Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Досудебное урегулирование налоговых споров (Грищенко А.)

Досудебное урегулирование налоговых споров (Грищенко А.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

В настоящее время каждый налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Обжаловать можно все акты (действия) налоговых органов, которые связаны с проведением налоговой проверки (как камеральной, так и выездной), оформлением ее результатов, рассмотрением материалов, принятием окончательного решения. Можно обжаловать и само итоговое решение по проверке (ст. ст. 87 - 100, 101 НК РФ).
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику возможность обжаловать акты налоговых органов и действия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Существует и еще один способ воздействия на налоговые органы - жалоба в прокуратуру (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон N 2202-1). С жалобой в прокуратуру можно обратиться на любое действие или решение налогового органа независимо от подачи аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд. При этом срок для обращения в прокуратуру не установлен.
Прокурор в рамках своих полномочий вправе направить в налоговый орган представление об устранении нарушения налогового законодательства (ст. ст. 21, 22 и 24 Закона N 2202-1). Например, он может потребовать от налоговых органов прекратить налоговую проверку, срок проведения которой истек.
Такое требование прокурора является обязательным для налогового органа в силу п. 1 ст. 6 Закона N 2202-1, а в случае его умышленного неисполнения виновные должностные лица налогового органа подлежат административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ (п. 3 ст. 6 Закона N 2202-1).
Тем не менее на практике добиться от прокуратуры реагирования на противоправные решения и действия налогового органа в связи с проведением налоговой проверки удается крайне редко.
Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 153-ФЗ) с 1 января 2014 г. акты налоговых органов и действия их должностных лиц обжалуются в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
В НК РФ находят отражение два порядка обжалования - общий и специальный. До принятия Закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ общий порядок обжалования предполагал два варианта обжалования - в вышестоящий налоговый орган либо сразу в суд.
В таком порядке обжалуется абсолютное большинство актов налоговых органов, которые принимаются в ходе проверки и при рассмотрении ее материалов, например:
- решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);
- решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
- решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ);
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
- постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 95 НК РФ);
- требование о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) и другие.
Также существует специальный порядок обжалования, при котором досудебное урегулирование спора является обязательным и до внесения поправок в НК РФ. Это обжалование:
1) отказа в зачете или возврате налога, возмещении НДС;
2) ненормативных актов налоговых органов о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки.
Досудебное урегулирование налоговых споров - это комплекс предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.
Обжалование ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется согласно административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган, в чьем подчинении находится налоговый орган, допустивший нарушение законодательства.
Для решений налоговых органов, принятых по итогам налоговых проверок, НК РФ предусмотрены две процедуры досудебного обжалования таких решений в вышестоящем налоговом органе:
1) апелляционный порядок обжалования;
2) общий порядок обжалования.
Следует обратить внимание на подведомственность инспекций для обжалования актов и действий налоговых органов. Для налогоплательщика важно знать, в какой налоговый орган следует обратиться, чтобы его жалобу рассмотрели.

Подведомственность налоговых органов в процессе досудебного урегулирования споров

Орган, который проводил налоговую проверку

Орган, в который следует подать жалобу

Управление ФНС России.

Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу.

Межрегиональная инспекция ФНС по ценообразованию для целей налогообложения

ФНС России

Районная, межрайонная или иная инспекция ФНС России

Управление ФНС по субъекту РФ

Выбор одной из применяемых процедур зависит от того, вступило в силу обжалуемое решение на момент обращения с жалобой или нет. Если решение еще не вступило в силу, то оно может быть обжаловано в апелляционном порядке. Если же к моменту обжалования такое решение уже введено в действие, то на основании п. 3 ст. 101.2 НК РФ оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе, но уже не в апелляционном порядке, а по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 139 - 141 НК РФ, с учетом отдельных норм ст. 101.2 НК РФ.
Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение одного месяца со дня вручения такого решения налогоплательщику или его представителю.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении месяца со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абз. 2 п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 141 НК РФ). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.
Основное отличие общего порядка обжалования в вышестоящий налоговый орган от апелляционного состоит в сроках и в том, вступило обжалуемое решение в силу или нет.
Пункт 2 ст. 139 НК РФ предусматривает, что жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
К жалобе рекомендуется приложить обосновывающие ее документы: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования; расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пеней, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты; доверенность или другие документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).
О принятом решении в течение трех дней с момента его принятия сообщается налогоплательщику (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Жалоба на решения и действия должностных лиц налогового органа, проводящего налоговую проверку, подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ). Никаких других требований к форме и содержанию жалобы НК РФ не предусматривает. Это означает, что жалоба может быть составлена произвольно. Главное - правильно определить предмет обжалования (незаконные действия должностного лица или незаконное решение налогового органа) и обосновать заявляемые требования.
В целом в результате деятельности подразделений налогового аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, что является одним из преимуществ административного порядка обжалования.
Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений налогового аудита в первую очередь направлена на улучшение администрирования налогоплательщиков, например на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок, и позволяет исключить системные нарушения, что ведет к сокращению немотивированных налоговых споров.
Преимуществом именно апелляционного досудебного обжалования для налогоплательщиков является и то, что, пока решение по жалобе не вынесено, налоговый орган не вправе применить к налогоплательщику санкции, так как решение еще не вступило в силу и в соответствии с налоговым законодательством будет действовать только после вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
У процедуры досудебного урегулирования есть и минусы - это время, потраченное на разрешение спора, поскольку в него входит не только время, которое требуется суду на разрешение спора, но и время, требующееся вышестоящему налоговому органу.
Следует иметь в виду, что пени в любом случае будут рассчитаны за все календарные дни, когда обязанность по уплате налога была просрочена и за налогоплательщиком числилась недоимка (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения не всегда может быть в пользу заявителя.
К минусам можно отнести и то, что вышестоящие налоговые органы не всегда бывают объективны. Об этом можно судить по количеству исковых заявлений, направляемых в арбитражные суды об оспаривании их решений.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи