Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и коррупции (Ивашкевич В.Б.)

Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и коррупции (Ивашкевич В.Б.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

Аудиторские действия и процедуры по рассмотрению случаев мошенничества и коррупции являются наиболее сложными и недостаточно исследованными. Оценка этой области аудиторского риска зависит от профессионального мнения аудитора.

Введение

Цель написания статьи - привлечь внимание аудиторов к рассмотрению и оценке возможных случаев мошенничества и коррупции в организациях, финансовую отчетность которых они проверяют. Это недостаточно разработанные в теории и редко встречающиеся на практике вопросы, тем не менее остро актуальные для экономики России и ее хозяйствующих субъектов.

Рассмотрение случаев мошенничества

В составе аудиторских действий и процедур наиболее сложным, недостаточно исследованным в теории и разработанным на практике является рассмотрение случаев мошенничества, коррупционных сделок и операций, осуществляемых по инициативе должностных лиц экономического субъекта. Считается, что это в основном область аудиторского риска существенного искажения бухгалтерской отчетности, возникающего в результате недобросовестных действий, но как выявить и оценить его конкретное проявление, зависит от профессионального мнения аудитора, во многом основанного на его субъективной оценке наличия или отсутствия факта мошенничества и коррупции.
Вместе с тем существует Международный стандарт аудита "Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности", который обязывает с достаточной определенностью оценить наличие и величину существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности, возникающих из-за мошенничества. При этом в аудите под мошенничеством понимают "преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей или сотрудников субъекта или третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности с целью извлечения незаконных выгод". Юридическая трактовка мошенничества более широкая, но в аудиторском мнении и практике она сводится к недобросовестным действиям, приводящим к искажению данных учета и отчетности с неблаговидными целями.
Согласно международным стандартам аудита последствиями мошенничества в учете и отчетности могут быть:
- незаконное присвоение активов;
- намеренное искажение финансовой отчетности путем манипуляции, фальсификации, изменения учетных документов и записей, сокрытия или пропуска информации, отражения в учете несуществующих операций, неправильного применения учетной политики.
Присвоение активов может осуществляться персоналом проверяемого предприятия, осуществляющим операции с этими активами. Иногда в незаконные сделки вовлекаются и руководители различных рангов, у которых больше возможностей сокрытия фактов присвоения имущества предприятия. Мошенническое присвоение активов обычно проявляется через:
- уничтожение или подмену оправдательных документов;
- кражу имущества или интеллектуальной собственности;
- оплату несуществующих товаров и услуг;
- использование имущества организации в личных целях.
Практически во всех случаях присвоение имущества сопровождается фальсификацией учетных записей и документов, выявить которую призван квалифицированный аудитор.
Мошенническое искажение финансовой отчетности возникает при намеренных действиях руководства предприятия, связанных с его желанием получить незаконные премии, бонусы и другие стимулирующие выплаты или избежать штрафных санкций для себя и организации в целом. В таких случаях менеджеры предприятия, включая главного бухгалтера и финансового директора, могут под давлением высшего руководства ввести в заблуждение пользователей финансовой отчетности, прибегнув к искажению данных о доходах, расходах и рентабельности организации. Способности аудитора обнаружить искажения, вызванные мошенничеством, зависят от опыта тех, кто этим занимается, частоты и объема недобросовестных действий, величины сумм, являющихся объектом мошенничества, и ранга служебного положения лиц, участвующих в недобросовестных операциях.
Действия аудитора по выявлению искажений вследствие мошенничества требуют проверки учетных записей по операциям, где оно возможно и наиболее вероятно, оценочных значений и условий совершения необычных сделок. Выявляют их главным образом с помощью аналитических процедур, запросов и подтверждений.
Если результаты проверки свидетельствуют о возможности мошенничества, то аудитор должен сообщить об этом руководству клиента как можно раньше. В случаях, когда в совершении мошенничества и коррупционных сделок подозреваются руководители и персонал, выполняющий ведущую роль в системе внутреннего контроля, аудитор информирует о своих подозрениях представителей собственника организации (им же сообщается и о недостатках в системе внутреннего контроля). В случаях выявления фактов, связанных с финансированием терроризма и других уголовно преследуемых действий, аудитор согласно действующему законодательству обязан уведомить об этом правоохранительные органы. Если руководство проверяемого предприятия не предпринимает действий по исправлению ситуации, связанной с мошенничеством, аудитор вправе отказаться от проведения аудита и продолжения сотрудничества с данной организацией.
Все факты и действия, связанные с подозрением в мошенничестве, следует документировать и при необходимости пользоваться юридической консультацией относительно того, как себя вести в подобных случаях.
Выявление и рассмотрение случаев мошенничества в бизнесе клиента - дело в высшей степени сложное и ответственное, и разумный аудитор не хотел бы с этим "связываться". Поэтому уже при выборе заказчика необходимо обратить внимание на то, с кем аудиторская компания будет иметь дело. Необходимо избегать потенциальных клиентов - организаций, владельцы или топ-менеджеры которых были уличены в незаконной деятельности, легализации доходов, полученных преступным путем, коммерческом подкупе и т.п., хотя именно они обычно обещают самую высокую оплату аудиторских услуг. Неприемлемой является также репутация непорядочного контрагента, имевшего ранее серьезные претензии налоговой службы, связанные с фальсификацией финансовой отчетности для умышленного уклонения от уплаты налогов. Следует воздержаться от заключения договора на аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета и отчетности, если руководитель организации известен как авторитет в криминальной среде или имеет с ней какие-либо серьезные отношения.
Кодекс этики публично практикующих профессиональных бухгалтеров РФ рекомендует аудиторам оценить значимость угроз нарушения основных принципов аудиторской этики, в том числе и на этом этапе, и при необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть:
- наличие объективной информации о собственниках, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность заказчика услуг;
- получение от потенциального клиента обязательств и гарантий усовершенствовать практику корпоративного поведения и систему внутреннего контроля.
В случае если угрозы не могут быть сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, аудитор может отказаться вступать в отношения с таким заказчиком услуг.
Согласно международным стандартам аудитор должен организовать свою работу так, чтобы быть готовым к обнаружению нарушений норм, искажающих сущность и содержание бухгалтерской отчетности, тщательно рассматривать получаемые свидетельства ошибок, неточностей и прямых фальсификаций в учете. Он обязан напоминать руководству предприятия-клиента об ответственности за ведение внутреннего контроля, с тем чтобы предотвратить или выявить эти некорректности.
Обязанности экономических субъектов в части аудиторских проверок в основном сводятся к созданию условий аудиторам в выполнении ими своей работы, предоставлению всей необходимой документации и информации, устных и письменных разъяснений и объяснений. Необходимо постоянно иметь в виду, что именно администрация экономического субъекта несет основную ответственность за содержание финансовой отчетности и результаты хозяйствования; она играет исключительную роль в обеспечении сохранности активов предприятия и обязана контролировать законность всех совершаемых сделок и операций. Аудитор выступает в данном случае гарантом того, что все это делается правильно и соответствует законодательству, но если клиентом нарушается закон, то винить аудитора в этом нельзя. Его вина может заключаться только в том, что он не выявил эти нарушения.

Рассмотрение случаев коррупции

Особый вид мошенничества, совершаемого должностными лицами экономического субъекта, представляют коррупционные сделки по операции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ коррупция - это "а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребления полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в пп. "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица" [1]. В этом определении обращает на себя внимание заключительная часть: коррупцией признаются незаконные действия и операции не только в корыстных интересах конкретных физических лиц, участвующих в противоправной сделке, но и если эти действия совершаются от имени или в интересах юридических лиц, т.е. предприятия, коммерческой организации, компании.
Аудитор судит о том, имела или не имела место коррупция, главным образом на основе информации внутреннего контроля либо по первичным документам и выявленным им искажениям финансовой отчетности. Перед аудитором ставится задача предотвращения коррупции при ознакомлении с деятельностью аудируемого лица и при планировании аудиторской проверки (бухгалтерия клиента должна это делать в своей текущей работе, что значительно сложнее во всех отношениях).
Существуют различные формы и методы документирования случаев коррупции, взаимодействия с руководством организации по вопросам, с ней связанным, информирования представителей собственника в отношении случаев коррупции или риска ее возникновения. Бухгалтерские и аудиторские процедуры, применяемые для выявления сделок и операций, которое могут быть связаны с коррупцией, имеют свою специфику.
Более общими для бухгалтерского учета и аудита являются критерии и признаки сделок и операций, которые могут быть связаны с коррупционными проявлениями. Это в первую очередь выявление факта, в чьих интересах совершено то или иное коррупционное деяние, можно ли его считать таковым. Как отмечалось ранее, должны быть установлены конкретные физические лица или группа лиц, имеющие в этом личный интерес. Если непосредственного интереса нет, то бухгалтер предприятия и аудитор обычно судят по-разному: бухгалтер, лучше зная свое руководство и обстоятельства сделки, обычно считает, что мошенничество, скорее всего, имеет место или вполне вероятно, аудитор исходит из первоначального предположения об отсутствии намерения мошеннических действий со стороны руководства и администрации проверяемой организации.
Аудитор на стадии подготовки к проверке и планирования аудита изучает деятельность предприятия и меры, принимаемые в нем для недопущения и своевременного выявления мошеннических и коррупционных действий, возможные в данном бизнесе варианты обмана, моральные качества персонала, условия и порядок оплаты его работы, состояние и процедуры внутреннего контроля, направленные на борьбу со злоупотреблениями. Если аудитор уверен в наличии коррупционных и мошеннических действий руководства, то он должен отказаться от проведения аудиторской проверки.
О возможностях коррупционных проявлений могут свидетельствовать:
- нетипичные сделки и хозяйственные операции в конце года, существенно влияющие на доходы, расходы, обязательства, капитал и финансовые результаты деятельности экономического субъекта;
- наличие платежей и поступлений, явно не соответствующих полученным и оказанным услугам товарного характера;
- несоответствие величины собственных и привлеченных оборотных средств росту или снижению объема продаж;
- наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики и предприятия;
- несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Факторами угрозы коррупции для аудитора являются обстоятельства, свидетельствующие о стремлении и расположенности руководства к искажению бухгалтерской отчетности, уклонение от ответов на запросы проверяющих, например о характере взаимоотношений с отдельными партнерами, состоянии расчетов, результатах налоговой проверки. Отказ руководства предприятия предоставить необходимые аудитору разъяснения следует рассматривать как серьезное ограничение объема аудита, как основание для сомнения в законности сделок и хозяйственных операций. Это может привести к отказу от выражения аудитором своего мнения или формулированию мнения, отличного от безоговорочно положительного.
Условия для возможностей мошенничества и коррупции создают отсутствие строгого финансового контроля, дезорганизация производства и продаж, крупные недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, рост просроченный дебиторской задолженности, безразличное отношение к прошлому ведущих сотрудников при приеме их на работу, доступ к бизнесу предприятия посторонних лиц, неоправданная диверсификация производственно-финансовой деятельности коммерческой организации.
Для предотвращения или выявления коррупционных сделок особое внимание обращается на операции, по которым расход денежных средств с расчетных и валютных счетов сразу списывается на затраты или финансовые результаты основной деятельности организации. Такое допускается только в части оказанных предприятию работ и услуг, документально подтвержденных актами приемки от сторонних организаций.
С особой тщательностью изучаются документы, оформляющие сделки с оплатой наличностью не состоящим в штате организации частным лицам. На всех этих документах должны быть указаны вид, наименование, количество и цена материальных ценностей, характер и объем выполненных работ, фамилии, имена и отчества лиц, которым уплачены деньги, их паспортные данные. Все приложенные к авансовым отчетам первичные документы должны быть погашены, чтобы исключить их повторное использование.
За последние годы внимание к проблемам борьбы с коррупцией существенно возросло на всех уровнях управления. Особая роль здесь отводится аудиторам. Министерство финансов Российской Федерации, исходя из положений ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", обязывает аудиторов в ходе аудита бухгалтерской отчетности учитывать (рассматривать) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О противодействии коррупции".
Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита" при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий, в том числе в связи с коррупционными правонарушениями [2].
При планировании и осуществлении аудита должны быть предусмотрены и выполнены такие аудиторские процедуры, которые позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции.
При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований, установленных указанным Федеральным законом, аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные законодательством и стандартами аудиторской проверки. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, он должен определить, обязан ли он сообщить о конкретном случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу по регулированию аудиторской деятельности.

Заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что аудитор в силу обязательности соблюдения принципа профессионального скептицизма всегда должен предполагать в проверяемой организации возможность мошенничества и коррупции. К их выявлению и оценке необходимо подходить с максимальной ответственностью и в то же время с профессиональной осторожностью. Формально правильно составленная финансовая отчетность клиента еще не дает оснований для положительной оценки всех хозяйственных сделок и операций, их учетного оформления и обработки. Необходимы специальные аналитические процедуры для выявления возможных злоупотреблений властью, хищений и коррупции. Все выявленные факты проявления мошенничества подлежат обязательному документальному оформлению, соответствующему действующему законодательству.

Литература

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
2. ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденный Приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
3. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
4. ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденный Приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
5. Информация N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minfin.ru (дата обращения: 10.04.2014).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

3 ноября 2016 г.
Проект Федерального закона № 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и КоАП РФ"

Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.




21 октября 2016 г.
Проект Федерального закона № 11300-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени. 




11 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Законопроект подготовлен в целях оптимизации деятельности по снятию ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Им предусматривается закрепление организационно-правового механизма, позволяющего ускорить процедуру принятия решения о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.




4 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 1186370-6 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Данный законопроект вносится в целях увеличения эффективности и результативности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат своевременность и оперативность процедуры закупок для подготовки к проведению соревнований.




28 сентября 2016 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе"

Законопроектом предлагается увеличить объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, до 45 процентов объема одного номера издания (вместо установленных в настоящее время 40 процентов). Нововведение поддержит предпринимателей в данной сфере, при этом не нанесет ущерба интересам общества, особенно его наименее защищенным слоям.



В центре внимания:


Прокурор как субъект, имеющий право на предъявление в суд исковых требований по искам о сносе самовольных построек (Мухаметзянова Л.М.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>

Недобросовестное прекращение переговоров как основание гражданско-правовой ответственности (Дегтярев С.Л., Боярский Д.А.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>

Расходы на оплату услуг представителя: изменения судебной практики (Зайков Д.Е.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>

Риск оперативного вмешательства: был ли пациент о нем информирован? (Повзун А.С., Повзун С.А.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>

Обзор законодательства и судебно-следственной практики применения новых норм Уголовного кодекса РФ о борьбе с оборотом фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции (Файзрахманов Н.Ф.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта