Дата размещения статьи: 06.09.2014
"Бывших студентов не бывает". Данное высказывание как нельзя лучше подходит к профессии бухгалтера. Действительно, редкие номера журналов по бухгалтерскому учету и налогообложению не содержат каких-либо законодательных нововведений, которые должен изучить бухгалтер. Данный номер не исключение. В этот раз прокомментируем Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Большинство поправок вступят в силу уже с IV квартала 2014 г., ну а отдельные положения комментируемого Закона начнут применяться с января 2015 г. Настоящим Законом вносятся как серьезные изменения в НК РФ, так и уточнения, призванные устранить имеющиеся на сегодняшний день противоречия.
Ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур
Мы начали статью с рассмотрения данного вопроса, так как он уже анализировался нами ранее в статье С.А. Чернова "Следим за изменениями федерального законодательства", N 5, 2014. В частности, в ней говорилось, что в п. 3 ст. 169 НК РФ внесены следующие изменения: с 2015 г. с налогоплательщиков снимается обязанность ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. В то же время согласно другим нормам НК РФ отдельные налогоплательщики (действующие в интересах другого лица на основе посреднических договоров) обязаны вести такие журналы (требование ст. 174 НК РФ). Комментируемым законопроектом данное противоречие устранено. В частности, п. 3.1 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции, в нем перечисляются лица, обязанные вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также случаи, когда это необходимо делать. Итак, в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица (по договору комиссии, агентскому договору), связанной с реализацией и (или) приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика либо технического заказчика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур:
- налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ;
- лица, не являющиеся налогоплательщиками (в частности, применяющие спецрежимы).
Причем в таком журнале не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода, полученного в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.
Итак, с 2015 г. плательщики НДС вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не обязаны, за исключением работающих по договору комиссии, агентскому договору, договору транспортной экспедиции, а также выполняющих функции застройщика либо технического заказчика и выставляющих счета-фактуры в связи с осуществлением операций по названным договорам. То же относится к лицам, применяющим спецрежимы.
В каких случаях счет-фактуру можно не выставлять?
Подпункт 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, повествующий о том, в каких случаях налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру, изложен в новой редакции. Напомним, что в настоящее время это надо сделать при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ. В новой редакции Налогового кодекса случаев-исключений будет больше:
- операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС (в частности, применяющим спецрежимы);
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (по ст. 145 НК РФ).
В последних двух случаях между сторонами сделки должно быть достигнуто согласие по поводу несоставления налогоплательщиком-продавцом счетов-фактур.
Хотим обратить внимание на некоторые несостыковки новой редакции Налогового кодекса с нормативным документом о формах и правилах заполнения документов, применяемых при расчетах по НДС <1>. Так, согласно названному документу в книге продаж в хронологическом порядке регистрируются счета-фактуры. А это значит, что при продаже товаров лицам, не являющимся плательщиками НДС либо освобожденным от обязанностей налогоплательщика, как минимум в одном экземпляре (для себя) счет-фактура должен быть составлен. Хотя возможно, что в ближайшем будущем наши законодатели внесут очередные поправки.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Вычет НДС при предоплате
Изменения затронули нормы, которые регулируют порядок принятия к вычету продавцом и восстановления покупателем сумм НДС в том случае, если расчеты производятся на основе полной или частичной предоплаты. В частности, в новой редакции Налогового кодекса нашла отражение позиция Минфина, изложенная в Письме от 01.07.2010 N 03-07-11/279. Опять же для сравнения приведем старую и новую редакции НК РФ.
Учет у продавца |
|
В настоящее время |
С IV квартала 2014 г. |
Продавец в случае получения предоплаты обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет (п. 1 ст. 154 НК РФ) |
|
С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) НДС может быть принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ) |
То же. Но, в случае если договором предусмотрен поэтапный порядок исполнения обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав) (далее - поставка товаров) и особый порядок зачета сумм предоплаты, предусматривающий частичный зачет сумм ранее полученной предоплаты, вычеты сумм налога производятся с даты отгрузки соответствующих товаров в размере, соответствующем части стоимости отгруженных товаров, в оплату которых засчитываются суммы ранее полученной предоплаты (п. 6 ст. 172 НК РФ дополнен новым абзацем) |
Таким образом, если стоимость отгруженного товара меньше суммы полученной предоплаты, продавец может принять к вычету НДС только в отношении отгруженных товаров в размере, который указан в соответствующем счете-фактуре.
Учет у покупателя |
|
В настоящее время |
С IV квартала 2014 г. |
Налогоплательщики-покупатели, перечислившие аванс поставщику, вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком этих товаров при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ) |
|
На момент принятия товара к учету у организации вновь возникает право на налоговый вычет "входного" НДС (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Данный вычет, в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ, производится на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком. При этом организация обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС с суммы предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ) |
То же. Но, в случае если договором предусмотрен поэтапный порядок исполнения обязательств по поставке товаров и особый порядок зачета сумм предоплаты, перечисленных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок, предусматривающий частичный зачет сумм ранее перечисленной предоплаты, суммы налога, принятые к вычету покупателем при перечислении аванса, подлежат восстановлению покупателем в размере, соответствующем части стоимости приобретаемых товаров, в оплату которых засчитываются суммы ранее перечисленного аванса (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ дополнен абз. 3) |
Иными словами, если продавец отгрузил товар, стоимость которого меньше полученной ранее предоплаты, покупатель обязан восстановить НДС только в размере той суммы, которая указана в счете-фактуре на отгрузку товара.
Реализация недвижимости
Поправкой, внесенной в п. 16 ст. 167 НК РФ, устранен еще один спорный момент в налоговом законодательстве. Дело в том, что в настоящее время при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (названный пункт введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ). Из данной формулировки неясно, на какую дату определяется налоговая база в случае перечисления аванса. С внесением поправки (слова "моментом определения налоговой базы" заменены на слова "датой отгрузки в целях настоящей главы") все встало на свои места: в части предоплаты налоговая база рассчитывается в общем порядке - на дату получения предоплаты, а названная норма регулирует особый порядок установления даты отгрузки при реализации недвижимости.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Навигация