Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расчеты при ненадлежащем качестве коммунальных услуг (Козырева С.Н.)

Расчеты при ненадлежащем качестве коммунальных услуг (Козырева С.Н.)

Дата размещения статьи: 09.09.2014

Главная обязанность исполнителя коммунальных услуг - предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества. Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами либо ненадлежащего качества, размер платы за конкретный расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. О порядке уменьшения размера платы читайте в настоящей статье.

Одна из обязанностей исполнителя коммунальных услуг - производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований <1> осуществлять его перерасчет, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (пп. "г" п. 31, п. 150 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила)). Сведения о размере перерасчета платы за коммунальные услуги с указанием основания отражаются в платежном документе (пп. "ж" п. 69 новых Правил).
--------------------------------
<1> В статье не рассмотрен вопрос установления дат начала и окончания перерывов в предоставлении услуг и периода предоставления услуг ненадлежащего качества.

В Приложении 1 к новым Правилам сформулированы требования к качеству таких услуг, в частности по допустимой продолжительности перерывов предоставления услуг и допустимым отклонениям их качества. Условия и порядок изменения (уменьшения) размера платы за коммунальную услугу при нарушении качества или слишком долгих перерывах приведены тут же. Как следует из п. 98 новых Правил, уменьшению подлежит размер платы за коммунальную услугу, предоставленную как в помещении, так и на ОДН. При этом расчет производится в рамках конкретного расчетного периода: плата может быть уменьшена вплоть до полного освобождения потребителя от обязанности по оплате коммунальной услуги, но перенос каких-либо сумм на следующий расчетный период не предусмотрен.
Еще одно дополнение: если размер платы за услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период. Единственный предусмотренный новыми Правилами случай корректировки - это корректировка платы за отопление в ситуации, когда МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, при этом жилые помещения, общая площадь которых составляет более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, оборудованы распределителями. Плата за отопление в помещениях, оборудованных распределителями, подлежит корректировке один раз в год либо чаще по решению общего собрания собственников помещений (членов ТСЖ) (п. 53 новых Правил). Вместе с тем представляется, что указанный порядок распространяется и на случаи корректировки платы за отопление, если она начисляется в особом порядке согласно прежним Правилам предоставления коммунальных услуг до 01.01.2015.

Перерывы в предоставлении коммунальных услуг

Как известно, коммунальные услуги должны предоставляться круглосуточно (коммунальная услуга по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно, либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении 1 к новым Правилам (пп. "в" п. 3). Таким образом, можно выделить перерывы в предоставлении коммунальных услуг, продолжительность которых:
- не превышает допустимую (считается, что исполнитель не нарушает обязательные требования, перерывы связаны с проведением ремонтных и профилактических работ);
- превышает допустимую.
При этом любой перерыв в предоставлении коммунальных услуг означает, что коммунального ресурса предоставлено меньше, чем в ситуации бесперебойного предоставления коммунальных услуг. Если имеются приборы учета, они зафиксируют реальный объем потребленного коммунального ресурса. Если приборы учета отсутствуют, размер платы за коммунальную услугу снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 новых Правил). Этот показатель рассчитывается в соответствии с п. 100 новых Правил. Для коммунальной услуги на ОДН объем непредоставленной услуги в течение расчетного периода при отсутствии ОПУ определяется исходя из продолжительности периода непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на ОДН. Соответствующий норматив используется при расчете объема непредоставленной услуги в жилом помещении, для нежилого помещения применяется величина потребления коммунальной услуги, определенная в соответствии с п. 43 новых Правил. Заметим, что в некоторых случаях плата рассчитывается без применения нормативов потребления, не по показаниям приборов учета, а исходя из среднемесячного потребления за прошедшие периоды (при выходе их из строя, непредставлении их показаний). Нормативный документ не содержит предписаний о порядке перерасчета в подобной ситуации, однако в целях соблюдения прав потребителей справедливо определять объем непредоставленной услуги исходя из продолжительности перерыва и среднемесячного объема потребления, использованного при расчете платы за расчетный период согласно п. 59 новых Правил.
Кроме того, в п. 100 новых Правил отмечено, что объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги по отоплению рассчитывается только в случае, когда МКД не оборудован ОПУ тепловой энергии или когда дом оборудован ОПУ и не все жилые или нежилые помещения в нем оборудованы ИПУ тепловой энергии. Однако это положение уже не соответствует актуальной редакции новых Правил в части расчета платы за отопление в случае, когда МКД оборудован ОПУ и не все жилые или нежилые помещения в нем оборудованы ИПУ тепловой энергии. Начиная с 01.06.2013 плата за отопление в этой ситуации независимо от наличия в помещении ИПУ определяется исходя из показаний ОПУ пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество. Следовательно, объем непредоставленной услуги по отоплению рассчитывается только при отсутствии в доме ОПУ.

Пункт 102 новых Правил посвящен применению двухставочных тарифов при уменьшении размера платы за коммунальные услуги в связи с перерывами в их предоставлении. Если перерывы при проведении ремонтных и профилактических работ не превысили допустимую продолжительность, снизить необходимо только переменную составляющую платы за коммунальную услугу, которая определяется исходя из объемов потребления соответствующего вида коммунального ресурса. Если длительность перерывов превысила предельно допустимую, перерасчет производится в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.
Чтобы перейти к конкретике, обратимся к Приложению 1 к новым Правилам.
Так, допускаются следующие перерывы в холодном водоснабжении:
- восемь часов (суммарно) в течение месяца;
- четыре часа единовременно;
- при аварии на централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений. В частности, Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14 с 2013 г. введен в действие СП 31.13330.2012 "Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*". Согласно этому документу пределы перерывов в подаче воды при авариях на трубопроводах зависят от категории централизованных систем водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды: для первой категории (при численности жителей населенного пункта более 50 000 человек) - не более 10 минут (время, необходимое для выключения поврежденных и включения резервных элементов системы), для второй категории (при численности жителей от 5000 до 50 000 человек) - не более 6 часов (для выключения поврежденных и включения резервных элементов и проведения ремонта), для третьей категории (при численности жителей менее 5000 человек) - не более 24 часов. Обратим внимание, что при этом расчетное время ликвидации аварии не совпадает с указанным временем перерыва подачи воды и зависит от диаметра труб и глубины их заложения.

Пример 1. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях составляет 5,724 куб. м в месяц на человека, на ОДН - 0,015 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Тариф на холодную воду равен 23 руб/куб. м. В апреле 2014 г. были допущены перерывы в подаче воды в целом в дом трижды - продолжительностью 4, 4,5 и 2 часа. Предположим, что в конкретном помещении отсутствует ИПУ, дом не оснащен ОПУ. В помещении проживают два человека, площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 1370 кв. м, доля в праве общей собственности на общее имущество (отношение площади жилого помещения к общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме) - 0,0076.
Суммарная длительность перерывов в подаче холодной воды в апреле 2014 г. составила 10,5 часов (4 + 4,5 + 2). Объем непредоставленной коммунальной услуги в помещении определяется пропорционально продолжительности перерыва: 10,5 ч / 24 ч / 30 дн. x 5,724 куб. м/чел. x 2 чел. = 0,1669 куб. м.
Стоимость непредоставленной холодной воды в жилом помещении равна 3,84 руб. (0,1669 куб. м x 23 руб/куб. м). То есть плата за фактически предоставленный объем холодной воды в апреле 2014 г. составит 259,46 руб. (5,724 куб. м/чел. x 2 чел. x 23 руб/куб. м - 3,84 руб.).
Аналогичным образом определяется стоимость фактически предоставленной холодной воды на ОДН, приходящейся на рассматриваемое жилое помещение: 0,015 куб. м/кв. м x 1370 кв. м x 0,0076 x (1 - 10,5 ч / 24 ч / 30 дн.) x 23 руб/куб. м = 3,54 руб.
Согласно п. 1 Приложения 1 к новым Правилам за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва в подаче холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением 2 к новым Правилам с учетом положений разд. IX данных Правил. Допустимая суммарная продолжительность перерывов (8 часов) была превышена на 2,5 часа. Поэтому плата должна быть уменьшена:
- за холодное водоснабжение в помещении - на 0,97 руб. (2,5 ч x 0,15% x 259,46 руб.);
- за холодное водоснабжение на ОДН - на 0,01 руб. (2,5 ч x 0,15% x 3,54 руб.).
Итого плата за холодное водоснабжение за апрель будет составлять: в помещении - 258,49 руб., на ОДН - 3,53 руб.

Обратим особое внимание на то, что требования из Приложения 1 к новым Правилам о снижении размера платы за коммунальные услуги применяются независимо от наличия приборов учета.

Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, что установлен двухставочный тариф на холодную воду:
- ставка платы за потребление холодной воды - 13,59 руб/куб. м;
- ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения - 9,69318 тыс. руб/мес. / куб. м/ч. Для МКД в договоре зафиксирована подключенная нагрузка в размере 1,9 куб. м/ч. В доме все помещения жилые, общее количество проживающих человек - 400.
Рассчитаем переменную составляющую платы за ХВС с учетом перерывов в предоставлении услуги длительностью 10,5 часов:
- в жилом помещении - 5,724 куб. м/чел. x 2 чел. x 13,59 руб/куб. м x (1 - 10,5 ч / 24 ч / 30 дн.) = 153,31 руб.;
- на ОДН - 0,015 куб. м/кв. м x 1370 кв. м x 0,0076 x (1 - 10,5 ч / 24 ч / 30 дн.) x 13,59 руб. = 2,09 руб.
Чтобы рассчитать постоянную составляющую платы за ХВС, необходимо распределить постоянную величину (в данном случае - нагрузку) на помещения в МКД (п. 39 новых Правил). Сделать это нужно, руководствуясь п. 25 Приложения 2 к новым Правилам, а именно пп. "б" (нагрузка для каждого помещения не исчислена): приходящееся на все жилые помещения количество единиц постоянной величины распределяется между жилыми помещениями в отношении холодного водоснабжения пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении.
Поскольку длительность перерывов превысила предельно допустимую, перерасчет производится и в отношении постоянной составляющей платы. Плата за нагрузку составит: 1,9 куб. м/ч x 2 чел. / 400 чел. x 9693,18 руб/мес. / куб. м/ч x (1 - 10,5 ч / 24 ч / 30 дн.) = 90,74 руб.
Одновременно необходимо снизить исчисленную плату на основании п. 1 Приложения 1 к новым Правилам на следующие суммы:
- за холодное водоснабжение в помещении - на 0,57 руб. (2,5 ч x 0,15% x 153,31 руб.);
- за холодное водоснабжение на ОДН - на 0,01 руб. (2,5 ч x 0,15% x 2,09 руб.);
- за нагрузку - на 0,34 руб. (2,5 ч x 0,15% x 90,74 руб.).
Итого плата за холодное водоснабжение за апрель будет составлять: в помещении - 152,74 руб., на ОДН - 2,08 руб., за нагрузку - 90,4 руб.

Предоставление услуг ненадлежащего качества

Согласно п. 101 новых Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества первоначально следует определить размер платы в соответствии с Приложением 2 (то есть в общем порядке с учетом объема фактически предоставленной услуги). Затем полученный результат нужно уменьшить на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Требования к качеству коммунальных услуг прописаны в Приложении 1 к новым Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного в общем порядке, и отношения продолжительности периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде. Здесь обратим внимание, что следует учитывать, какой период (день или час) необходимо брать в расчет при определении продолжительности предоставления некачественных услуг.
При применении двухставочных тарифов и предоставлении услуги ненадлежащего качества снижаются и переменная, и постоянная составляющие платы за коммунальную услугу (пп. "б" п. 102 новых Правил).

Пример 3. В жилом помещении в МКД в мае 2014 г. согласно показаниям ИПУ было потреблено 10 куб. м холодной воды. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на ОДН равен 0,015 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (объем воды, предоставленной на ОДН, согласно показаниям ОПУ превысил аналогичный показатель, рассчитанный на основе норматива потребления, решение об оплате возникшей разницы собственниками помещений в МКД не принималось). Тариф на холодную воду равен 23 руб/куб. м. В данном расчетном периоде зафиксировано отклонение состава и свойств холодной воды на вводе в дом: согласно заключению эксперта по итогам анализа отобранных проб воды превышены показатели мутности и содержания железа. Согласно установленному порядку зафиксирован период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: с 12 часов 07.05.2014 до 9 часов 09.05.2014.
Площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 1370 кв. м, доля в праве общей собственности на общее имущество, приходящаяся на рассматриваемое жилое помещение (отношение площади жилого помещения к общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме), - 0,0076.
Размер платы за услугу по холодному водоснабжению рассчитывается так:
- в жилом помещении - 10 куб. м x 23 руб/куб. м = 230 руб.;
- на ОДН - 0,015 куб. м/кв. м x 1370 кв. м x 0,0076 x 23 руб/куб. м = 3,59 руб.
Согласно п. 2 Приложения 1 к новым Правилам при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с Приложением 2, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с п. 101 новых Правил. Вода ненадлежащего качества подавалась с 12 часов 7 мая до 9 часов 9 мая, то есть три дня.
Плата за холодное водоснабжение за май 2014 г. должна быть уменьшена:
- на 22,26 руб. (230 руб. x 3 дн. / 31 дн.) - в жилом помещении;
- на 0,35 руб. (3,59 руб. x 3 дн. / 31 дн.) - на ОДН.
Таким образом, к уплате за май 2014 г. будет начислено: за холодное водоснабжение в помещении - 207,74 руб., на ОДН - 3,24 руб.

Пример 4. Изменим условия примера 3. Предположим, что установлен двухставочный тариф на холодную воду:
- ставка платы за потребление холодной воды - 13,59 руб/куб. м;
- ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения - 9,69318 тыс. руб/мес. / куб. м/ч. Для МКД в договоре зафиксирована подключенная нагрузка в размере 1,9 куб. м/ч. В доме все помещения жилые, общее количество проживающих человек - 400.
Определим размер платы за холодную воду, который будет указан в платежном документе к уплате:
- за холодное водоснабжение в жилом помещении: 10 куб. м x 13,59 руб/куб. м x (1 - 3 дн. / 31 дн.) = 122,75 руб.;
- за холодное водоснабжение на ОДН: 0,015 куб. м/кв. м x 1370 кв. м x 0,0076 x 13,59 руб/куб. м x (1 - 3 дн. / 31 дн.) = 1,92 руб.;
- за нагрузку: 1,9 куб. м/ч x 2 чел. / 400 чел. x 9693,18 руб/мес. / куб. м/ч x (1 - 3 дн. / 31 дн.) = 83,17 руб.

* * *

Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, влечет необходимость снижения размера платы. Новые Правила предлагают алгоритм действий, который несколько различается для случаев применения одноставочных и двухставочных тарифов. В статье рассмотрены расчеты на примере холодного водоснабжения.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.