Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О применении в России Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Ростовцева Н.В.)

О применении в России Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Ростовцева Н.В.)

Дата размещения статьи: 02.12.2014

В настоящее время тема международного похищения детей является весьма актуальной для России. Количество браков, заключаемых с иностранцами, неуклонно растет. В случае расторжения такого брака возникает главный вопрос: с кем и где будет проживать ребенок? Если родители ребенка, граждане разных государств, не могут мирно договориться, один из родителей иногда находит выход в том, что без согласия другого супруга увозит ребенка в свою страну или не возвращает его (например, после каникул). В конфликтах между родителями страдают дети, которые имеют право на общение с обоими родителями. И таких примеров много.
В российских средствах массовой информации (СМИ) широко освещался инцидент, получивший название "Дело Антона Салонена". В 2008 году, спустя пять лет после развода с финским гражданином Пааво Салоненом, гражданка России Римма Салонен вывезла своего пятилетнего сына Антона (без получения формального разрешения от отца ребенка) на территорию России - в Нижегородскую область. В 2009 году отец мальчика при содействии сотрудника финского консульства в Санкт-Петербурге похитил ребенка и увез в закрытом багажнике дипломатической машины в Финляндию. По решению Финского суда, единственным опекуном мальчика был назначен отец. Римма Салонен пыталась оспорить это решение в судебных инстанциях Финляндии. Однако Верховный суд Финляндии в июле 2013 года отказал Римме Салонен в ее требованиях. Ребенок оставлен с отцом, матери позволено видеться с ним два раза в месяц в присутствии соцработников <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: http://www.rg.ru/2012/07/11/salonen-anons.html.

Другая громкая история связана с конфликтом между родителями Элизы Андре - Ириной Беленькой (гражданкой России) и Жаном-Мишелем Андре (гражданином Франции), которые не смогли договориться об определении места жительства дочери. В 2007 году Ирина Беленькая тайно, без разрешения Жана-Мишеля вывезла двухлетнюю дочку в Россию. Жан-Мишель приехал в Россию и попытался вернуть дочку на основании постановления французского суда, в соответствии с которым решение вопросов воспитания дочери предоставлено отцу. Однако в отсутствие международного договора между Россией и Францией решение иностранного суда не подлежало обязательному исполнению в Российской Федерации. В 2008 году во время прогулки девочки с няней Жан-Мишель похитил ребенка и увез во Францию. А в 2009 году Ирина во второй раз организовала похищение ребенка, однако была арестована на венгерской границе. Элизу Андре передали на воспитание отцу <2>.
--------------------------------
<2> Подробнее см.: http://ria.ru/trend/kidnapping_Belenkaya_17042009.

Международное похищение детей одним из родителей приобретает уровень эпидемии мирового масштаба, ежегодно охватывающей несколько тысяч детей <3>. Однако против нее создана "вакцина": 25 октября 1980 г. в Гааге была принята Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (далее - Конвенция) <4>.
--------------------------------
<3> См.: база данных по международному похищению детей на сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http://www.incadat.com/index.cfm?act=text.text&lng=2.
<4> Вступила в силу 1 декабря 1983 г. (СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7452).

Целями Конвенции, как следует из ее преамбулы, являются: обеспечение международно-правовой защиты детей от вредоносных последствий их незаконного перемещения или удержания; создание единого правового механизма, позволяющего незамедлительно возвратить ребенка в страну его обычного проживания.
По мнению специалистов, данная Конвенция считается одним из наиболее удачных международных документов, выработанных под эгидой Гаагской конференции по международному частному праву. Она уже позволила оперативно разрешить тысячи дел о похищении детей <5>.
--------------------------------
<5> См.: Хазова О.А. Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Гаагская конвенция о защите детей 1996 года: сопоставительный анализ основных положений // Гаагские конвенции о защите детей в Российской Федерации. Применение, исполнение и возможное присоединение. М., 2013. С. 136.

Присоединение России к Конвенции

Конвенция была принята на Четырнадцатой сессии Гаагской конференции по международному частному праву. Согласно ст. 38 этого документа, государствам, не являющимся членами Четырнадцатой сессии Конференции, предоставлено право присоединиться к Конвенции. В частности, Российская Федерация присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" <6>. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 октября 2011 г., т.е. в первый день третьего календарного месяца после депонирования документа о присоединении (ст. 38 Конвенции).
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3242.

По состоянию на 9 апреля 2014 г. насчитывается 92 страны - участницы Конвенции. Последним государством, присоединившимся к Конвенции, стал Ирак - это событие произошло 21 марта 2014 г., а 1 июня 2014 г. документ вступил в силу <7>.
--------------------------------
<7> См.: http://www.hcch.net/index_fr.php?act=con-ventions.status&cid=24.

Для России присоединение к Конвенции имеет особое значение. Теперь удастся разрешать многие конфликтные ситуации, которые раньше оказывались тупиковыми.
В приведенных выше примерах российский суд принимал решение о месте жительства ребенка с матерью, в то время как суд иностранного государства, наоборот, выносил судебное постановление о проживании ребенка с финским/французским отцом. Таким образом, появлялись взаимоисключающие решения. И юридической возможности урегулировать подобную ситуацию не было, поскольку отсутствовала система взаимного признания и исполнения решений иностранных судов на территории Российской Федерации. В соответствии с российским законодательством иностранные судебные решения могут исполняться на территории России только в случае, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <8>). Круг государств, с которыми Россия связана договорами о правовой помощи по гражданским (семейным) делам, достаточно узок. Кроме того, отдельные действующие международные договоры Российской Федерации вообще не затрагивают вопросы исполнения судебных решений по гражданским делам <9>.
--------------------------------
<8> Далее - ГПК РФ.
<9> Подробнее см.: Шелютто М.Л. Анализ положений многосторонних и двусторонних договоров РФ в сфере применения Гаагских конвенций о защите детей // Гаагские конвенции о защите детей в Российской Федерации. Применение, исполнение и возможное присоединение. С. 61.

Основная идея, заложенная в Конвенции, следующая: похищение вредит ребенку, который имеет право на общение с обоими родителями. Конвенция устанавливает особый правовой механизм, позволяющий вернуть ребенка, незаконно перемещенного или удерживаемого в государстве - участнике Конвенции, в страну его обычного проживания.

Основные понятия, используемые в Конвенции

В названии Конвенции фигурирует понятие "похищение". Однако оно имеет другое значение, отличное от того, которое принято в уголовном праве. Случаи похищения детей, содержащие признаки преступления, к предмету правового регулирования Конвенции не относятся, поскольку Конвенция регламентирует отношения в сфере частного права.
Другое важное понятие - "право опеки", которое в соответствии со ст. 5 Конвенции включает в себя права, относящиеся к заботе о личности ребенка, в частности право определять место жительства ребенка. В случае раздельного проживания родителей может быть установлена как единоличная, так и совместная опека. Права опеки могут возникнуть в соответствии с законом либо на основании судебного или административного решения, либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству государства (ст. 3 Конвенции).
В статье 5 Конвенции закреплено также понятие "право доступа", которое включает в себя право взять ребенка на ограниченный период времени в место, иное, чем место его постоянного проживания. Как отмечается в юридической литературе, права доступа предполагают встречи, общение с ребенком и участие в его воспитании отдельно проживающего родителя, не наделенного правами опеки <10>.
--------------------------------
<10> См.: Тригубович Н.В., Семина Т.А. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года в российской правовой системе регулирования семейных отношений // Семейное и жилищное право. 2012. N 5.

В Конвенции ключевым понятием является понятие "место обычного проживания ребенка". Компетентные органы именно страны обычного места проживания ребенка могут применить правовые механизмы, направленные на защиту прав детей.
Важная роль в Конвенции отводится Центральному органу. Участник Конвенции назначает этот орган для выполнения предусмотренных Конвенцией обязанностей (ст. 6 Конвенции). Центральные органы сотрудничают друг с другом и содействуют сотрудничеству между компетентными органами в своих государствах для обеспечения скорейшего возвращения детей и для достижения других целей Конвенции (ст. 7 Конвенции).

Условия применения Конвенции

Для обеспечения возвращения ребенка в соответствии с положениями Конвенции необходимо доказать факт незаконного перемещения или удержания ребенка. Согласно ст. 3 Конвенции, перемещение или удержание ребенка рассматривается как незаконное, если, во-первых, осуществляется с нарушением прав опеки; во-вторых, во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.
Необходимо также иметь ввиду, что положения Конвенции применяются к ребенку, не достигшему возраста 16 лет, который до момента похищения постоянно проживал в стране, являющейся ее участницей (ст. 4). При этом гражданство ребенка и родителей не имеет значения и не принимается во внимание при вынесении решения о возвращении несовершеннолетнего.
Кроме того, следует учитывать, что Конвенция применяется между Договаривающимися государствами только в отношении незаконных перемещений или удержаний, которые имели место после ее вступления в силу в этих государствах (ст. 35).

Ограничения, касающиеся возвращения ребенка

Конвенция содержит ряд ограничений на возвращение ребенка в страну его обычного проживания. Так, судебный или административный орган запрашиваемого государства может отказать в возвращении ребенка в следующих случаях:
1. С момента незаконного перемещения или удержания ребенка прошло более одного года, и ребенок адаптировался к новой среде (абз. 2 ст. 12 Конвенции).
2. Родитель, выступающий против возвращения ребенка, смог доказать, что другой родитель фактически не осуществлял право опеки на момент перемещения или удержания ребенка (п. "а" ст. 13 Конвенции). В юридической литературе отмечается: такие обстоятельства, как частое отсутствие, связанное с профессиональной деятельностью и, например, помещение ребенка в интернат, не являются достаточными причинами, свидетельствующими о неисполнении права опеки. Необходимо доказать, что заявитель проявляет равнодушие по отношению к ребенку, ограничивается редкими контактами, не имея на это особых объективных причин <11>.
--------------------------------
<11> См.: Керстин Н.Ю. Важные аспекты международного похищения детей с позиции адвоката, практикующего в Германии // Гаагские конвенции о защите детей в Российской Федерации. Применение, исполнение и возможное присоединение. С. 409.

3. Родитель дал согласие на перемещение либо удержание ребенка или впоследствии не выразил возражений против таковых (п. "а" ст. 13 Конвенции).
4. Имеется очень серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда либо иным образом поставит его в невыносимые условия (абз. 1 п. "b" ст. 13 Конвенции).
5. Ребенок возражает против возвращения и уже достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение (абз. 2 п. "b" ст. 13 Конвенции).
6. Возвращение ребенка противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод (ст. 20 Конвенции).

Центральный орган

В соответствии со ст. 8 Конвенции любое лицо, учреждение или иная организация, заявляющие о том, что ребенок был перемещен или удерживается в нарушение прав опеки, могут обратиться либо в центральный орган по месту обычного проживания ребенка, либо в центральный орган любого другого Договаривающегося государства за содействием в обеспечении возвращения ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1097 "О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" <12> определено, что в России таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации. Центральный орган принимает необходимые меры для обнаружения местонахождения незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка, предотвращения причинения ему дальнейшего вреда; проводит мероприятия по организации или обеспечению эффективного осуществления прав доступа; инициирует судебные или административные процедуры для возвращения ребенка; оказывает и другие виды содействия, предусмотренные ст. 7 Конвенции.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 141.

Важно отметить, что центральный орган предпринимает все необходимые меры для обеспечения добровольного возвращения ребенка или содействия мирному урегулированию спорных вопросов (п. "с" ст. 7 Конвенции). В Российской Федерации в целях добровольного возвращения ребенка может быть использована процедура медиации, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <13>. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации, к спорам, возникающим, в частности, из гражданских и семейных правоотношений (ч. 2 ст. 1) <14>.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
<14> Подробнее о процедуре медиации в рамках реализации положений Конвенции см.: Тригубович Н.В., Семина Т.А., Чернов А.В. Применение медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года // Семейное и жилищное право. 2013. N 1. С. 8 - 11.

Согласно ст. 26 Конвенции, центральный орган самостоятельно несет расходы по применению Конвенции. В частности, центральные органы Договаривающихся государств не вправе требовать от заявителя оплаты расходов и издержек, связанных с осуществлением процедур или в соответствующих случаях с участием в деле адвоката или советников. Вместе с тем Конвенция позволяет государству-участнику сделать оговорку, заявив о том, что оно не обязано нести указанные расходы, за исключением тех расходов, которые могут быть возмещены его системой юридической помощи и консультации (ст. 42). Российская Федерация такую оговорку сделала <15>. Поскольку Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <16> не предусматривает оказания адвокатами бесплатной юридической помощи по делам о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, расходы, связанные с ведением дела в суде, российские родители несут самостоятельно.
--------------------------------
<15> См.: Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
<16> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

Проблемы применения Конвенции в России

Присоединение России к Конвенции, безусловно, можно рассматривать как положительный момент. Участие в ней позволит сократить случаи незаконного перемещения или удержания детей, поможет цивилизованно разрешать многие семейные конфликты. Кроме того, опыт применения Конвенции в других государствах свидетельствует о том, что она оказывает огромное превентивное воздействие.
Однако в настоящее время сфера территориального действия Конвенции применительно к Российской Федерации ограничена.
Для государств, которые являлись членами Четырнадцатой сессии Гаагской конференции по международному частному праву, Конвенция открыта для подписания; она подлежит ратификации, принятию или утверждению (ст. 37). Таким образом, Конвенция имеет силу между всеми подписавшими и ратифицировавшими ее государствами, и дополнительных согласований не требуется.
Страны, которые не являлись членами Четырнадцатой сессии Гаагской конференции по международному частному праву (как, например, Россия), могут только присоединиться к Конвенции. При этом для страны, присоединившейся к Конвенции, требуется также факт подтверждения ее признания другими участниками. В статье 38 Конвенции закреплено следующее положение: присоединение будет иметь силу только в отношениях между присоединившимся государством и теми Договаривающимися государствами, которые заявят о своем признании присоединения.
Так, Финляндия подписала и ратифицировала Конвенцию 25 мая 1994 г.; Конвенция вступила в силу 1 августа 1994 г.; 3 октября 2012 г. Финляндия признала Россию как участницу Конвенции, признание вступило в силу для России 1 января 2013 года. Франция подписала Конвенцию 25 октября 1980 г. и ратифицировала ее 16 сентября 1982 г.; Конвенция вступила в силу 1 декабря 1983 г.; 5 октября 2011 г. Франция признала Россию как участницу Конвенции, признание вступило в силу для России 1 января 2012 года.
По состоянию на 1 мая 2014 г. только 35 из 92 стран признали Россию как участницу Конвенции (Франция, Финляндия, Испания, Греция, Япония, Аргентина, Бразилия, Армения, Украина, Узбекистан и др.) <17>. При этом США, Австралия, Канада, Германия, Италия, Великобритания, Швеция, Швейцария, Турция и многие другие страны свое признание не подтвердили <18>. Таким образом, если ребенка незаконно увезли, например, из России в Германию, применить Конвенцию будет невозможно (несмотря на то что Германия ратифицировала ее в 1990 году).
--------------------------------
<17> См.: http://www.hcch.net/index_fr.php?act=status.accept&mid=1112.
<18> См.: http://www.hcch.net/upload/abducto-verview_f.pdf.

Эффективному применению Конвенции в России могут препятствовать также следующие обстоятельства.
Согласно российскому законодательству, выезд ребенка из Российской Федерации с одним из родителей без согласия другого является допустимым (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <19>), поскольку Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) закрепляет равные права родителей в отношении своих детей (п. 1 ст. 61). Исключение составляет ситуация, когда один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") <20>. Кроме того, для въезда в некоторые страны требуется представление нотариально удостоверенного согласия другого родителя. Соблюдение данного требования необходимо, в частности, для получения Шенгенской визы <21>.
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
<20> Порядок подачи заявления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 г. N 273 "Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1902).
<21> См.: п. 7 Согласованного списка подтверждающих документов, предоставляемых заявителями для получения Шенгенской визы в Российской Федерации // Ваше право. 2013. N 3.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, использование презумпции согласованности действий родителей при регулировании порядка выезда несовершеннолетних граждан из Российской Федерации не отвечает задаче надлежащей защиты прав родителей и детей. В целях предотвращения незаконного перемещения или удержания ребенка предлагается внести изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части установления требования об обязательном предоставлении согласия другого родителя, подпись которого следовало бы свидетельствовать нотариально. В случаях, когда получить согласие другого родителя невозможно (не удается), вопрос о разрешении на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации мог бы быть разрешен в судебном порядке <22>. Внесение подобных изменений представляется оправданным.
--------------------------------
<22> См.: Хазова О.А., Шелютто М.Л., Матвеева М.В. Сопоставительный анализ положений Гаагских конвенций о защите прав детей и российского права // Гаагские конвенции о защите детей в Российской Федерации. Применение, исполнение и возможное присоединение. С. 182.

При применении Конвенции в России существует вероятность возникновения сложностей. Они заключаются в содержании самого понятия "похищение", поскольку российское законодательство похищение человека относит к преступлению, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность (ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации <23>). Вместе с тем указанная статья УК РФ не может применяться в случае завладения родителем ребенком вопреки воле другого родителя или близких родственников, у которых он находится на воспитании <24>. Как уже отмечалось, с точки зрения Конвенции понятие "похищение" не имеет уголовно-правовой природы.
--------------------------------
<23> Далее - УК РФ.
<24> См.: Кравчук Н.В. Конвенция о международном похищении детей: законодательные проблемы и перспективы реализации // Семейное и жилищное право. 2013. N 1.

Определенные трудности могут быть связаны с тем, что понятие опеки, из которого исходит Конвенция, не соответствует российскому пониманию данного института. Согласно ст. 145 СК РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Таким образом, по российскому законодательству, родители не наделяются правами опеки. Между тем Конвенция исходит из обратного. Выше уже приводились положения Конвенции, в соответствии с которыми "права опеки" включают права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и в частности, право определять место жительства ребенка (ст. 5). Право заботиться о ребенке предоставлено прежде всего родителям, которые выступают в западных правопорядках опекунами для своих детей. Хотя права опеки могут возникнуть также и у других субъектов (абз. 4 ст. 3 Конвенции).
Когда родители проживают совместно, споры о воспитании ребенка, как правило, не возникают. Разногласия обычно появляются после расторжения брака между родителями или в случае их раздельного проживания. Тогда и возникает необходимость определить, с кем из родителей будет проживать ребенок и каков объем участия каждого родителя в его воспитании. Например, существует возможность установления совместной опеки над ребенком; в этом случае родители совместно решают вопросы воспитания, содержания ребенка, определения его места жительства и др. Иногда устанавливается единоличная опека, когда решение указанных вопросов доверено одному из родителей.
В России опека устанавливается над ребенком в случае возникновения таких обстоятельств, как смерть родителей, лишение их родительских прав, признание родителей недееспособными и др. В этом случае орган опеки и попечительства назначает опекуна по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <25>). В исключительных случаях, когда, например, по уважительным причинам родители не могут исполнять свои родительские обязанности, они вправе обратиться в орган опеки и попечительства с совместным заявлением о назначении опекуна на определенный период с указанием конкретного лица (ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Таким образом, основное назначение института опеки и попечительства над несовершеннолетними в российском праве - осуществление защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
--------------------------------
<25> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

Как уже отмечалось, Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип равенства прав и обязанностей родителей. Данный принцип сохраняется и в случае расторжения брака между ними. Согласно пункту 1 ст. 66 СК РФ, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей; при отсутствии такого соглашения спор между родителями о месте жительства детей может быть разрешен судом по требованию любого из них (п. 3 ст. 65 СК РФ). Правовое положение родителей, установленное российским законодательством, сравнимо со статусом родителей за рубежом, наделенных совместной опекой. Если один из родителей, которые наделены совместной опекой, вывезет ребенка в другую страну без согласия другого, то данное действие должно быть квалифицировано как незаконное, поскольку в контексте положений Конвенции нарушаются права опеки другого родителя. Однако в российском законодательстве понятие родительской опеки отсутствует, поэтому при применении Конвенции могут возникнуть сложности.
Так называемые права доступа, которыми оперирует Конвенция, также не закреплены российским законодательством.
На практике проблемы могут возникнуть и в связи с тем, что Конвенция распространяет свое действие только на детей, не достигших 16 лет. Представим ситуацию, когда один из родителей незаконно перемещает несовершеннолетних разных возрастных категорий - до 16 лет и после 16 лет. На основании положений Конвенции суд может вынести решение о возвращении только тех, кому еще не исполнилось 16 лет, что приведет к разлуке несовершеннолетнего ребенка, не достигшего 16 лет, со старшими братьями или сестрами.
Препятствием для эффективного применения Конвенции в России может стать толкование понятия "место обычного проживания" в отношении ребенка. Дело в том, что Конвенция не раскрывает содержание данного термина. А при переводе текста Конвенции с французского и английского языков на русский язык словосочетания "residence habituelle" (фр.) и "habitual residence" (англ.) заменены словосочетанием "место постоянного проживания".
Это понятие используется и в других конвенциях Гаагской конференции по международному частному праву, но его содержание также не определено. Суд Европейского союза (далее - ЕС) в деле от 2 апреля 2009 г. С-523/07 при применении Регламента Совета ЕС N 2201/2003 попытался дать некоторые ориентиры для идентификации места обычного проживания, определив его как место интеграции ребенка в социальную и семейную среду. Суд ЕС указал на необходимость принимать во внимание продолжительность, регулярность и причины пребывания ребенка на территории государства - члена ЕС и перемещения на территорию этого государства, национальность ребенка, условия школьного обучения, знание языка, а также семейные и социальные отношения, которые связывают ребенка с этим государством <26>.
--------------------------------
<26> Simon Othenin-Girard. Portee de l'article 85 LDIP - Convention de La Haye de 1996 sur la protection des enfants (CLaH96) - Notion de residence habituelle, Newsletter DroitMatrimonial. ch mars 2013 // http://www.droitmatrimonial.ch/uploads/tx_bailarrets/Analyse_5A_809_2012_01.pdf.

Для реализации положений Конвенции и обеспечения эффективной практики ее применения в России принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", который вступил в силу 17 мая 2014 года <27>. Указанный Федеральный закон предусматривает, в частности, внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: подраздел II раздела II данного Кодекса дополнен новой главой 22.2 "Производство по рассмотрению заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации". Положениями, предусмотренными в этой главе ГПК РФ, установлены процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о похищении детей (например, определена подсудность указанных дел одному районному суду в федеральном округе, в котором пребывает ребенок). Это, по мнению разработчиков законопроекта, позволит сократить количество судов (до восьми), рассматривающих дела, возникающие из отношений, регулируемых Конвенцией, обеспечить единообразие и быстроту судопроизводства при их разрешении <28>.
--------------------------------
<27> Российская газета. 07.05.2014.
<28> См.: Пояснительную записка к проекту Федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", подготовленного Минобрнауки России // http://base.garant.ru/57707925.

Согласно новой ст. 244.15 ГПК РФ, заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.
Устанавливаются сокращенные (по сравнению с общими) процессуальные сроки направления копий определений суда сторонам и центральному органу, рассмотрения заявления, а также сроки на подачу апелляционных и частных жалоб и апелляционного производства.
Для предотвращения односторонних, не согласованных с истцом действий ответчика ст. 244.13 ГПК РФ ("Обеспечение иска") предусматривает, что судья может запретить ответчику до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа изменять место пребывания ребенка и временно ограничить его выезд из Российской Федерации. Кроме того, ст. 120 ГПК РФ ("Розыск ответчика и (или) ребенка") <29> была дополнена следующим положением: "При неизвестности места пребывания ответчика и (или) ребенка по требованию о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика и (или) ребенка".
--------------------------------
<29> Прежнее название данной статьи - "Розыск ответчика".

В целях проведения розыска ребенка, обеспечения исполнения судебных решений о возвращении незаконно перемещенных или незаконно удерживаемых детей или об осуществлении в отношении таких детей прав доступа Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <30> и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <31>, а также в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <32>.
--------------------------------
<30> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
<31> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
<32> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Все эти изменения, как нам представляется, позволят более оперативно и эффективно рассматривать дела, связанные с похищением детей.
Дополнительной гарантией защиты прав и интересов ребенка являются положения Гаагской конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года <33>. Россия присоединилась к указанной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 62-ФЗ <34>. Для России эта Конвенция вступила в силу 1 июня 2013 года. Однако анализ ее положений и практики применения - это уже тема отдельного исследования.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.



В центре внимания:


Правовое обеспечение баланса интересов поставщиков и покупателей энергетических ресурсов (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Хабитация как право ограниченного пользования чужим жилым помещением (Мыскин А.В.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Возникновение права собственности на земельный участок по основанию приобретательной давности: проблемы практики (Умеренко Ю.А.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Налоговые новшества - 2017 (Скоробогатов М.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Аудит программ лояльности (Гасанова Э.Г.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта