Дата размещения статьи: 16.09.2014
В казенные учреждения могут поступать не только новые основные средства, но и те, которые уже были в эксплуатации. О последних и пойдет речь в данной статье. Выясним, каков порядок принятия к учету ранее использовавшихся основных средств, как установить срок полезного использования на эти объекты и начислить амортизацию.
Формирование первоначальной стоимости основного средства, бывшего в эксплуатации
Отметим, что основными способами поступления в казенное учреждение основных средств, бывших в эксплуатации, являются их безвозмездное получение, в том числе в виде дара или пожертвования, от юридических и физических лиц, а также приобретение.
По общему правилу все приобретенные основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 23 Инструкции N 157н <1>).
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Такое правило в полной мере распространяется на приобретенные основные средства, которые уже были в эксплуатации. То есть в данном случае в первоначальную стоимость могут быть включены:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основного средства;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта основного средства;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;
- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основного средства.
В целях принятия к учету основного средства, бывшего в эксплуатации, которое получено по договору дарения, определяется его текущая рыночная стоимость, то есть та сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данного объекта на дату принятия к учету. Установленная рыночная стоимость основного средства, увеличенная на стоимость услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением его в состояние, пригодное для использования, и будет составлять его первоначальную стоимость (п. 25 Инструкции N 157н). Аналогичным образом формируется первоначальная стоимость основного средства, полученного по договору пожертвования, независимо от того, какое имущество передает жертвователь: новое или б/у.
В рамках безвозмездной передачи поступившие основные средства, как правило, принимаются к учету по стоимости, сформированной ранее учреждением-отправителем. Такая стоимость, а также сумма начисленной амортизации по передаваемым основным средствам указываются в первичных документах - актах приема-передачи.
Формирование первоначальной стоимости основного средства, бывшего в эксплуатации, осуществляется на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". После того как стоимость такого основного средства будет сформирована, указанная сумма списывается со счета 0 106 00 000 и отражается на счете 0 101 00 000 "Основные средства". Это отражает принятие объекта к учету по сформированной первоначальной стоимости (п. п. 31, 34 Инструкции N 162н <2>).
--------------------------------
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Если основное средство принимается по стоимости, сформированной ранее бывшим балансодержателем, например при безвозмездном получении, то оно отражается в бухгалтерском учете сразу на счете 0 101 00 000, минуя счет 0 106 00 000 (п. 7 Инструкции N 162н).
Пример 1. На баланс муниципального детского дома (казенное учреждение) передано здание, ранее находившееся в оперативном управлении у местной администрации. В этом здании будет организован и оборудован дополнительный корпус для детей-сирот. Согласно акту приема-передачи здание построено в 1984 г., его балансовая стоимость составляет 3 млн руб., а сумма начисленной амортизации - 1 058 824 руб. Срок полезного использования здания, установленный бывшим балансодержателем, составляет 85 лет. При этом срок фактической эксплуатации здания на момент его передачи равен 30 годам.
Операции по принятию к учету здания отразятся следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Принято к учету здание по сформированной стоимости, указанной в акте приема-передачи |
1 101 11 310 |
1 304 04 310 |
3 000 000 |
Принята к учету ранее начисленная амортизация на здание |
1 304 04 310 |
1 104 11 410 |
1 058 824 |
Установление срока полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации
В соответствии с п. 44 Инструкции N 157н сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.
По общему правилу срок полезного использования основного средства определяется исходя из (п. 44 Инструкции N 157н):
- информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Классификации N 1 <3> в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку; по объектам, включенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
- принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
--------------------------------
<3> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Перечисленные правила в полной мере распространяются и на основные средства, ранее бывшие в эксплуатации. При этом при поступлении таких объектов дата окончания их срока полезного использования устанавливается с учетом срока фактической эксплуатации поступивших объектов.
Рассмотрим на примере порядок определения срока полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации.
Пример 2. Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, бывший в использовании. Срок фактической эксплуатации автомобиля составляет 3 года. Необходимо установить срок полезного использования поступившего автомобиля.
Согласно Классификации N 1 легковые автомобили входят в третью амортизационную группу как имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно. Следовательно, в силу п. 44 Инструкции N 157н общий срок полезного использования данного автомобиля будет равен пяти годам.
С учетом того, что до поступления в казенное учреждение указанный автомобиль фактически уже три года эксплуатировался, на момент принятия его к учету в учреждении оставшийся срок его полезного использования составит два года.
К сведению. Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.
В целях уменьшения срока полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на срок фактического его использования бывшим владельцем данные о сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации объекта должны быть подтверждены документально (Письма Минфина России от 16.06.2010 N 03-03-06/1/414, от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608). В случае отсутствия подтвержденных данных к бывшему в употреблении основному средству применяются такие же правила определения срока полезного использования, как и к новому основному средству.
Может ли учреждение установить срок полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации, при принятии его к учету в случае, если его фактический срок эксплуатации равен или превышает срок, определенный в соответствии с законодательством РФ? Для ответа на данный вопрос обратимся к нормам Налогового кодекса. Так, в соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по данному имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования таких основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником названных основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником.
Стоит отметить, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией N 1, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Таким образом, в целях начисления амортизации в налоговом учете налогоплательщик вправе установить срок полезного использования на основные средства, бывшие в употреблении, даже в том случае, если срок их фактического использования бывшим владельцем равен или превышает срок полезного использования, устанавливаемый в соответствии с Классификацией N 1 (Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-03-06/1/17905).
По мнению автора, аналогичный порядок определения срока полезного использования в отношении бывших в употреблении основных средств, у которых на момент поступления срок фактической эксплуатации равен или превышает срок полезного использования, устанавливаемый в соответствии с Классификацией N 1, может быть применен и в целях ведения бухгалтерского учета.
Порядок начисления амортизации на объекты, бывшие в употреблении
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) (п. 86 Инструкции N 157н).
В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Следует отметить, что при принятии к учету объекта основного средства по балансовой стоимости (к примеру, по стоимости, сформированной бывшим владельцем) с ранее начисленной суммой амортизации расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.
Начисленная амортизация по основным средствам отражается в бюджетном учете казенного учреждения путем накопления на соответствующих аналитических счетах счета 0 104 00 000 "Амортизация" с отражением бухгалтерских записей в порядке, предусмотренном Инструкцией N 162н.
Рассмотрим порядок расчета амортизации в отношении основных средств, бывших в эксплуатации, а также порядок отражения таких операций в бюджетном учете.
Пример 3. Для расчета суммы ежемесячных амортизационных отчислений воспользуемся условиями примера 1.
Итак, на дату передачи здания его остаточная стоимость будет составлять 1 941 176 руб. (3 000 000 - 1 058 824), а остаточный срок полезного использования - 55 лет (85 - 30).
Таким образом, сумма ежемесячных амортизационных отчислений по полученному зданию составит 2941,18 руб. (1941 176 руб. / 55 л. / 12 мес.).
В бюджетном учете казенного учреждения операции по начислению амортизации отразятся следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислена ежемесячная амортизация на здание, полученное в рамках внутриведомственных расчетов |
1 401 20 271 |
1 104 11 410 |
2941,18 |
Пример 4. Казенное учреждение приобрело у юридического лица легковой автомобиль, бывший в эксплуатации. По договору стоимость автомобиля составила 100 000 руб., согласно документам о передаче данного автомобиля срок полезного использования, установленный бывшим владельцем, равен пяти годам. При этом срок фактической эксплуатации данного автомобиля превышает указанный срок и составляет 5,5 лет. Исходя из этого, а также учитывая то, что учреждение планирует использовать автомобиль не менее двух лет, комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения установлен срок полезного использования приобретенного автомобиля равным двум годам.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по приобретенному автомобилю составит 4166,67 руб. (100 000 руб. / 2 г. / 12 мес.).
Бухгалтерская запись по отражению суммы начисленной амортизации аналогична проводке, приведенной в примере 3.
* * *
Поступление основных средств, бывших ранее в эксплуатации, является довольно распространенной хозяйственной операцией. В рамках внутриведомственных и межведомственных безвозмездных передач такое имущество, как правило, передается по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной амортизации. Срок полезного использования на основные средства, бывшие в эксплуатации, устанавливается с учетом фактического срока их использования. Материал, изложенный в данной статье, поможет разобраться с особенностями определения срока полезного использования, а также расчета и начисления амортизации в отношении объектов б/у.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Навигация