Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Изменения в хранении наркотических средств и психотропных веществ (Валова С.)

Изменения в хранении наркотических средств и психотропных веществ (Валова С.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

Наркотические средства и психотропные вещества - это особая группа лекарственных средств, к которым предъявляются повышенные требования в части их использования и хранения. Знание специального законодательства в данной области является одним из необходимых условий работы. В статье рассмотрим основные требования, предъявляемые к хранению данной группы медикаментов, с учетом изменений, которые были внесены Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 N 249 в Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (далее - Правила N 1148).

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Согласно определению, приведенному в ст. 1 данного Закона, к наркотическим средствам и психотропным веществам отнесены вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. На сегодняшний день такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681. Данный документ содержит четыре списка, в которых все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры классифицированы государством в зависимости от принимаемых в отношении их мер контроля:
- Список I - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- Список II - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля согласно законодательству РФ и международным договорам РФ;
- Список III - психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- Список IV - прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых принимаются меры контроля в силу законодательства РФ и международных договоров РФ.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 3-ФЗ хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правилами N 1148. В данном документе перечислены основные требования, предъявляемые к юридическим лицам и помещениям, в которых хранятся наркотические средства и психотропные вещества.
Так, согласно п. 2 Правил N 1148 хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется юридическими лицами на основании лицензии. При этом п. 2 данных Правил с учетом внесенных в него Постановлением Правительства РФ N 249 изменений содержит требование о том, что лицензия должна содержать указание полного перечня работ и услуг по хранению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Эти требования являются общими и распространяются на всех юридических лиц, которые осуществляют деятельность по хранению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Далее напомним, что в целях классификации в Правилах N 1148 законодатель выделил четыре категории помещений. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно данной классификации с учетом внесенных в нее Постановлением Правительства РФ N 249 изменений к 1-й категории отнесены помещения:
- производителей и изготовителей (за исключением аптечных организаций);
- организаций оптовой торговли наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами;
- организаций, осуществляющих хранение наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или для мобилизационных нужд.
Ко 2-й категории относятся помещения аптечных организаций, предназначенные для хранения месячного запаса. С учетом поправок к данной категории помещений теперь относятся помещения аптечных организаций, расположенных в сельском населенном пункте или населенном пункте в удаленной и труднодоступной местности, с трехмесячным запасом наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях.
К 3-й категории относятся:
- помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения 10-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ, а также помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных. Напомним, что ранее запас "специфичных" медикаментов для помещений медицинских организаций составлял пяти- и трехдневный запас соответственно;
- помещения юридических лиц, предназначенные для хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях, а также прекурсоров, используемых в научных, учебных и экспертных целях.
К 4-й категории относятся помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ.
Обратите внимание, что запасы наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в РФ в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, определяются юридическими лицами на основании нормативов для расчета потребности в указанных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения, утвержденных Минздравом.
Далее отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ N 249 в Правила N 1148 введен п. 4(1), в соответствии с которым к местам временного хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, теперь относятся:
- посты среднего медицинского персонала медицинских организаций;
- укладки, наборы, комплекты для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой и специализированной медицинской помощи, в состав которых входят данные специфические медикаменты.
Ниже рассмотрим требования, предъявляемые к тем помещениям, которые относятся непосредственно к деятельности учреждений здравоохранения и аптек.
Требования к помещениям учреждений здравоохранения. Они установлены в п. п. 7 и 8 Правил N 1148. В соответствии с нормами, изложенными в данных пунктах, помещение, относящееся к 3-й категории, должно быть оборудовано входной металлической дверью, деревянной дверью, усиленной с двух сторон листовым железом, либо дверью из иного материала, обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. Входная дверь должна иметь не менее двух запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий.
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 кг крепится к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления. Аналогичные требования к сейфам установлены для помещений, относящихся к 4-й категории.
Далее отметим, что Постановлением Правительства РФ N 249 в Правила N 1148 введен п. 8(1), в соответствии с которым в местах временного хранения наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в запирающихся сейфах не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлических либо изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах.
Требования к помещениям аптек. Они предусмотрены п. 6 Правил N 1148. Заметим, что данные требования остались прежними. Как и ранее, помещение, относящееся ко 2-й категории, должно оборудоваться системами охранной сигнализации, состоящей не менее чем из двух рубежей защиты, и тревожной сигнализации с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения подразделения вневедомственной охраны полиции, а в случае отсутствия возможности такого подключения - с выводом сигнала на пост охраны.
Входная дверь в помещение может быть металлической, деревянной (усиленной обивкой с двух сторон листовым железом или металлическими накладками) либо из иного материала, обеспечивающего класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. При этом она должна иметь не менее двух запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий.
Дверной проем входа в помещение защищается с внутренней стороны дополнительной металлической решетчатой дверью с запирающим устройством, имеющим класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 2-го, изготовленной из стальной арматуры.
На оконные конструкции первого и последнего этажей с внутренней стороны или между рамами устанавливаются металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев, либо жалюзи, эквивалентные по прочности металлическим решеткам. Оконные конструкции должны обладать классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го.
Напомним, что наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в запирающихся сейфах не ниже 4-го класса устойчивости к взлому или металлических шкафах.
Требования к охране помещений всех категорий и к местам временного хранения. Данные требования приведены в п. 10 Правил N 1148. В целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридические лица, осуществляющие их хранение, должны заключить договоры на охрану помещений.
При этом нужно учитывать следующее:
- охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, организацией, подведомственной МВД, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся данные помещения;
- охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения указанных охранных организаций либо юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. Обратите внимание, что п. 10 Правил N 1148 допускает оказание услуг по охране помещений 3-й и 4-й категорий не только на основании договоров с подразделениями полиции, но и согласно договорам со специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2014 по делу N А45-11313/2013, в котором был рассмотрен спор между ФСКН и медицинским учреждением по поводу отказа в выдаче заключения о соответствии предусмотренным требованиям объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I.
В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона N 3-ФЗ, п. п. 1, 5, 9 Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976, ФСКН наделена правом на выдачу заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В акте обследования учреждения здравоохранения в качестве оснований для отказа указано на нарушение Правил N 1148, Руководящего документа 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденного МВД 06.11.2002, Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р, поскольку спорный объект подлежит исключительно государственной охране и не может быть передан под охрану частному охранному предприятию.
В силу п. 10 Правил N 1148 охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения (помимо подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел) юридических лиц, имеющих лицензии на ведение негосударственной (частной) охранной деятельности.
Вместе с тем пп. 25 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность охраны на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Согласно п. 8 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного вышеназванным Распоряжением Правительства РФ N 1629-р (далее - Перечень), в редакции, действующей на момент проведения управлением проверки, склады (комнаты) хранения наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, токсичных веществ и химических препаратов, в состав которых входят сильнодействующие, ядовитые и токсичные вещества, государственных органов и организаций подлежат обязательной охране полицией.
Таким образом, п. 8 Перечня противоречит п. 10 Правил N 1148. Установив в ходе рассмотрения настоящего дела расхождения между положениями указанных правовых актов, суд отметил, что в рассматриваемом случае приоритетное значение имеет Постановление Правительства РФ N 1148, поскольку данный нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу и более позднюю дату принятия.
Итак, оказание услуг по охране спорного помещения возможно не только на основании договоров с подразделениями полиции, но и согласно договорам со специализированными организациями, имеющими лицензии на ведение негосударственной (частной) охранной деятельности.

* * *

В заключение отметим, что уровень инженерной и технической укрепленности помещений, виды технических средств охраны и класс устойчивости сейфов к взлому определяются при заключении договора с охранной организацией, указанной выше (советуем руководителям обратить на это особое внимание).
Кроме того, нужно учитывать следующие моменты.
1. После окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану только помещения, имеющие круглосуточный режим работы.
2. Приказом руководителя юридического лица должны быть назначены лица, ответственные за хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, допущенные к работе с данными препаратами. Кроме того, должен быть установлен порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств. Список лиц, имеющих право доступа в помещения, утверждается приказом руководителя юридического лица.
3. Ответственность за организацию хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров возлагается на руководителя юридического лица либо уполномоченное им должностное лицо (п. 14 Правил N 1148).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.