Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Возмездное оказание услуг > Защита интересов потребителей при оказании зрелищно-развлекательных услуг (Савчук Л.Ф.)

Защита интересов потребителей при оказании зрелищно-развлекательных услуг (Савчук Л.Ф.)

Дата размещения статьи: 15.03.2013

В цепочке правовых отношений "автор - предприниматель - зритель" зрелищная организация - передающее звено, посредник между творцом и публикой. Именно этот посредник "реализует" художественный продукт потребителю, находясь с ним в договорной связи при оказании зрелищно-развлекательной услуги. Защита интересов потребителей "духовной пищи" при оказании зрелищно-развлекательных услуг состоит в защите не столько материальных, сколько нематериальных, личных прав и духовных интересов. В теории спорным является вопрос о том, что именно является предметом возмездных услуг - деятельность исполнителя услуги или ее результат. От решения этого вопроса часто зависит и качество выполняемых при оказании услуги работ. Если признать, что предмет оказания услуги - только деятельность исполнителя, то это влечет неопределенность задач, которые ему предстоит решить для удовлетворения нужд потребителя услуги. Действующая редакция ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> "Договор возмездного оказания услуг", предусматривающая в качестве предмета договора совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, не обеспечивает в достаточной мере интересы заказчика, потребителя услуги. Думается, что п. 1 ст. 779 ГК РФ следовало сформулировать так: "По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность для достижения конкретной цели (результата) для заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги". Глава 39 ГК "Возмездное оказание услуг" остается пока недостаточно разработанной в связи с отсутствием в ней специальных норм, регулирующих особенности многих возмездных услуг, в т.ч. и зрелищно-развлекательных услуг. Следуя Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 7 октября 2009 г. состоящим при Президенте Российской Федерации Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства <2>, законодатель, возможно, сочтет необходимым внести соответствующие изменения. Думается, что в системе гражданско-правовых услуг зрелищно-развлекательные услуги должны занять самостоятельное место среди других возмездных услуг, указанных в ст. 779 главы 39 ГК РФ.
--------------------------------
<1> Далее употребляется сокращенно - ГК.
<2> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступит. ст. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2009. 160 с.

Что же является предметом зрелищно-развлекательных услуг?
Всеобщая декларация прав человека в п. 1 ст. 27 содержит положение: "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством..." <3>. Получая зрелищно-развлекательную услугу, человек осуществляет свое право и возможность наслаждаться искусством. Результат оказания зрелищных услуг, конкретный итог этой деятельности, полученный потребителем-зрителем, - это новая информация либо новое отношение к ранее известной информации в сочетании с эмоциональным и духовным наслаждением от созерцания образов (визуальных, звуковых и пр.). Именно испытанное чувство наслаждения искусством и есть результат, к достижению которого стремится потребитель и должен стремиться исполнитель услуги. Отсюда вытекают основные признаки договора возмездного оказания зрелищно-развлекательных услуг: "По договору возмездного оказания зрелищно-развлекательной услуги исполнитель - культурно-зрелищная организация (театр, филармония, организация вещания и т.д.) - обязуется представить художественное произведение в образной форме, доступной для зрительного, слухового, интеллектуального и духовного восприятия, создающего чувство эмоционального наслаждения искусством, а заказчик обязуется оплатить эту услугу". Указание на результат зрелищно-развлекательной услуги - достижение чувства наслаждения искусством у ее потребителя - ко многому обязывает исполнителя - культурно-зрелищную организацию - в смысле содержания предоставляемой услуги. Ведь чувство наслаждения искусством не может вызывать нечто уродливое, вызывающее противоположные чувства и не являющееся творением одухотворенной личности. Н.А. Бердяев так характеризует художественное восприятие человека: "В художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным, в нем прорывается человек через тяготу мира... Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство "мира сего" к миру иному... Восприятие красоты в мире есть всегда творчество - в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире" <4>. Н.А. Бердяев неразрывно связывал между собой понятия "искусство" и "красота". По его мнению, творец-художник постигает красоту сам и дает возможность увидеть или услышать ее окружающим людям через его произведение. Уродство мира сего не достойно быть воплощенным в произведение искусства. Цель искусства - облагородить человеческий характер. Красота - средство достижения этой цели. Одновременно красота есть средство выражения.
--------------------------------
<3> Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 460 - 464.
<4> Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 438.

К сожалению, многие современные произведения искусства отошли от жизнеутверждающей концепции культуры. В современном мире часто за признаки истинной культуры принимают внушающие ужас и отвращение гримасы приходящей в упадок цивилизации.
Отсутствие чувства наслаждения от "духовной пищи" не является достаточным основанием для обращения за защитой прав потребителя. Объектами защиты психологической сферы человека являются психическое благополучие человека и информационно-психологической среды, обеспечивающие деятельность человека, способствующие гармоничному развитию личности и реализации его конституционных прав и свобод. Это прежде всего такое благо, как нравственное здоровье, ущерб которому может выражаться в ощущении нравственного дискомфорта в виде чувства подавленности, беспокойства либо в виде чувства отвращения при воспоминании об увиденном зрелище. Это также и такое личное неимущественное право, как право на целомудрие, которое нарушается при созерцании непристойного зрелища, оскорбительного по своей сути, умаляющего чувство достоинства, унижающего зрителя как духовную личность, навязывающего ему "возврат в плотское состояние".
Статья 152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации" требует корректировки: ее необходимо дополнить с учетом того, что посягательство на достоинство может быть и не только в виде оскорбления и распространения позорящих сведений, а иными способами, в частности, демонстрацией оскорбительных действий, в т.ч. показом непристойного зрелища.
В Закон о защите прав потребителей необходимо внести дополнения о защите нематериальных духовных благ потребителей, таких как честь, достоинство, нравственное благополучие, целомудрие. Нуждается в дополнении и глава 8 ГК ("Нематериальные блага и их защита") с детальными правовыми нормами, имеющими целью регулирование и защиту таких конкретных видов нематериальных благ граждан, как нравственный комфорт, целомудрие.
На зрелищную организацию законом должна возлагаться обязанность информировать потребителя о содержании услуги под угрозой выплаты потребителю неустойки за непредоставление информации об услуге либо за предоставление информации, не соответствующей действительному содержанию услуги. В Федеральном законе "Об оказании зрелищно-развлекательных услуг", который может быть принят в целях детализации норм ГК РФ о договорах оказания зрелищно-развлекательных услуг, можно определить размер неустойки, например, в размере 10% от стоимости услуги (билета на зрелище). Исполнителем услуги (организацией зрелищного предпринимательства) эта неустойка должна выплачиваться в несудебном порядке, непосредственно потребителю по его требованию. За отказ в оплате неустойки привлекать к административной ответственности, применяемой органами Роспотребнадзора. Если в результате неточной или ложной информации, предоставленной в какой-либо объективной форме, потребитель под влиянием заблуждения (и, возможно, обмана) заключил договор с исполнителем на оказание ненужной ему услуги, он вправе отказаться от просмотра зрелища на любом его этапе, потребовать расторжения договора, возврата уплаченных денег и компенсации морального вреда в виде ощущения нравственного дискомфорта. Такое же право (на расторжение договора и компенсацию морального вреда) следует предоставить зрителю, отказавшемуся от просмотра сцен насилия, жестокости и секса, о наличии которых в зрелище он не был заранее предупрежден. Аналогичные права необходимо предусмотреть для несовершеннолетних зрителей, которые не были предупреждены о том, что данное зрелище не предназначено для их возраста, и были допущены на его просмотр.
Основаниями компенсации морального вреда потребителю зрелищной услуги должны быть указаны, во-первых, наличие ущерба личности от умаления ее нематериальных благ; во-вторых, причинная связь между ущербом и действиями организации, оказывающей зрелищно-развлекательную услугу. Такие действия могут быть правомерными либо неправомерными, это обстоятельство не должно влиять на привлечение к ответственности. Данный подход будет соответствовать требованию концепции о возможности использовать все способы защиты гражданских прав для защиты любых нематериальных благ гражданина, поскольку использование таких способов совместимо с существом нарушенного права и характером нарушения. Следует предусмотреть и порядок компенсации ущерба личности зрителя. Представляется, что преимущественно это должен быть внесудебный порядок. Компенсация должна производиться на основании заявления зрителя (законного представителя несовершеннолетнего зрителя, с которым он проживает) в адрес организации Роспотребнадзора, которая будет наделена правом выдавать предписания о выплате потребителям компенсации в твердом размере, к примеру, 5000 руб. Более высокая сумма компенсации может быть взыскана зрителем в судебном порядке. В спорных случаях организация Роспотребнадзора или суд могут решить дело с привлечением специалистов по этике для дачи заключения (экспертизы). Особое значение имеет безопасность информации, которую несет в себе зрелищно-развлекательная услуга, для детей и подростков. В связи с этим необходимо внести в ГК норму о том, что исполнитель услуги (зрелищная или иная организация шоу-бизнеса) обязан предоставить заранее необходимую и достоверную информацию о предлагаемой зрелищной услуге, предупредив об опасности ее для несовершеннолетних. Чтобы стимулировать шоу-бизнес к выполнению этого правила, необходимо предусмотреть право зрителя-потребителя услуги, родителей несовершеннолетнего зрителя на компенсацию морального вреда, выразившегося в оскорблении чувства целомудрия несовершеннолетнего. В отношении взрослого зрителя следует усматривать оскорбление его чувства целомудрия и собственного достоинства непристойностью зрелища, если он заранее не был предупрежден зрелищной организацией о таких свойствах зрелища. Одновременно потребителю такой услуги должно быть предоставлено право на получение от зрелищной организации уплаченной им цены и возмещение убытков.
Подобные нормы будут способствовать, насколько это возможно, обеспечению духовности содержания зрелищно-развлекательных услуг, в чем сейчас остро нуждается зрелищное производство, и как минимум обеспечению безопасности этих услуг для здоровья и развития несовершеннолетних.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Институт возмездного оказания услуг в системе договорного права (Ахметова Г.З.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг (Кокорин И.С., Очередько О.В.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

подробнее>>

Плата за отказ от договора услуг (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 26.11.2015

подробнее>>

Некоторые особенности содержания договора возмездного оказания услуг (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

подробнее>>

Защита интересов потребителей при оказании зрелищно-развлекательных услуг (Савчук Л.Ф.)

Дата размещения статьи: 15.03.2013

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта