Дата размещения статьи: 26.08.2014
Довольно часто у практикующих специалистов возникают вопросы, связанные с выплатой пособий в ситуации, когда у сотрудника родилась двойня. Следует отметить, что в данном случае не все из полагающихся при рождении ребенка выплат производятся в двойном размере. В настоящей публикации мы рассмотрим основные моменты, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, расскажем о порядке предоставления сотруднику отпуска без сохранения заработной платы при рождении двойни, а также приведем примеры отражения выплаты пособий в бюджетном учете.
Пособие по беременности и родам
При рождении двойни листок нетрудоспособности женщине выдается по общему правилу на 194 календарных дня. Причем если многоплодная беременность была установлена во время родов и женщина уже использовала дородовой отпуск продолжительностью 70 календарных дней, то послеродовая часть отпуска по беременности и родам составляет 124 календарных дня. Это следует из п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
К сведению. Женщинам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, дородовой отпуск установлен продолжительностью 90 календарных дней (п. 6 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Пособие по беременности и родам при рождении двойни работнице, которой не установлено неполное рабочее время, рассчитывается по общему алгоритму.
1. За основу берется заработок за два года, предшествующие году начала отпуска по беременности и родам (если в эти годы сотрудница была в декрете, она вправе написать заявление об учете предыдущих лет в качестве расчетного периода).
2. Учитывается заработок, входящий в базу для начисления взносов в ФСС по Федеральному закону N 212-ФЗ <1>, за расчетный период (не более 512 000 руб. за 2012 г. и 568 000 руб. за 2013 г.). Если заработок меньше суммы, равной 1 МРОТ x 24 мес., в качестве месячного заработка принимается МРОТ (такая ситуация возможна, например, при расчете пособия молодому специалисту, женщине, которая не отработала двух полных лет до декретного отпуска).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
3. Рассчитывается средний дневной заработок по формуле: заработок за расчетный период делится на разницу между количеством дней расчетного периода и количеством дней нахождения в расчетном периоде на больничном, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.
4. Средний дневной заработок сравнивается с максимальной суммой дневного пособия (в 2014 г. - 1479,45 руб.), после чего выбирается меньшая из величин, которую нужно умножить на количество дней отпуска по беременности и родам.
Обратите внимание! Если на момент начала отпуска по беременности и родам страховой стаж сотрудницы не превышает шести месяцев, сумма пособия не может превышать 1 МРОТ в расчете на календарный месяц.
В учете при начислении пособия необходимо сделать проводку: Дебет 0 303 02 830 Кредит 0 302 13 730.
Пример 1. Сотрудница бюджетного учреждения И.И. Иванова поступила на первое место работы 27 мая 2013 г. Зарплата сотрудницы складывается из должностного оклада, ежемесячной премии, районного коэффициента, надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Заработная плата начисляется ей за счет субсидии на выполнение государственного задания.
В ноябре сотруднице начислена материальная помощь в связи со смертью близкого родственника (супруга) в сумме 4000 руб. В декабре 2013 г. она находилась на больничном в течение пяти дней. Сумма пособия составила 2000 руб.
За период с 27 мая по 31 декабря 2013 г. сотруднице начислена заработная плата в сумме 160 000 руб.
В апреле 2014 г. И.И. Иванова ушла в отпуск по беременности и родам. Продолжительность отпуска в связи с многоплодной беременностью составляет 194 календарных дня.
В качестве расчетного периода принимаются 2012 и 2013 гг. Все элементы оплаты труда входят в базу для начисления взносов в ФСС по Федеральному закону N 212-ФЗ и включаются в расчет пособия. Сумму материальной помощи и пособия по временной нетрудоспособности бухгалтер в расчет не включил, поскольку на нее взносы не начисляются.
Сумма заработка за 2012 и 2013 гг. превышает сумму, равную 1 МРОТ x 24 мес.: 160 000 руб. > 133 296 руб. (5554 руб. x 24 мес.).
Следовательно, пособие начисляется исходя из фактического заработка. Размер среднего дневного заработка сотрудницы составит 220,39 руб. (160 000 руб. / (731 дн. - 5 дн.)).
Сумма пособия равна 42 755,66 руб. (220,39 руб. x 194 дн.).
Пособие выплачивается в полной сумме до начала отпуска по беременности и родам. В учете бухгалтер сделал следующую проводку:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислено пособие по беременности и родам |
4 303 02 830 |
4 302 13 730 |
42 755,66 |
Обратите внимание! Размер пособия по беременности и родам не подлежит увеличению на районные коэффициенты в случае, если применялись районные коэффициенты и заработная плата выплачивалась с учетом данных коэффициентов.
При рождении двойни есть вероятность кесарева сечения, и бухгалтер может столкнуться с тем, что сотрудница, которой уже оплатили 194 календарных дня отпуска по беременности и родам, представит еще и листок нетрудоспособности на 16 календарных дней.
В соответствии с п. 48 Порядка N 624н <2> при осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды. К осложненным родам относятся и рождение двойни, и роды посредством операции кесарева сечения. Однако чаще всего специалисты ФСС приводят следующие рекомендации. Если работнице уже оплачен больничный в размере 194 календарных дней, предоставлять ей дополнительно 16 дней отпуска не нужно. Предоставление двух дополнительных послеродовых отпусков действующим законодательством РФ не предусмотрено.
--------------------------------
<2> Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Отсюда следует, что отпуска по беременности и родам, предоставленные сотрудницам (не являющимся "чернобыльцами"), могут быть продолжительностью:
- 140 дней (70 + 70);
- 156 дней (70 + 86);
- 194 дня ((84 + 110) или (70 + 70 + 54, если только при родах выяснилось, что беременность многоплодная)).
Отпуск без сохранения заработной платы
В случае рождения ребенка работодатель обязан предоставить сотруднику отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до пяти календарных дней. Об этом сказано в ст. 128 ТК РФ.
Некоторые работники ошибочно полагают, что в случае рождения двойни дни отпуска должны суммироваться и работодатель обязан предоставить им не пять, а 10 дней отпуска за свой счет. Это не так. Работодатель имеет право предоставить сотруднику отпуск без сохранения заработной платы любой продолжительности, однако обязанность работодателя предоставлять 10 дней отпуска без сохранения заработной платы в случае рождения у работника двойни действующим трудовым законодательством РФ не предусмотрена.
Пособие при рождении ребенка
Важно понимать, что при рождении двойни единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в двойном размере.
В отношении детей, родившихся 1 января 2014 г. или позднее, размер единовременного пособия составляет 13 741,99 руб. Если у сотрудника после 1 января 2014 г. родилась двойня, ему нужно выплатить 27 483,98 руб. (13 741,99 руб. x 2). Округление суммы пособия до целых рублей не предусмотрено.
Если в местности, где осуществляет деятельность учреждение и проживает работница, установлен районный коэффициент, при исчислении единовременного пособия его размер определяется с учетом этого коэффициента на основании ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Получить пособие может или мать, или отец ребенка.
Чтобы получить пособие по месту работы (службы), сотрудник должен представить следующие документы:
- заявление о назначении пособия;
- справку о рождении ребенка - при рождении ребенка на территории РФ (ее выдают органы ЗАГС);
- копию свидетельства о рождении ребенка или документ и его копию, подтверждающие факт рождения и регистрации ребенка, - при рождении ребенка на территории иностранного государства;
- справку с места работы (из службы социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось;
- копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12.2006 - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
Проблематично представить справку о том, что пособие не начислялось, если отец ребенка является иностранцем и в России не работает. О том, какие документы нужны при назначении пособия при рождении ребенка в данном случае, в законодательстве не говорится. Поэтому практикующему специалисту конкретного субъекта РФ есть смысл связаться с региональным отделением ФСС и адресовать указанный вопрос этому органу. Чаще всего специалисты ФСС разъясняют, что достаточно представить копию паспорта иностранца.
В бухгалтерском учете начисление единовременного пособия при рождении ребенка следует отразить в том же порядке, что и начисление пособия по беременности и родам.
Пособие по уходу за ребенком
В случае рождения двойни пособие нужно выплатить на каждого ребенка. По общему правилу размер пособия на одного ребенка за полный месяц составляет 40% среднего месячного заработка сотрудника.
Пособие исчисляется по следующему алгоритму.
1. Рассчитывается средний дневной заработок за два года, предшествующие году начала отпуска по уходу за ребенком. Расчет производится по тем же правилам, что и в случае с пособием по беременности и родам.
2. Определяется средний месячный заработок (показатель "средний дневной заработок" нужно умножить на 30,4).
3. Определяется сумма пособия на каждого ребенка (40% среднего заработка).
4. Получившееся значение сравнивается с минимальной суммой пособия. Минимальные значения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2014 г. составляют:
- при уходе за первым ребенком - 2576,63 руб.;
- при уходе за вторым и последующими детьми - 5153,24 руб.
Пособие при уходе за двойней нужно выплачивать как минимум в следующих размерах:
- 7729,87 руб. (2576,63 + 5153,24) - если это первые роды женщины;
- 10 306,48 руб. (5153,24 руб. x 2) - если кроме рожденных двойняшек у женщины еще есть дети.
При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия) и быть менее суммированного минимального размера пособия.
Округление суммы пособия до полного рубля не предусмотрено (Письмо ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244 <4>).
--------------------------------
<4> "Об индексации с 1 января 2012 года некоторых видов пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей".
К сведению. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
Пример 2. Сотрудница бюджетного учреждения родила двойню в 2014 г. Это первые роды сотрудницы. Бюджетное учреждение находится в местности, где районные коэффициенты не применяются. Сумма среднего дневного заработка сотрудницы, подсчитанная за два календарных года, предшествующие году начала отпуска по уходу за ребенком (заявление о замене лет расчетного периода, на которые приходится время декрета, от сотрудницы не поступало), составила 246,71 руб.
Сумма среднего месячного заработка составит: 246,71 руб. x 30,4 дн. = 7499,98 руб.
Сумма пособия, рассчитанная исходя из фактического заработка, на каждого ребенка составит: 7499,98 руб. x 40% = 2999,99 руб.
Эта сумма превышает минимальный размер пособия, выплачиваемого на первого ребенка, но не больше минимального размера пособия, выплачиваемого на второго ребенка. А в случае рождения двойни один ребенок является для женщины первым, а другой - вторым.
Сумма пособия на двух детей составит 8153,23 руб. (2999,99 + 5153,24).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размеры пособия суммируются.
В рассматриваемом примере сумма пособия на двух детей больше 100% среднего заработка и больше суммированного минимального размера пособия - 7729,86 руб. (2576,62 + 5153,24).
Следовательно, сотруднице полагается пособие в сумме 7499,98 руб. в месяц.
Пособие по уходу за ребенком выплачивается на время отпуска по уходу за ребенком. При рождении двойни отпуск может взять один человек (например, мать, ухаживающая за обоими детьми) или несколько. И если не только мать, но и, скажем, работающая бабушка попросят у нанимателя отпуск по уходу за ребенком, то пособие будут получать обе женщины (одна - на первого ребенка, другая - на второго). Такой вывод сотрудники ФСС РФ сделали в Письме от 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324.
Компенсация по уходу за ребенком
Законодательством предусмотрена компенсационная выплата за счет средств работодателя до достижения ребенком возраста трех лет (пп. "а" п. 11 Порядка N 1206 <5>). Ее размер составляет 50 руб. Если в соответствующей местности предусмотрен районный коэффициент, компенсацию выплачивают с учетом данного коэффициента.
--------------------------------
<5> Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206.
При рождении двойни уход осуществляется за двумя детьми, однако в Порядке N 1206 не сказано, что размер компенсации при этом удваивается. Более того, в п. 11 данного Порядка отмечено, что компенсация назначается именно человеку, который находится в отпуске по уходу за ребенком. О том, что компенсация назначается "на ребенка", в Порядке N 1206 не говорится.
Таким образом, в случае рождения двойни компенсация выплачивается в одинарном размере.
В учете бюджетного учреждения начисление компенсации на период отпуска по уходу за ребенком за счет субсидии на выполнение государственного задания отражается проводкой: Дебет 4 109 X0 212 Кредит 4 302 12 730.
Больничный лист по уходу за двумя детьми
Если у сотрудника заболели сразу два ребенка, необходимо принимать во внимание следующее.
1. При одновременной нетрудоспособности двух детей выдается один больничный лист (п. 39 Порядка N 624н). При этом в листке нетрудоспособности указываются даты начала и окончания заболевания, имена, возраст всех детей. За периоды, в течение которых болели оба ребенка, пособие начисляется не в двойном, а в одинарном размере.
2. Имеются ограничения по продолжительности оплачиваемого больничного по уходу за ребенком. Так, в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а при заболевании ребенка, включенном в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, - не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.
3. Имеются ограничения по сумме пособия. Так, например, при осуществлении ухода за больными детьми при амбулаторном лечении за первые 10 календарных дней пособие выплачивается исходя из продолжительности страхового стажа, а за последующие дни - в размере 50% среднего заработка (п. п. 1, 2 ч. 5 ст. 6, п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Напомним, что пособие исходя из продолжительности страхового стажа начисляется:
- в размере 100% среднего заработка при стаже продолжительностью не менее восьми лет;
- в размере 80% среднего заработка, если продолжительность страхового стажа - от восьми до пяти лет;
- в размере 60% среднего заработка, если продолжительность страхового стажа составляет менее пяти лет.
4. Листок нетрудоспособности не выдается:
- в период ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы, в период отпуска по беременности и родам;
- в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Пример 3. Сотрудница бюджетного учреждения И.И. Иванова предъявила в бухгалтерию работодателя листок нетрудоспособности по уходу за двумя детьми (за двойней). С начала года больничный сотрудница не брала. Возраст детей - пять лет. Страховой стаж сотрудницы на дату наступления страхового случая - более восьми лет.
Амбулаторное лечение продолжалось 11 дней. При этом с 12 по 18 мая болел один ребенок, а с 15 по 22 мая 2014 г. - другой.
Оба ребенка болели менее 10 дней. Поэтому пособие за все дни по листку нетрудоспособности начисляется исходя из 100% среднего заработка.
В заключение напомним, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Следовательно, бюджетному учреждению надо избегать ошибок при исчислении указанных пособий, так как ФСС может отказать в их выплате.
Также отметим, что непринятие к зачету произведенных расходов влечет применение к учреждению штрафных санкций. Так, на основании ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Навигация