![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 15.07.2014
В этой статье рассмотрим требования, предъявляемые к расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль. Кроме того, определимся с их видами и с тем, как их следует учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль методом начисления.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ учреждение вправе уменьшить полученный им доход от осуществления приносящей доход деятельности на сумму произведенных расходов.
Из п. 1 ст. 272 НК РФ следует, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде:
- к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты;
- в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы должны быть распределены налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Те расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Требования, предъявляемые к расходам
Согласно ст. 252 НК РФ произведенные учреждением расходы должны отвечать следующим требованиям:
- они должны быть обоснованны;
- документально подтверждены;
- произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
В указанной статье также приведены определения обоснованности и документального подтверждения расходов.
Так, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов, приведены в Определении КС РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О (далее - Определение N 1072-О-О).
В этом документе отмечено, что Гражданское законодательство рассматривает приносящую доход деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), которая для некоммерческих организаций служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).
В Определении N 1072-О-О также уточнено, что экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. То есть при этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат.
При этом право оценивать целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности предоставлено налогоплательщику единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск.
В случае возникновения споров с налоговиками на последних возлагаются обязанности по доказыванию необоснованности принятия расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Классификация расходов
Все расходы, которые понесло учреждение, подразделяются на две группы:
1) расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли (ст. ст. 253 - 269 НК РФ);
2) расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 270 НК РФ).
При этом расходы могут учитываться либо в полном объеме, либо в пределах установленных норм. То есть расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, бывают нормируемыми и ненормируемыми.
Расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, делятся также:
- на расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);
- на внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и реализацией
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
В ст. 318 НК РФ определен порядок отнесения затрат к прямым или косвенным расходам.
Согласно ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:
- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- расходы на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Кроме того, данные расходы подразделяются:
- на материальные расходы;
- на расходы на оплату труда;
- на суммы начисленной амортизации;
- на прочие расходы.
Материальные расходы. В ст. 254 НК РФ приведен перечень материальных расходов. Например, к ним относятся:
- затраты на сырье и (или) материалы, которые используются в производственном процессе (пп. 1 п. 1);
- затраты на упаковку продукции (пп. 2 п. 1);
- затраты на приобретение инвентаря, спецодежды и другого неамортизируемого имущества (пп. 3 п. 1);
- затраты на топливо, воду, электроэнергию (пп. 5 п. 1);
- затраты на приобретение работ и услуг производственного характера (пп. 6 п. 1);
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (пп. 2 п. 7);
- технологические потери при производстве и (или) транспортировке (пп. 3 п. 7);
- другие расходы.
Согласно п. 8 ст. 254 НК РФ размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должен определяться с применением одного из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Выбранный метод должен быть закреплен в принятой учреждением учетной политике для целей налогообложения.
Однако следует обратить внимание, что в бухгалтерском учете при выбытии (отпуске) материальных запасов их списание нужно производить по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции N 157н <1>).
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Применение одного из указанных методов оценки стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно.
Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающейся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).
Поэтому списание материальных запасов в целях налогообложения иными методами потребует от учреждения организации дополнительного учета.
Из буквального прочтения вышеприведенных положений следует, что в бухгалтерском учете списание материальных запасов при выбытии (отпуске) может осуществляться одним из двух указанных способов в отношении отдельных групп (видов) запасов.
Однако из положений Налогового кодекса нельзя четко определить, вправе ли налогоплательщик применять различные методы оценки материальных запасов, поскольку, как было отмечено, их списание должно производиться одним из указанных в п. 8 ст. 254 НК РФ методов оценки сырья и материалов.
При ответе на вопрос, можно ли при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль применять различные методы оценки материальных запасов, Минфин России в Письме от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819 высказал следующее мнение.
Как следует из ст. 313 НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается им в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В связи с этим налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов применять разные методы оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения.
В то же время в Письме от 02.02.2006 N 20-12/7391 УФНС России по г. Москве указало, что налогоплательщик может применять только один метод оценки ко всем материальным запасам, а в Письме от 10.07.2008 N 20-12/065293 - что организация вправе применять в целях налогообложения прибыли для списания стоимости реализованного товара метод средней стоимости в разрезе однородной товарной номенклатуры.
Из этого следует, что, если учреждение в целях налогообложения решит применять разные методы оценки при списании сырья и материалов, это может привести к спорам с налоговыми органами.
Расходы на оплату труда. Как следует из ч. 1 ст. 255 НК РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В этой статье приведен их перечень, причем он является открытым и предусматривает, что в эту группу включаются и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, лишь бы они были предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.
Суммы начисленной амортизации. В состав расходов при исчислении налога на прибыль включаются суммы начисленной амортизации. Таким образом, стоимость имущества, используемого учреждением в производственном процессе, постепенно списывается на расходы.
Для того чтобы стоимость имущества учитывалась при исчислении налога на прибыль путем начисления амортизации, имущество должно одновременно отвечать следующим признакам (п. 1 ст. 256 НК РФ):
- принадлежать учреждению на праве собственности;
- использоваться для извлечения дохода;
- его первоначальная стоимость должна составлять более 40 000 руб.;
- срок полезного использования - более 12 месяцев.
Согласно п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ амортизационные отчисления исчисляются и включаются в расходы ежемесячно, их размер зависит:
- от стоимости амортизируемого имущества;
- от срока его полезного использования;
- от применяемого учреждением метода начисления амортизации (линейного или нелинейного).
В то же время в п. п. 2, 3 ст. 256 НК РФ приведен перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации, и, следовательно, расходы на его приобретение не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Например, к такому имуществу относится:
- имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением приносящей доход деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
- имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования;
- имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования;
- имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;
- основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
Прочие расходы. К прочим расходам следует относить затраты учреждения, которые связаны с производственным процессом и реализацией, но не включенные в состав указанных выше расходов.
Примерный перечень таких затрат установлен ст. 264 НК РФ.
Прочими расходами, например, являются:
- арендные (лизинговые) платежи (пп. 10 п. 1);
- расходы на командировки (пп. 12 п. 1);
- расходы на юридические, консультационные, аудиторские услуги (пп. 14, 15, 17 п. 1).
К прочим расходам также относятся расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), на НИОКР (ст. 262 НК РФ), на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).
Внереализационные расходы
Согласно ст. 265 НК РФ обоснованные затраты учреждения, которые непосредственно не связаны с производственным процессом и (или) реализацией товаров (работ, услуг), включаются в состав внереализационных расходов. В этой статье приведен их перечень, он является открытым.
Например, к ним относятся:
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества) и другие аналогичные работы, если иное не установлено ст. 267.4 НК РФ (пп. 8 п. 1);
- судебные расходы и арбитражные сборы (пп. 10 п. 1);
- расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (пп. 13 п. 1).
К внереализационным расходам приравниваются также убытки, которые понесло учреждение. Например, к ним можно отнести:
- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ);
- недостача материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ);
- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Нормируемые расходы
Отдельные виды расходов учреждению следует принимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли не в полном объеме, а частично. Например, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не в полном объеме учитываются следующие расходы:
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов. Их следует включать в расходы в пределах норм естественной убыли;
- суммы компенсации, выплаченные сотрудникам за использование для служебных поездок личного транспорта. Такие расходы нужно включать в расходы в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92;
- представительские расходы учитываются при расчете налоговой базы в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период;
- рекламные расходы учитываются при расчете прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Дата признания расходов
Положениями ст. 272 НК РФ установлено, когда тот или иной вид расхода должен быть учтен при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, например:
1) материальные расходы признаются:
- на дату передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
- на дату подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера;
2) амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 259, 259.1, 259.2 и 322 НК РФ;
3) расходы на оплату труда - ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда;
4) расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных ст. 260 НК РФ.
Из п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:
а) дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей;
б) дата утверждения авансового отчета - для расходов:
- на командировки;
- на содержание служебного транспорта;
- на представительские расходы;
- на иные подобные расходы;
в) дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Расходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль
Закрытый перечень расходов, которые не уменьшают полученные организацией доходы, установлен ст. 270 НК РФ. Например, не учитываются следующие произведенные учреждением расходы:
- пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций;
- суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ;
- стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
- любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
- премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
- суммы материальной помощи работникам;
- компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм таких расходов, установленных Правительством РФ;
- представительские расходы в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ;
- расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Иные обоснованные и документально подтвержденные расходы, не перечисленные в ст. 270 НК РФ, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
Отражение расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ по истечении каждого отчетного и налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по форме по КНД 1151006, утвержденной Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ (далее - налоговая декларация).
Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, отражаются в Приложении 2 к листу 02 налоговой декларации.
Учреждения, применяющие метод начисления, должны отражать расходы в налоговой декларации следующим образом:
- сумма прямых расходов, относящаяся к реализованным товарам, работам, услугам, указывается в строке 010;
- сумма прямых расходов учреждений, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю покупными товарами, указываются в строке 020.
Косвенные расходы, относящиеся к таковым в соответствии со ст. 318 НК РФ, отражаются в строке 040.
Из показателя строки 040 необходимо выделить некоторые составляющие, которые подлежат расшифровке в отдельных строках.
Общая сумма внереализационных расходов указывается по строке 200. В строках с 201 по 206 отражаются отдельные виды внереализационных расходов.
Учреждения, имеющие подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, должны вести налоговый учет расходов отдельно от расходов по иным видам деятельности в соответствии со ст. 275.1 НК РФ. Сумму расходов, понесенных ими в текущем отчетном (налоговом) периоде, следует указывать по строке 190 Приложения 3 к листу 02 налоговой декларации.
* * *
Учреждениям образования, осуществляющим приносящую доход деятельность, представленный в статье материал поможет сориентироваться с определением расходов, участвующих при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и правильно их отразить в налоговой декларации.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.
Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).
Законопроект разработан в целях единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации. Его принятие приведет к взаимному соответствию нормативного регулирования порядка прохождения государственной службы сотрудниками ряда государственных органов и правового положения профессиональных союзов.
Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.
Дата размещения статьи: 21.11.2020
Дата размещения статьи: 21.11.2020
Дата размещения статьи: 21.11.2020
Дата размещения статьи: 21.11.2020
Дата размещения статьи: 21.11.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|