Дата размещения статьи: 07.09.2014
В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие "бенефициарный владелец", которое является новым для российского законодательства; внесены изменения в порядок идентификации клиента, и расширен перечень подконтрольных операций. По мнению автора, говорить об эффективности и обоснованности избрания такого подхода к правовому регулированию пока преждевременно, так как действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.
Правовые основы финансового мониторинга России заложены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). При разработке национального законодательства обязательно учитываются международные стандарты в области противодействия легализации преступных доходов, утверждаемые ООН, Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Вольфсбергской группой, Базельским комитетом по банковскому надзору, а также директивами Европейского союза.
В феврале 2012 г. ФАТФ пересмотрела и обновила Рекомендации "Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
Как следствие, в 2013 г. российское законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма подверглось существенным изменениям. Изменения в Закон N 115-ФЗ вносились четырежды и были направлены на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами - новыми Рекомендациями ФАТФ и документами группы G8 (Лох-Эрнская декларация).
В значительной степени изменилось содержание законодательных норм, регулирующих права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом; был расширен перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю; законодательное закрепление получил механизм раскрытия бенефициарных владельцев клиентов.
Понятие "выгодоприобретатель" для целей противодействия отмывания преступных доходов
До 2010 г. в законодательстве отсутствовало нормативное определение понятия "выгодоприобретатель", в связи с чем кредитные организации имели определенные трудности с его трактовкой на практике.
Впервые понятие "выгодоприобретатель" (которое впоследствии использовал законодатель) было раскрыто для целей финансового мониторинга в Положении Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) <1>.
--------------------------------
<1> В Письме от 12.04.2005 (исх. N А-02/5-230), адресованном Банку России, Ассоциация российских банков (АРБ) обратила внимание на неоправданно широкое толкование этого термина применительно к целям финансового мониторинга.
Сегодня кредитные организации до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя. Если появляется информация о том, что клиент действует к выгоде третьих лиц, то банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей при проведении банковских операций и иных сделок, за исключением случаев, установленных Законом N 115-ФЗ. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей должна проводиться как по сделкам разового характера, не предполагающим дальнейшее обслуживание клиента, так и при длительном характере отношений с клиентом, когда он принимается на обслуживание.
Гражданско-правовыми основаниями идентификации выгодоприобретателя служат договоры (агентский, поручения, комиссии и доверительного управления) - так как все эти договоры имеют общие характерные признаки: определенные действия совершаются от своего или чужого имени за счет другой стороны, то есть имеет место юридическое посредничество, и эти действия совершаются в чужих интересах.
Необходимо отметить, что законодательная формулировка не ограничивает круг "выгодоприобретателей" сторонами только этих четырех договоров. Установленный в ст. 3 Закона N 115-ФЗ перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим.
Порядок идентификации выгодоприобретателей кредитными организациями
По общему правилу клиент и выгодоприобретель должны быть идентифицированы банком до приема на обслуживание.
Однако на практике это не всегда представляется возможным из-за отсутствия конкретного выгодоприобретателя на этапе идентификации клиента. Например, при открытии расчетного счета юридическому лицу у последнего, как правило, еще отсутствуют выгодоприобретатели, но они могут появиться позднее в ходе осуществления им хозяйственной деятельности.
Другой пример - денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, которые согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате <1> не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой. Идентифицировать же лицо, которому причитаются эти денежные средства в целях ПОД/ФТ (выгодоприобретателя), станет возможным только при его обращении в банк.
--------------------------------
<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 N 4462-1).
Схожая проблема невозможности единовременной идентификации выгодоприобретателя рассматривается в Информационном сообщении Росфинмониторинга России "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <2>. Росфинмониторинг рекомендует фиксировать подобные операции в соответствии с правилами внутреннего контроля и проводить оценку степени риска причастности данной операции к легализации (отмыванию) денежных средств или финансированию террористической деятельности. В случае признания данной операции подозрительной информация о ней должна быть направлена в уполномоченный орган в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
--------------------------------
<2> Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС "КонсультантПлюс" в соответствии с публикацией на сайте http://fedsfm.ru.
При отсутствии подобных подозрений необходимо сделать соответствующую пометку в анкете клиента или отметить иным способом, установленным правилами внутреннего контроля. При этом выгодоприобретатель может быть установлен после проведения операции (исполнения договора).
Другая проблемная ситуация может возникнуть из-за непредставления клиентом в банк документов и сведений, необходимых для установления и идентификации выгодоприобретателя. В таком случае кредитной организации рекомендуется сообщить об этом в уполномоченный орган с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает кредитная организация на дату направления сообщения.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк обладает правом отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования соответствующей информации, а также в случае возникновения подозрения, что такая операция совершается в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.
Согласно Приложению 3 к Положению N 262-П к сведениям, получаемым в целях установления и идентификации выгодоприобретателя, отнесены сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении банковских операций и иных сделок, а также сведения о выгодоприобретателе, получаемые обычно при идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Полный состав сведений, которые подлежат установлению при идентификации выгодоприобретателя, зависит от правового статуса последнего и различен для физических лиц и организаций.
Необходимо обратить внимание на требования, установленные Положением N 262-П для документов, представляемых клиентами в банк для целей идентификации:
1) документы должны быть представлены в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии;
2) документы должны быть действительными на дату их предъявления;
3) документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в банк с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Из этого правила допускаются исключения. Например, документ может быть представлен в банк без заверенного перевода на русский язык, если документ, удостоверяющий личность физического лица, выдан компетентным органом иностранного государства и составлен на нескольких языках, включая русский язык.
Помимо анализа информации, содержащейся в представленных клиентом документах, банк также может получать дополнительные сведения от федеральных органов исполнительной власти, например сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц. Использование дополнительных источников информации является правом, а не обязанностью банка.
Наглядным примером служит дело, когда организация обратилась в арбитражный суд с иском к банку о взыскании убытков, вызванных нарушением банком требования об идентификации клиента при открытии счета <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А60-30102/2013.
Суд отказал в удовлетворении иска, указав, что фальсифицированные документы, на основании которых был проведен платеж, внешне соответствовали условиям открытия счетов, а их фальсификация могла быть установлена лишь при использовании специальных технических средств. Утверждение истца о том, что при открытии счета банк не должен ограничиваться только осмотром представленных документов, а должен идентифицировать клиента всеми возможными способами, в том числе путем получения информации от государственных регистрирующих органов о подлинности информации, содержащейся в представленных клиентом документах для открытия счета, судом было отклонено, поскольку обязательного направления запросов в соответствующие органы Законом не предусмотрено.
Законодатель устанавливает несколько случаев, когда идентификация выгодоприобретателя может не производиться:
1) при операциях физических лиц (прием платежей, покупка/продажа наличной иностранной валюты, перевод денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств) в сумме не более 15 тыс. руб.;
2) если клиент - организация (кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, страховой брокер, лизинговая компания и др.), осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень таких организаций установлен в ст. 5 Закона N 115-ФЗ;
3) если клиент является банком - резидентом иностранного государства - члена ФАТФ и удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
- имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody's Investors Service, Standard & Poor's или Fitch Ratings);
- включен в международный банковский справочник "Bankers Almanac";
4) если клиент - представитель органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Однако если в названных случаях у работников кредитной организации или банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, то идентификация все-таки должна быть проведена.
По общему правилу банки самостоятельно осуществляют идентификацию клиентов, а также выгодоприобретателей, но могут и перепоручать ее осуществление на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи или банковскому платежному агенту в целях осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.
Порядок фиксации банками информации о выгодоприобретателях
Сведения о выгодоприобретателе фиксируются сотрудником банка в анкете (досье) клиента, которая может иметь форму бумажного документа или заполняться в электронном виде. Форма такой анкеты определяется кредитной организацией самостоятельно.
Анкета клиента должна храниться в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 2.3 Положения N 262-П). При этом анкета клиента может не оформляться при осуществлении банковских операций, в отношении которых допускается проведение упрощенной процедуры идентификации, о которой речь шла выше. В этих случаях необходимые сведения фиксируются иными способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.
Для фиксации сведений о клиентах и выгодоприобретателях кредитные организации, как правило, имеют электронные базы данных, которые могут использоваться сотрудниками в оперативном режиме для проверки данных, представленных клиентами, в том числе и о выгодоприобретателях.
Поскольку банки не обязаны повторно устанавливать и идентифицировать клиента и выгодоприобретателя, использование подобных баз данных может существенно упростить их работу.
Информация о клиентах и выгодоприобретателях должна обновляться банками не реже одного раза в год при установлении между банком и клиентом отношений длительного характера либо при повторном обращении в банк клиента, совершающего разовые операции. В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
При обновлении сведений о клиентах и выгодоприобретателях банки могут использовать как информацию, получаемую от клиента, так и иные официальные источники информации.
Этапы процедуры идентификации выгодоприобретателей
В процедуре идентификации выгодоприобретателей банком можно условно выделить следующие этапы:
1) сбор и анализ информации в отношении выгодоприобретателя;
2) фиксация этой информации;
3) проверка наличия (отсутствия) сведений о причастности выгодоприобретателя к экстремистской деятельности или терроризму;
4) определение принадлежности выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
5) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
6) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
7) периодическое обновление информации о выгодоприобретателях.
Требования Банка России к содержанию программ идентификации
В кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов и выгодоприобретателей, регламентирующая процедуру такой идентификации, порядок оценки степени риска в целях ПОД/ФТ операций, совершаемых клиентом.
Состав сведений о выгодоприобретателях, включенных в программу идентификации, закреплен в п. 3.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", среди них:
- порядок идентификации выгодоприобретателя, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации;
- особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован кредитной организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению банковских операциях при принятии его на обслуживание кредитной организацией;
- порядок проведения кредитной организацией мероприятий по проверке информации о выгодоприобретателе;
- требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации выгодоприобретателя.
Данный перечень информации о выгодоприобретателях не является исчерпывающим, и в программу идентификации могут включаться также иные положения по усмотрению кредитной организации.
Соотношение понятий "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец"
В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие "бенефициарный владелец" <1>, которое звучит как: "...физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента".
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
В русском языке слова "выгодоприобретатель" и "бенефициарий" являются синонимами, однако законодатель возлагает на них разную смысловую нагрузку.
Введение в законодательный оборот нового понятия "бенефициарный владелец" для обозначения участников финансовых операций и сделок и их идентификации, как представляется, имело целью конкретизировать уже имеющийся термин "выгодоприобретатель", который не позволял в полной мере решить задачу установления всех цепочек контроля или владения клиентом.
Понятие "бенефициарный владелец (собственник)" используется в Рекомендациях ФАТФ, а также в документах Европейского союза и, соответственно, законодательстве стран - членов Европейского союза.
Как отмечается в пояснительной записке к Рекомендации ФАТФ N 24, компетентные органы должны иметь возможность получения своевременного доступа к достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле компаний и других юридических лиц (информация о бенефициарном владении), созданных в стране.
В соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза от 26.11.2005 N 2005/60/ЕС "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма" бенефициарный собственник - это физическое лицо (лица), которое в конечном итоге владеет или контролирует клиента, и (или) физическое лицо, от имени которого осуществляется сделка или ведется деятельность.
Европейский подход к определению бенефициарного собственника можно признать расширительным, поскольку его содержание охватывает содержание понятий "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец", закрепленных в Законе N 115-ФЗ. Российский законодатель пошел по пути их разграничения: правовой статус данных участников финансовых операций и сделок различен <1>.
--------------------------------
<1> Среди стран СНГ нет единства в законодательных подходах к определению понятий "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец". Например, для законодательства Республики Беларусь характерен подход, согласно которому данные понятия разграничиваются, как и в российском законодательстве. Другой подход характерен для Республики Таджикистан, в законодательстве которой понятия "бенефициарный собственник" и "выгодоприобретатель" используются в качестве синонимов.
Согласно Закону N 115-ФЗ выгодоприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, бенефициарный же владелец - это только физическое лицо, которое владеет или контролирует клиента.
Выгодоприобретатель получает выгоду от действий клиента в рамках заключенного договора (проводимой операции, сделки), а бенефициарный владелец получает выгоду от деятельности клиента как такового.
На стороне третьего лица, в интересах которого действуют выгодоприобретатель и бенефициарный владелец, могут выступать как физические, так и юридические лица.
Так, физическое лицо может быть признано бенефициарным владельцем при наличии у него возможностей контролировать действия юридического лица с учетом следующих факторов:
- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25% в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;
- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, в интересах физического лица клиентом устанавливаются деловые отношения, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок, включая существенные условия сделок, а также финансовых операций.
В Информационном сообщении Росфинмониторинга "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" рассмотрена ситуация, когда доля в капитале клиента принадлежит учредителю - юридическому лицу.
Росфинмониторинг рекомендует в таких случаях проводить идентификацию конечного бенефициарного владельца учредителя, имеющего возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать влияние на действия клиента - юридического лица. При невозможности его установления бенефициарным владельцем может быть признан руководитель учредителя - юридического лица, имеющего преобладающую долю в капитале клиента.
Под возможностью контролировать действия клиента - физического лица другим физическим лицом следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями.
Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.
Проблемы и возможные коррективы в законодательстве по ПОД/ФТ
В заключение необходимо отметить, что понятие "бенефициарный владелец" является новым для российского законодательства и об эффективности и обоснованности избрания именно такого подхода к его правовому регулированию говорить пока преждевременно.
Вместе с тем хотелось обратить внимание на некоторые проблемные аспекты, которые могут возникнуть в процессе реализации новых законодательных норм.
Представляется, что рассматриваемые понятия, используемые на уровне специального законодательства по ПОД/ФТ для определения механизмов аффилированности лиц и корпоративного контроля, должны иметь фундамент из общих норм гражданского законодательства.
Так, например, в экспертном сообществе уже неоднократно звучали предложения по введению обязанности учредителей раскрывать бенефициаров на этапе государственной регистрации юридических лиц с внесением соответствующих сведений в ЕГРЮЛ <1>. Существование подобного механизма существенно бы упростило решение задачи по установлению лиц, фактически владеющих организацией или контролирующих ее деятельность.
--------------------------------
<1> См., например: Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Федерального Собрания РФ от 19.02.2013 N 36/4 на проект федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
К сожалению, действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.
Иными словами, закрепление одного лишь понятия "бенефициарный владелец" на уровне Закона N 115-ФЗ в отсутствие регламентированной процедуры их выявления представляется недостаточным законодательным решением проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов. Фиксирование такой процедуры на уровне подзаконных нормативных правовых актов и актов рекомендательного характера <2> не будет иметь должного результата.
--------------------------------
<2> См.: Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т "Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев".
Другая проблема, с которой столкнутся кредитные организации при выявлении бенефициарных владельцев, связана с существованием офшорных юрисдикций, в которых информация о бенефициарных владельцах не раскрывается либо действуют особые правила ее раскрытия.
Способствовать решению данной проблемы должна ратификация Россией уже подписанной 3 ноября 2011 г. Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "О взаимной административной помощи по налоговым делам", которая предусматривает обмен информацией между странами-участницами и помощь по взиманию налогов. В Конвенции уже участвуют более 55 государств, а также некоторые офшорные юрисдикции.
Любая национальная система финансового мониторинга может эффективно работать лишь в условиях ее взаимодействия с другими национальными системами и информационного обмена между ними.
В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты, введение в законодательный оборот понятия "бенефициарный владелец" является важным шагом на пути модернизации российской системы финансового мониторинга в соответствии с международными стандартами.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация