Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права

К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права

Дата размещения статьи: 11.07.2012

Е.Н. РЕШЕТИНА

Российская история развития рынка ценных бумаг свидетельствует о том, что зачастую фактическое положение дел существенно отличалось от нормативного регулирования, и рынок в своем развитии просто вынужден был оказываться в так называемом положении вне закона. С другой стороны, история рынка ценных бумаг - это история борьбы за власть. И неважно, какая это власть - экономическая или политическая (они, как правило, всегда ходят рядом), а важно лишь то, что именно ценные бумаги выступают необходимым инструментом укрепления такой власти.
Далее, принято считать, что ценные бумаги как объекты права и тем более производные финансовые инструменты никак не могут входить в предмет финансового права (конечно же, кроме ценных государственных бумаг). Осмелимся заявить, что это не так, тем более если присоединиться к той точке зрения, что инвестиционное право является подотраслью финансового права. Само возникновение такой точки зрения связано с тем, что меняется именно доктринальное обоснование предмета и метода финансового права России.
Если мы обратимся к учебникам финансового права СССР, то увидим, что сфера действия финансового права, на их взгляд, - это отношения, возникающие в результате применения Советским государством такого экономического рычага, как финансы, и осуществление в связи с этим финансовой деятельности. Поэтому, прежде чем раскрывать содержание советского финансового права, требуется выяснить, что же такое финансы СССР <1>. Причем указывается, что финансы СССР - это экономические отношения по планомерному созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и социалистических организаций, необходимых для нужд расширенного социалистического воспроизводства... <2>. Указанные постулаты базируются на концепции, согласно которой финансы едины потому, что они опираются на единую социалистическую экономическую систему.
--------------------------------
<1> Советское финансовое право: Учебник / Воронова Л.К., Горбунова О.Н., Давыдова Л.А., Коган М.Л. и др.; отв. ред. Л.К. Воронова, Н.И. Химичева. М.: Юрид. лит., 1987. С. 5.
<2> Там же. С. 7.

"Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач" <3>. Причем к предмету относят "отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства". Таким образом, можно сделать вывод, что предмет финансового права в данном учебнике определяется, во-первых, субъектом правоотношения - государством, а во-вторых, предметом - финансами. Причем нельзя не признать в принципе справедливость такого высказывания. Причем под финансами в данном учебнике понимаются именно денежные средства. "Государство обеспечивает планомерность аккумуляции и распределения денежных средств" <4>. Очевидно, что указанное обстоятельство является конечной целью в соответствии с самим назначением государства. Но для достижения указанной цели используются уже такие инструменты, как кредиты (займы) и, наконец, ценные бумаги. Но здесь мы уже подходим к доказываемому постулату - ценные бумаги уже входят также и в предмет инвестиционного права.
--------------------------------
<3> Финансовое право: Учебник / Воронова Л.К., Давыдова Л.А., Карасева М.В., Новоселов В.И. и др.; отв. ред. Н.И. Химичева. М.: БЕК, 1996. С. 14.
<4> Там же. С. 15.

Это особенно ясно видно, если мы посмотрим на цель финансового права, которая, собственно, и определяет первопричину возникновения той или иной отрасли или подотрасли финансового права. Согласно популярной точке зрения финансовое право нацелено на "обеспечение приоритетности публичности интересов в области финансовых отношений с учетом их влияния на частные интересы личности...;
совершенствование рыночных отношений в экономике при их государственном регулировании посредством использования финансово-кредитного механизма..." <5>.
--------------------------------
<5> Химичева Н.И. Финансовое право в системе российского права; проблемы и перспективы. С. 853.

Безусловно, само развитие финансового права и его подотраслей и тем более отраслей, с ним взаимосвязанных, напрямую связано с финансовой политикой, а эта самая финансовая политика - с идеологией государства, как мы это видели выше при рассмотрении воззрений на финансовое право советских ученых и современных.
Но, как нетрудно заметить, во всякой литературе, посвященной данному вопросу, мы видим, что основополагающим принципом является принцип приоритета публичного интереса над частным. И если мы посмотрим на само назначение государства как общественного института (в данном случае мы уже имеем в виду государства с рыночной экономикой), то увидим, что одной из целей является обеспечение нормального функционирования экономики в пределах своих границ, а также на внешнеэкономическом уровне. И здесь мы можем показать, что многие вновь появляющиеся отрасли права, являющиеся по отношению к финансовому праву отраслями или даже подотраслями права, содержат в себе нормы, преследующие в конечном счете публичный интерес. Но и здесь мы можем возразить, что те же нормы гражданского права, содержащие в себе положения о ценных бумагах, также в конечном счете носят публично-правовую цель с точки зрения цели регулирования. И помимо указанного принципа выясняется, что у нас также есть еще один принцип - избежание двойного регулирования и упрощение этого самого регулирования. Общепринято мнение о том, что, рассматривая развитие человечества, мы неизменно приходим к выводу о том, что оно является саморегулирующей системой. Ну конечно же, естественно, кто, кроме самого человечества, будет регулировать его деятельность? А вот какие представители этого самого человечества возьмутся за решение подобных вопросов - это уже совершенно другая картина. Вот от этого обстоятельства как раз и зависит развитие инструмента такого регулирования - права и финансового права в том числе. И мы закономерно возвращаемся к вопросам идеологии - прародительницы систем права. И здесь сталкиваются мнения не только о том, например, является ли подотраслью финансового права инвестиционное право, а также о том, возможно ли такое обстоятельство или в принципе невозможно. Причем вопрос становится архисложным не только в связи с указанным обстоятельством, а также в связи с тем, что по настоящее время нет единого мнения, возможно или невозможно само существование, во-первых, такой подотрасли финансового права, а во-вторых, комплексных отраслей права в принципе. В довершение недоразумения вопрос помножается на, как мы указывали, столкновение и взаимодействие совершенно противоположных идеологий.
Я знаю сердцем:
этот мир един,
и все во всем,
живет, растет и дышит.
Частиц незримых робкий шепот
слышен в раскатах бурь
и взрывах новых звезд <6>.
--------------------------------
<6> URL: http:// www.stihi.ru/ 2008/ 07/ 16/ 3108

"Для определения предмета финансового права и установления граней этой отрасли права имеются определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства" <7>.
--------------------------------
<7> Горбунова О.М. О предмете и системе финансового права // Юридический мир. 1998. N 5. С. 22.

Однако нельзя отождествлять финансовое право с экономикой и организацией финансов государства. Экономика и организация - это, прежде всего, содержание, а право - это форма соответствующих общественных отношений.
С точки зрения современной науки права существует множество воззрений на определение предмета финансового права.
С одной стороны, в учебниках указывается, что предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов: а) норм и институтов финансового права; б) финансово-правовых отношений; в) финансового законодательства; г) тенденции развития финансового законодательства <8>.
--------------------------------
<8> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юрист, 2000. С. 47.

Отображается и такая точка зрения, предусматривающая, что "наука финансового права исследует установленные финансово-правовые методы и способы, которыми государство и органы местного самоуправления мобилизуют денежные средства в централизованные и децентрализованные фонды и расходует их для своего функционирования" <9>.
--------------------------------
<9> Воронова Л.К., Кучеренко Л.П. Финансовое право. Харьков: Легас, 2003. С. 49.

Естественно, в зарубежных странах воззрения на этот счет учебной литературы закономерно будут зависеть от системы права и специфики действующего законодательства, которое, в свою очередь, зависит от государственного устройства построенной в соответствии с господствующей идеологической доктриной.
Но до сих пор никто еще не опроверг мнения классиков мировой науки права о том, что "наука финансового права не ограничивается изучением закономерностей и связей финансовых операций друг с другом и другими социальными явлениями. Предметом... является также и действие всего финансового механизма" <10>.
--------------------------------
<10> Годме П.М. Финансовое право / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1978. С. 44.

И если учесть, что предмет науки - это объект ее изучения <11>, а предмет права и финансового права в том числе - это также то, на что направлено изучение, то по законам даже формальной логики изучить объект просто невозможно без инструментов, приводящих этот объект в действие. А раз это так, то эти самые инструменты также входят в предмет постольку, поскольку своим воздействием реализуют назначение самого предмета.
--------------------------------
<11> Лившиц Р.З. Теория права. М., 2001. С. 1.

Таким образом, возвращаясь на землю обетованную, можем утверждать также, что и ценные бумаги, несмотря на то, что являются сами объектами гражданских прав, с точки зрения финансового права выступают уже составной частью того механизма, который и обеспечивает жизнеспособность самого предмета.
Но несмотря на все наше стремление к божественной простоте, вопрос-таки усложняется тем, что в дело вмешивается появление к жизни такого института, навеянного временем, как инвестиционное право, которое и стремится похитить с досадным упорством вышеуказанный инструмент у финансового права как отрасли права.
А для вынесения вердикта о справедливости или несправедливости указанного обстоятельства и возникает потребность опереться на общепринятую точку зрения о предмете инвестиционного права и по возможности опровергнуть ее.
Итак, что же пишут в учебниках о нашем многострадальном предмете? Ну, во-первых, редко встретишь смельчака, предпринявшего попытку определить предмет чем-то еще помимо соответствующих общественных отношений. Например, в предмет стандартно включают общественные отношения, связанные с размещением на территории РФ инвестируемых в экономику финансовых средств, иного имущества... включая имущественные и личные неимущественные права; отношения по контролю за допуском иностранных инвесторов в отдельные отрасли экономики России; общественные отношения, связанные с созданием на территории страны необходимого инвестиционного режима для привлечения инвестиций в экономику, отношения, связанные с наложением ответственности за инвестиционную деятельность, противоречащую законодательству <12>. Из всего вышесказанного можно уразуметь, что в предмет инвестиционного права входят общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по поводу привлечения использования инвестиций. А также, по логике авторов, сюда включаются и отношения по контролю за инвестиционной деятельностью, надо думать, по всей видимости, государственному контролю. Надо думать, именно в таком аспекте государственные органы и используют ценные бумаги соответствующих видов как инструмент регулирования и контроля, а с другой стороны, контролируют их выпуск и оборот.
--------------------------------
<12> Инвестиционное право: Учебник / Гущин В.В., Овчинников А.А. М.: Эксмо, 2006. С. 89.

И здесь мы вплотную подходим к риторическому вопросу о том, что если ценные бумаги вышеуказанным способом входят в предмет финансового права, а также в предмет инвестиционного права, то является ли инвестиционное право подотраслью финансового права или все-таки является комплексной отраслью права? Конечно же, данный вопрос отражает, как говорят историки, "повод", а именно ценные бумаги как связующий элемент в данном вопросе. А причина, помимо причин, указанных выше и восходящих к вопросам идеологии, кроется в проблеме самой возможности окончательного выбора, является инвестиционное право подотраслью или комплексной отраслью права.
Итак, рассмотрим воззрения ученых по этому поводу. В юридической науке наибольшее распространение получило мнение о том, что инвестиционное право - комплексная отрасль права. Это мнение отражено в работах таких ученых, как А.Г. Богатырев <13>, П.П. Гончаров <14>, Н.Н. Доронина <15> и др. Высказываются даже точки зрения в пользу инвестиционного права как комплексного правового института <16>.
--------------------------------
<13> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992.
<14> Гончаров П.П. Государственное регулирование иностранных инвестиций: административно-правовой аспект. М., 2003.
<15> Доронина И.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: Автореф. д-ра юрид. наук. М., 1996.
<16> Потапова Ю.В. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2003.

Впервые мысль о самой возможности существования комплексных отраслей права была высказана еще в 1947 г. В.К. Райхером <17>.
--------------------------------
<17> Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947.

В дальнейшем судьба самого развития воззрений по этому поводу отличалась неоднозначностью и противоречивостью. Мало того, различные школы придерживались различных мнений (а именно диаметрально противоположных по этому поводу), но и в самих школах и даже у целой плеяды ученых мнения менялись максимально кардинально.
Например, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, Ю.К. Толстой поначалу поддерживали существование комплексных отраслей права, затем отказались от этой затеи. В то же время С.С. Алексеев совершенно наоборот впоследствии покорился доводам сторонников комплексных отраслей. Итак, рассмотрим наиболее яркие противоположные точки зрения по этому поводу.
В частности, О.А. Красавчиков выступал решительно против комплексных отраслей права и утверждал, что отраслей права ровно столько же, сколько отраслей законодательства. "По своим внутренним взаимосвязям отрасль является определенным единством, выдающимся из целого (внутри целого) в силу объективных специфических черт. Если таковых черт нет, то, естественно, нет и оснований видеть в том или ином объединении явлений или процессов отрасль их системы" <18>. То есть комплексные отрасли права - не отрасли права, а произвольные, исходящие, например из научных или практических интересов, субъективно сформированные группы норм права, принадлежащих отдельным отраслям.
--------------------------------
<18> Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права // Правоведение. 1975. N 2. С. 68.

А С.С. Алексеев, напротив, указывал на наличие в правовой системе специфической структуры - вторичных, комплексных образований, состоящих из специальных, согласованных между собою норм <19>.
--------------------------------
<19> Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 27 - 28.

Современные ученые указывают также на то, что "включение отдельных правовых норм в правовые акты иного отраслевого значения - явление обычное, так как между подсистемами права всегда имеются переходные мосты и пограничные зоны для стыковки и согласования их" <20>.
--------------------------------
<20> Зинченко С.А. Предмет и метод хозяйственного права. Ростов-на-Дону, 1984. С. 101.

С точки зрения нашего исследуемого предмета - инвестиционного права - ученые обосновывают наличие такой комплексной отрасли права наличием единого предмета регулирования и говорят, что признание инвестиционного права комплексной отраслью права российского права (так же как и в отношении хозяйственного права) не означает, что нормы гражданского права переходят в какую-то другую область регулирования. Они остаются гражданско-правовыми нормами. То же самое можно сказать и в отношении норм других отраслей <21>. Но если с предметом более-менее вопрос мы прояснили, указав на то, что финансовые инструменты и сами ценные бумаги выступают-таки как инструмент предмета в лице соответствующих правоотношений, то вот с методом как раз и существует наибольшее недоразумение. А мы с вами определенно должны принимать за аксиому, что если перед нами отрасль права, то она обязательно должна иметь не только предмет, но и метод, а если мы вздумаем у этой отрасли выявить подотрасль и начнем выявлять у этой самой подотрасли права метод, то по всем законам формальной логики окажется, что метод подотрасли, по сути, есть метод отрасли. И для того чтобы, например, обосновать свою точку зрения, утверждающую пусть уж не только то, что инвестиционное право может являться или является подотраслью финансового права, но и хотя бы то, что инвестиционное право является отраслью права, пусть даже и комплексной, мы должны выявить не только предмет, но и специфику метода регулирования или, может быть, даже просто основные черты этого метода.
--------------------------------
<21> Лисица В.И. Инвестиционное право России как комплексная отрасль российского права // Вестник Новосибирского государственного университета. 2008. С. 12.

Если мы посмотрим на природу метода глубже, то увидим, что природа метода неразрывно связана с теорией субъективного права. Причем в теории права выработано несколько точек зрения, которые объясняют природу этого самого права. Рассмотрим наиболее яркие из таких классических точек зрения.
Итак, первая теория - это теория воли. Основной постулат этой теории - субъективное право может быть выражено (а значит, реализовано) только посредством волевых действий субъекта <22>.
--------------------------------
<22> Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1907. С. 325.

Оппонентом такой теории выступил Р. Иеринг, который утверждал, что право выступает результатом борьбы различных интересов - индивидов, групп, сословий, классов <23>. Право выступает регулятором, этаким средним арифметическим взаимоисключающих интересов. Согласно указанной теории в субъективном праве существуют два момента - материальный момент (или материальная сторона реальности), выраженный в конечном счете в установлении цели права или цели, например, конкретной нормы, и формальный момент, который представляет собой средство реализации этой цели.
--------------------------------
<23> Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 128.

С нашей точки зрения средством реализации этой цели как раз-таки и выступает метод права, без которого практическая реализация нашего права попросту невозможна.
Таким образом, можно сделать очень простой вывод: метод права должен наличествовать в любой отрасли права, ибо сама реализация назначения этой отрасли становится невозможной. Причем специфика метода отражается в каждой конкретной норме рассматриваемой отрасли или, если хотите, подотрасли права.
Мы можем задаться вопросом: а зачем нам метод, если мы рассматриваем производные ценные бумаги даже не как объект права, а как инструмент, входящий в предмет финансового права? На самом деле все очень просто - если мы с вами решим, что метод присущ только финансовому праву, а у инвестиционного права его вовсе нет, то тогда становится спорным вопрос о существовании такой отрасли права вообще, а если вдруг окажется, что метод инвестиционного права кардинально отличается от метода финансового права, то нельзя будет говорить о такой подотрасли права.
Для этого нужно рассмотреть основные моменты метода финансового права. Итак, из теории права мы знаем, что на самом деле метода может быть только два - императивный и диспозитивный. Но здесь нет такого кардинального деления с точки зрения современного права на черное и белое, есть тона и полутона, которые выражаются в соответствующем сочетании императивного и диспозитивного. И это деление методов, несмотря на указанные нами новоявленные полутона, является необходимым следствием деления всего права на частное и публичное. И необходимая квалификация метода будет в нашем случае как раз и зависеть от такого деления.
Как мы уже указывали, ссылаясь на работу Иеринга, правом движет реализация конфликтующих интересов общественных групп, которая в конечном счете служит цели или назначению права. А эта самая цель уже носит объективный характер и уничтожает норму права или правоотношения, этой нормой регулируемые, если они начинают входить с ней (целью) в противоречие. Так вот, эта самая цель права определяет назначения каждой отрасли права, отображаясь в самом предмете отраслей. Из вышесказанного мы можем заключить, что в предмете финансового права отображается цель этой отрасли права - а именно защита преимущественно публичного интереса. А вот исходя из предмета инвестиционного права, мы приходим к совершенно противоположному выводу. А это может означать лишь одно - что с точки зрения по крайней мере российского права, инвестиционное право не может в полной мере являться подотраслью финансового права, а по сути, является в большей степени комплексной отраслью права, и некоторые нормы финансового права, а также нормы, являющиеся необходимым инструментарием для реализации ближайших целей финансового права, необходимо отнести к источникам данной отрасли. И именно законы, регулирующие рынок ценных бумаг в совокупности, а не в отдельности объекты гражданских прав, например, являются законами, в которых не только необходимо сочетается императивный и диспозитивный метод, а законами, которые как источники права просто невозможно отнести однозначно ни к области финансового права, ни к области, грубо скажем, права гражданского. Они, так скажем, стоят на границе этих отраслей и обусловливают само возникновение таких мифических отраслей права, как комплексные. И именно такой формой выражения права и являются источники права, регулирующие рынок ценных бумаг, которые включаются в группу источников финансового законодательства, регулирующего ценные бумаги как инструмент финансового права.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи