Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Сельскохозяйственная деятельность > Сельскохозяйственные товаропроизводители: налогообложение субсидий (Давыдова О.В.)

Сельскохозяйственные товаропроизводители: налогообложение субсидий (Давыдова О.В.)

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в основном в форме субсидий, предоставляемых на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государственное финансирование сельского хозяйства различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться из федеральных, региональных бухгалтерского учета и местных источников. Субсидии выделяются на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, племенных быков-производителей, на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота в племенных стадах, элитных семян сельскохозяйственных культур, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 л (кг) реализованного товарного молока, для оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Вправе ли организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем по правилам Налогового кодекса, претендовать на получение бюджетных средств, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей? Можно ли полученные субсидии не учитывать в составе налогооблагаемых доходов? Что делать, если полученная субсидия подлежит возврату в бюджет по причине установления факта нарушения условий ее предоставления?

Кто может стать получателем субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель?

Понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей можно найти в Налоговом кодексе. Но с целью определения надлежащего получателя субсидии используется определение, представленное в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Именно поэтому налоговые органы не вправе подтверждать обоснованность статуса организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях предоставления субсидий (Письмо Минфина России от 03.09.2013 N 03-11-10/36260).
Итак, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять как минимум 70% за календарный год.
Главное отличие представленного определения от того, что используется в целях налогообложения, заключается в необходимости ориентироваться на Перечень сельскохозяйственной продукции. Также следует обратить внимание на то, что 70%-ный барьер по доходам должен быть преодолен за календарный год. Для организации, желающей получить субсидию, это означает, что статус сельскохозяйственного товаропроизводителя необходимо подтвердить на основании данных за соответствующий календарный год. Календарным годом является период времени с 1 января по 31 декабря (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени"). На то, что в рассматриваемой ситуации под календарным годом следует понимать период с 1 января по 31 декабря, указывает и определение финансового года, представленное в ст. 12 БК РФ (финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря). В связи с этим представление документов, подтверждающих наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, не за календарный год, а, допустим, за полугодие, не позволит стать счастливым обладателем субсидии (Постановления ФАС ЦО от 30.10.2013 по делу N А35-11199/2012, от 30.07.2013 по делу N А68-8684/2012 <1>, ФАС ЗСО от 24.09.2013 по делу N А70-12941/2012).
--------------------------------
<1> В передаче данных дел в Президиум ВАС отказано Определениями ВАС РФ от 15.01.2014 N ВАС-19213/13 и от 06.12.2013 N ВАС-16686/13 соответственно.

Ключевой вывод. Получателем субсидии может стать организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем не по правилам законодательства о налогах и сборах, а в соответствии с Федеральным законом N 264-ФЗ.

Получение субсидии: налоговые обязательства

Предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ. Данным лицам субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Другими словами, по своему назначению представленные субсидии направлены на компенсацию недополученных доходов или части произведенных расходов, возникших в рамках осуществления организацией своей деятельности. Следовательно, у организаций, получающих из бюджета субсидии, возникает экономическая выгода, которая, как известно, в соответствии с Налоговым кодексом признается доходом. Означает ли это, что субсидию нужно включать в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, ЕСХН, УСНО (в зависимости от того, какую систему налогообложения применяет сельскохозяйственный товаропроизводитель)?

Является ли субсидия налогооблагаемым доходом?

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Так, согласно п. 2 указанной статьи в расчете налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Здесь же уточняется, что к этим необлагаемым целевым поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Ранее (до 01.01.2010) к ним также относились целевые поступления из бюджета, использованные по целевому назначению (без уточнения получателя). Это позволяло коммерческим организациям, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, не учитывать в целях налогообложения прибыли субсидии, полученные из бюджета на компенсацию понесенных расходов (см., например, Постановления ФАС СЗО от 16.04.2012 по делу N А42-4901/2010, от 05.04.2012 по делу N А42-7114/2010 <2>, ФАС ВВО от 26.09.2012 по делу N А43-38505/2011) <3>. То же самое касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, применявших ЕСХН и УСНО, ведь при определении объекта налогообложения они не учитывают доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ (Постановления ФАС ВВО от 08.08.2013 по делу N А38-4480/2012, ФАС ДВО от 20.12.2012 N Ф03-5730/2012, ФАС УО от 13.11.2013 N Ф09-12460/13, ФАС ВСО от 29.03.2012 по делу N А33-9669/2011).
--------------------------------
<2> В передаче данных дел в Президиум ВАС отказано Определениями ВАС РФ от 15.10.2012 N ВАС-10023/12 и от 15.10.2012 N ВАС-10051/12 соответственно.
<3> Правильность такого подхода подтвердил Президиум ВАС (Постановление от 30.07.2013 N 3290/13).

В связи с внесенными Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ в Налоговый кодекс изменениями коммерческие организации - сельскохозяйственные товаропроизводители с 01.01.2010 не могут не включать в налоговую базу по налогу на прибыль (ЕСХН, УСНО) субсидии, выделенные из бюджета.

Ключевой вывод. Субсидии, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, подлежат включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль (УСНО, ЕСХН), вне зависимости от цели, ради достижения которой они выделены.

Устанавливаем вид дохода

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами. При использовании и метода начисления, и кассового метода датой получения дохода в виде безвозмездно полученных из бюджета денежных средств признается дата поступления денежных средств на расчетный счет сельскохозяйственного товаропроизводителя (пп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).
Таким образом, независимо от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов датой получения доходов в виде субсидий является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика, если только иное не предусмотрено Налоговым кодексом (Письмо Минфина России от 12.04.2011 N 03-03-06/1/233). С иным может столкнуться сельскохозяйственный товаропроизводитель, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства.

Ключевой вывод. Полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия представляет собой в целях налогообложения прибыли внереализационный доход.

Субсидия как финансовая поддержка субъекта малого или среднего предпринимательства

Организации, занимающейся сельскохозяйственной деятельностью, субсидия может быть предоставлена как субъекту малого и среднего предпринимательства в качестве оказания ей финансовой поддержки, что предусмотрено ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В данном случае субсидия признается внереализационным доходом в особом порядке, причем вне зависимости от того, какой метод применяется организацией: метод начисления или кассовый метод (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ, введенные Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ).
Если за счет бюджетных средств приобретается неамортизируемое имущество, порядок действий таков. Средства финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты их получения. По окончании второго налогового периода сумму полученных средств финансовой поддержки нужно сравнить с суммой признанных расходов, фактически осуществленных за счет поименованного источника. Если имеется разница, ее в полном объеме следует включить в состав внереализационных доходов указанного налогового периода.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества сумма полученной субсидии отражается в составе доходов по мере признания расходов по приобретению такого имущества (то есть по мере начисления амортизации).
Организации, переведенные на уплату ЕСХН или УСНО, сумму финансовой поддержки учитывают при определении налоговой базы в течение двух налоговых периодов пропорционально фактически произведенным расходам (включая расходы на приобретение амортизируемого имущества). Разница (если она образуется) тоже включается в состав доходов второго налогового периода (пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Представленный порядок признания в составе налоговых доходов субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (Письма Минфина России от 22.07.2011 N 03-03-10/66 <4>, от 10.06.2011 N 03-03-06/1/340, от 24.05.2011 N 03-03-06/1/306, ФНС России от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14383@).
--------------------------------
<4> Направлено Письмом ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12603@.

Ключевой вывод. Субсидия, предоставленная занимающейся сельскохозяйственной деятельностью организации в качестве финансовой поддержки субъекта малого или среднего предпринимательства, признается в целях налогообложения в специальном порядке.

Субсидия и нулевая ставка по налогу на прибыль

В силу п. 1.3 ст. 284 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители при исчислении налога на прибыль в отношении прибыли, полученной в результате осуществления сельскохозяйственной деятельности (деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), применяют нулевую ставку налога. Речь идет о сельскохозяйственных товаропроизводителях, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Это организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие такую продукцию. Доля дохода от реализации произведенной данными организациями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70%.
Получается, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по сельскохозяйственной деятельности (в отношении которой действует ставка налога в размере 0%) сельскохозяйственные товаропроизводители могут учитывать доходы, связанные только с этой деятельностью. Доходы от иных видов деятельности включаются в налоговую базу, облагаемую по ставке 20%.
Как отметил Минфин в Письме от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46682, доходом, полученным в рамках ведения сельскохозяйственной деятельности, является доход в виде субсидии, выделенной сельскохозяйственному товаропроизводителю на возмещение части затрат, связанных с производством и (или) реализацией сельскохозяйственной продукции. Такая субсидия признается доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль по ставке 0%.
Если же полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), она включается в состав внереализационных доходов в общеустановленном порядке (то есть увеличивает налоговую базу, облагаемую по ставке 20%). Пример получения данной субсидии приведен в Письме Минфина России от 23.11.2012 N 03-03-06/1/611. На основании Постановления правительства Воронежской области от 01.06.2012 N 492 <5> налогоплательщик получает субсидии из областного бюджета на компенсацию расходов, связанных со строительством дороги и газопровода. Право на получение субсидий имеют юридические лица (кроме государственных учреждений) и физические лица - производители товаров, работ, услуг, реализующие в рамках программы социально-экономического развития Воронежской области особо значимые инвестиционные проекты. Представленные субсидии не связаны с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), поэтому их следует учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, к которой применяется ставка налога, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%-ная налоговая ставка.
--------------------------------
<5> "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в программу социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области", на 2012 год".

Ключевой вывод. Если субсидия предоставлена сельскохозяйственному товаропроизводителю в качестве компенсации части затрат, возникших в связи с производством и (или) реализацией сельскохозяйственной продукции, в целях налогообложения прибыли признается доход, включаемый в налоговую базу, облагаемую по ставке 0%.

Возврат субсидии

Обязательным условием предоставления юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг субсидий (включается в договор (соглашение) о предоставлении субсидии) является его согласие на осуществление соответствующим органом проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (п. 5 ст. 78 БК РФ). Проверками занимаются главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, предоставивший субсидию, и органы государственного (муниципального) финансового контроля. Если в результате проверки будут выявлены нарушения, денежные средства придется вернуть обратно в бюджет.

Неблагоприятные обстоятельства

Приведем примеры из арбитражной практики, когда сельскохозяйственных товаропроизводителей обязали вернуть в бюджет суммы полученных субсидий.
В деле N А76-24228/2013 ответчика обязали вернуть субсидию, полученную на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в размере, составляющем 1% от суммы предоставленной субсидии за каждый гектар незасеянной посевной площади сельскохозяйственных культур (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2014). По аналогичной причине вернуть часть субсидии обязали сельскохозяйственных товаропроизводителей в делах N А55-24550/2013 (Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014), N А76-21148/2013 (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2014 <6>). Если посевная кампания вообще не проводилась, субсидию придется вернуть в полном объеме (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2014 по делу N А76-24233/2013).
--------------------------------
<6> Оставлено без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 N 18АП-2047/2014.

Арбитражный суд Республики Калмыкия (Решение от 25.03.2014 по делу N А22-3299/2013) согласился с тем, что субсидия на поддержку овцеводства была получена ответчиком необоснованно. В соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку овцеводства и табунного коневодства, утвержденным Постановлением правительства Республики Калмыкия от 28.01.2011 N 16, субсидии предоставляются исходя из поголовья сельскохозяйственных животных на начало текущего финансового года, подтверждаемого данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. При этом субсидии предоставляются при условии сохранения поголовья сельскохозяйственных животных на начало отчетного периода по сравнению с поголовьем сельскохозяйственных животных аналогичного периода прошлого года. На деле же оказалось, что по состоянию на 01.01.2011 численность маточного поголовья овец составляла 9150 голов, а по состоянию на 01.01.2012 - 9000 голов.
Арбитражный суд Волгоградской области также столкнулся с тем, что ответчик-агрофирма не соответствует требованиям, предъявляемым к получателям субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в частности отсутствию в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и (или) банкротства. На момент обращения с заявлением о выделении субсидии в ЕГРЮЛ были внесены сведения о том, что агрофирма находится в процедуре добровольной ликвидации (Решение от 28.02.2014 по делу N А12-31413/2013).
В деле N А13-2373/2012 общество обязали вернуть в федеральный и областной бюджеты субсидию, предоставленную на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Причиной стало отсутствие надлежащим образом оформленных племенных свидетельств на каждое животное (Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014).

Последствия для налогового учета

При возврате субсидии в бюджет у организации возникают расходы, учесть которые в целях налогообложения не получится в связи с тем, что они не отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним: налоговыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Ключевой вывод. При несоблюдении условий предоставления субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть обратно полученные бюджетные средства. Возникающие в связи с этим расходы учесть в целях налогообложения не удастся.

* * *

Организация, занимающаяся сельскохозяйственной деятельностью, как сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе рассчитывать на получение субсидии в том случае, если она соответствует понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенному в Федеральном законе N 264-ФЗ, а не в Налоговом кодексе. Получение субсидии означает возникновение налогооблагаемых доходов, причем вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСНО, ЕСХН, УСНО). По общему правилу субсидии включаются в состав налоговых доходов на дату получения денежных средств. Исключение касается ситуации, когда субсидия предоставляется организации, занимающейся сельскохозяйственной деятельностью, в рамках оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (тогда действует специальный порядок признания доходов).
Сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на обычной системе налогообложения и применяющие в отношении прибыли, полученной в результате ведения сельскохозяйственной деятельности, нулевую ставку налога, при получении субсидии должны определиться, связаны ли эти доходы с сельскохозяйственной деятельностью. Ответ положителен в ситуации, когда субсидия выделена на возмещение части затрат, связанных с производством и (или) реализацией сельскохозяйственной продукции. Тогда субсидию не надо признавать доходом, включаемым в налоговую базу, облагаемую по ставке 20%.
Необходимо помнить, что нарушение условий предоставления субсидий карается: по результатам проверки обяжут вернуть ее в бюджет. В таком случае возникающие расходы нельзя учесть при определении налоговой базы по соответствующему налогу.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 



В центре внимания:


Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория (Елисеев В.С.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>

Производитель сельскохозяйственной продукции как сторона договора контрактации (Малая Т.Н., Нестерова Т.И.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: земельный налог для сельского хозяйства (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 20.01.2016

подробнее>>

Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Дата размещения статьи: 24.11.2015

подробнее>>

Экономический контроль за учетом затрат на производство продукции и переработку мяса на сельскохозяйственных предприятиях (Остаев Г.Я., Концевая С.Р.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта