Дата размещения статьи: 26.08.2014
О декларации пожарной безопасности в Интернете информации достаточно. Множество сайтов предлагает юридическим лицам помощь по составлению декларации и сопутствующим услугам - в обмен на немалые суммы. Причем цены зашкаливают не из-за сверхтрудности задачи, а из-за умения разработчика формировать у заказчика представление о ее сверхтрудности. Разберемся, так ли уж сложна эта задача. Может ли бюджетник составить и зарегистрировать пожарную декларацию самостоятельно?
Декларация пожарной безопасности (ДПБ, пожарная декларация) - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение нормативного значения пожарного риска на объекте защиты. То есть ДПБ является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 7 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент).
ДПБ представляется в течение года со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию <2>.
--------------------------------
<2> Часть 6 ст. 64 Регламента.
На основании каких документов разрабатывается пожарная декларация?
ДПБ разрабатывается в соответствии с положениями ст. ст. 6, 64 Регламента. Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
В каких целях разрабатывается пожарная декларация?
ДПБ разрабатывается для повышения уровня ответственности лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на своем объекте.
Поэтому согласно п. 3 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на законном основании - на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владелец объекта). Владелец объекта должен уметь правильно выбрать способ защиты от возгорания, обеспечить безопасность людей.
Какие объекты должны иметь пожарную декларацию?
Наличие пожарной декларации - одно из обязательных условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). Такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства <3>.
--------------------------------
<3> Часть 1 ст. 49 ГрК РФ.
К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
ДПБ составляется в отношении зданий с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1. К таким объектам согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Регламента отнесены:
- здания дошкольных образовательных организаций;
- здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные);
- больницы;
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.
Для каких объектов не требуется пожарная декларация?
Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых видов жилых домов, многоквартирных домов, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более 2 этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов):
- которые не предназначены для проживания и осуществления производственной деятельности;
- которые предназначены для осуществления производственной деятельности и не требуют установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где они расположены, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.
Следовательно, для таких объектов не требуется разрабатывать и утверждать пожарную декларацию.
Можно ли разработать ДПБ только для одного помещения (например, при сдаче его в аренду)?
В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
Кто имеет право составлять пожарную декларацию?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
К тому же для на сайте МЧС www.mchs.gov.ru для пользователей организована консультационная поддержка, разработаны специальные формы заполнения ДПБ (Полезная информация/Юридическим лицам/Горячая линия по реализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности").
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию. При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется <4>.
--------------------------------
<4> Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности" (далее - Письмо о ДПБ).
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.
Что должно быть указано в пожарной декларации?
Форма и Порядок регистрации ДПБ утверждены Приказом МЧС России N 91.
ДПБ включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам: "Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты", "Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара", "Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты".
Как оценить пожарный риск?
Пожарный риск - это оценка возможности возникновения пожарной опасности объекта защиты и последствий для людей и материальных ценностей. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, заполняется на основании расчета.
Расчет обязателен только для производственных объектов и объектов, на которых нарушаются нормативные документы по пожарной безопасности. Если производство на объекте отсутствует и нет предписаний о нарушении пожарной безопасности, расчет пожарного риска выполнять не нужно - на это указано в Письме о ДПБ. Поэтому руководитель учреждения, прежде чем отказаться от заполнения данного раздела, должен определить, выполняются ли обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если расчет необходим, в ДПБ указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. Расчеты в виде отчета прикладываются к декларации.
Расчетные величины пожарного риска сопоставляются с его нормативными значениями, установленными ст. 79 Регламента.
Правила проведения расчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС.
Как оценить возможный ущерб для имущества третьих лиц?
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.
Если нет нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнены (например, противопожарные разрывы между зданиями соответствуют нормативным), если на объекте нет имущества посетителей, арендаторов, то в разделе можно указывать, что возможный ущерб для имущества третьих лиц от пожара практически исключен.
Что входит в перечень законов для пожарной декларации?
Самым объемным разделом в декларации является перечень Федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.
Перечислим эти Законы и документы:
1) Регламент;
2) Закон о техническом регулировании;
3) Правила расчетов;
4) Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с Правилами противопожарного режима в РФ);
5) Приказ МЧС России N 91;
6) Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382;
7) Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404;
8) СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
9) СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденный Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693 (внимание: в некоторых методичках указан устаревший СП; далее аналогичные случаи будут помечены знаком "!");
10) СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
11) СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288;
12) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
13) СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115 (!);
14) СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (!);
15) СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
16) СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
17) СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180;
18) СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 182;
19) СП 13.13130.2009 "Атомные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 07.09.2009 N 515;
20) ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 68-ст;
21) ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 71-ст.
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные нормы (пункты и описания требований), которые податель декларации обязуется выполнять на своем объекте. Для этого ему необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. В качестве шаблона можно использовать типовые формы и готовые декларации и взять список оттуда, предварительно убрав невыполнимые на данные момент требования или требования, в которых нет необходимости. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения. Однако некоторые декларации заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы. Поэтому образцы лучше брать на сайте МЧС (Деятельность/Государственные услуги/Декларирование пожарной безопасности).
Кто проверяет пожарную декларацию?
Юридическое лицо, заполняющее ДПБ, несет полную ответственность за достоверность декларации. Выполнение указанных норм контролируется впоследствии при плановой проверке <5>. Если пожарный инспектор обнаружит невыполнение задекларированных норм, на организацию будет наложен штраф.
--------------------------------
<5> В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91.
Примечание. При плановой проверке инспектор может запросить ДПБ, даже если в распоряжении о проведении проверки требование о представлении этого документа отсутствует.
Примеры санкций за нарушение задекларированных требований пожарной безопасности - Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2014 по делу N А75-3392/2013 (организация оштрафована на 160 тыс. руб.) и ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А82-10015/2012 (детский сад оштрафован на 150 тыс. руб.). Объекты проверялись по нормам, на основании которых проектировались.
В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Если условия на объекте защиты не меняются, то ДПБ бессрочна. Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Нужно ли согласовывать пожарную декларацию?
ДПБ подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления пожарного надзора.
Декларация не согласовывается с органами государственного пожарного надзора, поскольку она представляется в уведомительном порядке (ч. 5 ст. 6 Регламента). Изложенные в декларации требования будут проверяться при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91 должностные лица органа МЧС проверяют соответствие поступившей декларации установленной форме в течение 5 рабочих дней. Если декларация соответствует требованиям к ней, она бесплатно регистрируется путем внесения необходимых сведений в перечень ДПБ.
Декларация не подлежит регистрации, только если она неправильно заполнена. В этом случае должностные лица органа МЧС обязаны возвратить документ декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в регистрации.
О фактах коррупции со стороны должностных лиц, принимающих и регистрирующих декларации, можно сообщать на телефон доверия МЧС: +7 (499) 216-99-99.
Какова ответственность за отсутствие пожарной декларации?
Отсутствие ДПБ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие ДПБ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.
Если проверка, выявившая отсутствие пожарной декларации, проводится в условиях особого противопожарного режима, это грозит наложением административного штрафа на должностных лиц от 15 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.
К сведению. Особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).
Для примера рассмотрим Постановление ФАС ДВО от 24.07.2013 N Ф03-2724/2013 по делу N А51-23416/2012.
В ходе проверки, проведенной инспектором отдела надзорной деятельности территориального органа МЧС, было выявлено отсутствие ДПБ в организации. Данный факт был квалифицирован как нарушение ч. 6 ст. 64 Регламента, а также Приказа МЧС России N 91. На основании составленного акта проверки было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Руководитель организации посчитал требование инспектора о предоставлении пожарной декларации незаконным, однако его попытка оспорить действия проверяющего в суде не увенчалась успехом. Судебные органы установили, что проверка соблюдения организацией требований пожарной безопасности проведена законно, в соответствии с ежегодным планом, руководитель организации был своевременно уведомлен о предстоящем мероприятии.
Объясняя отсутствие пожарной декларации, руководитель организации сообщил, что в 2010 г. в уведомительном порядке он направлял пожарную декларацию посредством почтовой связи в надзорный орган, а в 2011 г. повторно направил уточненную декларацию. Руководитель посчитал, что отсутствие в распоряжении о проведении проверки требования о представлении пожарной декларации, во-первых, подтверждает то обстоятельство, что административный орган располагает данным документом, во-вторых, означает отсутствие у объекта проверки обязанности по представлению декларации проверяющему.
Однако суд указал, что требование должностного лица, проводившего проверку, о представлении декларации пожарной безопасности является правомерными, поскольку ДПБ относятся к предмету проверки. А вывод, что перечень документов, указанный в распоряжении о проведении проверки, является исчерпывающим и что у должностных лиц, проводящих выездную проверку, отсутствует право запрашивать в ходе ее проведения иные документы, относящиеся к предмету проверки, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Заявление, что ранее пожарная декларация направлялась в надзорный орган дважды, не нашло надлежащего подтверждения. Руководитель организации не смог представить доказательств того, что направлял декларацию пожарной безопасности в орган надзора, в территориальном отделе надзорной деятельности запись о получении декларации не зарегистрирована. Руководитель представил пожарную декларацию в материалы дела, однако документ не содержал обязательной отметки органа государственного пожарного надзора о регистрации.
Судебные органы указали, что в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, представлять по запросу должностных лиц пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях.
* * *
Если ДПБ составляется не на производственный объект, пожароопасное или взрывоопасное предприятие, то ничего сложного в ее заполнении нет. Может ли справиться с составлением ДПБ сотрудник, ответственный за пожарную безопасность в организации? Может, изучив предварительно необходимые нормативы.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация