Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Пониженный тариф страховых взносов на УСН (Коловатов А.)

Пониженный тариф страховых взносов на УСН (Коловатов А.)

Дата размещения статьи: 31.08.2014

Законодательством о страховых взносах для "упрощенцев", ведущих определенные виды деятельности, предусмотрена возможность рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженным тарифам. Однако следует учитывать, что при нарушении условий применения таковых в ряде случаев страховые взносы придется пересчитать с начала года, а возможно, и не один раз. Благо пени за несвоевременное перечисление в данном случае не грозят.

Согласно ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) отдельные категории плательщиков страховых взносов вправе рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженным тарифам взносов. Среди прочего такое право страхователи имеют при соблюдении двух условий (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
- при применении УСН;
- при ведении в качестве основного одного из видов деятельности, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В этом случае тарифы, по которым подлежат уплате страховые взносы в период с 2012 по 2018 г., составляют: 20 процентов - в ПФР, 0 процентов - в ФСС, 0 процентов - в ФОМС (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

УСН и основной вид деятельности: точки пересечения

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд специальных режимов налогообложения, которые, в отличие от УСН, применяются не к деятельности налогоплательщика в целом, а к отдельным видам деятельности, как, например, "вмененка" или патентная система налогообложения. Такие спецрежимы вполне могут совмещаться с "упрощенкой". При этом ст. 58 Закона N 212-ФЗ не содержит никаких указаний на то, что в целях применения пониженных тарифов взносов в рамках УСН страхователь должен рассчитываться с бюджетом именно в отношении доходов от основного вида деятельности, включенного в "льготный" перечень. В частности, и представители Минздравсоцразвития России в свое время в Письме от 14 мая 2012 г. N 1320-19 пришли к выводу, что организация, применяющая УСН, вправе рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженным тарифам взносов даже в том случае, если основной вид ее деятельности, поименованный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, переведен на уплату ЕНВД. Аналогичная точка зрения была высказана и специалистами ФСС РФ в Письме от 18 декабря 2012 г. N 15-03-11/08-16893.

Обратите внимание! В ситуации, когда страхователь, ранее применявший УСН, фактически осуществляет только один вид деятельности, в отношении которого уплачивает ЕНВД, уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу он не вправе (Письмо Минтруда России от 4 октября 2012 г. N 17-4/524).

По логике вещей данные выводы применимы и к ситуации, когда основной вид деятельности индивидуального предпринимателя на УСН числится в "льготном" перечне, но переведен на ПСН. Однако в данном случае они не так актуальны, поскольку наличие патента уже позволяет ИП рассчитываться с внебюджетными фондами по тарифам, установленным ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Исключением являются только случаи, когда патентная система налогообложения применяется предпринимателем в отношении розничной торговли, оказания услуг общественного питания и сдачи в аренду недвижимости (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Основной вид деятельности

В целях применения пониженных тарифов взносов вид деятельности, упомянутый в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, признается для "упрощенца" основным в том случае, если доля доходов от него в общей сумме выручки составляет не менее 70 процентов. При этом доходы необходимо определять в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса, то есть по данным налогового учета. Данное правило действует и в том случае, если соответствующий вид деятельности страхователя переведен на уплату ЕНВД (Письмо Минздравсоцразвития России от 14 мая 2012 г. N 1320-19).
При этом долю доходов от "льготного" вида деятельности можно определять в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс. Иными словами, если страхователь осуществляет несколько видов деятельности, которые в соответствии с ОКВЭД являются подвидами одного из видов деятельности, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, и доля доходов от них в сумме составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки, он вправе применять пониженные тарифы взносов. Такой вывод следует из разъяснений Минтруда России от 3 апреля 2013 г. N 17-4/551.

Пример 1. Организация, применяющая УСН, среди прочего осуществляет производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей (код ОКВЭД 25.21), а также предоставляет услуги в области производства пластмассовых деталей (код ОКВЭД 25.24.9). Оба вида деятельности являются подвидами вида деятельности по коду ОКВЭД 25.2 "Производство пластмассовых изделий", который упомянут в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Следовательно, в целях применения пониженных тарифов взносов компания вправе определять долю доходов от основного вида деятельности в совокупности по кодам ОКВЭД 25.21 и 25.24.9.

Соответствие условиям применения пониженных тарифов

Соответствие условиям применения указанных пониженных тарифов страхователи декларируют в расчетах по страховым взносам, представляемых в ПФР и ФСС в общем порядке за периоды, в которых применялись пониженные тарифы (Информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 г.):
- в подразделе 3.5 расчета РСВ-1 ПФР, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда от 16 января 2014 г.;
- в таблице 4.3 расчета 4-ФСС, утвержденного Приказом Минтруда России от 19 марта 2014 г. N 107н.
Сам факт заполнения данных составляющих расчета подразумевает декларирование применения страхователем упрощенной системы налогообложения. Для декларирования соответствия условию о ведении одного из установленных видов деятельности в качестве основного в расчетах отражаются три показателя:
- сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса;
- сумма доходов от основного вида деятельности, ведение которого позволяет применять пониженный тариф;
- доля доходов от основного вида деятельности в общей сумме доходов.

К сведению! При желании страхователь может получить из ИФНС информационное письмо с указанием о дате его перехода на УСН, а также о фактах представления им "упрощенных" налоговых деклараций. Для этого необходимо направить соответствующий запрос в налоговую инспекцию по месту учета. Предоставить ответ налоговики должны в течение 30 календарных дней с момента его получения (п. 93 Административного регламента ФНС, утв. Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н, Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@).

Представлять, отчитываясь перед фондами по страховым взносам, какие-либо документы, подтверждающие право на применение пониженного тарифа, страхователь не обязан.
В рамках выездной проверки подтверждением применения "упрощенки" может служить копия титульного листа декларации по единому налогу на УСН с отметкой ИФНС о ее принятии. Об этом говорится в Письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75, ФСС РФ от 1 декабря 2010 г. N 02-03-10/08-12891. Логично предположить, что таким же доказательством послужат квитанция о приеме отчетности в электронном виде или об отправлении декларации по почте (с описью вложений). Но по существу информацию о применяемом страхователем режиме налогообложения представители фондов могут получить самостоятельно в рамках электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службой.

Утрата права на УСН

Закон N 212-ФЗ не устанавливает каких-либо последствий для страхователей, применяющих пониженные тарифы взносов на основании п. 8 ч. 1 ст. 58 данного законодательного акта, в случае утраты ими права на упрощенную систему налогообложения. Однако очевидно, что в подобной ситуации с момента перехода налогоплательщика на иной режим налогообложения условия, необходимые для расчетов с внебюджетными фондами по льготным ставкам, более не соблюдаются. Следовательно, и права на применение пониженных тарифов страхователь более не имеет.
Согласно п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса в случае несоблюдения требований к применению УСН налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое нарушение. Исходя из этого в Письме от 24 ноября 2011 г. N 5004-19 специалисты Минздравсоцразвития России указали, что, "слетев" с упрощенной системы налогообложения, плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором им утрачено право на применение УСН. Аналогичным образом рассудили представители ФСС РФ в Письме от 18 декабря 2012 г. N 15-03-11/08-16893.
При этом в зависимости от того, нарушение какого именно требования к применению УСН является причиной утраты права на спецрежим, налогоплательщик может быть в курсе необходимости применения иных режима налогообложения и тарифов взносов уже с начала квартала либо он может узнать об этом лишь по его итогам. Например, если речь идет о намеченной купле-продаже доли в уставном капитале компании, в результате которой доля в УК других организаций превысит допустимый лимит в 25 процентов, последствия такой сделки в целях применения "упрощенки" очевидны (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК). С другой стороны, о превышении предельной величины доходов или средней численности работников за отчетный (налоговый) период налогоплательщик может узнать лишь по итогам такого периода (п. 4 ст. 346.13, пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК).
В последнем случае страхователю в том числе придется пересчитать по общим тарифам страховые взносы, уплаченные за последний квартал по пониженным ставкам, и доплатить разницу во внебюджетные фонды. При этом вновь рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженным ставкам он сможет, только вернувшись на УСН, что возможно не ранее начала нового налогового периода, то есть года.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что размер ежемесячного фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, у страхователя - 1 250 000 руб.
Страховые взносы в I квартале и полугодии 2014 г. были начислены и уплачены компанией по пониженным тарифам взносов, предусмотренным ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ: 250 000 руб. (1 250 000 руб. x 20%) ежемесячно - в ПФР.
Однако по итогам полугодия организация утратила право на применение УСН в связи с превышением предельной величины доходов. Следовательно, обществом должны быть пересчитаны страховые взносы за апрель - июнь по общим тарифам. При этом доплате подлежат:
- в бюджет ПФР - в сумме 75 000 руб. ((1 250 000 руб. x 22% - 1 250 000 руб. x 20%) x 3 мес.);
- в бюджет ФСС - в сумме 108 750 руб. (1 250 000 руб. x 2,9 x 3 мес.);
- в бюджет ФОМС - в сумме 191 250 руб. (1 250 000 руб. x 5,1 x 3 мес.).

Изменение основного вида деятельности

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ страхователь теряет право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором его основной вид деятельности перестал соответствовать заявленному основному виду бизнеса (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Учитывая, что отчетными периодами по взносам на обязательное страхование являются квартал, полугодие и 9 месяцев, а расчетным периодом - год, речь идет об утрате права на применение льготных ставок с начала года. Следовательно, в подобной ситуации страхователь должен пересчитать по общим тарифам страховые взносы, уплаченные по пониженным ставкам с начала расчетного периода, и доплатить разницу во внебюджетные фонды. Об этом говорится в Письме Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2011 г. N 3333-19 (см. также Письмо Минтруда России от 4 мая 2014 г. N 17-4/ООГ-243). При этом поскольку основным видом деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов признается вид деятельности с долей доходов в общем объеме выручки не менее 70 процентов, то к аналогичным последствиям приведет и простое снижение величины доходов по итогам отчетного (расчетного) периода.
С другой стороны, если по итогам следующего отчетного периода или уже к концу года доходы от "льготного" вида деятельности достигли необходимой доли в общем объеме выручки, право на применение пониженных тарифов страхователь обретет также с начала такого отчетного (расчетного) периода, то есть с начала года. Следовательно, в данном случае он вправе также произвести пересчет взносов с начала года, но уже по более низким ставкам, а образовавшийся "излишек" вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в порядке ст. 26 Закона N 212-ФЗ.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2, но предположим, что по итогам полугодия страхователь утратил право на применение пониженных тарифов в связи со снижением уровня доходов от реализации пластмассовых плит, полос, труб и профилей и предоставления услуг в области производства пластмассовых деталей, а не в связи с утратой права на УСН. В этом случае обществом должны быть пересчитаны страховые взносы за январь - июнь по общим тарифам. При этом доплате подлежат:
- в бюджет ПФР - в сумме 150 000 руб. ((1 250 000 руб. x 22% - 1 250 000 руб. x 20%) x 6 мес.);
- в бюджет ФСС - в сумме 217 500 руб. (1 250 000 руб. x 2,9 x 6 мес.);
- в бюджет ФОМС - в сумме 382 500 руб. (1 250 000 руб. x 5,1 x 6 мес.).
Между тем, если по итогам 9 месяцев 2014 г. доля доходов от реализации пластмассовых плит, полос, труб и профилей и предоставления услуг в области производства пластмассовых деталей вновь достигнет 70 процентов, общество получит право вновь пересчитать страховые взносы, начисленные с начала года, по пониженным ставкам. Соответственно, произведенную доплату, а также излишне уплаченные страховые взносы по общим ставкам в III квартале компания сможет вернуть или зачесть в порядке ст. 26 Закона N 212-ФЗ. Тем не менее делать это до окончания года целесообразно только в том случае, если есть уверенность, что по итогам года право на применение пониженных тарифов не будет утрачено вновь.

Доплата взносов и пени

Необходимость пересчета страховых взносов за последний квартал или с начала года по более высоким ставкам и доплаты во внебюджетные фонды соответствующей разницы закономерно вызывает к жизни вопрос о том, подлежат ли в подобной ситуации уплате пени за несвоевременное перечисление взносов. В Письме от 4 мая 2014 г. N 17-4/ООГ-243 представители Минтруда России ответили на него отрицательно. Рассматриваемая доплата, отметили они, не является доплатой в связи с неполной уплатой взносов в установленный срок. Ведь до момента утраты права на пониженные тарифы, пояснили чиновники, таковые применялись страхователем правомерно. Поэтому оснований для начисления пеней в рассматриваемой ситуации нет.
При этом эксперты Минтруда рассмотрели ситуацию, когда права на применение пониженных тарифов страхователь лишился в связи со снижением доли доходов от "льготного" вида деятельности. Однако представляется, что в случае утраты им права на УСН должна действовать та же логика.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.