созданных как по инициативе граждан, так и по инициативе государства и объединяющих граждан на основе общности интересов для реализации при участии государства общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Участие государства в лице его органов в деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений обязательно, что, например, отличает последних от общественных палат, которые в ряде работ ошибочно именуют общественно-государственными формированиями <7>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
<7> См.: Власова К.Б. Споры о компетенции между органами публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3; Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. В указанных работах, по-видимому, происходит подмена понятий, когда исследователь для определения правового института использует наименование другого института, близкое по содержанию.

Принцип добровольности в отношении таких объединений обусловлен нормами ч. 1 ст. 1, ст. 2, 18, 30 и 55 Конституции Российской Федерации. Иное делало бы институт общественно-государственных и государственно-общественных объединений неконституционным.
Государственно-общественные и общественно-государственные объединения представляют собой форму взаимодействия государства и граждан <8>. В своей деятельности они сочетают принципы самоуправления и подконтрольности государству. Первый проявляется в решении такими объединениями своих внутрихозяйственных вопросов, второй же - в осуществлении задач, возложенных на них государством. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и п. 5 Порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2010 г. N 27 <9>, на общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" возложена обязанность по разработке правил служебно-прикладных видов спорта, развиваемых в рамках деятельности двух или более федеральных органов исполнительной власти. Утверждаются указанные правила Минспорттуризма России.
--------------------------------
<8> См.: Шерьязова А.С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.
<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 13.

Как показывает практика, государственно-общественные (общественно-государственные) объединения могут издавать нормативные акты совместно с органами государственной власти по вопросам своей деятельности, например: Приказ МВД России N 205, МЧС России N 245, Минюста России N 49, ГФС России N 164, СВР России N 18, ФСБ России N 205, ФСКН России N 161, ФСО России N 187, ГУСП N 21, ФТС России N 707, ФСИН России N 185, ФНС России N ММВ-6-10/23, Госкорпорации "Росатом" N 1/383-П, общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" N 36 от 12 апреля 2013 г. "Вопросы развития общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" <10>.
--------------------------------
<10> Российская газета. 2013. 26 апреля.

Специфика регулирования деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений состоит в том, что, как показывает судебная практика, их создание и деятельность, состав и компетенция их органов управления не регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" (за исключением ст. 51) <11>. Единственным источником регулирования их деятельности до принятия соответствующего федерального закона остается нормативный правовой акт, принятый в связи с созданием общественно-государственного или государственно-общественного объединения.
--------------------------------
<11> Определение Верховного Суда России от 29 июля 2010 г. N КАС10-335 // СПС "КонсультантПлюс"; решения Верховного Суда России от 19 мая 2010 г. N ГКПИ10-278 и от 12 мая 2009 г. N ГКПИ09-271 // СПС "КонсультантПлюс".

Цели и задачи, круг деятельности таких объединений в законодательстве не определены, за исключением, может быть, Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" <12>, который относит к ведению общественно-государственных объединений, наряду с общественными объединениями, деятельность по организации и проведению поисковых работ, а также осуществление мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
--------------------------------
<12> Российская газета. 1993. 17 февраля.

Во всяком случае, действующие общественно-государственные и государственно-общественные объединения выступают как способ решения государством масштабных общественных вопросов социального, культурного, экономического и иного характера:
- патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
- развитие физической культуры и спорта;
- содействие реализации государственной политики в области электросвязи;
- участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
- подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
- участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- решение проблем, связанных с интеграционными экономическими процессами, происходящими в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе связанных с деятельностью Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Тихоокеанского экономического совета.
Законодательство в принципе не исключает и возможности делегирования общественно-государственным (государственно-общественным) объединениям отдельных полномочий.
Органы управления общественно-государственных и государственно-общественных объединений, с одной стороны, аналогичны органам управления общественных объединений, а с другой - обязательно должны учитывать участие государства в их деятельности. Это значит, что руководящий орган, как высший, так и постоянно действующий, будет объединять представителей всех участников такого объединения, но при этом для контроля за целевым использованием переданного государственного имущества, выполнением поставленных государством задач, в том числе переданных полномочий, может быть создан наблюдательный (контрольный) орган, состоящий исключительно из представителей государственных органов и обеспечивающий соблюдение государственных интересов в деятельности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения. Кроме того, определенное управленческое воздействие на деятельность общественно-государственных и государственно-общественных объединений оказывают решения органов государственной власти, принимаемые в отношении обеспечения (материального, технического, методического и проч.) таких объединений. Пределы такого воздействия со стороны одного органа государственной власти обусловливаются участием в деятельности общественно-государственного или государственно-общественного объединения другого органа государственной власти, а также вышеупомянутым принципом добровольности участия в таком объединении граждан.
Двойственность общественно-государственных (государственно-общественных) объединений проявляется и в их имущественном положении. Например, в п. 5.1.7 Устава "Динамо" к основным принципам его организационного строения отнесено самофинансирование деятельности в сочетании с государственной поддержкой. Имущество, используемое общественно-государственными (государственно-общественными) объединениями, находится преимущественно в федеральной собственности, передается им на праве безвозмездного пользования <13>. Однако это не исключает наличия у общественно-государственных (государственно-общественных) объединений собственного имущества, приобретаемого за счет пожертвований и членских взносов, если таковые предусмотрены их уставами. Имущество, созданное за счет средств общественно-государственного (государственно-общественного) объединения, является его собственностью <14>. Размеры членских взносов устанавливаются объединением самостоятельно с учетом особенностей членов (участников). Например, в Ассоциации документальной электросвязи государственные органы - члены освобождены от уплаты взносов.
--------------------------------
<13> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 992-р // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3230; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 475-р // СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1552; распоряжение Госкомимущества России от 20 октября 1994 г. N 2541-р // Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Администрации Тульской области от 14 июля 2003 г. N 444 "О передаче имущества, находящегося в собственности Тульской области" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 ноября 1995 г. N 1921/95 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 2.

Финансирование деятельности общественно-государственных (государственно-общественных) объединений может осуществляться как из средств национального бюджета, так и без их привлечения <15>. В целом источники имущества общественных объединений и общественно-государственных (государственно-общественных) объединений должны совпадать. Однако в связи с прямым участием государства в деятельности таких объединений они не должны иметь права получать пожертвования от иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства и международных организаций. Иное, исходя из существа общественно-государственного объединения и целей его деятельности, создавало бы угрозу вмешательства указанных лиц в осуществление государством своих функций, в процесс его взаимодействия с гражданами, что подпадает под основания для ограничения прав, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Данное ограничение не только соразмерно обозначенной потенциальной угрозе, но и восполнимо теми мерами государственной поддержки, на которые общественно-государственные (государственно-общественные) объединения могут рассчитывать вследствие участия в их деятельности государства и его органов и организаций. Как в случае с политическими партиями и некоторыми другими организациями, меры государственной поддержки здесь должны выполнять компенсационную функцию по отношению к ограничениям источников финансирования этих организаций.
--------------------------------
<15> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 213 "О создании общественно-государственного объединения "Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству" // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1312.

В целом текущей правоприменительной практики явно недостаточно для регулирования создания, деятельности и ликвидации общественно-государственных и государственно-общественных объединений, определения их правового статуса по отношению как к общественным объединениям, так и ко всем некоммерческим организациям. Правовые аналогии допустимы, но вряд ли до конца будут соответствовать специфике этих объединений. Неопределенность правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений также ставит их в неравное положение по отношению к иным общественным объединениям, некоммерческим организациям, ограничивает права граждан - участников этих объединений. Учитывая ведущийся в настоящее время поиск моделей взаимодействия государства с гражданами, деятельности созданных государством общественно значимых некоммерческих организаций, назрела необходимость принятия федерального закона об общественно-государственных и государственно-общественных объединениях.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи