Дата размещения статьи: 15.11.2014
В современной административной правоприменительной практике исполнения постановлений о штрафах принято считать, что существует шестьдесят дней для добровольной уплаты. Однако это не так. Поскольку при рассмотрении сроков исполнения постановления по делу об административном правонарушении в статье нами обращается внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо приводит его в исполнение. По общему правилу на основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрен шестидесятидневный срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа должно быть исполнено. То есть необходимо наличие документа, подтверждающего уплату штрафа, а также информация о его уплате должна содержаться в информационных базах данных. При этом никто не принимает во внимание главу 31 КоАП РФ, где прямо предусмотрено, что постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления в законную силу. Реализовать это должен судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, которое обязано обратить его к исполнению в течение трех дней путем направления уполномоченному должностному лицу приводить его в исполнение, что не в полной мере выполняется. Тем самым не реализуется принцип неотвратимости наказания.
Ключевые слова: исполнение, производство, отсрочка, рассрочка, сроки, административное, правонарушение, постановление, орган, управомоченный.
Period and procedure for the implementation of decisions imposing fines in administrative offence cases
D.L. Panshin, E.A. Dresvyannikova
It is recognized in the modern administrative legal practice on payment of fines that there is a sixty-days period for the voluntary payment. However, this is not correct. In this article the authors pay attention to the periods when a person may voluntarily implement the decision, and the period when the decision is enforced by a competent official. As a general rule based upon part 1 of Art. 32.2 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation there is a sixty-days period for the voluntary payment of the decision imposing fine in an administrative offence case. That is, there is need for a document proving payment of fine, as well as the information of its payment in the databases. At the same time, no one pays attention to Chapter 31 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation directly providing that a decision on administrative offence case is obligatory for implementation from the moment, when it enters into force. It should be implemented by a judge, official body or an official, who has issued the relevant decision, and the decision should be sent for implementation within three days period, when it should be transferred to an official competent to implement it, and this requirement is not fully conformed to, so the principle of inevitability of punishment.
Key words: implementation, proceedings, suspension, extension, period, administrative, offence, decision, body, competent.
Сложившийся порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не соответствует современным тенденциям развития исполнительской дисциплины и правовой культуры населения, поскольку не обеспечивает в полной мере реализацию принципа неотвратимости наказания. При рассмотрении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях хотелось бы в данной статье обратить внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо обращает его к исполнению.
Правоприменительная практика государственных органов сводится к тому, что для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях применяется специальная норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно статья 32.2 КоАП РФ. При этом в полной мере не реализуются положения, установленные общими нормами, регламентирующими исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 31 КоАП РФ).
Полагаем, что сроки и порядок обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению и приведение в исполнение, предусмотренные статьей 32.2 КоАП РФ, должны осуществляться через призму норм главы 31 КоАП РФ, то есть при реализации обязанностей по исполнению постановлений, как должностными лицами, так и лицами, привлеченными к административной ответственности, приоритет должен отдаваться в первую очередь применению норм главы 31 КоАП РФ, регламентирующих общие положения исполнения постановлений, а уж затем применению специальных норм исполнения отдельных видов наказаний предусмотренных главой 32 КоАП РФ.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, установлен двухлетний срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении может быть приведено в исполнение <1>.
--------------------------------
<1> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ; от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ; от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
Отмечаемые в средствах массовой информации данные о том, что срок и порядок добровольного исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа лицом, в отношении которого оно вынесено, определены в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ и составляют шестьдесят дней <2>.
--------------------------------
<2> Срок оплаты административных штрафов вырос до 60 дней // Электронный ресурс www.rg.ru/2013/05/09/shtrafi-site.html (дата обращения 21 августа 2013 года).
Однако проведенный анализ части 1 статьи 32.2 КоАП РФ не дает нам возможности прийти к выводу о шестидесятидневном сроке добровольного исполнения постановления лицом, в отношении которого оно вынесено. Поскольку, как указано в выше приведенной норме, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Законодатель прямо указывает на обязанность не только лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление о наложении административного наказания, но и на обязанность должностного лица, вынесшего постановление, обратить его к исполнению не позднее шестидесяти дней.
Таким образом, авторами статьи усматривается иной порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Данный порядок коренным образом отличается от сложившейся правоприменительной практики, но является наиболее эффективным, так как в достаточной мере реализует принцип неотвратимости наказания.
При рассмотрении сроков и порядка исполнения постановлений необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Установленная обязательность исполнения постановления с момента вступления его в законную силу предполагает, что постановление должно быть исполнено всеми, в том числе и лицом, в отношении которого оно вынесено, с момента вступления в законную силу вне зависимости от сроков обращения к исполнению или приведения в исполнение.
В свою очередь, в силу части 1 статьи 31.3 КоАП РФ у судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, существует обязанность обратить постановление к исполнению.
Таким образом, постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления его в законную силу, как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и судьей, органом, должностным лицом его вынесшим.
Судья, орган и должностное лицо, вынесшие постановление о назначении наказания в виде административного штрафа, должны стремиться к реализации принципа неотвратимости наказания и обязательности исполнения постановления в установленные сроки.
Так, на основании части 3 статьи 31.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в случае если постановление не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ), направляет его в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Статьей 31.4 КоАП РФ установлено, что приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении производится уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, предусмотренном КоАП РФ и другими федеральными законами.
В силу статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 41. Ст. 4849.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение двух лет со дня вступления в законную силу судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению должностными лицами, уполномоченными обращать постановление к исполнению.
Таким образом, у лица, привлеченного к административной ответственности и в отношении которого вступило в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, есть трехдневный срок для добровольного исполнения постановления, а судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение трех дней направляет его уполномоченному лицу приводить в исполнение.
Совершенно очевидно, что при наличии определенных обстоятельств, а также с учетом материального положения лицу, привлеченному к административной ответственности и которому назначено наказание в виде штрафа, исполнение постановления может быть отсрочено или рассрочено (статья 31.5 КоАП РФ).
Для реализации права лица, привлеченного к административной ответственности, на отсрочку или рассрочку исполнения постановления необходимо заявление лица, в отношении которого оно вынесено, и правоустанавливающий документ должностного лица, вынесшего постановление. В противном случае отсрочка или рассрочка исполнения постановления не предоставляется, а постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению в течение трех дней, так как оно обязательно для исполнения (часть 2 статьи 31.1 КоАП РФ).
При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что частями 2 - 4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.
Прерывание срока исполнения постановления предусмотрено частью 2 статьи 31.9 КоАП РФ в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания в течение двух лет со дня вступления постановления в законную силу.
Приостановление срока исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ возможно в случае принесения протеста прокурором либо в силу части 1 статьи 31.5 КоАП РФ когда исполнение постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде штрафа, отсрочено на срок до одного месяца.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ).
Таким образом, обязанность лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа возникает со дня вступления его в законную силу и действует в течение шестидесяти дней, а в случае отсрочки или рассрочки - со дня их истечения. В случае отсутствия доказательства об уплате штрафа, а именно документа, свидетельствующего об его уплате, а также информации об этом в информационных базах данных по истечении выше указанного шестидесятидневного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют его, как мы уже убедились выше, повторно в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ). При этом судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение шестидесяти дней обращают его к исполнению, исходя из предоставленных им полномочий (глава 31 КоАП РФ).
Библиография
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ; от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ; от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" // Российская газета. 2005. N 80. 19 апреля.
3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 41. Ст. 4849.
4. Докучаева Т.В. Производство по жалобам об оспаривании постановлений органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2004. N 1. С. 202 - 217.
5. Приженникова А.Н. Состояние правового регулирования административного судопроизводства: пути решения // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 5. С. 70 - 85. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8739.html.
6. Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 4. С. 28 - 48. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация