Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Бюджет не курочка, но клюет по зернышку (Подкопаев М.В.)

Бюджет не курочка, но клюет по зернышку (Подкопаев М.В.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

Стандартные вычеты на ребенка в РФ хотя и носят массовый характер, но не представляются сколько-нибудь обременительными для бюджета. Ведь эти вычеты слишком невелики, чтобы оказать заметное влияние на материальное положение налогоплательщика. Тем не менее их предоставление нередко вызывает споры, так как контролирующие органы часто применяют в их отношении ограничения - как мы считаем, по формальным признакам.

Например, Налоговый кодекс не вполне четко дает понять, как рассчитываются стандартные вычеты, если налогоплательщик получал доход не во все месяцы календарного года. Такое впечатление, что законодатели вообще не предусмотрели подобные ситуации.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет для налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок, предоставляется за каждый месяц налогового периода. Это буквальная формулировка. Но она позволяет думать, что доход, полученный за налоговый период, уменьшается на сумму данных вычетов за все 12 месяцев такого периода.
Причем почти так же до последнего времени считал Минфин. Его подход заключался в том, что, если выплата дохода начиная с какого-либо месяца полностью прекращена и не возобновляется до окончания налогового периода, стандартный налоговый вычет за указанные месяцы налогового периода (то есть с момента прекращения и до конца налогового периода) налоговым агентом не может быть предоставлен (Письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-04-06/15669).

Но здесь же финансисты указали, что исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца по всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы, исчисляемой налоговым агентом нарастающим итогом, на соответствующий установленный размер вычета.
Если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, стандартные налоговые вычеты предоставляются в последующих месяцах, в которых такой доход был получен, за каждый месяц налогового периода, включая месяцы, когда не было выплат дохода.
То есть если с начала года дохода не было, а в какой-то из последующих месяцев налогового периода доход налогоплательщиком был получен, можно использовать всю сумму стандартных вычетов с начала года и по соответствующий месяц (см. также, например, Письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-36, от 27.03.2012 N 03-04-06/8-80).
И это кажется справедливым, ведь стандартные налоговые вычеты по НДФЛ, несмотря на свое название, носят социальный характер и должны гарантировать ежемесячную материальную помощь (пусть небольшую) налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок.
Однако Минфин России, как следует из Письма от 11.06.2014 N 03-04-05/28141, изменил свою позицию. Фактически теперь он считает, что вычеты применяются только за тот месяц, в котором был получен доход, без пересчета налоговой базы с учетом месяцев, когда доход не был получен.

Чиновниками рассмотрена следующая ситуация: с августа 2010 г. по август 2012 г. сотрудница организации находилась в отпуске по уходу за ребенком, а к работе приступила 13.08.2012. Финансисты не стали принимать во внимание, что при расчете НДФЛ налоговая база определяется каждый раз отдельно с начала календарного года.
Напомним, в Письме Минфина России N 03-04-06/15669 внимание акцентировалось на том, что стандартные вычеты не предоставляются, если выплата дохода прекращена и не восстановлена до конца налогового периода. Теперь оказывается, что данное ограничение не прекращается и с концом налогового периода, а действует до месяца, в котором доход будет впервые получен. И в налоговом периоде, к которому относится этот месяц, предоставление стандартных вычетов начнется именно с этого месяца, без их накопления нарастающим итогом.
Разъяснение чиновников кажется надуманным, так как, повторим, база по НДФЛ определяется вновь с начала каждого календарного года и не имеет значения ее наличие или отсутствие в предыдущих периодах.
Такое мнение подтверждает и арбитражная практика. Правда, есть решения, согласно которым стандартный вычет не накапливается в течение налогового периода и не суммируется нарастающим итогом, если налоговая база за отдельные месяцы налогового периода отсутствует. Однако они очень немногочисленны и фиксировались довольно давно (Постановления ФАС ВВО от 29.01.2007 N А31-11712/2005-19, ФАС ВСО от 28.02.2007 N А69-2980/05-2(11)-Ф02-724/07).
В пользу налогоплательщиков есть немного больше судебных решений. Суды считают, что налоговое законодательство не запрещает работодателю предоставлять стандартный вычет за месяцы, в которых у работников отсутствовал облагаемый НДФЛ доход. Если налогоплательщик находится в отпуске по уходу за ребенком, то он имеет право на стандартный налоговый вычет как на себя, так и на своего ребенка во время такого отпуска при получении платы за исполнение трудовых обязанностей (Постановления ФАС МО от 24.01.2011 N КА-А40/16982-10, ФАС ЦО от 03.03.2010 N А36-524/2009, ФАС ПО от 23.11.2006 N А57-28722/05-35).
Более того, имеется Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 4431/09, в котором высшие арбитры указали: Налоговый кодекс не предусматривает, что стандартный налоговый вычет предоставляется только за те месяцы налогового периода, в которых был получен доход. Также НК РФ не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ. Причем речь в Постановлении идет как раз о периоде нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста от полутора до трех лет.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи