Дата размещения статьи: 16.09.2014
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В этой статье рассмотрим основные виды расходов, производимые учреждениями для охраны жизни и здоровья работников учреждений физической культуры и спорта.
Виды расходов на охрану труда
Статьей 212 ТК РФ определен круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда, выполнение которых требует определенных затрат. К основным из них можно отнести расходы на осуществление мероприятий по охране труда и расходы компенсационного характера.
Следует отметить, что особое место в расходах по охране труда занимают затраты на:
- проведение специальной оценки труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ);
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- выдачу молока и лечебно-профилактического питания;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание;
- обучение по охране труда.
К расходам компенсационного характера относятся затраты, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Ознакомимся с порядком проведения отдельных мероприятий по охране труда.
Специальная оценка труда
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
К сведению. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов - это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, которые устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Исходя из положений ст. ст. 8, 17 Федерального закона N 426-ФЗ оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки.
Прохождение медицинских осмотров
В учреждениях физической культуры и спорта обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
- работники, не достигшие возраста 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
- работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ);
- работники, связанные с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ);
- работники структурных подразделений, связанных с общественным питанием и торговлей;
- работники детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
- спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
- педагогические работники (пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и другие категории работников.
Указанные категории работников обязаны проходить также периодические медицинские осмотры.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов и вида работы.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).
Кроме предварительных и периодических осмотров спортсменов специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине должны осуществляться текущее медицинское наблюдение, а также углубленные медицинские обследования.
Текущие медицинские наблюдения за спортсменами должны проводиться постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий").
Углубленное медицинское обследование спортсмена проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, состоянии здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, для чего составляется программа обследования спортсмена (п. 23 данного Приказа).
Средства индивидуальной защиты
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами бесплатно и своевременно выдавать прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ).
К сведению. Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, предохранительные приспособления).
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н.
Кроме того, учреждения вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ).
Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание
В силу ст. 223 ТК РФ обязанность по организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Согласно установленным нормам им должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки, организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, и др.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям должна производиться транспортными средствами работодателя либо за его счет.
Обучение по охране труда
Исходя из п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны подлежат все работники учреждения, в том числе его руководитель.
Инструктаж на рабочем месте (повторный, внеплановый и целевой) должен проводить непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Следовательно, за счет средств учреждений должно проводиться обучение по охране труда руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений), руководителей и специалистов служб охраны труда.
Для проведения инструктажа учреждением могут приобретаться стенды, наглядные материалы, научно-техническая литература для проведения инструктажей по охране труда, обучению безопасным приемам и методам выполнения работ, изданию инструкций по охране труда и т.д.
На спортсменов также возлагаются обязанности по соблюдению требований безопасности во время участия в физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением федеральных учреждений) должно производиться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Их конкретный перечень определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Кроме того, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, может осуществляться учреждением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил N 580н <1>).
--------------------------------
<1> Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
При этом объем средств, направляемых учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
За разрешением на использование этих средств на финансирование предупредительных мер учреждение должно обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
При положительном решении ФСС учреждению следует вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании по утвержденной фондом форме. В настоящее время в Письме ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 представлена рекомендуемая форма отчета.
По завершении запланированных мероприятий учреждение должно представить соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.
Обратите внимание! Расходы, осуществленные учреждением с нарушением требований Правил N 580н, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).
Бухгалтерский учет расходов на охрану труда
В бухгалтерском учете расходы, связанные с охраной труда, следует относить на статьи и подстатьи в соответствии с совершаемой операцией.
Например, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по охране труда, произведенные за счет средств учреждения, нужно относить на следующие статьи расходов КОСГУ:
а) на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на обеспечение средствами индивидуальной защиты;
б) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" - расходы:
- на оказание услуг по проведению медицинских осмотров;
- на проведение специальной оценки труда;
- на обучение по охране труда.
В бухгалтерском учете операции, связанные с осуществлением расходов по охране труда, отражаются следующей корреспонденцией счетов:
Инструкция N 162н <*> |
Инструкция N 174н <**> |
Инструкция N 183н <***> |
|||
Отражены расходы на оказанные услуги по охране труда |
|||||
0 401 20 226 0 109 XX 226 |
0 302 26 730 |
0 401 20 226 0 109 XX 226 |
0 302 26 730 |
0 401 20 226 0 109 XX 226 |
0 302 26 000 |
Отражены расходы на приобретение средств индивидуальной защиты |
|||||
0 105 XX 340 |
0 302 34 730 |
0 105 XX 340 |
0 302 34 730 |
0 105 XX 000 |
0 302 34 000 |
Отражена оплата задолженности исполнителям, поставщикам |
|||||
0 302 26 830 0 302 24 830 |
0 304 05 226 0 304 05 340 |
0 302 26 830 0 302 34 830 |
0 201 11 610 |
0 302 26 000 0 302 34 000 |
0 201 11 000 0 201 21 000 |
Списание стоимости мягкого инвентаря (средств индивидуальной защиты), пришедшего в негодность |
|||||
0 401 20 272 0 109 XX 272 |
0 105 XX 440 |
0 401 20 272 0 109 XX 272 |
0 105 XX 440 |
0 401 20 272 0 109 XX 272 |
0 105 XX 000 |
--------------------------------
<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Пример 1. Бюджетным учреждением физической культуры за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, осуществлены следующие расходы:
- произведена специальная оценка условий труда. Стоимость услуг составила 40 000 руб.;
- проведен медицинский осмотр работников и спортсменов. Стоимость услуг - 50 000 руб.;
- приобретена спецодежда (мягкий инвентарь - иное движимое имущество) на сумму 12 000 руб.
Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
Произведено списание спецодежды, пришедшей в негодность, в сумме 8000 руб., приобретенной за счет средств субсидии на выполнение госзадания.
Указанные расходы учтены при определении себестоимости в составе накладных расходов.
В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены расходы на проведение: |
|
|
|
- специальной оценки условий труда; |
2 109 70 226 |
2 302 26 730 |
40 000 |
- медицинских осмотров |
2 109 70 226 |
2 302 26 730 |
50 000 |
Отражено приобретение спецодежды |
2 105 35 340 |
2 302 34 730 |
12 000 |
Отражено списание спецодежды |
4 109 70 272 |
4 105 35 440 |
8000 |
Однако расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нужно относить на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
Значит, в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений операции по начислению взносов на страхование от несчастных случаев и финансовому обеспечению расходов в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет указанных средств будут отражены следующим образом:
Инструкция N 162н |
Инструкция N 174н |
Инструкция N 183н |
|||
Отражено начисление взносов на страхование от несчастных случаев |
|||||
0 401 20 213 0 109 XX 213 |
0 303 06 730 |
0 401 20 213 0 109 XX 213 |
0 303 06 730 |
0 401 20 213 0 109 XX 213 |
0 303 06 000 |
Отражены расходы учреждения на охрану труда, произведенные в счет уплаты страховых взносов на травматизм |
|||||
0 303 06 830 |
0 302 13 730 |
0 303 06 830 |
0 302 13 730 |
0 303 06 000 |
0 302 13 000 |
Произведена оплата исполнителям, поставщикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги |
|||||
0 302 13 830 |
0 304 05 213 |
0 302 13 830 |
0 201 11 610 |
0 302 13 000 |
0 201 11 000 0 201 21 000 |
Пример 2. Автономным учреждением физической культуры и спорта произведены расходы на обучение специалистов по охране труда в пределах утвержденных территориальным ФСС нормативов в сумме 2000 руб. в счет уменьшения в течение года перечисления взносов на страхование от травматизма. Сумма начисленных за месяц взносов за счет средств субсидии на выполнение госзадания составила 2500 руб. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражено начисление страховых взносов на травматизм |
4 109 60 213 |
4 303 06 000 |
2500 |
Отражены расходы на обучение, произведенные в счет перечисления страховых взносов на травматизм |
4 303 06 000 |
4 302 13 000 |
2000 |
Произведена оплата обучения специалистов по охране труда |
4302 13 000 |
4 201 11 000 |
2000 |
Произведено перечисление страховых взносов на травматизм за вычетом расходов на обучение специалистов по охране труда (2500 - 2000) руб. |
4 303 06 000 |
4 201 11 000 |
500 |
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Навигация