Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > Правовые аспекты статуса медицинской сестры в России

Правовые аспекты статуса медицинской сестры в России

Дата размещения статьи: 21.07.2012

Т.М. РЕЗЕР

Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.
Однако практически не освещаются исследования социального статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется ее правовой статус, особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.
Развитие социально-правового статуса медицинской сестры в России имеет свои особенности и принципиально отличается от статуса медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь по двум направлениям: 1) по уровню социального положения медицинской сестры в гражданском обществе; 2) по степени социально-экономической защищенности.
Идеальный образ медицинской сестры, существующий в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.
В названии мы заявили о развитии социально-правового статуса медицинской сестры, тем самым определили, что медицинская сестра входит в состав членов социума, одновременно являясь одним из самых активных и востребованных специалистов медицинского сообщества.
В нашем обществе создан идеальный образ медицинской сестры. Например, студенты медицинского колледжа, как правило, называют профессионализм, наличие коммуникативных компетенций, соблюдение прав пациентов, оперативность, выносливость, толерантность, милосердие, опрятность, вежливость, доброжелательность и другие качества. Таким образом, студенты выделяют те характеристики медицинской сестры, которые, по их мнению, наиболее приемлемы и будут востребованы при оказании медицинских услуг, а также будут определять их качество.
Уникальность профессии медицинской сестры заключается еще и в том, что социальная составляющая тесно переплетается с правовой составляющей. Социальный статус медицинской сестры - это положение в обществе медицинской сестры как носителя медицинской культуры. Правовой статус медицинской сестры - это совокупность прав, обязанностей, свобод и ответственности, которые закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации.
Анализ современного реформирования сестринского дела в России позволяет сделать вывод, что социально-правовой статус медицинской сестры во многом мифичен.
Миф первый. В XXI в. существенно изменился статус медицинской сестры, так как идет реформирование сестринского дела и меняется содержание профессиональной подготовки. Да, действительно можно констатировать, что содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения.
Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры.
Согласно Концепции модернизации российского образования, действовавшей до 2010 г., основной целью профессионального образования является подготовка специалистов с учетом мировой практики квалифицированного работника, ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для достижения этой цели необходима институциональная перестройка системы профессионального образования на основе ее эффективного взаимодействия с социальной сферой и системой разделения труда.
Как показывает педагогическая практика, в настоящее время содержание профессиональной подготовки динамично изменяется, а образовательные учреждения активно участвуют в разработке новых ФГОС. К сожалению, и этот ФГОС разрабатывается в отсутствие стандарта профессиональной деятельности медицинской сестры.
Миф второй. Медицинские сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.
В Ревдинском филиале ГОУ СПО СОМК в течение пяти лет проводится научное исследование по формированию медико-правовой компетентности у студентов и слушателей повышения квалификации колледжа, исследуются модель и методическое обеспечение ее реализации.
Используя юридический, медицинский и педагогический опыт, медико-правовую компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяем:
как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;
как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.
Как показало исследование, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.
Следует подчеркнуть, что правовые знания, так же как и медицинские, имеют алгоритмизированный характер. В то же время в отличие от медицинских знаний, имеющих гуманистический характер, правовые знания имеют ярко выраженную гуманитарную направленность. Поэтому в процессе преподавания возникают определенные трудности в развитии интеграции мышления специалиста со средним профессиональным медицинским образованием, что объясняется особенностями регулирования медицинских услуг не только социальными нормами, но и их несоциальным нормативным регулированием, обилием специальных правовых актов.
В качестве инструмента исследования со слушателями повышения квалификации мы использовали анкету по определению сформированности медико-правовой компетентности, состоящую из 25 вопросов. В исследовании приняли участие 1132 медицинских работника - женщин, что убедительно доказывает феминизацию в системе здравоохранения.
Наибольшую возрастную группу составили специалисты в возрасте 51 - 60 лет (39%) и 31 - 40 лет (35%), что говорит о благоприятном возрастном социальном соотношении. Половина опрошенных имели базовый уровень среднего медицинского образования; 39% - повышенный уровень среднего медицинского образования; 11% - высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело".
Наибольшее количество респондентов работают в районных центрах - 58%; 31% - в областном городе и только 11% - в поселках городского типа.
Исследование показало, что специалисты со средним медицинским образованием регулярно повышают квалификацию. Например, последнее повышение квалификации 27% респондентов прошли год назад, 27% - 3 года назад, 35% - 5 лет и более 5 лет - 11%.
69% респондентов отметили, что медицинское законодательство на циклах повышения квалификации медицинских работников со средним специальным образованием не изучается, а 31% ответили положительно и назвали Свердловский областной медицинский колледж.
К сожалению, самостоятельно медицинские работники не изучают действующее законодательство, и у них отсутствует мотивация на этот вид деятельности: 92% опрошенных ответили отрицательно на вопрос о самостоятельном изучении Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; 78% не изучают его даже на рабочем месте.
Не более 15% респондентов правильно назвали основные права пациента и группы населения, выделяемые медицинским законодательством в области охраны здоровья, несмотря на то что положительно ответили на вопрос о самостоятельном проведении на рабочем месте правового информирования пациентов при оказании медицинской помощи. Поэтому логично возникает вопрос: "Как можно информировать и не быть компетентным в медицинском законодательстве?"
Исследование показало, что положительным моментом является наличие наглядной правовой информации для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях: 91% ответили положительно, что имеются стенды и соответствующая литература. Больше половины опрошенных (53%) считают, что с правами пациента должен знакомить только врач, соответственно 47% респондентов считают, что знакомить с правами пациента должны и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Респонденты правильно называют, куда должен обратиться пациент при нарушении его прав (руководитель ЛПУ, суд, общественные организации).
Респонденты (61%) критически оценивают уровень своей подготовки по правовым вопросам, считая его низким, 68% из них настаивают на обязательном введении специального курса в ГОСах базового и дополнительного образований, а оптимальную периодичность переподготовки по правовым вопросам называют 1 раз в год (69%), включая все формы обучения: на рабочем месте, дистанционные технологии и т.д.
В качестве приемлемых форм контроля знаний правовых вопросов в сфере охраны здоровья граждан респонденты называют включение их в процедуру аттестации медицинских работников на присвоение квалификационных категорий (36%), включение в тестовые экзамены по итогам обучения на всех уровнях (36%), в качестве собеседования (28%).
К сожалению, 78% опрошенных признают тот факт, что правонарушения в профессиональной деятельности, как правило, бывают связаны с недостаточной медико-правовой подготовкой специалистов и низким уровнем знания законодательства, регулирующего медицинскую деятельность.
Положительным аспектом явился факт, что треть респондентов регулярно обращаются к нормативным правовым актам, а другая треть - только в случае возникшей конфликтной ситуации, 23% - никогда не обращаются к ним.
Респонденты называют в качестве ответственного лица за правовую информированность в лечебно-профилактическом учреждении юриста - 46%, 38% - руководителя, 8% - руководителя структурного подразделения. И только 8% респондентов возлагают на себя ответственность, что говорит о низком правосознании специалиста со средним специальным медицинским образованием и низким уровнем критического мышления в правовой сфере.
Анализ показал, что 43% респондентов правильно называют свои права и обязанности как медицинского работника, и все опрошенные никогда не обращались за судебной защитой своих прав как медицинских работников и не привлекались к ответственности за правонарушения в медицинской деятельности.
Миф третий. Руководители учреждений здравоохранения активно участвуют в подготовке специалистов с высшим образованием по специальности "Сестринское дело".
Действующая номенклатура специальностей позволяет вводить в лечебно-профилактические учреждения должность "заместитель главного врача по сестринскому делу". Однако многие руководители предпочитают вместо специалиста с высшим образованием по специальности "Сестринское дело" иметь в своем подчинении главную медицинскую сестру, имеющую повышенный уровень среднего профессионального образования. Данную ситуацию можно объяснить только тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, главный специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу, а не высшее медицинское образование. Именно самостоятельность сестринской деятельности в медицине, имеющей свой предмет профессиональной деятельности, дает право на самостоятельную вертикаль управления.
Миф четвертый. Хотим как лучше. Никто не будет спорить с тезисом о том, что медицинская сестра должна иметь достойную зарплату, позволяющую ей занять соответствующую социальную нишу. Если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство можно объяснить отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации. Более того, в настоящее время отсутствует государственный заказ на теоретический расчет трудозатрат специалистов со средним медицинским образованием.
В данной статье затронуты основные проблемы развития социально-правового статуса медицинских сестер в России. На наш взгляд, основная проблема заключается в непонимании руководителей учреждений практического здравоохранения важности и необходимости признания самостоятельности сестринской деятельности в сфере разделения труда, имеющего свою специфику, границы и предмет деятельности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Правовой режим отходов медицинской деятельности (Пономарев М.В., Цомартова Ф.В.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование научной и инновационной деятельности медицинских организаций (Демина М.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>

Общий рынок лекарственных средств: правовое обеспечение в условиях экономической интеграции (Ершова И.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

О правовом статусе медицинских работников (Внукова В.А.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи