Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект (Молянов А.Ю.)

Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект (Молянов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 12.09.2014

В техническом оснащении подразделений полиции России специальные средства занимают особое место. Они являются универсальным средством, обеспечивающим безопасность сотрудникам полиции и гражданам, за счет своего прямого назначения: оказание воздействия на правонарушителя. Исследованию вопросов применения специальных средств в настоящее время посвящается большое количество работ. Между тем в работах отсутствует подход в выработке единого определения понятия "специальные средства", что не только не проясняет сущность вопроса, но обилием предлагаемых классификаций вне взаимосвязи с характером функционирования специальных средств препятствует его осмыслению.
На наш взгляд, выработку определения понятия "специальные средства" целесообразно начать с истории их развития и генезиса термина.
История развития специальных средств насчитывает более 50-и лет. Началом отсчета внедрения в практическую деятельность специальных средств можно считать принятие Приказом МВД РСФСР от 2 июля 1962 г. на вооружение советской милиции наручников и резиновой палки, выполненной схожей, по внешнему виду, с жезлом сотрудника Госавтоинспекции. В этот день был подписан еще один Приказ МВД РСФСР "О принятии на вооружение милиции и мест заключения взрывных пакетов со слезоточивым газом". Этим Приказом регламентировалось применение взрывных пакетов со слезоточивым газом для прекращения массовых беспорядков, сопровождающихся поджогами и погромами, когда все средства убеждения исчерпаны, а применение огнестрельного оружия может повлечь за собой неоправданные жертвы. В 1963 году Приказом МООП РСФСР от 19 сентября принимаются на вооружение органов милиции, учреждений мест заключения, внутренних войск и конвойной охраны МООП РСФСР специальные химические средства. В этом ведомственном нормативном документе впервые используется понятие "специальные средства". Это понятие будет использоваться и в дальнейшем, применительно к специальным химическим средствам.
Законодательное закрепление понятие "специальные средства" получает с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. N 9308-XI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР" <1>, в соответствии с которым пунктом "п" дополнялась статья 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью" <2>. В соответствии с указанным пунктом милиции предоставлялось право "в исключительных случаях для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка и иных антиобщественных действий применять специальные средства". При этом отмечалось, что "перечень специальных средств и правила их применения милицией утверждаются Министерством внутренних дел СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР" <3>. Таким образом, понятие "специальные средства" получает законодательное закрепление и становится обобщающим для средств, предназначенных для воздействия на человека, разработанных на тот период.
--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1988. N 31. Ст. 506.
<2> Ведомости ВС СССР. 1973. N 30. Ст. 398.
<3> Ведомости ВС СССР. 1988. N 31. Ст. 506.

Формирование перечня специальных средств и утверждение правил их применения осуществлялось на ведомственном уровне до принятия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <4>. Согласно статье 14 Закона "О милиции" "...Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации".
--------------------------------
<4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. N 16. Ст. 503. Далее - Закон "О милиции".

В Законе "О милиции" перечень специальных средств представлен комплексом технических средств, которые "могут применяться в качестве специальных средств". Совершенно прав А.К. Муранов, отмечая, что данная норма по форме является диспозитивной. Совершенно иное смысловое значение имеет формулировка, данная законодателем в части 2 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <5>, согласно которой "сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства".
--------------------------------
<5> Далее - ФЗ "О полиции".

Временной интервал между принятием этих Законов составляет двадцать лет. За этот период происходят изменения в законодательстве, которые расширили круг субъектов применения специальных средств. Изменилась отраслевая принадлежность специальных средств.
С принятием Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" начинает расширяться круг субъектов права на ношение, хранение и применение специальных средств. В этот период начинает формироваться пакет нормативно-правовых актов, в которых субъектами права применения специальных средств выступают должностные лица иных федеральных органов исполнительной власти <6>, должностные лица государственных органов <7>, сотрудники (служащие) государственных военизированных организаций <8>, работники негосударственных учреждений (юридических лиц) <9>.
--------------------------------
<6> Статья 36 "Применение специальных средств" Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. N 17. Ст. 594.
Статья 14 "Применение оружия, специальных средств и физической силы" Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
<7> Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 N 47 "Об утверждении Правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими лесной контроль и надзор" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 6. Ст. 658.
<8> Статья 15 "Применение специальных средств" Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 16. Ст. 1935.
<9> Раздел V "Применение специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности" Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992; N 17. Ст. 888.

Указанные нормативно-правовые акты содержат основания и условия применения специальных средств, аналогичные нормам, указанным в ФЗ "О полиции". Отличаются документы перечнем специальных средств, принятых на вооружение (снабжение, обеспечение). Так, например, при обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением допускается применение газового оружия в виде аэрозольных распылителей <10>.
--------------------------------
<10> Статья 10 "Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и газового оружия" Федерального закона от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" // Российская газета. 2009. 13 мая.

Объединяет нормативно-правовые акты отсутствие определения понятия "специальные средства".
Цель определения - "уточнить содержание используемых понятий" <11>.
--------------------------------
<11> Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Несмотря на то что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях не так часто, как бы хотелось и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений. См.: Ивин А.А. Логика: Учебник. 2-е изд., М.: Знание, 1998. С. 68 - 87.

В юридической и специальной литературе приводится несколько определений понятия "специальные средства".
В.А. Войтенко, И.П. Данилов, С.С. Миронов под специальными средствами предлагают понимать "предусмотренную соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия <12>.
--------------------------------
<12> В.А. Войтенко, И.П. Данилов, С.С. Миронов. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 7.

В пункте 2 приложения 2 к Приказу МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 647/541/406 "О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам" к специальным средствам отнесены "оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелегальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти и необратимых изменений в организме" <13>.
--------------------------------
<13> Информационно-правовой портал: www.garant.ru. 03.03.2014.

В Энциклопедии МВД России специальные средства определены как совокупность технических средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск при выполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также в иных предусмотренных законом случаях (оказание физического воздействия на преступников и других правонарушителей при сопротивлении с их стороны, защита личного состава) <14>.
--------------------------------
<14> Энциклопедия МВД России / Под ред. В.Ф. Некрасова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2002. С. 484.

В комментарии к Федеральному закону "О полиции" специальные средства определены как "состоящие на вооружении полиции, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты" <15>.
--------------------------------
<15> Комментарий к Федеральному закону "О полиции" / Ю.Е. Аврутин и др. М.: Проспект, 2011. С. 222.

Сильников А.М. <16> характеризует специальные средства как устройства, предметы, химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства.
--------------------------------
<16> Сильников А.М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 16.

Данные определения обладают рядом недостатков.
Существенным недостатком в приведенных определениях является отсутствие определения оказываемого воздействия на правонарушителя, его предела, который сотрудники полиции не имеют права превысить. В некоторых определениях отсутствует указание на отраслевую принадлежность специальных средств.
На наш взгляд, формулирование определения понятия "специальные средства" должно быть осуществлено с учетом особенностей функционирования специальных средств и характера воздействия их на человека, которые определяются тактико-техническими характеристиками этих средств.
Учитывая достаточно большое количество вариантов толкования словосочетания "специальные средства", за исходное примем предметы, устройства и приспособления, а также химические вещества, применяемые в каких-нибудь особых случаях, при решении особых задач. Решение особых задач, предполагает использование технических средств и устройств с определенными характеристиками, т.е. они должны отвечать определенным требованиям.
Основное требование, которому должны соответствовать конструкции специальных средств, - это возможность оказания воздействия с временным функциональным поражением, не приводящим к летальному исходу.
Вторым немаловажным требованием является минимальное значение времени, по истечении которого специальные средства начинают функционировать.
И последним, немаловажным, требованием является значение времени, в течение которого наступившее функциональное расстройство у правонарушителя заканчивается и организм возвращается в прежнее состояние.
Большинство авторов начинает рассматривать вопросы применения специальных средств с их классификации по целевому назначению, способам воздействия <17>, по тактико-техническим характеристикам <18>, по принципу действия (контактные/бесконтактные), по физическим принципам, по порядку применения (индивидуально/в группе) <19>.
--------------------------------
<17> Сильников А.М. Указ. соч. С. 16.
<18> В.А. Войтенко, И.П. Данилов, С.С. Миронов. Указ. соч. С. 6.
<19> Юрченко Ю.Н. Средства нелегального действия. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2010. С. 13 - 19.

Анализируя ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и виды специальных средств, приведенные в ч. 2 ст. 21 указанного Закона, правомерно сделать вывод, что основным классифицирующим признаком является целевое назначение специальных средств, т.е. воздействие на человека или материальные объекты. Исходя из этого, специальные средства полиции РФ, обозначенные в ч. 2 ст. 21 ФЗ "О полиции", условно разделим на две группы.
Первую группу составят средства, предназначенные для непосредственного воздействия на правонарушителя, включающую:
- палки специальные;
- специальные газовые средства;
- средства ограничения подвижности;
- специальные окрашивающие и маркирующие средства;
- электрошоковые устройства;
- светошоковые устройства;
- световые и акустические специальные средства;
- служебных животных;
- водометы;
- средства сковывания движения.
Ко второй группе отнесены специальные средства, предназначенные для обеспечения эффективного использования специальных средств первой группы <20>. К ним относятся:
--------------------------------
<20> В литературе можно встретить определение "средства обеспечения спецопераций".

- средства разрушения преград;
- средства защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
- бронемашины;
- средства принудительной остановки транспорта.
Рассмотрим с этих позиций специальные средства и основания их применения, что имеет прямое отношение к рассматриваемой теме.
Средства ударного воздействия. К специальным средствам этого типа относятся, в первую очередь, палки различных конструкций и модификаций, а также патроны и выстрелы травматического действия.
Палки специальные. Первая попытка оснащения российской полиции палками была предпринята в 1881 году министром внутренних дел Игнатьевым Н.П., сделавшим доклад императору Александру III "О вооружении нижних чинов Санкт-Петербургской городской полиции деревянными палицами". В докладе испрашивалось Величайшее соизволение заменить шашки драгунского образца деревянными палицами <21>.
--------------------------------
<21> Прасолов В. Палка резиновая: практика использования в частной охранной деятельности // Информационный портал "Охрана России".

Дубинка, или, как ее определил ФЗ "О полиции", палка специальная - в высшей степени универсальное средство, которое является незаменимым в ситуациях, связанных с необходимостью контроля толпы, группы правонарушителей или одного правонарушителя. В процессе развития менялись материалы и конструкции этих средств, которые, в конечном счете, являются определяющими при нанесении удара.
Наряду с резиной в качестве материала, из которого изготавливаются палки, могут быть использованы различного вида пластмассы, дерево (Англия, Индия), металл (США). Конструктивно палки могут быть выполнены с боковой рукояткой или без таковой. Дополнительная боковая рукоятка позволяет выполнять специальные действия при защите и нападении.
Для обеспечения удобства в ношении палки выполняются телескопическими.
Палки специальные применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
При применении палки специальной согласно пункту 1 части 2 статьи 22 ФЗ "О полиции" запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Эти ограничения распространяются на наступательный характер применения палки. Если палка используется в качестве средства защиты, то согласно части 5 статьи 22 ФЗ "О полиции" в состоянии необходимой обороны удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил нападающей стороны и т.д.
Специальные газовые средства. В современной полиции особое место занимают специальные газовые средства, которые относятся к группе средств, предназначенных для раздражающего и слезоточивого воздействия на правонарушителя. Это воздействие обеспечивается за счет создания у цели (правонарушителя или группы правонарушителей) облака активного вещества.
В качестве активного вещества используются химические вещества - ирританты, которые согласно Химической энциклопедии вызывают у человека раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и кожных покровов.
К основным характерным свойствам этих веществ относятся следующие:
- их раздражающее действие начинается при очень малой концентрации и проявляется практически мгновенно;
- их применение приводит к раздражению слизистых оболочек, сопровождаемому обильным слезотечением, непроизвольным смыканием век, кашлем, чиханием, насморком, крапивным эффектом для кожи;
- человек, находящийся в зоне облака активного вещества (ирританта), без средств защиты дыхания полностью теряет способность продолжения целенаправленных действий.
Для того чтобы ирритант воздействовал на человека, необходимо его проникновение в организм человека через органы дыхания, кожный покров, слизистую оболочку или пищеварительный тракт.
Последний способ маловероятен по тактике применения.
Обеспечение проникновения ирритантов остальными способами осложняется тем, что в исходном состоянии они являются твердыми веществами или малолетучими жидкостями. Их физические свойства не позволяют создать в воздухе действующие на организм концентрации за счет естественного испарения. Поэтому для того, чтобы ирританты могли эффективно воздействовать, их переводят в аэрозольное состояние, в виде облака.
Термин "аэрозоль" <22> характеризует систему, содержащую очень мелкие твердые или жидкие частицы, "растворенные" в газовой (воздушной) среде. Важнейшим параметром аэрозольной среды является средний размер частиц, измеряемых в микронах (мкм) и число частиц в единице объема. Основываясь на линейном размере дисперсных частиц, различают грубодисперсные аэрозоли (свыше 10 мкм) и тонкодисперсные (менее 10 мкм). Если в аэрозольной системе частицы имеют размер свыше 20 мкм, то такая система быстро разрушается под действием сил тяжести.
--------------------------------
<22> Аэрозоль (от греч. aer - воздух и лат. solo - растворяю) - взвесь мельчайших жидких или твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газообразной среде // См.: Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд. СПб.: Норинт, 1998. С. 1536.

Существует несколько способов получения аэрозолей, основными среди которых являются дисперсионный и конденсационный.
Конденсационный способ заключается в испарении твердого вещества под воздействием температуры, либо специальных нагревающих устройств, либо при горении пиротехнических составов, и дальнейшей конденсации полученных паров при охлаждении в воздухе с образованием аэрозоля. Данный способ называется возгонкой и характерен для большинства ручных газовых гранат.
Еще один способ получения аэрозоля заключается в переводе твердого вещества, ирританта, в жидкость, используя соответствующий растворитель, а затем полученную жидкость распыливают с помощью пропилентов, например фреонов. Это известные всем "баллончики", существующие в самых разных исполнениях: от больших баллонов, применяемых при ликвидации массовых беспорядков, до маленьких, являющихся индивидуальными средствами защиты сотрудника полиции или любого гражданина.
Дисперсный способ заключается в механическом измельчении и распыливании твердых веществ или жидкости под воздействием взрывчатых веществ. В этом случае образуются сравнительно грубодисперсионные аэрозоли. Недостаток средств, использующих дисперсионный способ создания аэрозольного облака, заключается в том, что эти аэрозоли нестойки из-за размера частиц. По этой же причине вещество распределяется не в объеме, а в основном на площади.
Основными задачами при создании специальных газовых средств являются: обеспечение оптимального выхода активного вещества, обеспечение необходимого объема облака и, что немаловажно, создание аэрозольного облака на требуемой дистанции, исключающей возможный контакт правонарушителя с сотрудником полиции. Для этих целей используются патроны и боеприпасы.
Специальные газовые средства применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Средства ограничения подвижности предназначены для блокирования перемещения рук или ног человека. Эту задачу на протяжении нескольких веков успешно выполняют наручники.
В связи с тем что использование наручников по своей сути - некое механическое воздействие на человека, при их применении согласно нормативным документам требуется периодическая (через каждые 2 часа) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится с целью установить, расстегнулись замки или нет, а также не затянуты ли они чрезмерно. Последнее может привести к травме и образованию застойных явлений в кровеносных сосудах конечностей, что может повлечь за собой их ампутацию. При выполнении этого условия срок одноразового применения наручников неограничен.
Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов.
Средства ограничения подвижности применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, вреда окружающим или себе.
При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства (часть 3 статьи 18 ФЗ "О полиции).
Специальные окрашивающие и маркирующие средства применяются при выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Объектами применения данной группы средств являются:
- различные промышленные и продовольственные товары, сырье и полуфабрикаты, строительные материалы;
- документы и ценные бумаги, бухгалтерская документация, подвергаемая фальсификации, товарные ярлыки и сертификаты;
- денежные купюры, отечественные и иностранные;
- драгоценные металлы (в слитках, самородках, россыпью), драгоценные и поделочные камни, ювелирные изделия;
- люди, т.е. физические лица, в момент совершения ими преступления (чаще всего - кражи объектов, заблокированных с помощью средств данной группы), а также активные участники массовых беспорядков.
Применение специальных окрашивающих и маркирующих средств заключается в нанесении определенным способом метки на интересующий объект. Маркирование (окрашивание) объектов способствует облегчению розыска и изобличению лиц, подготавливающих или совершивших кражи или грабежи государственного, общественного или личного имущества, а также разоблачению преступных действий расхитителей, зачинщиков массовых беспорядков.
Нанесенные метки либо сразу "бросаются" в глаза сотрудникам ОВД по своей яркой и необычной окраске, либо "невидимы" для невооруженного глаза, но легко обнаруживаются с помощью довольно простых приборов, доступных для сотрудников полиции, или же с помощью несложных химических реакций. Ввиду того что применение веществ, с помощью которых наносятся метки на объекты, имеет свою специфику, они получили определение специальных химических веществ (СХВ).
В силу того что СХВ наносятся или попадают на кожу человека, а также на пищевые продукты и, следовательно, в его организм, они должны удовлетворять следующим требованиям: безвредность, химическая нейтральность, высокая адгезионная способность, выявляемость, устойчивость, малая распространенность в быту, исследуемость <23>.
--------------------------------
<23> Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. М., 2013.

Применение СХВ базируется на их способности:
- ярко окрашивать контактирующие с ними поверхности, особенно кожу и ткани;
- светиться под воздействием УФ-лучей при относительном затемнении;
- изменять окраску в растворе в результате химической реакции;
- оказывать необходимое воздействие на обоняние специально обученных служебно-розыскных собак.
В этой связи СХВ подразделяют на красящие, люминесцирующие, запаховые вещества и индикаторы.
Красящие вещества при контакте с волокнами ткани, кожей под влиянием потожировых выделений и влаги воздуха стойко окрашивают контактирующие с ними поверхности в яркие, красно-розовые тона. Удалить такие цветные пятна можно лишь после многочасовой обработки горячей водой с синтетическими моющими средствами. Однако и после нее следы красителя сохраняются в течение 2 - 4 дней под ногтями, в складках кожи и особенно на волосах. Кроме того, родамины люминесцируют под воздействием ультрафиолетовых лучей, что связано с их химической структурой. И что очень облегчает их обнаружение в случаях, когда окрашенные пятна смыты и уже слабо проявляются.
Люминесцирующие вещества - это химические соединения, обладающие способностью светиться под воздействием ультрафиолетового излучения. Основным свойством меток, выполненных из люминесцирующих веществ, является их невидимость при дневном освещении и проявление под воздействием ультрафиолета. Следовательно, чтобы обнаружить люминесцирующую метку, необходимо предполагать ее наличие и располагать УФ-осветителем.
Запаховые вещества - это малораспространенные в природе химические соединения, обладающие специфическим воздействием на обоняние и центральную нервную систему (ЦНС) собак. В этой связи для определения меток на основе запаховых веществ используют специально обученных служебных собак.
На практике СХВ используются в различных агрегатных состояниях, которые выбирают, исходя из обстановки и задач пометки предметов, представляющих оперативный интерес. Это могут быть порошки, мази, растворы. Раствор удобно наносить на предмет с помощью аэрозольных распылителей.
Надежность и эффективность использования СХВ возрастает при условии попадания красящих или люминесцирующих веществ на открытые участки тела, одежду, обувь преступника. Такая возможность создается при блокировке объектов хранения материальных ценностей химическими ловушками.
Основаниями применения специальных окрашивающих и маркирующих средств являются:
- выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
- защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 ФЗ "О полиции" установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудник полиции принимает меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
Средства светоакустического воздействия. Данные специальные средства предназначены для оказания неконтактного психофизиологического воздействия на правонарушителя. Принцип их действия заключается в акустическом и световом направленном воздействии на органы восприятия внешней информации: органы слуха и зрения. Это приводит к кратковременному подавлению психоволевой устойчивости, сопровождаемому временным ухудшением зрения и психомоторными реакциями на рефлекторном уровне: вздрагивание, изменение сердцебиения и дыхания.
Шум (звук) - беспорядочные колебания различной физической природы. Человек начинает воспринимать звук, если его интенсивность будет превышать минимальный предел, называемый порогом слышимости. Повышение уровня интенсивности шума вызывает болевые ощущения и повреждение в слуховом аппарате вплоть до разрыва барабанных перепонок.
Исследования в области шума показывают, что шум является общебиологическим раздражителем, оказывающим влияние не только на слух, но в первую очередь на структуру головного мозга, вызывая сдвиги в различных функциональных системах организма.
Особое место патологии органов слуха занимают поражения, обусловленные воздействием сверхинтенсивных шумов. Их даже кратковременное воздействие может вызвать полную утрату спирального органа слуха. Исходом такой травмы, называемой баротравмой, нередко бывает полная потеря слуха.
Свет - электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Воздействуя через рецептор - орган зрения, свет вызывает импульсы, которые возбуждают или угнетают центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психологические реакции, изменяя общий тонус организма. Хотя наибольшее количество реакций, вызываемых светом в организме человека, имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия света, и основное среди них - ослепление.
Ослепление - нарушение зрительного восприятия глаз, вызванное резким нарушением уровня общей освещенности или яркости. Причиной этого может быть воздействие либо солнечного света, либо светотехнических устройств созданных человеком.
Если сравнивать оглушение и ослепление по эффективности их воздействия, то, безусловно, воздействие звука по результативности является основным, так как световая вспышка может быть результативна при соблюдении ряда условий: нахождение правонарушителей в теневой зоне, глаза не защищены и обращены в сторону применяемого устройства и т.д.
В перечне специальных средств, состоящих на вооружении полиции России, согласно части 2 статьи 21 ФЗ "О полиции" указаны светошоковые устройства и световые и акустические специальные средства. На первый взгляд, казалось бы, одинаковые по характеру воздействия технические средства на самом деле не имеют ничего общего между собой.
В конструкции светошоковых устройств создание светового и акустического импульсов основано на генерировании соответствующих импульсов, которые могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации.
Разработкой и использованием средств акустического воздействия человечество занимается давно. Достаточно вспомнить библейскую легенду об Иерихонской трубе.
Физиология воздействия в диапазоне воспринимаемых звуковых частот основана на создании звуковых колебаний неприятных для восприятия, таких как звон в ушах, скрежет металла по стеклу и т.д. При воздействии возможны разнообразные субъективные ощущения: страх, рвота, неприятные ощущения в брюшной и грудной полостях.
Эффективность напрямую зависит от дальности, наличия преград (различные городские постройки), использования правонарушителем средств защиты (наушники).
Световая составляющая воздействия этих изделий основана на лазерном излучении, что позволяет варьировать мощность излучения.
Светошоковые устройства применяются в случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Световые и акустические специальные средства. Разработчики выбрали изначально направление создания устройства "комбинированного действия" <24>, при срабатывании которого свет и звук неразделимы. По мнению специалистов, устройства, создающие один эффект, значительно снижают их эффективность в случае подготовленности правонарушителей. Создание же устройств с двумя и более эффектами резко повышает эффективность, поскольку в этом случае правонарушитель не предполагает, с каким эффектом (воздействием) ему придется столкнуться.
--------------------------------
<24> Юрченко Ю.Н. Средства нелегального действия. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2010. С. 20.

Конструктивно изделия представляют собой корпус, при разрушении которого не образуется поражающих человека осколков. В корпусе располагаются светозвуковые элементы.
Конструкция взрывателя изделия, по аналогии с армейскими гранатами, предусматривает две ступени предохранения: первая - чека, вторая - скоба. При функционировании взрывателя обеспечивается отделение металлических элементов ударного механизма от запала на траектории полета после броска через 0,1 с., что исключает возможность образования поражающих элементов от взрывателя, тем самым обеспечивая дополнительную безопасность при применении средства на расстоянии 2 - 2,5 м от органов слуха и зрения правонарушителя.
В настоящее время данные средства подразделяются на те, которые предназначены для использования в закрытых помещениях, и на те, которые используются на открытой местности.
Особое место занимают средства, отстреливаемые на различные расстояния. Указанные средства выполняются в виде гранаты гранатометного выстрела калибрами от 40 мм до 81 мм. Выстрел производится на расстояние до 60 м. Конструкция выстрела аналогична конструкции ручных средств, то есть состоит из боевой части и взрывателя. Отличие лишь в том, что для увеличения прочности боевой части и снижения рикошета при взаимодействии с жесткими преградами они снабжаются амортизаторами. Это повышает безопасность применения.
Световые и акустические специальные средства применяются:
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Право на применения световых и акустических специальных средств имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
В 1999 г. перечень специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, был дополнен электрошоковыми устройствами (ЭШУ), предназначенными для электрического воздействия на правонарушителя. Рядом нормативных документов ЭШУ <25> рассматривается как оружие или защитное устройство (приспособление), используемое в целях самообороны и защиты. ЭШУ не наносит ранения, не причиняет повреждений, не вызывает аллергию, имеет кратковременное воздействие без последствий для организма.
--------------------------------
<25> ГОСТ Р 50940-96 "Электрошоковые устройства. Общие технические условия".

Эффективность действия ЭШУ основана на генерировании электрических импульсов, оказывающих болевой и парализующий эффекты на мышечную систему.
При воздействии импульса высокого напряжения человек получает электрический "удар" - возбуждение живых тканей организма проходящим через тело электрическим током, которое вынуждает мышцы сокращаться. Эта активность мышц приводит к повышенному разложению сахара в крови, который питает мышцы. Вследствие этого мышцы в зоне контакта временно теряют работоспособность. Естественная реакция человека - отпрянуть.
ЭШУ обладают эффективным действием и не представляют опасности здоровью человека. Однако необходимо знать основные ограничения при использовании ЭШУ:
- запрещается использовать ЭШУ в отношении человека, находящегося в водной среде;
- запрещается использовать ЭШУ в отношении лиц с явными признаками инвалидности, лиц, не достигших 16-летнего возраста, и беременных женщин, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления;
- следует избегать длительного, более 10 сек., контакта боевых электродов с областями жизненно важных органов.
Электрошоковые устройства применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Применение ЭШУ весьма эффективно в любом замкнутом пространстве: лифт, автомобиль, вагон электрички. Особенно ЭШУ эффективны в отношении лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, которое понижает порой чувствительности к веществам раздражающего действия.
В качестве устройств электрического воздействия на правонарушителей используются искровые разрядники типа АИР-107У и электрошоковые устройства ЭШУ-100; ЭШУ-200; ЭШУ-300.
Назначением средств сковывания движения является прекращение противоправных или опасных действий нарушителей путем ограничения подвижности конечностей (рук, ног) или тела в целом. Это достигается отстрелом сетки, накрывающей правонарушителя, из пускового устройства. Сеть может пропитываться раствором активного вещества (ирританта) и оказывать на правонарушителя дополнительное слезоточивое воздействие.
Средства сковывания движения применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.
Средства принудительной остановки транспорта. Принудительная остановка транспортного средства (ПО) - вынужденная мера при задержании правонарушителя, совершающего, уже совершившего или предполагающего совершить преступление с использованием транспортного средства. Транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем <26>. Данные преступления представляют значительную общественную опасность, особенно в условиях города. Вызвано это, в первую очередь, характером городского движения при скоплении большой массы людей.
--------------------------------
<26> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873. В соответствии с Законом транспортным средством является прицеп (полуприцеп), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством.

Принудительная остановка транспортного средства в соответствии с пунктом 74.1 "Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" <27> может быть осуществлена с применением специальных средств.
--------------------------------
<27> Приказ МВД РФ от 02.03.2009 N 185 "Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (с изм. от 04.11.2012) // Российская газета. 2009. 7 июля.

Для решения задач, связанных с принудительной остановкой транспортного средства (далее - ПО), полиция располагает эффективными методами, приемами и специально созданными техническими средствами, которые обеспечивают условия, исключающие возможность серьезных последствий как для общественной безопасности в целом, так и безопасности участников дорожного движения. По конструктивному решению существующие устройства ПО можно разделить на устройства остановки транспорта путем торможения и устройства, воздействующие на узлы и агрегаты автомобиля.
Как средства торможения наиболее известны шлагбаумы и барьеры. На устройства данного типа возлагается задача предотвращения несанкционированного проникновения на охраняемую территорию, в связи с чем они скорее стационарные, и мобильностью, которая необходима в городе, не отличаются.
Наиболее известный способ ПО заключается в нарушении целостности материала покрышки колеса. Данные устройства представляют собой гибкую основу, выполненную в виде текстильной ленты или тельферной решетки, на которую по определенной схеме установлены прокалывающие элементы, выполненные в виде полого цилиндра, заостренного в верхней части. Для приведения устройства в действие достаточно его "растянуть" поперек дорожного полотна. При наезде автомобиля прокалывающий элемент под тяжестью автомобиля высвобождается из узла крепления к основе и проникает в материал покрышки колеса. Автомобиль продолжает движение с находящимся в покрышке колеса прокалывающим элементом. Этим обеспечивается сброс давления. Конструкция позволяет устанавливать подобные устройства в течение нескольких секунд.
С целью повышения безопасности сотрудников ОВД, применяющих данное устройство в момент пересечения проезжей части, устройство комплектуется средством быстрого развертывания на основе пиротехнического двигателя.
Средства принудительной остановки транспорта применяются:
- для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Требования об остановке транспортного средства могут подаваться жезлом, рукой, через громкоговорящую установку, с использованием звуковых и световых сигналов. В случае, когда водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановится, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 23 ФЗ "О полиции" возможно применение огнестрельного оружия.
Не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, предназначающихся дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью: на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
Для выполнения задачи, связанной с высвобождением насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, транспортных средств, кроме стрелкового вооружения сотрудники полиции применяют средства разрушения преград, обеспечивающие быстрое проникновение в помещение. Это обеспечивается использованием малогабаритных взрывных устройств (МВУ). Целесообразность разрушения материала дверей или преград с помощью взрывчатого вещества обусловлена в первую очередь сокращением времени разрушения. Так, например, гидравлическим инструментом время подготовки и вскрытия двери составляет 20 - 25 минут, при использовании механизированного инструмента величина этого времени еще больше.
Безопасность лиц, находящихся в помещении, от воздействия ударной волны и осколочного действия обеспечивается использованием МВУ, предназначенных для разрушения конкретной преграды, т.к. количество ВВ в МВУ оптимизировано с учетом прочностных характеристик материала преграды.
Защита сотрудников, находящихся перед преградой, обеспечивается простым отводом их на безопасное расстояние.
В связи с тем что конструкции дверей меняются в сторону их укрепления и повышения прочности, использовать МВУ становится все проблематичнее. Поэтому меняется не только тактика проникновения в помещение, но и тактика использования взрывных устройств (ВВ).
Одним из конструктивных элементов помещения, через который также возможно проникновение, является окно. Здесь возникает, казалось бы, легкорешаемая задача разрушения остекления. Задача по своему исполнению несложная, если не учитывать, что через пробитое окно должен проникать сотрудник. Необходимо исключить любую возможность повреждения его лица, рук, одежды осколками стекла, торчащими в раме. Эта задача решается также применением средств разрушения преград. Применение подобного рода средств требует наличия определенных навыков, поэтому право на применение средств разрушения преград, в соответствии с частью 6 статьи 18 ФЗ "О полиции", имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
Основаниями применения средств разрушения преград являются:
- задержание лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, представляют собой спирали, колючие ленты или шлагбаумы, переносные либо стационарно изготовленные, выполняющие противотаранную функцию.
Спирали предназначены для устройства различных заграждений на охраняемых объектах. Они изготавливаются, как правило, в заводских условиях и позволяют многократно за короткое время устанавливать заграждения ручными или механизированными способами.
В случае, когда требуется затруднить продвижение масс, вынудить двигаться в другом направлении, используются мобильные комплексы, позволяющие на месте изготовить и развернуть спирали. Спирали обладают колющими и режущими свойствами и являются препятствием даже для групп нарушителей, оснащенных инструментами.
В перечень специальных средств, используемых работниками военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при ОВД, включены спирали из АКЛ, АСКЛ и модернизированные колючие ленты МКЛ.
Изначально военизированные подразделения использовали колючую проволоку, представлявшую проволоку с расположенными на ней острыми шипами.
В 1982 - 1986 годах колючая проволока была заменена колючей лентой, которая наносит более серьезные раны, но самое главное - она сложнее преодолевается людьми, давая охране большее время на реагирование.
Современная колючая лента МКЛ состоит из проволоки и металлической ленты с лезвиями, которая особым образом обжимается вокруг проволоки. Затем эту ленту стали закручивают в спираль. Витки спирали с определенным шагом соединяются между собой. Таким образом, при растягивании этой спирали образуется труднопреодолеваемое цилиндрическое колючее заграждение. Исходя из конструктивных особенностей средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, применяются для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
В деятельности ОВД в качестве штатных служебных животных используются собаки, лошади, ослы, верблюды и олени (Приказ МВД России от 18 декабря 2012 г. N 1111 "О некоторых вопросах продовольственного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и некоторых других категорий лиц, а также обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных в мирное время" <28> (далее - Приказ N 1111). Кроме собак, служебные животные выполняют транспортные функции.
--------------------------------
<28> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 18.

Круг решаемых задач с использованием собак очень широк, но основные направления их использования - в качестве розыскных, патрульных, конвойных и караульных собак.
Собаки используются на маршрутах и постах в вечернее и ночное время суток, в лесопарковых зонах и на окраинах городов, при осмотре местности или помещения, проверке подвалов и иных нежилых помещений. Острый слух, зрение и обоняние, быстрый бег позволяют использовать собак при досмотре и доставлении задержанных, задержании опасных и вооруженных преступников, обеспечении личной безопасности граждан и общественной безопасности, безопасности учреждений органов внутренних дел, охране лиц, заключенных под стражу.
Правила применения и содержания собак установлены приказами МВД России <29>.
--------------------------------
<29> Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции). Раздел "Особенности несения патрульно-постовой службы со служебными собаками" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

Говорить о том, что лошади в полиции выполняют задачи только по транспортировке грузов, было бы неверно. Конные полицейские имеют неоспоримые достоинства, среди которых высокая мобильность, возможность охвата большей территории по сравнению с пешими полицейскими. Установлено, что появление конного полицейского является своеобразным сдерживающим фактором для правонарушителей. Лошадей с успехом можно использовать в роли кордона, обеспечивая правопорядок при проведении массовых мероприятий.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О полиции" служебные животные применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, пресечения вреда окружающим или себе;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для выявления лиц, совершающих или совершивших преступление или административное правонарушение;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Водометы. Водометные установки предназначены для использования при ликвидации массовых беспорядков. Обладают значительным психологическим фактором за счет своего внешнего вида и не только. Лафетные стволы, заимствованные из пожарной техники, позволяют эффективно воздействовать на большое скопление людей за счет выброса струи воды под давлением 6 атм. Данная величина давления воды позволяет произвести выброс струи на расстояние свыше 30 метров. На более близком расстоянии человек теряет способность удерживаться на ногах. С целью повышения эффективности действия водяной установки в воду добавляется раствор ирританта. Этим достигается двойной эффект. Первый проявляется в том, что при распыле воды под таким высоким давлением создается облако активного вещества.
Второй эффект достигается за счет попадания раствора активного вещества на одежду. Таким образом, это заставляет правонарушителя покинуть место событий, т.к. пока он не сменит одежду, будет оказываться раздражающее воздействие не только через дыхательные пути, но и через кожный покров.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции" водометы применяются:
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия (п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ "О полиции").
Вторая группа специальных средств предназначена для воздействия на транспортные средства, объекты инфраструктуры и иные материальные объекты.
Бронемашины предназначены для доставки личного состава к месту происшествия, а также для ликвидации массовых беспорядков как средство разрушения баррикад и рассредоточения толпы. Основная отличительная черта данного вида транспорта - это защита, противопульная в том числе, узлов и агрегатов: моторного отсека, лобового стекла и т.д.
Применение бронемашин в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 21 ФЗ "О полиции" предусмотрено:
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Перечень видов специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ "О полиции" утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 737.
Проведенный анализ показывает, что главным принципиальным отличием специальных средств полиции от средств вооружения армейских подразделений является нелетальность их воздействия на человека.
Специальные средства обладают мгновенностью воздействия. Это означает, что от момента применения специальных средств до появления у правонарушителя (объекта воздействия) первых болевых ощущений или чувства дискомфорта не должно проходить более 5 - 10 секунд.
В целом ряде случаев столь быстрое проявление оказывает необходимое и психологическое воздействие.
Действие специальных средств имеет обратимость воздействия, что означает тот факт, что в результате их применения в организме человека происходят временные нарушения функционирования и не возникает необратимых изменений. Так, наступающие физиологические факторы воздействия в виде обильного слезотечения, непроизвольного смыкания век, тошноты и др. проходят вскоре после прекращения действия, специальных средств или выхода из зоны воздействия. Считается что практически любые факторы, характеризующие воздействие, исчезают через 1/2 - 10 часов, и вмешательство врача не требуется.
Специальные средства обладают иммобилизующим воздействием <30> на правонарушителя, что в нашем случае означает лишение лица способности оказывать сопротивление, т.е. останавливающее действие.
--------------------------------
<30> Иммобилизация - создание условий для обеспечения неподвижности какой-либо части тела (мед.).

В настоящее время появляется большое количество научных, публицистических и учебно-методических работ, посвященных вопросам применения "оружия нелегального действия" как средства борьбы с терроризмом, обеспечения миротворческих операций и операций по принуждению <31>. Не делая различия в принципах воздействия на человека между оружием нелегального действия и специальными средствами, авторы, того не желая, отождествляют их, делая при этом акцент на том, что оружие нелегального действия является разновидностью оружия, разработанного для военных целей <32>. Исходя из кажущейся тождественности рассматриваемых понятий, Сильников А.М. делает невероятный вывод о принадлежности устройств принудительной остановки транспорта к оружию нелегального действия <33>.
--------------------------------
<31> Селиванов В.В. Оружие нелегального действия как средство борьбы с терроризмом, обеспечения миротворческих операций и операций по принуждению // Вестник РАЕН. Т. 5. N 4. 2005.
<32> Муранов А.К. Указ. соч. С. 17.
<33> Сильников А.М. Указ. соч. С. 16.

Профессор Белкин Р.С. отмечал, что "введение... нового термина оправдано лишь в двух случаях: при появлении в науке нового понятия, которое не может быть выражено старыми терминами, и при новом аспекте рассмотрения старого понятия, когда термин необходим для обозначения выявленного качества объекта... А поскольку новый термин заменяет лишь привычное название, причем замена ничего не добавляет к ее содержанию, возникают сомнения в его обоснованности" <34>.
--------------------------------
<34> Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2001. С. 81 - 82.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" определяет оружие как "устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Именно для поражения людей веками использовалось оружие, и в настоящее время его назначение осталось прежним. Это обстоятельство не позволяет рассматривать понятия "специальные средства" и "оружие нелегального действия" как тождественные.
Принимая во внимание, что объемы статьи не позволяют нам далее рассматривать обозначенный вопрос, с учетом вышеизложенного ограничимся формулированием предлагаемого определения понятия "специальные средства".
Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и внутренних войск и применяемые ими в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, предназначенные для нелегального, иммобилизующего воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью, а также для физического воздействия на материальные объекты.

Библиография

1. Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. 48 с.
2. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" / Ю.Е. Аврутин и др. М.: Проспект, 2011. 352 с.
3. Корецкий Д.А. Нелегальное оружие: правовой режим. М.: АНО "Юридические программы", 2005. 128 с.
4. Селиванов В.В. Оружие нелегального действия как средство борьбы с терроризмом, обеспечения миротворческих операций и операций по принуждению // Вестник РАЕН. Т. 5. N 4. 2005.
5. Молянов А.Ю., Семыкин В.В. Специальные средства органов внутренних дел, или Оружие нелегального действия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 6.
6. Молянов А.Ю., Юрченко Ю.Н. Специальные средства полиции России. Правовые и организационные вопросы применения: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России, 2011. 60 с.
7. Юрченко Ю.Н. Средства нелегального действия. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2010. 208 с.
8. Муранов А.К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 194 с.
9. Сильников А.М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. 27 с.
10. Трегубова Е.В. Административные запреты в сфере осуществления полицейской деятельности // Российское полицейское право. 2013. N 1. С. 25 - 44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.1.718. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html.
11. Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // Административное право и практика администрирования. 2013. N 4. С. 28 - 48. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.4.8841. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html.
12. Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // Российское полицейское право. 2013. N 2. С. 22 - 49. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.2.799. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html.
13. Куракин А.В. Социальная политика и российская полиция // Российское полицейское право. 2013. N 3. С. 1 - 23. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.3.8914. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_8914.html.
14. Костенников М.В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции // Административное право и практика администрирования. 2013. N 12. С. 66 - 73. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.12.10700. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_10700.html.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.