Дата размещения статьи: 14.07.2014
Жилищно-коммунальная сфера, охватывающая механизмы предоставления жилищных и коммунальных услуг, многоаспектна и требует от правоприменителей глубоких знаний как жилищного, гражданского, бюджетного законодательства, так и законодательства, регламентирующего деятельность организаций коммунального и топливно-энергетического комплекса.
Санкт-Петербургским межрегиональным центром профессионального обучения прокурорских работников и государственных гражданских служащих, образованным 1 февраля 2013 г., тематика первого потока слушателей определена не случайно - "Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдением жилищных прав граждан", тем более что прокуратурой Санкт-Петербурга, на базе которой действует Межрегиональный центр, надзору за исполнением законодательства в указанной сфере уделяется особое внимание.
Обучение потока в сентябре 2013 года подтвердило актуальность и остроту выбранной тематики, а также злободневность большинства существующих проблем в области жилищно-коммунального хозяйства.
Одной из ключевых, актуальной для всех двадцати двух регионов России, входящих в зону ведения Межрегионального центра, является проблема обеспечения законности при использовании финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса, выявления коррупционных нарушений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В ходе лекционных и семинарских занятий опытные сотрудники прокуратур Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга и Республики Коми довели до сведения слушателей положительную надзорную практику, ознакомили их с методическими, информационными материалами, актами прокурорского реагирования, представленными иными прокуратурами Северо-Западного и Центрального федеральных округов.
Учебный процесс позволил систематизировать знания о типичных нарушениях, совершаемых при использовании финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной сфере.
Прежде всего, это нарушение порядка расходования организациями жилищно-коммунального хозяйства денежных средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, как при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, так и в ходе приемки, оплаты произведенных работ, а также осуществления контроля за качеством и сроками их выполнения.
Так, прокуратурой Новгородской области в связи с принятием Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства решения о приостановлении финансовой поддержки Новгородской области, не выполнившей в установленные сроки Региональную адресную программу "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2011 - 2012 годах", проведена проверка, в ходе которой установлено, что в сентябре 2011 года администрация города Старая Русса по результатам проведенных конкурсных процедур заключила с ООО "СтройИнвест" 24 муниципальных контракта на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилья на общую сумму 24,5 млн. руб.
Несмотря на неготовность дома, глава города Старая Русса подписал распоряжения о перечислении 13,65 млн. руб. на счет ООО "СтройИнвест". По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 286 УК.
По-прежнему наиболее распространенная форма хищения средств - оплата фактически не выполненных работ либо их двойная оплата, завышение объемов и стоимости выполненных работ.
В Тульской области в ходе проверки законности расходования средств, выделенных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов, выявлены факты получения денежных средств за осуществление ремонта двух домов на основании актов выполненных работ, стоимость которых была завышена директором ООО "Гарант-Строй" на 184 тыс. руб. и 190 тыс. руб. соответственно. На основании постановления прокурора, вынесенного в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в отношении директора организации возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 159 УК.
Прокуроры продолжают выявлять факты коррупции в частном секторе.
Тщательно проведенная прокуратурой Республики Коми проверка деятельности ресурсоснабжающих организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность перед поставщиками коммунальных услуг, позволила выявить следующую криминальную схему.
ООО "Тепловые сети Воркуты" (далее - ООО "ТСВ"), используя на основании договоров аренды находящийся в муниципальной собственности производственный комплекс (здания, коммунальные сети, иное имущество), осуществляло транспортировку тепловой энергии от границ ответственности филиала энергоснабжающей организации ОАО "ТГК-9" (с 1 октября 2012 г. - ООО "Воркутинские ТЭЦ") до потребителей. Всего ООО "ТСВ" за период 2009 - 2012 гг. и январь 2013 года на транзитные расчетные счета получило 7,833 млрд. руб. в качестве платежей за отпущенный коммунальный ресурс.
Вместе с тем ОАО "ТГК-9" было перечислено лишь 4,7 млрд. руб. В 2011 - 2012 гг. руководитель ООО "ТСВ" перевел около 360 млн. руб. на депозитные счета, открытые в одном из банков г. Вологды, при этом оплата его труда за 2011 г. превысила 10 млн. руб.
В 2009 - 2012 гг. основным организациям, осуществлявшим транспортировку тепла и горячей воды, холодное водоснабжение, управление жилым фондом и взимание с населения платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги в г. Воркуте, аффилированным с кипрской компанией "Басли Менеджмент Лимитед" либо полностью ей подконтрольным, директор ООО "ТСВ" предоставил беспроцентные или под низкий процент займы на сумму свыше 300 млн. руб.
Своими действиями руководитель ООО "ТСВ" создал предпосылки для признания организации банкротом и поставил под угрозу качество и бесперебойность теплоснабжения г. Воркуты.
По материалам прокурорской проверки следственной частью МВД по Республике Коми в отношении директора организации возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК.
Многочисленные нарушения выявляются в деятельности ТСЖ и управляющих компаний, которые зачастую не имеют ни теоретического, ни практического опыта управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами, а зачастую внедряются в эту сферу, преследуя исключительно преступную цель завладения чужими денежными средствами.
Прокуратурой г. Великий Новгород установлено, что три управляющие компании (ООО "Городская управляющая компания", ООО "Посадник+" и ООО "Посадник ВН") не перечисляли ресурсоснабжающей организации денежные средства, внесенные гражданами в качестве платы за коммунальные услуги. Деньги использовались на иные цели, не связанные с управлением многоквартирными домами. Долг перед МУП "Теплоэнерго" у ООО "Посадник ВН" составил 10,6 млн. руб., у ООО "Посадник+" - 5,2 млн. руб., у ООО "Городская управляющая компания" - 642 тыс. руб.
По результатам проверки в отношении руководителей управляющих компаний возбуждено 3 уголовных дела по ч. 1 ст. 201 УК.
Подобные факты выявлялись практически во всех регионах Северо-Западного и Центрального федеральных округов.
А ведь возникновение таких долгов ставит под угрозу обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям.
По-прежнему острой остается проблема выставления населению платежных извещений одновременно несколькими управляющими организациями.
Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга выявлен факт направления ООО "УКК Роял Мажордом" под видом управляющей компании жильцам 37 квартир дома счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг и получения от них оплаты за непредоставленные услуги на сумму 1,995 млн. руб. Фактически управление домом осуществлялось ТСЖ. По этому факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК.
Аналогичная ситуация выявлена и прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга: ТСЖ "Подвойского-48, к. 1" направлялись счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и собирались денежные средства с жильцов дома, только за семь месяцев 2010 г. от жителей поступил 1,1 млн. руб., при этом договоры с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ не заключались и денежные средства за поставленные коммунальные услуги ТСЖ не оплачивались.
Есть многочисленные факты нецелевого расходования руководителями управляющих компаний денежных средств, поступающих от граждан в счет оплаты коммунальных услуг.
Так, в 2012 - 2013 гг. председателем правления одного из ТСЖ Невского района Санкт-Петербурга со счета товарищества в отсутствие решения общего собрания его членов денежные средства в размере 3,5 млн. руб. были перечислены в качестве оплаты за поставку мебели.
Полученная в процессе обучения информация, безусловно, была полезной для прокуроров, имеющих опыт работы до трех лет, и позволила сформулировать рекомендации по организации и осуществлению надзора за законностью использования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной сфере:
- проверки необходимо проводить на системной основе, на основании поступающей информации о фактах неправомерного использования финансовых ресурсов в системе жилищно-коммунального комплекса, о незаконных действиях органов власти и местного самоуправления, управляющих компаний, ТСЖ, материалов проверок правоохранительных органов, гражданских, уголовных и арбитражных дел, статистических данных органов местного самоуправления, органов государственной власти, контролирующих органов, материалов проверок контролирующих органов, сообщений средств массовой информации, обращений граждан и других источников;
- следует устанавливать наличие и достаточность расходов бюджета на нужды жилищно-коммунального хозяйства согласно вопросам ведения, законность и обоснованность бюджетного финансирования;
- на постоянной основе необходимо анализировать данные о задолженности коммунальных организаций и управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями (ее размере, периоде образования, тенденциях за последние годы, причинах образования), пресекать факты образования значительной задолженности, тщательно проверять факты отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения;
- при проверках фактов неправомерного использования финансовых ресурсов следует получать и анализировать сведения об аффилированности юридических лиц, выявлять схемы движения финансовых ресурсов, уделяя особое внимание выявлению родственных и иных личных отношений между лицами, совершающими преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- в целях выявления подозрительных финансовых операций со средствами жилищно-коммунального комплекса (выдача займов, привлечение к выполнению работ аффилированных организаций, обналичивание денежных средств и др.) следует установить четкую схему взаимодействия с контрольно-надзорными ведомствами, в том числе эффективно используя потенциал Росфинмониторинга и его территориальных органов;
- необходимо обеспечить проведение проверок по фактам перечисления организациями жилищно-коммунального комплекса средств, связанных с реализацией муниципальных и региональных программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, лицам, не состоящим в договорных отношениях с муниципалитетами и управляющими организациями, а также фактам привлечения к выполнению работ организаций-посредников, в том числе имеющих признаки "фирм-однодневок", выдачи займов работникам организаций, сторонним лицам, перечисления денежных средств на счета физических лиц и в целях приобретения материалов и техники за рубежом.
По результатам обучения первого потока, несомненно, хотелось бы ожидать положительных результатов использования полученных знаний в профессиональной деятельности молодых прокурорских работников.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация