![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 10.08.2012
Автотранспортные средства российским законодательством отнесены к объектам повышенной опасности. Этим обусловлены и особые требования, предъявляемые как к соискателям на должность водителя, так и к режиму труда и отдыха таких сотрудников. О них и пойдет речь в данной статье.
Управление автомобилем требует от водителя, во-первых, умения это делать, а во-вторых, как минимум внимательности, быстрой реакции и стрессоустойчивости. На то, чтобы способности и возможности кандидата на такую роль (или уже штатного сотрудника) отвечали этим "вызовам", и нацелено законодательное регулирование труда подобной категории работников. Иными словами, объектом пристального внимания в данном случае выступают профессиональная подготовка, состояние здоровья и режим труда и отдыха водителя.
Прием на работу
Согласно ст. 328 Трудового кодекса соискатели, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в установленном порядке. По идее, утвердить таковой должен Минтранс, поскольку именно данное ведомство является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395). Однако каких-либо специальных правил на сей счет министерством не утверждено. Поэтому прохождение необходимой подготовки подтверждается простым наличием водительского удостоверения, выданного ГИБДД "по образу и подобию", предусмотренному Приказами МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 (с 1 марта 2011 г.) или от 19 февраля 1999 г. N 120. Иными словами, в рассматриваемой ситуации водительские права входят в состав документов, предъявляемых при заключении трудового договора (ст. 65 ТК).
При этом согласно Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396) в подтверждение права на управление транспортными средствами определенной категории в водительском удостоверении должна быть проставлена соответствующая разрешающая отметка:
"A" - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
"B" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
"C" - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;
"D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
"E" - составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категории "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Обратите внимание! По общему правилу перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для транспортировки более 8 человек, является лицензируемым видом деятельности. Однако оно не распространяется на ситуации, когда такая деятельность ведется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Об этом говорится в пп. 24 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ.
Таким образом, соискатель может быть принят на работу водителем, только если категория в его водительском удостоверении соответствует типу автотранспортного средства, управления которым потребуют от него трудовые обязанности. Однако до заключения трудового договора еще необходимо оценить пригодность соискателя для выполнения поручаемой работы в свете состояния его здоровья. Это также предусмотрено ст. 328 Трудового кодекса. Так, согласно данной норме прием соискателя на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования). Порядок его проведения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н. Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор.
Между тем тот факт, что на момент приема на работу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством не выявлено, еще не означает, что впредь они не возникнут. Кроме того, "рабочее место" водителя сопряжено с рядом вредных производственных факторов, таких как общая вибрация, шум, тяжесть трудового процесса, фиксированная рабочая поза и пр. В частности, распространенным профессиональным заболеванием водителей является патология опорно-двигательного аппарата. Профилактика же профзаболеваний, связанных с вредными или опасными условиями труда, также требует наблюдения за состоянием здоровья работников в динамике. Проще говоря, без медицинского обследования перед приемом на работу в рассматриваемой ситуации не обойтись.
При приеме на работу водителя работодателю стоит также учитывать, что ст. 329 Трудового кодекса установлено ограничение на работу по совместительству для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами. В частности, если по основному месту работы гражданин выполняет аналогичные обязанности, то работать водителем по совместительству он уже не вправе. Вместе с тем требовать от соискателя справку о характере его основной работы фирма или предприниматель в данном случае не могут.
К сведению! Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16. В том числе в него включены водители автомобилей.
Периодические и предрейсовые медосмотры
Согласно ст. 213 Трудового кодекса помимо предварительных медосмотров работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить также периодические осмотры. Это необходимо как в целях оценки их пригодности для выполнения порученной работы, так и для предупреждения развития профзаболеваний. Порядок проведения таких медобследований также утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее - Порядок). Так, согласно данному документу в общем случае проходить медобследование водители должны не реже чем раз в два года. Однако есть и исключение: работники младше 21 года должны показываться врачам ежегодно.
Помимо того, поскольку водители автомобилей работают в условиях повышенной опасности, они должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ст. 213 ТК). Правила прохождения такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.
Если по результатам медобследования или психиатрического освидетельствования работник признан непригодным для выполнения трудовой функции (или если медицинское освидетельствование им в принципе не пройдено), работодатель обязан отстранить его от работы (ст. 76 ТК). Аналогичным образом поступить необходимо, если сотрудник появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Это относится к работникам любых должностей и профессий. Водитель же в принципе не вправе управлять транспортным средством, если находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 2.1 ст. 19 Закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; далее - Закон N 196-ФЗ).
Собственно говоря, с целью своевременного выявления нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителя работодатель обязан проводить предрейсовые медосмотры. Но, конечно, противопоказанием к допуску водителя к управлению автомобилем является и обычное заболевание, например простуда. По крайней мере, это подсказывает сам здравый смысл. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ периодичность осмотров, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний для управления транспортным средством должны устанавливаться федеральным законом. Однако до настоящего времени он не принят.
Организация медосмотров
Предварительные и периодические осмотры проводятся лицензированными медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на их проведение, а также на экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 Порядка, пп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291). Организация и оплата таких медосмотров входит в обязанности работодателя. Соответственно, в целях их проведения ему необходимо заключить договор с соответствующим медучреждением.
В Письме от 22 декабря 2008 г. N Д05-5875 представители Минздравсоцразвития России указали, что предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности.
Режим труда...
Согласно ст. 329 Трудового кодекса особенности режима рабочего времени и времени отдыха, производственных условий для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются уполномоченным в сфере транспорта ведомством с учетом мнения Общероссийского профсоюза и Общероссийского объединения работодателей. Соответствующее Положение в отношении водителей автомобилей утверждено Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (далее - Положение). Его нормы распространяются на всех водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности или индивидуальным предпринимателям. Исключением являются лишь водители, которые заняты на международных перевозках или работают в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения). Иными словами, при установлении режима труда и отдыха водителям служебного транспорта также необходимо руководствоваться вышеприведенным Положением.
Итак, согласно п. 7 Положения при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной смены водителя не может превышать 8 часов. Вместе с тем следует также помнить о том, что для отдельных категорий работников максимальная продолжительность рабочего дня ограничена ст. 94 Трудового кодекса.
В то же время рабочая смена у водителей некоторых категорий (например, у водителя служебного автомобиля руководителя организации) может составлять и 12 часов. Однако от общего количества рабочего времени время непосредственного управления автомобилем не должно превышать 9 часов (п. 12 Положения). Оставшиеся три часа рабочего времени могут распределяться, например, на медицинское обследование работника, осмотр автомобиля перед началом работы и его постановку на стоянку или в гараж в конце рабочего дня. Регламентировать этот вопрос должен работодатель с учетом мнения профсоюза (п. 20 Положения).
Если по условиям производства максимальная продолжительность рабочего дня (недели) не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один месяц. При этом на транспортировке пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может составлять до 6 месяцев.
По общему правилу при суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя не может превышать 10 часов. Однако в любом случае продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
До 10 часов при суммированном учете может быть увеличено и время управления автомобилем в течение рабочего дня, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения). Однако за две недели подряд такое время не должно превышать 90 часов.
Обратите внимание! Максимальная продолжительность сверхурочных работ для каждого водителя равняется четырем часам в течение двух дней подряд и 120 часам в год. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Исключением являются стихийные бедствия и введение режима чрезвычайного положения (ст. 99 ТК).
Графики работы на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждую смену, с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени, и доводятся до сведения водителей минимум за один месяц до введения их в действие. Этими документами устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного и еженедельного отдыха. Отметим, что график должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников (п. 4 Положения).
...и отдыха
Согласно ст. 108 Трудового кодекса в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Согласно п. 24 Положения, если водитель работает по графику сменности и ежедневная работа превышает восемь часов, то ему предоставляются два таких перерыва.
Продолжительность междусменного отдыха водителя с учетом обеденного перерыва должна быть не меньше удвоенного времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. Например, если водитель отработал 10-часовую смену с двумя перерывами по часу, то продолжительность отдыха перед следующей сменой не может составлять менее 18 часов (10 x 2 - 2).
При суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность ежедневного отдыха равняется 12 часам (п. 25 Положения).
Что же касается еженедельного непрерывного отдыха, то он должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за междусменным отдыхом, и его длительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности. При этом число выходных дней в текущем месяце не должно быть меньше количества полных недель этого месяца.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков
Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.
Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.
Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.
Дата размещения статьи: 03.08.2020
Дата размещения статьи: 03.08.2020
Дата размещения статьи: 03.08.2020
Дата размещения статьи: 03.08.2020
Дата размещения статьи: 03.08.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|