![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 11.07.2014
В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда российская компания (не находящаяся в Крыму или Севастополе) выплачивает зарплату или иное вознаграждение крымчанину, прописанному в Крыму или Севастополе. После присоединения Крыма к России важно понять, как теперь нужно исчислять НДФЛ и страховые взносы. Ведь у подавляющего большинства крымчан изменилось и гражданство, и налоговое резидентство.
НДФЛ: крымчане - налоговые резиденты вне очереди
По правилам регионального крымско-севастопольского законодательства крымчане стали налоговыми резидентами РФ по состоянию на 18 марта 2014 г., если они <1>:
- имели постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым);
- после присоединения не стали переезжать на постоянное место жительства за пределы новых границ России.
Это нужно учитывать не только организациям, которые сами находятся в Крыму, но и всем остальным российским компаниям, которые выплачивают доходы крымчанам.
Из авторитетных источников
Стельмах Николай Николаевич, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
"Независимо от времени фактического нахождения в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 г., все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Республике Крым или г. Севастополе и оставшиеся на постоянное жительство в Российской Федерации, признаются на указанную дату налоговыми резидентами РФ <2>. Этим надо руководствоваться, в частности, и организациям, которые сами не расположены в Крыму и Севастополе, но выплачивают доходы жителям этих регионов".
Как видим, налоговое резидентство связано с намерением крымчан остаться жить в России (в том числе и на территории Крыма) <2>. Поэтому бухгалтеры задаются вопросом: нужно ли брать у крымчан какое-то заявление о том, что они решили не переезжать на постоянное место жительства из России? К всеобщей радости плодить лишние бумаги нет необходимости.
Из авторитетных источников
Стельмах Н.Н., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
"Налоговым кодексом не установлено обязанности для работника, решившего сменить место жительства, представлять заявление об этом.
Работодатель уточняет налоговый статус работника, в частности, на дату отъезда гражданина России за пределы Российской Федерации".
Таким образом, уже в марте можно было пересчитать работникам НДФЛ по доходам, полученным с начала года. И если в первых месяцах 2014 г. вы удерживали со своих работников-крымчан НДФЛ по ставке 30% как с налоговых нерезидентов, то придется пересчитать этот налог по ставке 13% <3>. Не поздно сделать это и в мае - июне.
Из авторитетных источников
Стельмах Н.Н., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
"Доходы в виде оплаты труда, получаемые работниками - жителями Крыма и Севастополя, признаваемыми налоговыми резидентами РФ на дату выплаты дохода, приходящуюся после 18.03.2014, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13% <4>. Причем независимо от их гражданства.
Суммы НДФЛ, удержанные с доходов в виде оплаты труда работников за январь - февраль (до получения ими статуса налогового резидента) по ставке 30%, подлежат зачету в счет НДФЛ, удерживаемого по ставке 13% с выплачиваемых в дальнейшем доходов <5>.
Вернуть работнику сумму НДФЛ, полученную при перерасчете налоговых обязательств работников в связи с изменением их налогового статуса, налоговый агент не может <6>".
Итак, разницу между НДФЛ, рассчитанным по ставке 30% и 13%, вы зачитываете <7>. Если же кто-то из крымчан решит уволиться до того, как переплата по НДФЛ будет "съедена" новыми начислениями, ему придется обратиться за возвратом налога в ИФНС по месту своего жительства в Крыму, подав налоговую декларацию <8>. В справке 2-НДФЛ налог со всех трудовых доходов крымчанина за 2014 г. должен быть рассчитан по ставке 13%. Также в этой справке нужно указать сумму излишне удержанного НДФЛ (если она есть). Учтите также, что налоговым резидентам (в отличие от нерезидентов) должны предоставляться налоговые вычеты, в частности стандартные, по доходам, облагаемым 13%-ным НДФЛ.
Внимание! Работникам-крымчанам нужно предоставлять налоговые вычеты.
Крымско-севастопольские региональные нормативные акты предусматривают, что статус налоговых резидентов приобретается постоянно проживающими крымчанами и севастопольцами с 18 марта 2014 г. по 1 января 2015 г. <4>. Но, как нам разъяснили специалисты финансового ведомства, есть случаи, когда ваши работники все же могут утратить такой статус и стать налоговыми нерезидентами.
Из авторитетных источников
Стельмах Н.Н., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
"В случае направления российской компанией работника в заграничную командировку (к примеру, в страны Евросоюза) на срок более чем полгода в пределах 2014 г. такое лицо перестанет быть российским налоговым резидентом в текущем году <9>.
Такие же правила распространяются и на работников, чьим местом постоянного проживания является Республика Крым или г. Севастополь".
--------------------------------
<1> Пункт 17 Положения, утв. Постановлением Госсовета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (далее - Положение); ст. 14 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС (далее - Закон N 2-ЗС); ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 1 Закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ).
<2> Пункт 17 Положения; ст. 14 Закона N 2-ЗС.
<3> Письма Минфина России от 03.10.2013 N 03-04-05/41061, от 12.08.2011 N 03-04-08/4-146.
<4> Пункт 17 Положения; ст. 14 Закона N 2-ЗС.
<5> Пункт 3 ст. 226 НК РФ.
<6> Статья 231 НК РФ.
<7> Письмо Минфина России от 10.02.2012 N 03-04-06/6-30.
<8> Пункт 1.1 ст. 231 НК РФ.
<9> Статья 207 НК РФ.
Страховые взносы: крымчане теперь граждане РФ
С 18 марта постоянно проживающие в Крыму автоматически получили российское гражданство, если только они сами не отказались от этого до 19 апреля 2014 г. <10>.
Из авторитетных источников
Пресс-служба ФМС России
"Жители Крыма и г. Севастополя, которые не отказались от российского гражданства, автоматически становятся гражданами РФ с 18 марта независимо от того, когда они получили российский паспорт.
Уведомлять ФМС о получении гражданства такими работниками не требуется".
Более подробно о том, кто из находящихся в Крыму людей получает российское гражданство, нам разъяснили в крымском отделении Федеральной миграционной службы.
Из авторитетных источников
Смолова Яна Сергеевна, помощник руководителя Управления ФМС России по Республике Крым
"В связи с принятием в состав РФ Республики Крым российскими гражданами признаются <11>:
- граждане, которые зарегистрированы по месту жительства на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г., - они получают российские паспорта;
- лица без гражданства, которые постоянно проживают в Крыму на основании вида на жительство с регистрацией в Крыму, - они также получают российские паспорта.
Граждане Украины, которые фактически постоянно проживают в Крыму, однако не имеют крымской регистрации, тоже могут получить российские паспорта. Но для этого им надо пройти процедуру проверки наличия или отсутствия гражданства РФ и получить в рамках этой процедуры положительный ответ".
Это означает, в частности, что если у вас есть работники с крымской пропиской, то по умолчанию страховые взносы с трудовых выплат им теперь надо начислять так же, как и с выплат остальным работникам-россиянам.
Из авторитетных источников
Департамент развития социального страхования Минтруда России
"Крымчане или жители г. Севастополя, не отказавшиеся от российского гражданства, стали российскими гражданами с 18 марта. Если такие работники есть у организаций из других российских регионов (к примеру, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и т.д.), то страховые взносы с выплат крымчанам и севастопольцам теперь надо начислять так же, как и остальным работникам - российским гражданам. Новые правила должны действовать при расчете взносов с выплат, начисленных за период с 18 марта 2014 г. и позднее.
Так, оплата труда крымчан и севастопольцев за март облагается взносами так же, как и оплата труда других российских работников, только в части, пропорциональной времени, отработанному с 18 по 31 марта 2014 г.
А при исчислении страховых взносов с зарплаты, начисленной за период с 1 по 17 марта включительно, взносы нужно начислять в старом порядке - по тем же принципам, по которым начислялись взносы с выплат за январь и февраль 2014 г. К примеру, если у работника-крымчанина был статус временно пребывающего в России, то выплаты ему за период с 1 по 17 марта 2014 г. не требуется облагать ни взносами на обязательное медицинское страхование, ни взносами на обязательное социальное страхование <12>".
Если же кто-то из ваших работников-крымчан решил отказаться от российского гражданства, страховые взносы надо начислять в прежнем порядке. Чтобы подтвердить, что вы начисляете взносы правильно, возьмите у своего работника письменное заявление, в котором он сообщит об отказе от российского гражданства.
Но учтите: если работник не успел отказаться от российского гражданства до 19 апреля, а лишь планирует сделать это в дальнейшем, он автоматически стал гражданином РФ.
--------------------------------
<10> Часть 1 ст. 4 Закона N 6-ФКЗ.
<11> Статья 4 Закона N 6-ФКЗ.
<12> Пункт 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Внимание на крымских фрилансеров
С доходов крымчан, которые находились в Крыму и выполняли для вас определенные услуги либо получали деньги по договорам авторского заказа (будем условно называть их фрилансерами), теперь нужно удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет <13>. Причем даже в том случае, если в вашем договоре четко прописано, что автор/исполнитель уплачивает налог со своих доходов самостоятельно.
Ведь такие доходы (независимо от типа договора) теперь являются полученными от источников в РФ <14>.
Чтобы уменьшить сумму НДФЛ, удерживаемую с авторского вознаграждения, вы можете предложить автору-крымчанину (если он налоговый резидент) написать заявление на предоставление профессионального налогового вычета <15>. Сумма вычета определяется как сумма затрат на создание авторского произведения, подтвержденных документально. Если же расходов нет или их нечем подтвердить, то можно заявить вычет по нормативу. К примеру, если расходы на создание литературного произведения документально не подтверждены, можно заявить профессиональный вычет в сумме 20% от начисленного дохода <16>.
Из авторитетных источников
Стельмах Н.Н., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
"При исчислении базы по НДФЛ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения. Если такое вознаграждение выплачивается после 18 марта крымчанину, к примеру, не выезжавшему за пределы Крыма в течение последних 12 месяцев, организация - налоговый агент вправе предоставить ему профессиональный налоговый вычет, предусмотренный п. 3 ст. 221 НК РФ".
Кстати, профессиональный вычет применяется и при расчете страховых взносов с авторских вознаграждений <17>.
И обратите внимание на то, что, выплачивая авторские вознаграждения крымчанам, надо позаботиться о том, чтобы у них был СНИЛС. Ведь придется платить пенсионные взносы и сдавать отчетность в ПФР. Если авторы-фрилансеры в вашей организации физически не появляются, проще попросить их самих получить СНИЛС в Крыму. Поторопите их (поскольку в общем порядке жители Крыма могут получить СНИЛС вплоть до 2015 г.). Ведь чтобы пенсионную отчетность за полугодие вы могли сдать без проблем (срок ее сдачи - не позже 15 августа), данные о СНИЛС вы должны получить как минимум за несколько дней до этой даты.
Рассказываем крымчанам
Чтобы уменьшить сумму НДФЛ, удерживаемого с доходов, можно написать заявление на предоставление стандартных или профессиональных налоговых вычетов.
* * *
Присоединение Крыма к России сказалось и на исчислении НДФЛ с суточных работникам, командированным в Крым и Севастополь. Так, по командировкам, начавшимся до 18 марта, а закончившимся после этой даты, суточные не облагаются НДФЛ <18>:
- с даты начала командировки и до 17 марта 2014 г. - в пределах 2500 руб. в день (как при загранкомандировке);
- с 18 марта 2014 г. и до окончания командировки - в пределах 700 руб. в день (как при внутрироссийских командировках).
--------------------------------
<13> Подпункт 3 п. 1 ст. 208 НК РФ.
<14> Пункты 1, 2 ст. 207, пп. 3 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ.
<15> Пункт 3 ст. 221 НК РФ.
<16> Статья 221 НК РФ.
<17> Часть 7 ст. 8 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
<18> Пункт 3 ст. 217 НК РФ.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|