Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > "Упрощенка" в арбитраже: новая версия (Мотылев А.)

"Упрощенка" в арбитраже: новая версия (Мотылев А.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

Похоже, что давней мечте судейского сообщества избавиться или хотя бы упростить порядок рассмотрения "копеечных" споров суждено сбыться. Законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ существенно расширена сфера применения упрощенного судопроизводства в арбитражной системе. При этом по настоянию Высшего Арбитражного Суда РФ в нем прописаны положения, которые ограничивают стороны в праве отказаться от "упрощенки".

Упрощенное производство - одна из форм правосудия, которая позволяет значительно ускорить судебную процедуру и в конечном итоге снизить связанные с судебным разбирательством издержки, в том числе и нагрузку на арбитражные суды и отдельных судей. Главным образом это достигается за счет более коротких сроков рассмотрения дела, а также его осуществления без вызова сторон. Порядок применения упрощенного судопроизводства регламентирован гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса. Законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ таковая изложена в полностью новой редакции.

Шире круг

Прежде всего необходимо отметить, что благодаря поправкам, внесенным Законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ, значительно расширилась сама сфера применения упрощенного порядка судопроизводства. Так, прежняя редакция гл. 29 АПК предусматривала, что кто бы ни выступил с инициативой о рассмотрении дела по упрощенным правилам, без согласия обеих сторон это невозможно. Но даже взаимность в этом вопросе позволяла разрешить спор в ускоренном порядке лишь при соблюдении одного из следующих условий: требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. При этом по искам к юридическим лицам незначительной признавалась сумма до 20 000 руб., а по искам к индивидуальным предпринимателям - 2000 руб.
Новая редакция гл. 29 АПК содержит несколько перечней;
- дел, которые по умолчанию рассматриваются в упрощенном порядке, то есть независимо от согласия сторон;
- дел, которые могут рассматриваться по упрощенным правилам при согласии сторон;
- дел, которые не подлежат рассмотрению в ускоренном порядке.
Так, по "упрощенке" будут рассматриваться дела о привлечении к административной ответственности, где наказание возможно только в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. По тому же алгоритму пойдут дела о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму до 100 тыс. руб., а также о взыскании денежных средств в пределах 300 000 руб. - с юрлиц, и 100 000 руб. - с предпринимателей. Кроме того, в список попали дела об оспаривании ненормативных правовых актов и решений органов, осуществляющих публичные функции, например налоговиков. Правда, только те из них, где в решение содержит требование об уплате денежных средств или предусматривает взыскание таковых либо обращение взыскания на иное имущество. Оспаривание решения именно в этой части, причем не превышающей 100 000 руб., также является непременным условием. Помимо этого, в данном перечне указаны также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, не превышающего 100 000 руб. Ну и, наконец, независимо от цены иска по "упрощенке", будут рассматриваться дела:
- по искам, которые основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, признанные им, но неисполняемые, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;
- по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
Во всех остальных случаях инициативу по применению упрощенного порядка рассмотрения дела должен проявить либо истец, либо суд, но в любом случае потребуется согласие обеих сторон спора.
Список дел, которые не подлежат рассмотрению в упрощенном порядке, невелик: корпоративные споры и защита прав группы лиц. Однако помимо этого предусмотрен ряд обстоятельств, при которых суд вынесет определение о рассмотрении дела по общим правилам. Подобного исхода следует ожидать при вступлении в дело третьего лица, принятии встречного иска, который по упрощенным правилам рассмотрен быть не может, а также, если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, при применении ускоренного порядка пришел к выводу, что:
- порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
- необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
- заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
- рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Процедурные новинки

Как и ранее, дела в порядке упрощенного судопроизводства будут рассматриваться единолично судьей и процесс будет проходить без вызова сторон. Так же отмечено, что предварительное заседание в данном случае не проводится. Впрочем, то, что по делам, рассматриваемым в ускоренном порядке, предварительное заседание может не проводиться, Президиум ВАС РФ говорил и ранее (п. 4 Информационного письма от 20 января 2005 г. N 89).
Информационный обмен между участниками процесса будет вестись через официальный интернет-сайт арбитражного суда, на котором в ограниченном доступе будут размещаться исковые и другие заявления, отзывы, доказательства и иные документы, полученные от участников. При этом присылать в арбитражный суд исковое заявление или иные заявления о начале процесса и предлагающиеся к ним документы можно как в электронном виде, так и на бумажном носителе. При этом, что касается последнего способа, то первоначально предполагалось, что за перевод сведений с бумажных носителей в электронный вид будет взиматься госпошлина в размере 10 руб. за одну страницу документа, но не менее 100 руб. Такие поправки предполагалось внести в Налоговый кодекс, однако в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме от них отказались, поскольку в данном случае речь идет о технических, а не юридически значимых действиях, сбором за которые является госпошлина.
Вполне логично, что, поскольку теперь появилась возможность в упрощенном порядке рассматривать гораздо более широкий спектр дел, а значит, и более сложные дела, срок, отведенный на это, увеличился до двух месяцев. Однако он не подлежит продлению, за исключением случаев, если в процессе участвуют иностранные лица, которые проживают или постоянно находятся за пределами Российской Федерации (п. 3 ст. 253 АПК).
Конкретные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции, как и ранее, установит суд в определении о принятии дела к производству. Но на представление доказательств и отзыва на исковое заявление судья должен отвести не менее 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к упрощенному производству, а для подачи документов, обосновывающих позицию, - не менее 30 дней.
Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, будет подлежать немедленному исполнению. При этом срок обжалования решения, принятого в порядке упрощенного производства, составит 10 дней (сейчас на обжалование отводится месяц).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи