Дата размещения статьи: 12.12.2011
Транспортная экспедиция согласно гражданскому законодательству является самостоятельным видом договора (глава 41 ГК РФ), не относящимся ни к посредническим, ни к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
ГК РФ устанавливает две разновидности услуг, предоставляемых в рамках договора транспортной экспедиции: основные и дополнительные. Основные услуги по указанному договору связаны с перевозкой груза. Ими могут быть:
- заключение по заданию клиента договоров по организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;
- оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;
- оплата провозных платежей;
- заключение соответствующих договоров (перевозки, фрахтования и т.д.);
- обеспечение отправки и получения груза и т.д.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, связанных с доставкой грузов:
- маркировка груза, его затаривание, проверка состояния упаковки и маркировки, складирование и т.д.;
- получение необходимых для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза;
- получение груза в пункте назначения (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Экспедитором может быть как юридическое лицо, так и предприниматель.
Отношения, возникающие в связи с заключением договора транспортной экспедиции, помимо упомянутой главы 41 ГК РФ регулируются также Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.06 N 554). При этом не следует забывать о существующих:
- Правилах централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (утв. письмом МПС России от 14.05.93 N С-405у/АК-7/ЦМ-180). К этим правилам приложен примерный договор на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг и операций;
- Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта (принят Федеральным законом от 08.11.07 N 259-ФЗ);
- Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.71; они продолжают действовать в части, не противоречащей ГК РФ, закону N 87-ФЗ и упомянутому уставу).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ). При заключении этого договора необходимо учитывать требования статьи 434 ГК РФ. Следует помнить также, что несоблюдение письменной формы данного договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение условий договора на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.
В договоре транспортной экспедиции должны быть установлены права и обязанности сторон. Так, клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, давать указания экспедитору, требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза, если это будет предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 6 ст. 3 закона N 87-ФЗ). При этом он обязан своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, условиях его перевозки и документы, необходимые для осуществления государственного контроля (таможенного, санитарного и др.).
Клиент также обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы, которые были осуществлены в интересах клиента, в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (ст. 5 закона N 87-ФЗ).
Экспедитор же обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При приеме груза он должен выдать клиенту экспедиторский документ. Если он заключает договоры с третьими лицами от имени клиента на основании выданной доверенности, то ему необходимо будет представить грузоотправителю (грузополучателю) оригиналы договоров. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не будет предусмотрено договором транспортной экспедиции (ст. 4 закона N 87-ФЗ).
Исполняющая сторона по договору вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если стороны в договоре транспортной экспедиции не пропишут иное. При этом в ее обязанность входит незамедлительное уведомление клиента о произведенных изменениях.
Экспедитор в некоторых случаях может оказывать экспедиторские услуги в интересах клиента по своему усмотрению. Возникают они, если указания заказывающей стороны договора:
- неточны или неполны;
- не соответствуют договору транспортной экспедиции, а у экспедитора не по его вине отсутствует возможность уточнить их (ст. 3 закона N 87-ФЗ).
Экспедиторские документы
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. К таковым относятся: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка (п. 5 и 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Формы указанных документов приведены в приложениях 1-3 к Порядку заполнения экспедиторских документов (утв. приказом Минтранса России от 11.02.08 N 23).
Поручение экспедитору предназначено для описания:
- услуг, которые будут оказаны клиенту;
- условий, на которых они будут оказаны.
Заполняет данное поручение клиент (п. 8 порядка). Заказывающая услуги сторона может каждый раз составлять отдельное поручение на единичную экспедиционную услугу или заполнить одно на "несколько услуг" при систематическом сотрудничестве с конкретным экспедитором. Форма заполняется в двух экземплярах и подписывается клиентом. По общему правилу поручение нужно составить на бумажном носителе, однако по соглашению сторон можно предусмотреть и иной способ.
Экспедитор рассматривает полученное поручение в установленные договором сроки и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании (отказе в согласовании) транспортно-экспедиционных услуг. В случае отказа необходимо указать причину. Только после получения клиентом согласованного поручения оно подлежит исполнению.
Клиент вправе отозвать свое поручение в любое время в письменной форме, возместив при этом экспедитору фактические расходы, понесенные в связи с исполнением поручения.
Кроме информации о задействованных в сделке лицах - экспедиторе, клиенте, грузоотправителе и грузополучателе (указываются полное фирменное наименование и местонахождение или Ф.И.О. и место жительства каждого из перечисленных лиц) - бланк поручения содержит поля для описания груза, такие как:
- страна происхождения (производства);
- готовность к отправке с указанием даты, наименования, точного адреса нахождения груза;
- товарный код (опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей);
- маркировка согласно законодательству РФ;
- количество мест, вид и размер упаковки. Здесь указываются не только габариты и вес каждой упаковки, но и способ доставки груза (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);
- вес брутто, нетто и объем;
- стоимость согласно платежным документам (заполняется по усмотрению клиента).
В форме предусмотрена отдельная строка "Особые отметки". В ней можно указать дополнительную информацию о грузе (особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза).
Обособленно, но по усмотрению клиента фиксируется информация о страховании груза. Если принято решение заполнить данные о страховке, то необходимо указать номер и дату страхового полиса, полное наименование (фирменное) страховой компании, ее местонахождение, а также сформулировать условия страхования, касающиеся конкретной отгрузки.
Кроме подробного описания груза в форме надлежит привести:
- вид транспорта, на котором предполагается перевозка груза;
- пункт назначения (доставки) груза;
- документы, прилагаемые к поручению экспедитора и необходимые для перевозки груза, - а также в случае необходимости сделать отметку об уведомлении клиента (грузоотправителя или иного лица) о прибытии груза.
Отметим, что перечисленные строки о характере груза (за исключением сведений о готовности к отправке) переносятся из бланка поручения экспедитору в бланк экспедиторской и складской расписки.
Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза. Расписка подтверждает факт получения груза и дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи грузополучателю (клиенту) по окончании перевозки. Бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах. В экспедиторской расписке есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, - "Условия". В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.
Складская расписка используется при принятии экспедитором груза на складское хранение. Поэтому она также заполняется и подписывается экспедитором. Составляется в двух экземплярах. Характерными для этой формы являются поля, предусмотренные для информации о складе, на который помещается груз, и условиях, на которых груз принят на хранение. Кроме того, присутствует поле "Страхование", которое заполняется на усмотрение экспедитора.
Сторонам договора транспортной экспедиции предоставлена возможность использования других экспедиторских документов в зависимости от характера оказываемых услуг (п. 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). При перевозке грузов в международном сообщении, в частности, таковыми могут быть:
- поручение на отправку экспортных грузов;
- маршрутная карточка (Equipment Interchange Receipt/Container Condition Report);
- экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении ФБЛ (Negotiable FIATA Multi-modal Transport Bill of Lading);
- разрешение на погрузку (Shipping Permit, Loading Permit).
Вариантность оказания услуг
Привлечение третьих лиц к исполнению обязанностей экспедитора является его правом. Но во многих случаях он все-таки не сможет обойтись без услуг третьих лиц. Экспедитор вправе заключить договор с перевозчиком и передать соответствующей транспортной организации выполнение части (или всех) своих обязанностей по договору транспортной экспедиции.
Экспедитор может действовать от имени клиента на основании доверенности (ст. 802 ГК РФ). Кроме того, клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры от собственного имени, т.е. сделать его своим агентом. Тогда в отношениях с третьими лицами (и прежде всего с перевозчиком) стороной в отношении будет экспедитор. Однако по отношению к клиенту в соответствии с договором транспортной экспедиции лицо остается экспедитором и будет отвечать за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Если по договору транспортной экспедиции экспедитор оказывает услуги не сам, а привлекает за счет клиента от своего имени или от имени клиента транспортную организацию, то такой договор содержит элементы посреднической сделки. В случае когда экспедитор действует от имени клиента, к такому договору применяются элементы договора поручения. Если же экспедитор действует от своего имени, то применимы нормы договора комиссии.
При привлечении контрагентов для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, понесенные экспедитором затраты он перевыставляет клиенту. При этом отдельно показывается его вознаграждение.
Плательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Хотя договор экспедиции не перечислен в указанной статье, но, учитывая его сходство с приведенными договорами, специалисты Минфина России посчитали возможным применение по отношению к нему упомянутой нормы статьи 156 НК РФ. При этом они констатировали, что для включения в налоговую базу по НДС стоимости услуг перевозчиков, а также погрузочно-разгрузочных работ у указанных налогоплательщиков оснований не имеется (письма Минфина России от 30.03.05 N 03-04-11/69, от 21.06.04 N 03-03-11/103).
Таким образом, при получении предоплаты в счет предстоящего выполнения услуг в рамках договора транспортной экспедиции в налоговую базу по НДС включается сумма в части, соответствующей размеру такого вознаграждения.
Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
Согласно указанным положениям счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует ни в книге покупок, ни в книге продаж.
От своего же имени он составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.
К расходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, относятся расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или иному аналогичному договору (п. 9 ст. 270 НК РФ).
Аналогичная норма установлена и в части доходов. Доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Учитывая изложенное:
- расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежащие возмещению клиентом;
- доходы, полученные от клиента, за исключением суммы вознаграждения, - не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В состав же доходов включается только вознаграждение экспедитора.
Гражданское законодательство не требует от экспедитора составления отчета в случаях, когда для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает сторонние организации. Лишь пунктом 15 Правил транспортно-экспедиционной деятельности устанавливается возможность предоставления экспедитором клиенту определенной информации, причем только по требованию последнего. Поэтому если договор оформлен по данной схеме, то во избежание разногласий с налоговыми органами экспедитору желательно было бы составить отчет и представить его клиенту. В отчете же необходимо указать сумму, которую экспедитор получил для исполнения поручения по договору транспортной экспедиции и которую экспедитор направил другим организациям для исполнения поручения, а также сумму вознаграждения экспедитора.
К отчету опять же желательно приложить:
- товарно-транспортные документы;
- копии договоров с третьими лицами (либо оригиналы, если договоры заключались от имени клиента);
- копии платежных документов;
- счет-фактуру экспедитора на сумму своего вознаграждения;
- "перевыставленные" счета-фактуры на сумму возмещаемых расходов.
Пример 1
Грузовладелец для транспортировки приобретенных товаров заключил договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. Экспедитор, в свою очередь, заключил от своего имени договор на железнодорожную перевозку груза. Стоимость услуг по договору - 198 830 руб., в том числе НДС - 30 330 руб., из которых 170 510 руб. - перечисляется за транспортировку грузов по железной дороге. По договору предусмотрена 100-процентная предоплата. Собственные расходы экспедитора, связанные с оказанием услуг по договору, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете - 19 470 руб. Экспедитор самостоятельно не осуществляет перевозку груза. Для этого он заключает от своего имени, но за счет заказчика договор с перевозчиком. Поэтому его деятельность по организации перевозки можно рассматривать как посредническую. Следовательно, из общей суммы поступающих от грузовладельца денежных средств, учтенных на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты с грузовладельцем", необходимо выделить часть, относящуюся к вознаграждению за оказываемые услуги по организации перевозки. Ее величина - 28 320 руб. (198 830 - 170 510) - учитывается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Расчеты по авансам полученным":
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем"
- 198 830 руб. - получены денежные средства в счет предоплаты по договору;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем" Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- 28 320 руб. - отражена сумма аванса в счет предстоящих услуг.
Плательщики НДС, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по налогу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. При этом сумма предоплаты, полученная в счет предстоящего выполнения услуг в рамках указанного договора, включается в облагаемую базу по НДС только в части платежей, соответствующих размеру указанного вознаграждения:
Дебет 76 субсчет "НДС по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4320 руб. (28 320 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с предоплаты.
На полученную сумму предоплаты в счет вознаграждения экспедитором оформляется счет-фактура в течение пяти календарных дней со дня поступления денежных средств, который выставляется клиенту (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Выплаты, произведенные экспедитором перевозчику за счет грузоотправителя, не признаются расходами (п. 2, 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации"; утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н):
Дебет 76 Кредит 51
- 170 510 руб. - перечислены денежные средства за перевозку груза;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем" Кредит 76
- 170 510 руб. - списаны за счет грузополучателя расходы по перевозке груза.
После получения счета-фактуры на сумму предоплаты от перевозчика он перевыставляется экспедитором клиенту.
Выручкой экспедитора является сумма вознаграждения за организацию перевозки, предусмотренная договором (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации"; утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н):
Дебет 62 Кредит 90-1
- 28 320 руб. - отражена задолженность грузовладельца за оказанные услуги;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4320 руб. - начислен НДС со стоимости оказанных услуг;
Дебет 20 Кредит 02, 69, 70
- 19 470 руб. - учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;
Дебет 90-2 Кредит 20
- 19 470 руб. - списаны затраты по договору;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62
- 28 320 руб. - погашена задолженность по оказанным услугам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 76 субсчет "НДС по авансам полученным"
- 4320 руб. - принят к вычету НДС, исчисленный с предоплаты.
При определении финансового результата от продаж за месяц будет учтена прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, в сумме 4530 руб. (28 320 - 4320 - 19 470).
При исчислении налога на прибыль в доходах учитывается сумма вознаграждения - 24 000 руб. (28 320 - 4320), в расходах же сумма собственных затрат - 19 470 руб.
Как было сказано выше, экспедитор может выполнять возложенные на него договором обязанности лично. То есть экспедитор оказывает услуги клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций: осуществляет перевозку своим транспортом, проверяет количество и состояние груза, занимается погрузкой, выгрузкой, хранением груза и т.п.
В этом случае договор транспортной экспедиции становится схожим с договором возмездного оказания услуг.
Цена по такому договору определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Его доходом будет выручка от оказания таких услуг (ст. 249 НК РФ). Все расходы, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут учитываться при налогообложении прибыли. Облагаемая база по НДС определяется как общая стоимость оказанных услуг (ст. 154 НК РФ).
Пример 2
Организация, выполняя функции экспедитора, одновременно осуществляет и перевозку груза. Стоимость услуг по договору - 149 270 руб., в том числе НДС - 22 770 руб. Затраты по перевозке груза как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составили 109 470 руб. Грузовладелец осуществляет 100-процентную предоплату.
В бухгалтерском учете организации при отражении упомянутой операции осуществляются следующие записи.
В момент поступления предоплаты:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- 149 270 руб. - поступила предоплата по договору;
Дебет 76 субсчет "НДС по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 22 770 руб. - начислен НДС с поступившей предоплаты.
На общую сумму предоплаты экспедитором оформляется счет-фактура.
В момент подписания акта об оказании услуг по перевозке груза:
Дебет 20 Кредит 02, 10, 69, 70
- 103 470 руб. - учтены расходы, связанные с перевозкой груза;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 149 270 руб. - оказаны услуги по экспедированию и перевозке груза;
Дебет 90-2 Кредит 20
- 109 470 руб. - списаны затраты, связанные с осуществлением перевозки груза;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 22 770 руб. - начислен НДС со стоимости оказанных услуг.
При формировании финансового результата от продаж за отчетный месяц будет учтена прибыль от оказания услуг по транспортировке груза в сумме 17 030 руб. (149 270 - 22 770 - 109 470).
При исчислении налога на прибыль за отчетный период организация отнесет в доходы вознаграждение по перевозке груза в сумме 126 500 руб. (149 270 - 22 770), в расходы же - затраты, связанные с ее осуществлением, составившие 109 470 руб.
Привлекая третьих лиц для исполнения договора транспортной экспедиции, экспедиторы иногда не хотят афишировать стоимость услуг транспортных компаний и размер своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну. В этом случае также заключается договор по схеме возмездного оказания услуг.
К такому варианту заключения договора вынужден прибегнуть экспедитор, привлекающий для оказания клиентам услуг по договору транспортную организацию, когда им оказываются услуги по договорам транспортной экспедиции нескольким клиентам одновременно. Если в транспортном средстве (в вагоне или автомашине) перевозятся грузы сразу нескольких клиентов, то это затрудняет "перепредъявление" клиентам стоимости услуг привлекаемых организаций.
При привлечении экспедитором контрагентов предъявленные ими суммы НДС он вправе принять к вычету при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих исполнение указанными лицами обязанностей.
При данной схеме заключения договора экспедитор представляет клиенту:
- товарно-транспортные документы. Таковым для автомобильного транспорта это будет третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78), отрывной талон путевого листа автомашины (формы N 4-с, N 4-п);
- счет-фактуру на всю сумму, указанную в договоре;
- акт сдачи-приемки услуг.
Унифицированной формы акта не установлено. Поэтому стороны могут сами ее разработать с учетом требований, предъявляемых к документам, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, изложенных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Нередко на практике возникают ситуации, когда для исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор часть услуг выполняет самостоятельно, а часть заказывает на стороне. В большинстве случаев для перевозки груза нанимается специализированная компания, а погрузочно-разгрузочные работы и сопровождение груза осуществляются самостоятельно. То есть договором предусматриваются и посредническая деятельность, и возмездное оказание услуг. В этом случае в договоре надлежит отдельно указать стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки.
Пример 3
Организацией (экспедитором) заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому она обязана:
- заключить от своего имени договор со специализированной компанией на перевозку груза автомобильным транспортом;
- оказать услуги по сопровождению груза и оформлению соответствующих документов. Вознаграждение экспедитора за организацию перевозки - 27 730 руб., в том числе НДС - 4230 руб., стоимость услуг экспедирования - 38 350 руб., в том числе НДС - 5850 руб. Расходы по перевозке груза в сумме 188 800 руб. возмещаются экспедитору клиентом. Условиями договора предусмотрена полная предоплата услуг по организации перевозки и самой перевозки, услуги же по сопровождению груза оплачиваются клиентом после их оказания.
В бухгалтерском учете операции, предусмотренные договором транспортной экспедиции, отразятся следующим образом.
При поступлении предоплаты:
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем"
- 216 530 руб. - получены денежные средства в счет предоплаты по договору;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем" Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- 27 730 руб. - отражена сумма предоплаты в счет услуг по организации перевозки;
Дебет 76 субсчет "НДС по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4230 руб. - начислен НДС с предоплаты;
Дебет 76 Кредит 51
- 188 800 руб. - перечислены денежные средства за перевозку груза;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с грузовладельцем" Кредит 76
- 188 800 руб. - списаны за счет грузополучателя расходы по перевозке груза.
При полном оказании услуг:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 66 080 руб. (27 730 + 38 350) - отражена задолженность грузовладельца за оказанные услуги;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 10 080 руб. (4230 + 5850) - начислен НДС со стоимости оказанных услуг;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62
- 27 730 руб. - погашена задолженность в части услуги по организации перевозки;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 76 субсчет "НДС по авансам полученным"
- 4230 руб. - принят к вычету НДС, исчисленный с предоплаты;
Дебет 62 Кредит 51
- 38 350 руб. - поступили денежные средства в счет оплаты услуги по сопровождению груза.
Ответственность сторон
Напомним, что по общему правилу стороны обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе предусмотреть в договоре условие об одностороннем отказе от исполнения обязательства, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
ГК РФ дает сторонам право отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Односторонний отказ от исполнения договора означает его расторжение. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% от суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (ст. 806 ГК РФ, п. 5 ст. 6 закона N 87-ФЗ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор обязан возместить клиенту убытки в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки.
Деятельность экспедитора является предпринимательской. Поэтому если соглашением сторон или законом не предусмотрено иное, экспедитор несет ответственность при условии недоказательства им, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а именно чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Специальные нормы об имущественной ответственности экспедитора и клиента предусмотрены законом N 87-ФЗ. Так, этим законом устанавливается два вида ответственности экспедитора:
при оказании услуг в международных сообщениях;
при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях.
При международных сообщениях ответственность в некоторых случаях ограничивается определенной суммой расчетных единиц. Так, предельные размеры ответственности при возникновении ущерба:
иного, нежели утрата, недостача (порча) груза составляет 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 закона N 87-ФЗ);
в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) - две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 2 ст. 7 закона N 87-ФЗ).
Расчетная единица - СДР (цифровой и буквенный код валюты по Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст - 960 и XDR). Это единица специального права заимствования, которую определяет Международный валютный фонд. Для определения суммы, которую должен будет возместить экспедитор, расчетные единицы переводятся в рубли. Осуществляется это либо на дату принятия судебного решения, либо на дату, установленную соглашением сторон. Официальный курс СДР к рублю ежедневно устанавливает Банк России (приказ от 24.05.99 N ОД-191).
Напомним, что утратой груза признается невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. Причем утратой является не только физическое отсутствие груза. Утрата груза возникает и тогда, когда он не уничтожен и не похищен, но не может быть своевременно вручен перевозчиком надлежащему грузополучателю.
Груз считается утраченным:
если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции или
если такой срок договором не определен, то в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.
Тридцатидневный срок, установленный законом N 87-ФЗ, применяется при утрате в случае, если экспедитор не докажет, что утрата вызвана ненадлежащим исполнением договора перевозки. Груз, который доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (п. 7 ст. 7 закона N 87-ФЗ).
Недостачей груза признается утрата какого-либо его количества, представляющего собой однородную массу. Повреждением груза является физическое (механическое) изменение груза, влекущее за собой понижение его ценности либо полную или частичную невозможность использования. Порча груза - биологическое или химическое изменение, влекущее за собой понижение ценности груза или полную или частичную невозможность его использования.
Пример 4
Грузополучатель заключил с организацией договор на транспортно-экспедиционное обслуживание морской перевозки груза из Индонезии в Россию. Общий вес груза - 10 000 кг. Стоимость груза - 14 400 000 руб.
Контейнер был получен по доверенности грузополучателя представителем экспедитора, который выдал перевозчику расписку об отсутствии претензий по количеству и качеству груза в контейнере.
При приемке и проверке содержимого грузополучатель обнаружил недостачу груза общей массой 580 кг на сумму 835 200 руб. После чего он обратился в арбитражный суд с иском к организации о взыскании убытка от недостачи груза. 7 мая 2009 года арбитражный суд удовлетворил иск грузополучателя.
При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного груза. Курс СДР, установленный Банком России на 07.05.09, составил 49,2518 руб/СДР.
Сумма убытка, которую организация должна возместить грузополучателю, составит 57 132,09 руб. (49,2518 руб/СДР х 2 расч. ед. СДР/кг х 580 кг).
Экспедитор отвечает за вину клиента перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом. Законом N 87-ФЗ не устанавливается очередности предъявления требований между перевозчиком, экспедитором и клиентом. Поэтому клиенту не столь важно знание истинного виновника (экспедитора или перевозчика) происшедшего нарушения.
При внутрироссийском сообщении установлены следующие виды ответственности экспедитора:
ответственность, возникшая в связи с нарушением перевозчиком договора перевозки;
ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не по договору перевозки. Предел ответственности установлен в размере действительной или объявленной стоимости утраченного (поврежденного) груза;
иные случаи ответственности, которые определяются согласно общим положениям ГК РФ и предусматривают полную ответственность экспедитора.
Если утрата, недостача или повреждение (порча) произошли при осуществлении перевозки, то к экспедитору применяются нормы соответствующего транспортного устава или кодекса. Если же утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не во время перевозки, то применяется норма закона N 87-ФЗ. Если произошло нарушение обязательства, то перед клиентом всегда отвечает экспедитор. Однако важно определить, кто именно допустил нарушение:
если перевозчик, то ответственность экспедитора будет ограниченной;
если экспедитор и при этом нарушение привело к последствиям иным, чем утрата, недостача или повреждение (порча) груза, то ответственность экспедитора будет полной.
Экспедитор может доказать, что он допустил ненадлежащее исполнение обязательств из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком. В этом случае экспедитор несет ограниченную ответственность перед клиентом. При этом применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Указанные перечни содержатся в транспортных уставах.
Например, перевозчик на железной дороге освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки из-за сложившихся у перевозчика при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Нарушение обязательств по договору экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, в рассматриваемой ситуации влечет за собой применение к экспедитору тех же правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Если имеет место утрата, недостача или повреждение груза, возникшие не из договора перевозки, то начинают действовать специальные правила об ответственности экспедитора.
Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента принятия груза и до выдачи груза получателю. Ответственность экспедитора наступает после принятия им груза, что подтверждается выдачей клиенту экспедиторского документа, и действует до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу. Получателем в договоре транспортной экспедиции может быть назван как конечный получатель - при организации экспедитором доставки груза либо при осуществлении экспедиции по получению, так и основной перевозчик - при осуществлении экспедиции по отправлению.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор отвечает перед клиентом:
за утрату или недостачу груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей части;
за повреждение (порчу) груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
При несовпадении действительной стоимости и объявленной ценности груза компенсация, например, за повреждение груза, принятого экспедитором с объявлением ценности, может как превышать действительно причиненный грузу ущерб, так и быть меньше в зависимости от соотношения объявленной ценности груза и действительной его стоимости.
Закон N 87-ФЗ устанавливает общее правило о возмещении экспедитором убытков, причиненных клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и не является следствием обстоятельств непреодолимой силы или виновных действий (бездействия) клиента. Если в договоре транспортной экспедиции не установлены определенные сроки, то экспедитор будет нести ответственность за нарушение разумных сроков, которые определяются в каждом конкретном случае. За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме. Исключение составляет нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.
При решении вопроса об освобождении экспедитора от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза следует различать две ситуации: ущерб произошел при осуществлении перевозки груза либо он случился в другое время. В первом случае применяются положения соответствующих транспортных уставов и кодексов, во втором - непосредственно транспортно-экспедиционное законодательство.
Если получатель отказывается от принятия груза, то экспедитор должен уведомить об этом клиента.
Клиент в этом случае считается просрочившим исполнение своего обязательства, экспедитор же, не передавший груз получателю, не отвечает за последствия случайно наступившей по времени просрочки.
В случае необоснованного отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, ему надлежит уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов.
За несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов он несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. Но при этом законодателем установлено ограничение - не более сумм причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов (ст. 10 закона N 87-ФЗ).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 20.03.2021
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Дата размещения статьи: 22.07.2015
Дата размещения статьи: 01.02.2015
Дата размещения статьи: 13.01.2015
Навигация