Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Воплощение принципа верховенства права в законодательстве и правоприменительной деятельности (Акопджанова М.О.)

Воплощение принципа верховенства права в законодательстве и правоприменительной деятельности (Акопджанова М.О.)

Дата размещения статьи: 17.07.2014

Принцип верховенства права является одним из важнейших принципов законодательной и правоприменительной деятельности, нашедших отражение в международном и российском праве.
К числу международных актов, закрепляющих принцип верховенства права в качестве основополагающего, можно отнести Европейскую конвенцию о правах человека 1950 г., Заключительный документ Копенгагенской встречи 1990 г. ОБСЕ, Амстердамский договор Европейского союза 1997 г., Декларацию тысячелетия ООН 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита ООН 2005 г., ежегодные с 2006 года резолюции Генеральной Ассамблей ООН "Верховенство права на национальном и международном уровнях", Доклад Генерального секретаря ООН на 66-й сессии Генеральной Ассамблей ООН "Распространение правосудия: программа действий по усилению верховенства права на национальном и международном уровнях" 2011 г.
В Докладе Генерального секретаря ООН принцип верховенства права трактуется как присутствие правосудия на каждом уровне развития общества; гарантия защиты всего спектра прав человека и возможности по восстановлению прав; способность властей создавать и реализовывать ясные, публичные и справедливые законы; беспристрастная и подотчетная публичная служба; обеспечение устойчивого человеческого развития <1>.
--------------------------------
<1> Report of the Secretary-General "Delivering justice: programme of action to strengthen the rule of law at the national and international levels". UN Doc.A/66/749.

В качестве признаков верховенства права в Докладе Генерального секретаря ООН называются: примат международного права; господство права; равенство перед законом; справедливость в правоприменении законодательной практики; разделение властей; правовая определенность; процессуальная и правовая прозрачность; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; повышение роли Международного суда в современной международной системе <2>.
--------------------------------
<2> См.: Марочкин С.Ю. Верховенство права на внутригосударственном и международном уровнях: динамика развития и взаимодействия // Государство и право. 2013. N 10. С. 85 - 94.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы России. Международный принцип верховенства права нашел отражение во внутреннем законодательстве России, трансформировавшись в конституционный принцип.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года, верховенство права является одним из приоритетов России в решении глобальных проблем, подчеркивает соблюдение всеми участниками международных обязательств, выполнение общепризнанных норм международного права, обеспечение универсальности международных договоров ООН и их единообразное толкование и применение, укрепление европейского и других региональных правовых пространств.
Международный и конституционный принцип верховенства права нашел отражение в российском законодательстве, был воспринят всеми отраслями российского права. В то же время анализ правоприменительной практики свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизма претворения принципа верховенства права в действующее законодательство.
В частности, в подобном совершенствовании нуждается трактовка ряда норм уголовного закона.
Например, действующее уголовное законодательство России предусматривает ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ). В качестве мер ответственности за уголовно наказуемое неисполнение судебного акта ст. 315 УК РФ предусматривает следующие альтернативные виды наказания:
- штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
- обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;
- арест на срок от трех до шести месяцев;
- лишение свободы на срок до двух лет.
Объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществлениями судами правосудия по всем категориям дел применительно ко всем предусмотренным законом инстанциям. В качестве предмета преступления выступают приговор суда, решение суда или иной судебный акт.
По смыслу закона объективная сторона уголовно наказуемого неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению, может характеризоваться как активными действиями, как и бездействием в форме злостного неосуществления надлежащих действий в отношении указанных в соответствующем судебном акте лиц в порядке, данным судебном актом или законом регламентированном.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: виновный осознает общественную опасность своего преступного поведения и продолжает его осуществлять. Субъект преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, - специальные представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, а также служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
Как показывает анализ судебной, прокурорской и следственной практики, в процессе применения диспозиции данной нормы правоприменитель сталкивается с рядом трудностей, обусловленным оценочным характером содержащегося в ст. 315 УК РФ термина "злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". На практике отсутствует однозначная оценка понятия "злостный".
В этой связи данная норма уголовного закона нуждается в уточнении. В законе необходимо определить, что понимается под злостным неисполнением приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Именно закон, и только закон должен определять, являются ли те или иные деяния преступлением.
Как представляется, подобное уточнение возможно посредством введения примечания к ст. 315 УК РФ, содержащего дефиницию термина "злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта", характеризующуюся указанием на уголовную противоправность вторичного нарушения административно-правового запрета в сфере правосудия (административная преюдиция). Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 17) (далее - КоАП РФ) содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за совершение правонарушении в сфере правосудия. Например, согласно ст. 17.4 КоАП РФ, наказуемым в административном порядке признается оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона.
В силу того что состав преступления, предусмотренный ст. 315 УК РФ, является формальным (в качестве условия привлечения к уголовной ответственности по данной статье не требуется причинения какого-либо ущерба или наступления иных противоправных последствий; преступление признается оконченным с момента совершения перечисленных в диспозиции рассматриваемой уголовно-правовой нормы действий (бездействия)), соответственно, его наличие должно обусловливаться повышенной степенью общественной опасности деяния, выражающейся, в числе прочего, интенсивностью совершения действий (бездействия), характеризующих административное правонарушение (количественный показатель общественной опасности).
Думается, внесение соответствующего уточнения диспозиции нормы уголовного закона могло бы способствовать существенного снижению категории "оценочности" данной нормы, пределов усмотрения правоприменителя, устранению коррупциогенных факторов, обеспечению единообразия правоприменительной деятельности, что, в свою очередь, повысило бы уровень эффективности функционирования принципа верховенства права и закона на практике.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи