Дата размещения статьи: 03.09.2014
Местное самоуправление является ключевым институтом муниципального права, и теоретическое осмысление того, чем является данная разновидность публичного управления, в том числе система местного самоуправления, необходимо не только для теоретической разработки муниципально-правовых вопросов, но и для совершенствования муниципального законодательства.
Понятие "система местного самоуправления" в российскую правовую терминологию было введено Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (ст. 2), в котором она определялась следующим образом: "Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения" <1>, и, как отмечает В.И. Гончаров, в Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ <2> и от 06.10.2003 N 131-ФЗ <3> такая категория уже не содержится, при этом в широком значении система местного самоуправления есть совокупность основ: организационных, правовых; финансово-экономических, территориальных <4>; синоним модели местного самоуправления и, соответственно, может быть англосаксонской, романо-германской, смешанной либо иной другой в зависимости от используемой классификации; в узком значении - это совокупность субъектов местного самоуправления, наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения и вступающих во взаимоотношения друг с другом по поводу организации и осуществления местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании в рамках законодательной модели местного самоуправления <5>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010.
<2> Рос. газ. 1995. 1 сент. Далее - Закон N 154-ФЗ.
<3> С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ (Рос. газ. 2003. 8 окт.; 2013. 30 дек.). Далее - Закон N 131-ФЗ.
<4> Гончаров В.И. Особенности институционализации системы местного самоуправления в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 28, 32.
<5> Гончаров В.И. Понятие и особенности системы местного самоуправления в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. N 5. С. 26 - 27.
Под системой местного самоуправления понимают нечто более широкое, чем система органов местного самоуправления, помимо последних, в нее включают институты непосредственной демократии, в частности территориальное общественное самоуправление <6>, а также муниципальные права и свободы гражданина <7>. Некоторые исследователи вместо термина "система местного самоуправления" употребляют понятие "механизм местного самоуправления", в нем объединяют местные органы власти и институты непосредственной демократии <8>.
--------------------------------
<6> Рыбакова Т.В. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Публично- и частноправовое регулирование в России. Теоретические и практические проблемы: Материалы Всерос. науч. конференции / под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул, 2003. С. 126 - 128.
<7> Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии и права граждан РФ в системе местного самоуправления // Право и политика. 2001. N 1. С. 58 - 63.
<8> Сиддиков Р.Р. Местные органы власти и местное самоуправление: теоретические и организационно-правовые проблемы: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 11.
Отдельные ученые-правоведы включают в систему местного самоуправления и такие крупные подсистемы, как ресурсная (экономическая база, финансы и т.д.), организационно-структурная (взаимосвязанные элементы - местные Советы, администрация, вышестоящие органы, общественное территориальное самоуправление и т.д.), регулятивная (нормы, принципы), функционально-содержательная (функция, компетенция, формы и методы их содержания) <9>.
--------------------------------
<9> Лясковский А.И. Становление системы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 12.
В число составляющих элементов системы местного самоуправления А.В. Елькина включает формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования, органы местного самоуправления и их деятельность, инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении, муниципальных служащих и их деятельность <10> и наделяет эту систему как устойчивый, но в то же время развивающийся механизм такими чертами, как единство, целостность, самостоятельность и открытость <11>. Н.В. Мотыжева считает, что система местного самоуправления охватывает собой и избирательный процесс как последовательно осуществляемую в установленном законом порядке совокупность избирательных действий по реализации гражданами их избирательных прав, прав на участие в управлении и имеющих целью формирование органов местного самоуправления <12>.
--------------------------------
<10> Елькина А.В. Органы местного самоуправления - элемент системы местного самоуправления: общая характеристика // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 9. С. 17.
<11> Елькина А.В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 8.
<12> Мотыжева Н.В. Избирательный процесс в системе местного самоуправления: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2010. С. 8 - 9.
С.Ю. Карабасов отмечает, что, объединяя в систему местного самоуправления, систему органов муниципального образования те или иные элементы, многие авторы берут за основу определенный критерий: организационно-формальный, территориальный, институциональный и другие, что обычно обусловлено целью исследования, необходимостью решения поставленных задач. Такой подход логичен, поскольку система не является случайным набором каких-либо элементов, а представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. В теоретическом плане применительно к местному самоуправлению под частью или элементом системы местного самоуправления можно понимать совокупность определенных интеграционных качеств, имеющих доминирующее в своем содержании свойство, позволяющее однозначно идентифицировать этот элемент в соотношении с другими элементами системы <13>.
--------------------------------
<13> Карабасов С.Ю. Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
Рассматривая систему местного самоуправления как субъект компетенции, Т.М. Бялкина к элементам данной системы относит население (подсистему категории "народ", представляющую собой определенную часть народа, проживающую в границах муниципального образования); территорию (муниципальное образование как часть территории государства, на которую распространяется муниципальная власть); муниципальные ресурсы (муниципальную собственность, местный бюджет как часть общегосударственных ресурсов, которыми самостоятельно управляют и распоряжаются субъекты местного самоуправления). Система местного самоуправления как субъекта компетенции опосредуется в системной категории "муниципальное образование", которое выступает непосредственным участником компетенционных отношений, регулируемых нормами права <14>.
--------------------------------
<14> Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: Проблемы теории и правового регулирования: моногр. Воронеж, 2006. С. 64, 76.
Если исходить из представлений о местном самоуправлении как о деятельности местного сообщества, то логичным будет возвращение к "узкому" понятию системы местного самоуправления, которое было закреплено в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР", как совокупности форм реализации этой деятельности: органов местного самоуправления и непосредственных форм осуществления местного самоуправления. Данная система выступает в двух ипостасях: первая - это модель местного самоуправления, сформированная законодателем, в федеративном государстве таких моделей может быть две: федеральная и субъекта федерации. Но в России возможности субъектов РФ в части правового регулирования вопросов, связанных с организационными формами осуществления местного самоуправления, настолько ограничены, что, формируя систему местного самоуправления на конкретной территории, местные сообщества и муниципальные образования, как правило, выбирают структуру органов местного самоуправления и непосредственных форм осуществления местного самоуправления из вариантов, заложенных в федеральном муниципальном законодательстве. Именно эта система местного самоуправления, созданная и функционирующая на территории муниципального образования, является второй ипостасью правовой конструкции системы местного самоуправления. Различия между этими ипостасями очевидны, если сравнить правовое регулирование общественных отношений, связанных с организационными формами осуществления местного самоуправления, в Законе N 131-ФЗ, закрепившем систему местного самоуправления как модель, в которой присутствует вариативность, например, в части определения статуса главы муниципального образования, и в уставе конкретного муниципального образования, в данном акте закреплена реально функционирующая система местного самоуправления.
Муниципальное образование рассматривалось в Законе N 154-ФЗ в качестве населенной территории, обладающей определенными признаками (ч. 1 ст. 1). Закон N 131-ФЗ не дает определения муниципального образования. В юридической науке муниципальное образование рассматривается в качестве населенной территории <15>; особого субъекта права (самостоятельного административно-территориального объединения, т.е. имеющего собственные органы власти, действующие от его имени), одной из характеристик (стабильных) которого является территория, наряду с численностью населения или экономическим потенциалом <16>; политико-территориальной единицы, по своим публично-правовым признакам (территория, население, реализация публичной власти) идентичной таким формированиям, как Российская Федерация или ее субъект <17>; публично-правовой фикции <18>; территориального предела осуществления местного самоуправления <19>; специфического субъекта правоотношений, который сочетает в себе как гражданско-правовые признаки, так и признаки публично-властного образования <20>; юридического лица публичного права, обладающего правосубъектностью и, следовательно, определенным юридическим статусом, являющимся территориальным объединением граждан, созданным в целях осуществления местного самоуправления <21>.
--------------------------------
<15> Нагорная Н.В. Реформы местного самоуправления в России и Германии: территориальные и функциональные аспекты: сравнительно-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. С. 26 - 27.
<16> Берг О. Некоторые тонкости местного самоуправления // Муниципальное право. 2002. N 3. С. 2.
<17> Волков В.Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 18.
<18> Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: моногр. М., 2003. С. 58.
<19> Курячая М.М. Местное сообщество как основа объединения граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4. С. 30.
<20> Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении РФ. СПб., 2003. С. 175.
<21> Астафичев П.А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 4. С. 24.
Муниципальное образование как правовая категория в первую очередь - организация, структура органов местного самоуправления и непосредственных форм народовластия, осуществляющих их полномочия, с которыми имеют дело субъекты права, вступая в юридические отношения с муниципальным образованием, но как географическое (юридико-географическое) явление муниципальное образование относится к роду таких явлений, как населенная территория.
Муниципальное образование как юридическое явление, во многом идентичное государству, не может быть территорией, но современная терминология такова, что с точки зрения географической науки муниципальное образование относится к роду таких явлений, как населенная территория, а с точки зрения юриспруденции муниципальное образование выступает в двух ипостасях: как организационная структура, функционирующая в пределах определенной населенной территории, выступающей в качестве признака муниципального образования, и как населенная территория - в качестве территориальной единицы муниципально-территориального устройства субъекта федерации. То есть как юридическое явление муниципальное образование - это местное публично-правовое образование, учрежденное для организационно-правового содействия местному сообществу в осуществлении местного самоуправления, являющееся структурой, состоящей из муниципальных органов <22> и отношений между ними, созданное для легитимизации местного сообщества, способствования ему в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, обеспечения на местном уровне публичной власти прав и свобод человека и гражданина, наделенное правосубъектностью, в том числе деликтоспособностью (прямой и косвенной), обладающее такими основными признаками, как наименование; местное сообщество; территория (территориальная подведомственность); собственная компетенция, включая право принимать собственные правовые акты, в том числе нормативные, а также право вводить местные налоги в соответствии с законодательством; муниципальная собственность; местные (муниципальные) бюджет и казну.
--------------------------------
<22> Если в муниципальном образовании непосредственная форма демократии осуществляет полномочия органа местного самоуправления, то она также является частью структуры соответствующего муниципального образования. В данном случае под муниципальными органами подразумеваются подразделения структуры муниципального образования, наделенные статусом "органа местного самоуправления" и не наделенные им (например, избирательная комиссия муниципального образования), а также их структуры (составные части) как подсистемы муниципального образования: должностные лица местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования; депутаты представительного органа муниципального образования; подразделения органов местного самоуправления; структуры, обеспечивающие их деятельность, и муниципальные служащие.
Муниципальное образование как институт, обеспечивающий осуществление местного самоуправления местным сообществом, не равнозначно системе местного самоуправления, выступающей в качестве модели функционирования организационных форм осуществления местного самоуправления, и как конкретный субъект права - реально функционирующей системе местного самоуправления, вне зависимости от того, что понимают под муниципальным образованием - населенную территорию или структуру органов местного самоуправления и непосредственных форм осуществления местного самоуправления, реализующих полномочия данных органов.
Если рассматривать систему местного самоуправления в качестве совокупности муниципальных форм непосредственного волеизъявления населения и органов местного самоуправления, то муниципальное образование не полностью идентично системе местного самоуправления, функционирующей на определенной территории, но частично в данную систему входит, являясь подсистемой системы местного самоуправления, и взаимодействует в рамках этой системы с местным сообществом, которое проявляет свою волю с помощью муниципальных форм непосредственного волеизъявления населения. В качестве исключения можно рассматривать сход граждан, функционирующий в небольших муниципальных образованиях, который представляет собой и часть структуры муниципального образования, и непосредственную форму волеизъявления населения.
Вследствие обособления в системе местного самоуправления отдельных составных частей <23>, образующих в совокупности муниципальное образование, изменятся представления о данной системе - система местного самоуправления в качестве предмета муниципально-правовых исследований будет изучаться уже не в качестве простой совокупности организационных форм осуществления местного самоуправления, а как институт, в котором отдельные составные части соединены в подсистему - муниципальное образование.
--------------------------------
<23> Органы местного самоуправления и муниципальные непосредственные формы осуществления народовластия, осуществляющие их полномочия.
Список использованной литературы
1. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: Проблемы теории и правового регулирования: моногр. Воронеж, 2006.
2. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: моногр. М., 2003.
3. Рыбакова Т.В. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Публично- и частноправовое регулирование в России. Теоретические и практические проблемы: Материалы Всерос. науч. конференции / под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул, 2003.
4. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении РФ. СПб., 2003.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Навигация