Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Медиация > Медиация в исламском праве (шариате) и практика ее применения в некоторых странах исламского мира (Шайдуллин Р.Р., Баранов С.Ю.)

Медиация в исламском праве (шариате) и практика ее применения в некоторых странах исламского мира (Шайдуллин Р.Р., Баранов С.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.11.2014

В современном мире большинство споров между людьми и организациями решается в судах. Как известно, судебное урегулирование споров, к сожалению, является дорогостоящим, трудоемким и открытым для общественности; при этом стороны конфликта зачастую забывают о том, что существуют альтернативные способы разрешения споров. Мы не ошибемся, если скажем, что невозможно принятие универсального закона, который бы разрешил все споры и которым остались бы довольны стороны конфликта. Один из наиболее важных выводов кросс-культурных исследований урегулирования конфликта состоит в том, что религия является постоянным и, возможно, неизбежным фактором как возникновения конфликтов, так и их разрешения. Религия является мощным компонентом культурных норм и ценностей, потому что решает самые глубокие экзистенциальные вопросы человеческой жизни (например, свободы и необходимости, страха и веры, правильного и неправильного, сакрального); она глубоко вовлечена в индивидуальные и социальные концепции мира <1>.
--------------------------------
<1> Said A.A., Funk N.C. The Role of Faith in Cross-Cultural Conflict Resolution (http://www.gmu.edu/programs/icar/pcs/ASNC83PCS.htm).

В исламской традиции религия касается всех аспектов человеческой жизни, что облегчает отношения между людьми, которые строятся на основе разумности и доброжелательности. Во многих случаях Священное Писание (Коран) призывает участников применять именно мирное урегулирование споров <1>.
--------------------------------
<1> Surah al-Baqarah (2:178) // The Holy Qur'an: Text, Translation and Commentary by A. Yusuf Ali. New Revised Edition. Amana Corporation, 1989.

Этический принцип, заложенный в исламской вере, призывает простить, тем самым поощряя мирные способы разрешения спора, способствующие сохранению человеческих отношений в семье, бизнесе, которые могут быть разрушены в ходе судебных тяжб.
В исламском праве мирное урегулирование спора может быть достигнуто тремя способами: 1) примирение (sulh), 2) арбитраж (tahkim) и 3) медиация (wasaatah).
1. Примирение в исламской традиции - это контракт, который устраняет спор с помощью согласия сторон.
2. Арбитраж характеризуется назначением судьи спорящими сторонами, признающими определенный спор или проблему.
3. Посредничество с точки зрения исламского закона - это доброжелательная и необязательная процедура, которая может привести к окончанию спора. Она характеризуется одним или более человеком, вовлекаемым в спор по инициативе одной из сторон. В этом случае независимый посредник, предлагая свои варианты решения спора, должен искать условия, при которых стороны пожелают оформить мировое соглашение <1>.
--------------------------------
<1> Kemicha F. The Approach to Mediation in the Arab World // Conference on Mediation (March 29, 1996, Geneva, Switzerland) (http://www.wipo.int/amc/en/events/conferences/1996/kemicha.html).

Для решения данной задачи в большинстве стран, в том числе и в России, применяется процедура досудебного урегулирования споров (медиация). Медиация как самостоятельный способ внесудебного разрешения споров появилась в США в 60-е годы XX в. и включала в себя решение семейных и трудовых споров, а затем и более сложных коммерческих споров. Данная практика распространилась в странах Европы, Австралии и Канады. Сейчас медиация является самым распространенным внесудебным методом разрешения конфликтов в мире. Успешность процедуры медиации чрезвычайно высока: в мире в среднем от 75 до 80% всех споров, вынесенных на медиацию, завершаются заключением соглашения. Особенность медиации состоит в том, что она является элементом в гражданско-правовых отношениях. Ее можно назвать новой формой конструктивного взаимодействия сторон.
Представляя собой альтернативную процедуру урегулирования споров и конфликтов, она дает определенные преимущества участникам этого процесса, а также разгружает судебную систему. Медиация в исламе - это хорошо организованный процесс урегулирования разногласий, в котором участвует беспристрастная третья сторона (медиатор), помогающая людям найти взаимоприемлемое решение спора.
Медиация в исламе основана на следующих принципах:
1) процесс должен быть справедливым для всех сторон с равным представительством от каждой стороны;
2) процесс должен быть направлен на совместное решение проблем участниками спора. Все усилия направлены на то, чтобы добиться взаимного выигрыша в ситуации, которая приемлема для всех сторон;
3) направленность в будущее с акцентом на восстановлении отношений или признании того, что несогласие также приемлемо, но оно должно иметь цивилизованный характер;
4) обеспечение сторон информацией об особенностях заключаемых сделок.
Стадии применения медиации:
1) выбор посредника (медиатора). В большинстве стран Ближнего Востока роль посредника, как правило, исполняют имам, старейшина общины или профессионал, который имеет подготовку и опыт в осуществлении посредничества. Он или она должны быть беспристрастными и иметь хорошую наблюдательность и умение слушать. Деятельность посредника основана на следующих принципах: посредники должны быть беспристрастны в процессе проведения процедуры медиации и не заинтересованы в ее результате; посредники должны облегчить и помочь сторонам определить свои потребности, прояснить вопросы, изучить решения и провести переговоры о соглашении; посредники не дают советов участникам спора, но стараются помочь и облегчить сторонам взаимодействие друг с другом <1>. Необходимо согласие всех сторон на участие посредника (медиатора);
--------------------------------
<1> Karmali A. The Influence of Sharia Norms of Dispute Settlement and International Law: The International Court of Justice, Room for Accommodation? // The International Journal of Arbitration, Mediation and Dispute Management. 2009. Vol. 75. No. 3. P. 323.

2) добровольность участия каждой из сторон;
3) посредник (медиатор) должен разъяснить сторонам их права и обязанности не только по отношению друг к другу, но и по отношению к Всевышнему;
4) в случае необходимости медиатор (посредник) вправе встретиться с каждой стороной по отдельности. При этом посредник (медиатор) просит каждую из них объяснить, как она видит проблему и текущую ситуацию, а также ее развитие в будущем. Они также спрашивают, какие моменты не устраивают одну сторону спора в предложениях другой стороны;
5) конфиденциальность посредничества (медиации), кроме случаев серьезного физического, психического или сексуального насилия, о котором медиатор обязан сообщить правоохранительным органам (если иное не оговорено отдельно).
Если стороны спора согласны заключить соглашение, медиатор назначает совместное заседание, которое проходит в несколько этапов:
1) подготовительный этап, на котором медиатор объясняет порядок встречи, разъясняет основные правила, такие, как уважение друг к другу, обязанность выслушать другую сторону не прерывая и воздержание от оскорбительных замечаний или выражений;
2) основной этап, в ходе которого каждая сторона вправе выражать свою позицию по данному делу. На этом этапе медиатор старается убедиться в том, что все стороны понимают суть разрешаемого спора и сказанное каждой из сторон. Медиатор обязан помогать обеим сторонам выявить и определить вопросы, которые должны быть разрешены в первую очередь. В результате у сторон должно сформироваться единое мнение по поводу решения спора;
3) заключительный этап - составление и подписание соглашения. Как правило, оно оформляется в письменном виде и подписывается всеми сторонами спора, а также медиатором. Тем не менее это соглашение не является юридически обязательным и не может быть приведено в исполнение в судебном порядке, если стороны решили не придавать ему юридическую силу.
В отличие от западной модели медиации исламская система медиации отличается тем, что закрепляет религиозные принципы. Таким образом, медиация запрещена:
- в спорах, связанных с ростовщичеством, которое обычно имеет место в любой коммерческой сделке (riba), где одна или обе стороны получают проценты;
- при разрешении споров, связанных с проведением азартных игр (gharar);
- в любых коммерческих сделках, основанных на факторе "неопределенности" (например, фьючерсном контракте), так как может привести одну из сторон к необоснованному обогащению <1>.
--------------------------------
<1> Lippman M., McConville S., Yerushalmi M. Islamic Criminal Law and Procedure: An Introduction. Praeger Publishers, 1988. P. 43.

Примечательно, что представители четырех мусульманских правовых школ (Ханифи, Малики, Ханбали, Шафии) считают, что участие в договорах, в которых применяется ростовщичество или фигурируют азартные игры, ничтожно в силу исламского законодательства (шариата) и является уголовным преступлением, подлежащим наказанию.
Кроме того, медиация должна применяться при разрешении споров только в дозволенных видах деятельности (halal) и быть полезной (tahir).
Наконец, исламский закон (шариат) основывается на принципе добровольности исполнения достигнутого соглашения. Некоторые законы излагают обязательства (wajb) и запреты (haram), а другие - рекомендации (mandub) и неодобряемые деяния (mahruh) <1>.
--------------------------------
<1> В исламском праве принято дифференцировать предписания по нескольким ступеням: фард (fard) - поступки и нормы поведения, включая нормы благочестия и ритуальные действия, которые предписано выполнять и соблюдать как религиозные заповеди (см.: Боголюбов А.С. Фард // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991. С. 252); вэжиб (wajb) - обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства, однако не столь веские, как у фарда (см.: Ализаде А. Исламский энциклопедический словарь. Ансар, 2007); харам (haram) - запретные действия, приравненные к греху; мандуб (mandub) - действия, которые строго не предписаны шариатом, но совершение которых высоко почитается в исламе; макрух (mahruh) - тип поступков и действий в исламе, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций.

Считается, что обязательность мирового соглашения обеспечивается нормами шариата, игнорирование которого неразумно и приравнивается к правонарушению, влекущему более строгое наказание в загробном мире.
Рассматривая медиацию в странах мусульманского мира, можно сделать акцент на ее четком применении судами в Саудовской Аравии.
В правовой системе Саудовской Аравии медиация применяется в качестве основного, а не просто удобного способа разрешения спора <1>.
--------------------------------
<1> Iqbal W. Dialogue and the Practice of Law and Spiritual Values: Courts, Lawyering and ADR: Glimpses into the Islamic Tradition // Fordham Urban Law Journal. 2001. Vol. 28. Issue 4. P. 1041.

Примечательно, что профессиональные юристы (например, адвокаты) привлекаются к участию в медиации только в случае отсутствия у одной из сторон своего посредника, но только как защитники. Медиация опирается на систему мусульманских судей - кади <1>. Их роль сводится к тому, чтобы максимально защитить стороны от возможных недобросовестных действий по отношению друг к другу и провести процедуру медиации в судебном процессе с вынесением решения.
--------------------------------
<1> Кади - мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата (см.: Боголюбов А.С. Кади // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. С. 125).

Кади в правовой системе Саудовской Аравии не просто является судьей, но в какой-то мере выступает в качестве посредника или примирителя. Например, если кади считает, что урегулирование или компромисс даст справедливый результат, он будет стремиться (иногда даже насильно) убедить стороны, стоящие перед ним, прийти к соглашению или урегулировать свои споры мирным путем.
Отдельная система медиации выстроена в Малайзии. Малайзийское общество легко признает, что споры, в частности семейные, неизбежны и существует система религиозных и культурных принципов, способствующих урегулированию спора. Уровень гражданского правосознания малайзийского общества настолько высок, что оно осуждает людей, которые не пытаются избежать или предотвратить конфликт путем досудебного урегулирования. В Малайзии акцент при применении медиации делается на оперативности и сглаживании негативных последствий возникших споров. Сам процесс медиации включает в себя три последовательно сменяющихся механизма. Первый механизм: конфликтующие стороны выбирают консультанта, который должен установить связь между участниками спора и предложить им варианты того, как лучше урегулировать свои разногласия в свете исламского права или установленных правовых принципов.
Второй механизм: конфликтующие стороны обращаются к кади, который по сути является арбитром, но зачастую он отказывается от единоличного вынесения решения и вместо этого помогает спорящим сторонам прийти к консенсусу в споре. Поступая таким образом, кади выступает в качестве посредника.
Третьи механизм - шариатский судья. Несмотря на формальности и процессуальную строгость, характеризующие судебное разбирательство, судья иногда поощряет истцов выработать компромиссы в зале суда или за его пределами; тогда судебный процесс превращается в посреднические сессии. Как следствие, вынесенное судебное решение в действительности представляет собой закрепление результата медиации, оглашенного в официальной обстановке <1>.
--------------------------------
<1> Hassan S.Z.S., Cederroth S. Managing Marital Disputes in Malaysia: Islamic Mediators and Conflict Resolution in the Shariah Courts. Curzon Press, 1997.

Посредничество занимает очень важное место в исламском праве, поскольку оно более предпочтительно, чем судебные и арбитражные разбирательства. Концептуально исламский закон стремится избежать возможности конфликта как последствия нежелательного действия.
Именно эта широко практикуемая в исламском мире концепция уже просочились на западный континент, а также в Индию и применяется для эффективного разрешения споров.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Проект непротивления сторон. Медиация в налоговых правоотношениях (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Понятие и виды медиации в законодательстве и правовой доктрине России, Франции, Испании и США (Вершинина Е.В., Коновалов Д.В., Новиков В.С., Хохлачева С.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Медиация как способ досудебного урегулирования конфликтов (Елисеев Д.Б.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Медиация в коллективных трудовых спорах: ограничения и возможности (с учетом зарубежного опыта) (Филипова И.А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>

Особенности применения института медиации в сфере защиты прав потребителей в России и Китае (Маркова О.А., Кошелев М.С.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.