Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Отдельные вопросы командирования государственных гражданских служащих (Телегус А.В.)

Отдельные вопросы командирования государственных гражданских служащих (Телегус А.В.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются указом Президента РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ. В настоящее время на федеральном уровне действует Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (далее - Указ N 813).
Рассмотрим отдельные вопросы командирования сотрудников, связанные в том числе с налогообложением, которые не в полной мере освещены в публикациях в прессе.

Вопрос: Федеральный государственный гражданский служащий направлен в командировку в другой город в целях повышения квалификации. Проживание и обучение производятся в здании учебного центра организации, осуществляющей повышение квалификации. Планом учебных занятий данной организации предусмотрено, что в отдельные дни обучение производится в ее учебных аудиториях, находящихся в здании, расположенном в другом районе города. В связи с этим госслужащий оплачивает проезд на общественном транспорте от места проживания до здания, расположенного на иной территории, и обратно. Обязан ли государственный орган, в котором служащий проходит государственную службу, возместить указанные расходы? Подлежат ли соответствующие выплаты обложению НДФЛ?

Согласно пп. "а" п. 11 Указа N 813 при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы на проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы.
Таким образом, непосредственное возмещение стоимости так называемых разъездов в месте командирования Указом N 813 не предусмотрено.
Вместе с тем пп. "д" п. 11 Указа N 813 установлено, что госслужащему возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
При этом в силу п. 2 ст. 53 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Законом или иными нормативными правовыми актами РФ, может предоставляться право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы.
Из содержания п. 1 Указа N 813 следует, что под командировкой понимается поездка гражданского служащего на определенный срок для выполнения служебного задания (в данном случае - для повышения квалификации в учебной организации).
По нашему мнению, спорные выплаты по своей направленности и экономическому содержанию представляют собой возмещение расходов госслужащего, обязанного выполнять служебные обязанности. В рассматриваемой ситуации госслужащий вынужден осуществлять переезды из места проживания в место проведения учебных занятий исключительно в целях выполнения служебного задания, а представитель нанимателя, оплачивая соответствующие расходы, фактически компенсирует госслужащему право на его транспортное обслуживание.
Таким образом, представитель нанимателя вправе (но не обязан) возместить стоимость указанных служебных переездов, которая не образует для сотрудника экономическую выгоду, являющуюся объектом обложения НДФЛ (ст. ст. 41, 209 НК РФ).

Вопрос: Государственный гражданский служащий, проходящий гражданскую службу в организации, финансируемой из федерального бюджета, находясь в служебной командировке, для проезда от аэропорта, расположенного за чертой населенного пункта, в котором находится место командирования, воспользовался услугами такси (расходы подтверждены документально). Вправе ли указанная организация возместить госслужащему оплату проезда на такси и облагается ли указанная сумма НДФЛ?

В Письме Минфина России от 14.12.2011 N 02-03-11/5594 отмечено, что возмещение командировочных расходов при служебных командировках на территории РФ работникам организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, установлено Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 <1> (далее - Постановление N 729).
--------------------------------
<1> "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".

Подпунктом "в" п. 1 Постановления N 729 предусмотрено, что возмещение за счет средств федерального бюджета указанных расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) производится в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
На основании изложенного можно прийти к выводу, что возмещение стоимости проезда на такси государственному служащему якобы не производится.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с пп. "а" п. 11 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом N 813 (далее - Порядок и условия), при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы на проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы. Согласно п. 22 Порядка и условий при отсутствии проездных документов оплата не производится.
Пунктом 2 Указа N 813 предписано осуществлять финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на содержание соответствующих федеральных государственных органов.
Также п. 36 Порядка и условий определено, что расходы, размеры которых превышают размеры, установленные Правительством РФ, а также иные расходы, связанные со служебными командировками (при условии что они произведены гражданским служащим с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица), возмещаются государственными органами за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.
Ни Закон N 79-ФЗ, ни Указ N 813 не содержат каких-либо запретов по видам транспортных средств, используемых госслужащим, направленным в командировку. Следовательно, возмещение организацией стоимости проезда госслужащего на такси при направлении его в командировку является компенсационной выплатой, связанной с исполнением им обязанностей государственной службы.
Что касается применения на практике положений Постановления N 729, то нужно отметить: в силу ст. ст. 90 и 115 Конституции РФ, ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" указы Президента РФ являются нормативными актами, обладающими большей юридической силой, чем постановления Правительства РФ, следовательно, пп. "в" п. 1 Постановления N 729 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регулирующим специальные правоотношения по оплате расходов на проезд государственных гражданских служащих.
Учитывая изложенное, на наш взгляд, государственный орган, в котором госслужащий проходит государственную службу, обязан возместить ему документальные расходы на проезд на такси от аэропорта до места командирования.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации.
Статья 217 НК РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых работником (в рассматриваемой ситуации - госслужащим) для проезда до места назначения и обратно (см. Письма Минфина России от 27.06.2012 N 03-04-06/6-180, от 28.09.2011 N 03-04-06/6-241).
Таким образом, суммы возмещения организацией проезда государственного служащего на такси от аэропорта до места командирования освобождаются от обложения НДФЛ.

Вопрос: Государственный служащий, замещающий ведущую должность гражданской службы, при следовании к месту командирования оплатил проезд железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне (категория "П"). Обязан ли государственный орган, в котором госслужащий проходит госслужбу, возместить ему стоимость указанного проезда?

В соответствии с пп. "а" п. 11 Порядка и условий при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы на проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы.
Согласно пп. "в" п. 21 Порядка и условий расходы на проезд гражданских служащих, замещающих главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы железнодорожным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, по следующим нормам: в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории "К" или в вагоне категории "С" с местами для сидения.
При формальном подходе можно констатировать, что Порядком и условиями не предусмотрена оплата проезда госслужащего в плацкартном вагоне категории "П".
Однако, на наш взгляд, в данном документе зафиксирована лишь предельная стоимость расходов на проезд на железнодорожном транспорте, которая возмещается в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше соответствующей стоимости (см. также пп. "в" п. 1 Постановления N 729).
Очевидно, что стоимость проезда в вагоне категории "П" дешевле, чем стоимость проезда в вагоне категории "К" (что само по себе не приводит к ущемлению интересов бюджета), а отсутствие упоминания о проезде в плацкартных вагонах в Порядке и условиях не может быть безусловным основанием для отказа в возмещении стоимости соответствующего проезда.
С учетом изложенного считаем, что расходы на проезд государственного служащего в плацкартном вагоне категории "П" подлежат возмещению.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.