Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на охрану труда (Солнцева А.)

Расходы на охрану труда (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В этой статье рассмотрим основные виды расходов, производимые учреждениями для охраны жизни и здоровья работников учреждений физической культуры и спорта.

Виды расходов на охрану труда

Статьей 212 ТК РФ определен круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда, выполнение которых требует определенных затрат. К основным из них можно отнести расходы на осуществление мероприятий по охране труда и расходы компенсационного характера.
Следует отметить, что особое место в расходах по охране труда занимают затраты на:
- проведение специальной оценки труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ);
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- выдачу молока и лечебно-профилактического питания;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание;
- обучение по охране труда.
К расходам компенсационного характера относятся затраты, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Ознакомимся с порядком проведения отдельных мероприятий по охране труда.

Специальная оценка труда

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

К сведению. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов - это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, которые устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Исходя из положений ст. ст. 8, 17 Федерального закона N 426-ФЗ оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки.

Прохождение медицинских осмотров

В учреждениях физической культуры и спорта обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
- работники, не достигшие возраста 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
- работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ);
- работники, связанные с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ);
- работники структурных подразделений, связанных с общественным питанием и торговлей;
- работники детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
- спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
- педагогические работники (пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и другие категории работников.
Указанные категории работников обязаны проходить также периодические медицинские осмотры.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов и вида работы.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).
Кроме предварительных и периодических осмотров спортсменов специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине должны осуществляться текущее медицинское наблюдение, а также углубленные медицинские обследования.
Текущие медицинские наблюдения за спортсменами должны проводиться постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий").
Углубленное медицинское обследование спортсмена проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, состоянии здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, для чего составляется программа обследования спортсмена (п. 23 данного Приказа).

Средства индивидуальной защиты

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами бесплатно и своевременно выдавать прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ).

К сведению. Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, предохранительные приспособления).

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н.
Кроме того, учреждения вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ).

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание

В силу ст. 223 ТК РФ обязанность по организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Согласно установленным нормам им должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки, организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, и др.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям должна производиться транспортными средствами работодателя либо за его счет.

Обучение по охране труда

Исходя из п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны подлежат все работники учреждения, в том числе его руководитель.
Инструктаж на рабочем месте (повторный, внеплановый и целевой) должен проводить непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Следовательно, за счет средств учреждений должно проводиться обучение по охране труда руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений), руководителей и специалистов служб охраны труда.
Для проведения инструктажа учреждением могут приобретаться стенды, наглядные материалы, научно-техническая литература для проведения инструктажей по охране труда, обучению безопасным приемам и методам выполнения работ, изданию инструкций по охране труда и т.д.
На спортсменов также возлагаются обязанности по соблюдению требований безопасности во время участия в физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением федеральных учреждений) должно производиться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Их конкретный перечень определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Кроме того, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, может осуществляться учреждением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил N 580н <1>).
--------------------------------
<1> Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

При этом объем средств, направляемых учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
За разрешением на использование этих средств на финансирование предупредительных мер учреждение должно обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
При положительном решении ФСС учреждению следует вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании по утвержденной фондом форме. В настоящее время в Письме ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 представлена рекомендуемая форма отчета.
По завершении запланированных мероприятий учреждение должно представить соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обратите внимание! Расходы, осуществленные учреждением с нарушением требований Правил N 580н, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Бухгалтерский учет расходов на охрану труда

В бухгалтерском учете расходы, связанные с охраной труда, следует относить на статьи и подстатьи в соответствии с совершаемой операцией.
Например, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по охране труда, произведенные за счет средств учреждения, нужно относить на следующие статьи расходов КОСГУ:
а) на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на обеспечение средствами индивидуальной защиты;
б) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" - расходы:
- на оказание услуг по проведению медицинских осмотров;
- на проведение специальной оценки труда;
- на обучение по охране труда.
В бухгалтерском учете операции, связанные с осуществлением расходов по охране труда, отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция N 162н <*>

Инструкция N 174н <**>

Инструкция N 183н <***>

Отражены расходы на оказанные услуги по охране труда

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 302 26 730

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 302 26 730

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 302 26 000

Отражены расходы на приобретение средств индивидуальной защиты

0 105 XX 340

0 302 34 730

0 105 XX 340

0 302 34 730

0 105 XX 000

0 302 34 000

Отражена оплата задолженности исполнителям, поставщикам

0 302 26 830

0 302 24 830

0 304 05 226

0 304 05 340

0 302 26 830

0 302 34 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 302 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Списание стоимости мягкого инвентаря (средств индивидуальной защиты), пришедшего в негодность

0 401 20 272

0 109 XX 272

0 105 XX 440

0 401 20 272

0 109 XX 272

0 105 XX 440

0 401 20 272

0 109 XX 272

0 105 XX 000

--------------------------------
<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. Бюджетным учреждением физической культуры за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, осуществлены следующие расходы:
- произведена специальная оценка условий труда. Стоимость услуг составила 40 000 руб.;
- проведен медицинский осмотр работников и спортсменов. Стоимость услуг - 50 000 руб.;
- приобретена спецодежда (мягкий инвентарь - иное движимое имущество) на сумму 12 000 руб.
Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
Произведено списание спецодежды, пришедшей в негодность, в сумме 8000 руб., приобретенной за счет средств субсидии на выполнение госзадания.
Указанные расходы учтены при определении себестоимости в составе накладных расходов.
В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на проведение:

 

 

 

- специальной оценки условий труда;

2 109 70 226

2 302 26 730

40 000

- медицинских осмотров

2 109 70 226

2 302 26 730

50 000

Отражено приобретение спецодежды

2 105 35 340

2 302 34 730

12 000

Отражено списание спецодежды

4 109 70 272

4 105 35 440

8000

Однако расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нужно относить на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
Значит, в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений операции по начислению взносов на страхование от несчастных случаев и финансовому обеспечению расходов в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет указанных средств будут отражены следующим образом:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Отражено начисление взносов на страхование от несчастных случаев

0 401 20 213

0 109 XX 213

0 303 06 730

0 401 20 213

0 109 XX 213

0 303 06 730

0 401 20 213

0 109 XX 213

0 303 06 000

Отражены расходы учреждения на охрану труда, произведенные в счет уплаты страховых взносов на травматизм

0 303 06 830

0 302 13 730

0 303 06 830

0 302 13 730

0 303 06 000

0 302 13 000

Произведена оплата исполнителям, поставщикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги

0 302 13 830

0 304 05 213

0 302 13 830

0 201 11 610

0 302 13 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Пример 2. Автономным учреждением физической культуры и спорта произведены расходы на обучение специалистов по охране труда в пределах утвержденных территориальным ФСС нормативов в сумме 2000 руб. в счет уменьшения в течение года перечисления взносов на страхование от травматизма. Сумма начисленных за месяц взносов за счет средств субсидии на выполнение госзадания составила 2500 руб. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено начисление страховых взносов на травматизм

4 109 60 213

4 303 06 000

2500

Отражены расходы на обучение, произведенные в счет перечисления страховых взносов на травматизм

4 303 06 000

4 302 13 000

2000

Произведена оплата обучения специалистов по охране труда

4302 13 000

4 201 11 000

2000

Произведено перечисление страховых взносов на травматизм за вычетом расходов на обучение специалистов по охране труда

(2500 - 2000) руб.

4 303 06 000

4 201 11 000

500

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.