Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Требования к оператору электронного документооборота (Полякова О.Н.)

Требования к оператору электронного документооборота (Полякова О.Н.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Не за горами то время, когда общение с налоговыми органами перейдет исключительно в электронное поле. Дальнейшее совершенствование налогового администрирования также связано с развитием электронного документооборота (Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов одобрены Правительством РФ 30.05.2013). Одной из основных целей "дорожной карты" "Совершенствование налогового администрирования" является стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот (Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р).
Однако налогоплательщик не может отправить налоговую декларацию по электронной почте в налоговый орган. Электронный документооборот осуществляется не между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом, а посредством оператора электронного документооборота (далее - оператор ЭДО). Отметим, что сегодня на официальном сайте ФНС действует пилотный проект "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде".
О том, кто может быть оператором ЭДО и какие к ним предъявляются требования, читайте в предложенном материале.

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора ЭДО следующими категориями налогоплательщиков:
- налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
- налогоплательщиками, не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу, например обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
В данном виде п. 3 ст. 80 НК РФ представлен с 1 января 2014 г., изменения внесены Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ <1>. Важным является то, что новая редакция ст. 80 НК РФ впервые закрепляет в законодательном акте (а не на уровне подзаконных нормативных правовых актов) роль специализированных операторов связи в документообороте между налогоплательщиками и налоговыми органами. С 1 января 2014 г. налоговая декларация в электронной форме может быть представлена только через оператора ЭДО.
--------------------------------
<1> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом N 134-ФЗ ведомственных документов ФНС, регулирующих информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронной форме по ТКС, были внесены изменения в Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@, и Форматы представления запросов, обращений, сведений и т.д. (Приказ ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/74@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@"). Согласно внесенным изменениям в том числе пришли к единообразию в терминах. В тексте Методических рекомендаций слова "спецоператор" и "специализированный оператор связи" заменены словами "оператор ЭДО".

К сведению. С информацией о действующих по месту регистрации организации операторах ЭДО можно ознакомиться на официальном сайте ФНС: "Налогообложение в Российской Федерации" - "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности" - "Представление в электронной форме" - "Через оператора ЭДО" - на странице "Организации - операторы электронного документооборота".

Представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов ЭДО. ТКС - это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Представители налоговых органов отмечают следующие преимущества данного способа представления:
- нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат);
- не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;
- сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);
- оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);
- гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);
- защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;
- возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Обратите внимание! За нарушение установленных способов и сроков представления налоговой декларации (расчета) НК РФ предусмотрена следующая ответственность:
- согласно ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. Для целей данной статьи под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации;
- ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (минимальный штраф - 1000 руб.). Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Например, нарушение установленного п. 5 ст. 174 НК РФ срока представления декларации по НДС влечет ответственность по ст. 119 НК РФ (Письмо ФНС России от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831).

Кто может стать оператором ЭДО?

Пунктом 3 ст. 80 НК РФ установлено, что оператор ЭДО должен являться российской организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению электронного документооборота, и соответствовать требованиям, утверждаемым ФНС, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
3 июня 2014 г. Минюстом был зарегистрирован Приказ ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ "Об утверждении Требований к оператору электронного документооборота". В документе сказано, что участниками электронного документооборота являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты (далее - абоненты электронного документооборота), их представители и налоговые органы, а также операторы ЭДО.
Оператор ЭДО должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензий ФСБ России:
- на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- на выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- с указанием перечня видов работ (услуг) не менее предусмотренного п. п. 12 - 14, 20, 21, 25 - 27 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 <2>.
В случае если лицензии ФСБ России на соответствующие виды деятельности были предоставлены до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", такие лицензии соответствуют требованиям, предъявляемым настоящим подпунктом;
2) наличие лицензии на предоставление телематических услуг или лицензии на предоставление услуг связи по передаче данных (за исключением передачи голосовой информации) Роскомнадзора;
3) наличие сертифицированных программных средств, обеспечивающих:
а) электронный документооборот (в том числе формирование подтверждения даты отправки) по форматам и в порядке представления электронных документов, установленным ФНС, в соответствии с п. 4 ст. 31 и п. 7 ст. 80 НК РФ;
б) информирование абонентов электронного документооборота о присвоенных им идентификаторах;
в) направление в налоговый орган по месту нахождения оператора ЭДО в электронной форме по ТКС с использованием электронной подписи уполномоченного лица следующей информации:
- присвоенного абоненту электронного документооборота идентификатора;
- ИНН и КПП на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (обособленного подразделения);
- полного наименования организации, ее ОГРН (фамилии, имени, отчества (при наличии) физического лица, его ОГРИП);
- адреса места нахождения организации (места жительства (места пребывания) физического лица);
- кодов налоговых органов, с которыми осуществляется электронный документооборот;
- сертификатов ключей проверки электронной подписи абонента электронного документооборота;
4) наличие сертифицированных в соответствии с законодательством РФ средств электронной подписи, обеспечение электронного документооборота с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;
5) наличие расположенной на территории РФ телекоммуникационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств (в том числе серверов телематических служб и средств доступа к сети Интернет) и обеспечивающей круглосуточный электронный документооборот.
--------------------------------
<2> "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".

В заключение отметим, что ФНС утвердила требования к оператору ЭДО. Помимо соответствующих лицензий и сертифицированных программных средств, а также средств электронной подписи, потенциальные операторы ЭДО должны иметь и расположенную на территории РФ телекоммуникационную инфраструктуру. При этом оператором ЭДО может быть только российская организация, соответствующая вышеприведенным требованиям.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.