Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > НДФЛ с белорусским гражданством (Хуторов С.)

НДФЛ с белорусским гражданством (Хуторов С.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

По общему правилу гражданство физлица на порядок налогообложения его доходов в РФ никак не влияет. Исключением являются случаи, когда налогоплательщик имеет гражданство страны, с которой у России заключено международное соглашение, предусматривающее для ее граждан специальный порядок налогообложения доходов. К таковым, в частности, относится Соглашение об избежании двойного налогообложения с Республикой Беларусь. Положения Протокола к нему позволяют российским работодателям в целях исчисления НДФЛ определять в особом порядке налоговый статус выходцев из сопредельного государства. Правда, в ряде случаев применение такового может привести к необходимости пересчета удержанного налога.

Согласно п. 3 ст. 224 Налогового кодекса объектом обложения НДФЛ в том числе являются доходы физлица, не являющегося налоговым резидентом РФ, если таковые получены от источников в Российской Федерации. Но облагаются они уже по ставке 30 процентов, а не 13 процентов как доходы налоговых резидентов (п. 1 ст. 224 НК).
При этом налоговый статус налогоплательщика определяется исходя из времени его фактического пребывания на территории России. Налоговым резидентом он признается в случае нахождения в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК). Гражданство физлица в данном случае никакой роли не играет. Доходы иностранных работников, полученные ими в России, облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы российских работников. Исключение предусмотрено:
- для иностранных работников - высококвалифицированных специалистов (ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ);
- для иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента (ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
В отношении их доходов применяется ставка 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ (п. 3 ст. 224 НК).
Но помимо этого необходимо учитывать, что согласно ст. 7 Налогового кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров. Следовательно, при определении налогового статуса работника с белорусским гражданством налоговому агенту по НДФЛ следует применять положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (подписано 21 апреля 1995 г.; далее - Соглашение) и Протокола к нему (ратифицирован Законом от 17 мая 2007 г. N 81-ФЗ).

Специальный режим налогообложения

Итак, Протоколом предусмотрен специальный режим налогообложения доходов физлиц с постоянным местожительством в одном из договаривающихся государств (в Российской Федерации или Республике Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом государстве (в Российской Федерации или Республике Беларусь). При этом нас будет интересовать налогообложение доходов граждан Белоруссии, ведущих трудовую деятельность в России. На основании п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение за труд, получаемое выходцами из сопредельного государства в течение периода нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году или непрерывно в предшествующем и в текущем календарных годах, может облагаться НДФЛ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении российских граждан. При этом документально подтвержденное время нахождения мигранта в России, не связанное с работой по найму, также включается в общее время его нахождения в РФ (п. 4 ст. 1 Протокола).
Но, как уже упоминалось, доходы как российских, так и иностранных граждан облагаются НДФЛ и без того в одинаковом порядке. При этом налоговый статус физлиц в целях НДФЛ определяется исходя из фактического времени нахождения физлица в непрерывном 12-месячном периоде. Иными словами, таковой может в том числе начинаться в одном календарном году и продолжаться в другом (Письма Минфина России от 26 марта 2010 г. N 03-04-06/51, от 19 марта 2007 г. N 03-04-06-01/74).
Таким образом, п. 1 ст. 1 Протокола устанавливает лишь, что рассматриваемые доходы подлежат налогообложению именно в России по российским правилам. А вот уже п. 2 ст. 1 Протокола добавляет этим правилам специфику. Согласно данной норме установленный п. 1 ст. 1 Протокола налоговый режим применяется с даты начала работы гражданина Белоруссии по найму в другом договаривающемся государстве, длительность которой, в соответствии с трудовым договором, составляет не менее 183 дней. Иными словами, с даты заключения трудового договора с выходцем из сопредельного государства на срок не менее полугода работодатель должен удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от того, признается ли он на дату выплаты дохода налоговым резидентом РФ или нет. При этом документально подтвержденное время нахождения мигранта в России, не связанное с работой по найму, но включаемое в общее время его нахождения в РФ, подлежит зачету в счет срока трудового договора (п. 4 ст. 1 Протокола).

Пример 1. Гражданин Белоруссии прибыл в Россию 1 июня 2014 г.
А. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 8 месяцев. Заработная плата работника, выплачиваемая по такому договору, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку срок трудового договора составляет более 183 дней.
Б. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 5 месяцев. Заработная плата работника, выплачиваемая по такому договору, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку срок трудового договора с учетом фактического пребывания работника на территории России до заключения договора составляет более 183 дней.
В. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 4 месяца. Ставку НДФЛ для исчисления налога с заработной платы работника, выплачиваемой ему по такому договору, необходимо определять исходя из его налогового статуса по состоянию на каждую дату выплаты дохода, поскольку срок договора даже с учетом пребывания работника в России, не связанного с ним, составляет менее 183 дней.

В свою очередь на основании п. 3 ст. 1 Протокола специальный порядок налогообложения доходов граждан Белоруссии от трудовой деятельности в РФ актуален также и в том случае, когда физлицом заключено несколько трудовых договоров сроком действия менее 183 дней в календарном году, но в совокупности предполагающих трудовую деятельность мигранта в России не менее полугода. В данном случае он применяется с даты начала работы по тому договору, срок действия которого с учетом работы по предыдущим договорам позволяет набрать необходимые 183 дня. При этом в зачет также идет в том числе и время нахождения физлица в государстве, не связанное с работой по найму (п. 4 ст. 1 Протокола).

Пример 2. Гражданин Белоруссии прибыл в Россию 1 февраля 2014 г. С 17 февраля по 16 июня он работал по трудовому договору у предыдущего работодателя.
А. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 4 месяца. Заработная плата работника, выплачиваемая по такому договору, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку совокупный срок трудовых договоров работника, заключенных в календарном году, составляет более 183 дней.
Б. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 2 месяца. Заработная плата работника, выплачиваемая по такому договору, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку срок трудовых договоров работника, заключенных в календарном году, с учетом фактического пребывания работника на территории России, не связанного с ними, составляет более 183 дней.
В. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 1 месяц. Ставку НДФЛ для исчисления налога с заработной платы работника, выплачиваемой ему по такому договору, необходимо определять исходя из его налогового статуса по состоянию на каждую дату выплаты дохода, поскольку срок трудовых договоров работника, заключенных в календарному году, даже с учетом пребывания работника в России, не связанного с ними, составляет менее 183 дней.

Пересчет налога

Согласно п. 5 ст. 1 Протокола в случае же прекращения гражданином Белоруссии работы по найму в России до истечения 183 дней пребывания на территории РФ его налоговые обязательства подлежат пересчету по ставкам и в порядке, действующих в отношении физических лиц, не являющихся гражданами РФ. Учитывая, что, как уже упоминалось, доходы как российских, так и иностранных граждан облагаются НДФЛ и без того в одинаковом порядке, речь в данном случае идет об исчислении налога в общем порядке исходя из налогового статуса мигранта на дату выплаты дохода. При этом обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы НДФЛ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, а пени и штрафы в таких случаях не применяются.

Пример 3. Гражданин Белоруссии прибыл в Россию 1 июня 2014 г. Компанией 1 июля 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 8 месяцев. С заработной платы работника, выплачиваемой по такому договору, организация удерживала НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку срок трудового договора составляет более 183 дней. Однако предположим, что 1 августа 2014 г. сотрудник уволился. В этом случае НДФЛ, удержанный с его заработной платы, подлежит пересчету по ставке 30 процентов, поскольку общий срок пребывания мигранта в РФ на дату увольнения составляет менее 183 дней, а значит, работник не признается налоговым резидентом РФ.

При этом если следовать разъяснениям Минфина и ФНС, пересчет налога, удержанного с заработной платы работника, являющегося гражданином Белоруссии, придется произвести и в еще одном случае. По мнению чиновников, в целях исчисления НДФЛ по окончании налогового периода налоговый статус белорусских граждан следует определять в общем порядке, то есть исходя из фактического времени пребывания работника на территории РФ и независимо от срока заключенного трудового договора. Таким образом, если на конец года срок нахождения выходца из сопредельного государства в России не достигнет 183 дней, НДФЛ, удержанный с его доходов по ставке 13 процентов, должен быть пересчитан исходя из налоговой ставки в размере 30 процентов (Письма Минфина России от 27 сентября 2012 г. N 03-04-05/6-1131, от 22 декабря 2011 г. N 03-05-05-02/67, ФНС России от 14 августа 2012 г. N ЕД-3-3/2898@).

Пример 4. Гражданин Белоруссии прибыл в Россию 1 августа 2014 г. Компанией 18 августа 2014 г. заключен трудовой договор с ним сроком на 8 месяцев. С заработной платы работника, выплачиваемой по такому договору, организация удерживала НДФЛ по ставке 13 процентов, поскольку срок трудового договора составляет более 183 дней. Однако по итогам года налог придется пересчитать по ставке 30 процентов, поскольку на 31 декабря 2014 г. сотрудник будет находиться в РФ менее 183 дней.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.