Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма

Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма

Дата размещения статьи: 12.05.2011

А.Д. БАВЕЛЬСКИЙ, И.В. ЗОРИН, А.И. СЕСЕЛКИН

Еще в 1991 г. Генеральная Ассамблея ЮНВТО приняла Резолюцию "Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы" (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties), текст которой был в дальнейшем обновлен в 2005 г. в Дакаре (Сенегал) и был назван "Туризм, доступный для всех" <1>. В Декларации по упрощению туристских путешествий, принятой на 18 сессии Генеральной Ассамблеи в Астане, ЮНВТО призывает государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения доступными для людей с ограниченными физическими возможностями <2>.
--------------------------------
<1> 16-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/492(XVI)/10.
<2> 18-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/578(XVIII)/20, 5 - 8 октября 2009 г., Астана, Казахстан.

Как известно, в 2014 г. в России будут проходить зимние Олимпийские игры. Вслед за этим нашей стране предстоит принимать Паралимпиаду-2014. Все это, безусловно, приведет к увеличению потока туристов, в том числе и среди людей с ограниченными возможностями. А значит, на транспортную инфраструктуру страны, гостиничный комплекс, обслуживающий персонал ложатся дополнительные обязательства, связанные с приемом отечественных и зарубежных гостей.
Особенно актуальной в связи с этим становится тема доступной среды как главного фактора развития и безопасности безбарьерного туризма для туристов-инвалидов. В соответствии с требованием Международного паралимпийского комитета они должны пользоваться теми же правами, что и здоровые люди, т.е. свободно передвигаться, иметь возможность посещать туристские и рекреационные места, наблюдать за соревнованиями. Это неотъемлемое условие проведения игр. Оргкомитет "Сочи-2014" уже объявил о старте программы по созданию безбарьерной среды, главной целью которой является превращение Сочи в первый в России город, полностью доступный для людей с инвалидностью и представителей других маломобильных групп населения.
Мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для туристов-инвалидов пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Если же говорить о доступном туризме в целом (в России еще существует термин "туризм для инвалидов"), то пока для нас эта тема новая и недостаточно освоенная. Потенциальные потребители этого сегмента - не только инвалиды и пожилые люди, но и их опекуны, члены их семей, а также семьи с маленькими детьми. На долю путешествующих с ограниченными физическими возможностями туристов приходится около 7% мировых турпотоков и около 11% всех туристских поездок по Европе. За рубежом это один из самых динамично развивающихся сегментов туристского рынка <3>.
--------------------------------
<3> По материалам Круглого стола "Безбарьерный туризм в Москве: реальность и перспективы", организованного Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, 6 июля 2011 г., Москва.

Туризм не просто стиль жизни современного человека. Для людей с ограниченными функциями он служит средством реабилитации. Во-первых, потому, что это двигательная активность. Через туризм осуществляется поддержание физической формы и здоровья. Во-вторых, туризм создает среду для полноценного общения, устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых людей и инвалидов в общество. Плюс ко всему туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Благоприятный климат, красивая природа способствуют положительному психоэмоциональному настрою.
В Российской Федерации сегодня проживают 13 млн. инвалидов. Примерно половина людей с ограниченными возможностями передвижения (на колясках) - это молодые люди в возрасте до 40 лет. Они занимают активную жизненную позицию, осваивают новые профессии. Около 30% людей с ограниченными возможностями занимаются бизнесом, участвуют в политике. Еще около 30% - это люди, которые относятся к категории среднего класса, и они могли бы путешествовать, если бы им создали условия <4>.
--------------------------------
<4> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в Москве: Учебно-метод. пособие / Под науч. ред. И.В. Зорина. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. М.: Логос, 2011. С. 85.

Одной из причин замедления роста туризма для инвалидов в России сегодня является низкая доступность среды - городской инфраструктуры. Действующее законодательство устанавливает обязательства по созданию условий для беспрепятственного и безопасного пользования всеми видами транспорта, предписывая обеспечивать вокзалы, аэропорты и другие объекты специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться ими. Однако беда этого законодательства в том, что ему необходима конкретизация технических норм на условиях, не просто учитывающих инвалидную тематику, а реально обеспечивающих приспособление городской инфраструктуры к особенностям различных групп инвалидов.
По оценкам российских туроператоров <5>, сейчас для россиян с ограниченными физическими возможностями доступны все виды и типы отдыха, кроме тех, которые предусматривают групповое передвижение на автобусе. Но в действительности пока даже крупные российские города нельзя назвать удобными для отдыхающих с ограниченными возможностями. Пандусы, подъемники, таблички для слабовидящих, спецтранспорт - редкий музей или гостиница может похвастать такими условиями.
--------------------------------
<5> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 8.

Как показывает практика, в регионах вопрос доступности транспортной инфраструктуры находится на очень низком уровне. И дело не в том, что на местах не хотят сделать необходимые шаги к формированию доступной безбарьерной среды. Проблема кроется в информационном вакууме, причем как со стороны потребителей, так и тех, кто создает безбарьерную среду.
С оборудованными для инвалидов гостиницами ситуация обстоит несколько иначе - в последние 10 лет российские отели строятся в основном по европейским стандартам, и среди номеров также есть специально оборудованные. Но стоят такие номера в полтора раза дороже обычных - порядка 5 тыс. рублей в сутки. И бронировать их нужно заранее.
Приходится констатировать, что туристическая индустрия и инфраструктура доступного туризма для инвалидов в нашей стране пока не получили должного развития, хотя уже и существуют варианты туров для путешественников с ограниченными физическими возможностями и туристические компании, работающие в этой нелегкой, но благодарной сфере. Несмотря на трудности, на российском туристском рынке сегодня можно найти различные предложения для людей с ограниченными возможностями: "путешествия для инвалидов", "паратуризм", "инвалидный туризм", "туризм для инвалидов", "туризм глухих", "туризм слепых", "реабилитационный туризм", "коррекционно-образовательный туризм". Нередко сюда же относят и "социальный туризм" - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды (Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
С 2011 г. в нашей стране началась реализация программы "Доступная среда". По официальным данным, сегодня в Москве около 70% объектов городской инфраструктуры являются доступными для людей с ограниченными возможностями. Правда, по оценке экспертов, для туристов на колясках их значительно меньше. Городская среда Санкт-Петербурга, по мнению экспертов, более доступна, чем московские улицы и парки. Доступны и главные столичные музеи: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Среди действующих гостиниц Москвы 13 имеют специально оборудованные одно- и двухместные номера, которые готовы принять около пятидесяти гостей с ограниченными возможностями (колясочников). В будущем их число должно значительно увеличиться. Согласно стандартам, уже принятым в России, все строящиеся и реконструируемые отели, рассчитанные на 50 номеров, будут обязаны оборудовать не менее двух номеров для инвалидов. А крупные гостиничные комплексы должны отвести под них не менее 3% от номерного фонда. Компании, специализирующиеся на въездном и выездном туризме для инвалидов, считают, что необходимо активнее стимулировать московские гостиницы создавать большее число номеров для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Насколько же доступна сегодня российская столица туристам-инвалидам? По данным экспертов <6>, по сравнению с городом двенадцатилетней давности сегодняшняя Москва значительно более открыта для таких туристов. Многие музеи, вокзалы и аэропорты адаптированы под требования инвалидов. Туристы-инвалиды могут осмотреть столицу, но все же их возможности ограничены. Например, Дарвиновский музей сделали доступным, а вот на лестницу Пушкинского музея взобраться на коляске просто невозможно.
--------------------------------
<6> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 89.

В наиболее запущенном состоянии сегодня московские общественные туалеты, воспользоваться большинством которых инвалид-колясочник не в состоянии.
Более-менее решается в столице проблема с транспортом. Сейчас все городские автобусы и троллейбусы закупаются только с низкими полами и оснащенные подъемниками. Но осталось много старых. Не хватает и оборудованных для инвалидов туристических автобусов.
На открывающемся московском информационном туристическом портале будет представлен специальный раздел, посвященный Москве для инвалидов. Кроме того, в планах - издание путеводителя "Москва для инвалидов", в котором будет собрана вся достоверная информация по туристским объектам и маршрутам города. К 2014 г. планируется сделать безбарьерным весь автобусный парк Москвы, а к 2016-му - весь парк московских троллейбусов.
С 1999 г. московские власти ведут статистический учет зданий, которые доступны для инвалидов. Обследованы около 45 тыс. действующих в столице объектов и сооружений - менее половины их общего количества. Результаты свидетельствуют, что на сегодняшний день приспособлено более 9 тыс. объектов, из них полностью - 1200, остальные - лишь частично. В первую очередь приспосабливаются объекты социальной защиты и здравоохранения. Более 12 тыс. входов в здания оборудовано пандусами, перилами и съездами. Для удобства инвалидов-колясочников переоборудовано 130 квартир и более 1 тыс. туалетов в общественных и административных зданиях. Обеспечено 1800 мест парковки транспорта инвалидов. Пологими съездами (пониженным бортовым камнем) обустроены более 1200 наземных переходов, установлено 18 звуковых светофоров и маяков, более 200 подземных переходов оборудованы пандусами; 135 рабочих мест аттестованы на предмет их доступности для инвалидов <7>.
--------------------------------
<7> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 108.

В соответствии с действующими принципами и нормами международного права и международными договорами просто невозможен выпуск электропоездов, не оборудованных специальными местами и приспособлениями для инвалидов. Но существующая нормативная база не учитывает конструктивных особенностей подвижного состава железнодорожного транспорта, особенностей организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в зависимости от длительности поездки, вида оказываемых услуг по перевозке пассажиров. Не учтены и особенности инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые также имеют свою специфику.
Требования должны распространяться не только на пассажиров - инвалидов в креслах-колясках, но и на маломобильную группу населения. По мнению экспертов, работающих на железнодорожном транспорте, необходим единый документ, например свод правил или отдельный ГОСТ по обеспечению доступности и безопасности именно железнодорожного транспорта (включая сюда и инфраструктуру, и подвижной состав) для пассажиров, относящихся к маломобильной группе населения. Такой документ позволит реализовать требования уже принятых технических регламентов.
Показательными в плане доступности для инвалидов являются совместные проекты ОАО "РЖД" с компанией "Сименс" - высокоскоростные электропоезда "Сапсан" и электропоезда Desiro RUS, предназначенные для транспортного обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи-2014, и с компанией "Альстом" - электропоезда "Аллегро" для линии Санкт-Петербург - Хельсинки. В рамках этих проектов используется комплекс как технических, так и организационных мер для обеспечения возможности максимально комфортного проезда инвалидов, начиная с посадки и высадки на низкие платформы и заканчивая оборудованием санузлов.
К сожалению, наше общество до сих пор смотрит на инвалидов как на изгоев. Низкая пенсия и льготы не сделают шире дорогу инвалидам. Формально говоря, специальные проекты по интеграции инвалидов в общество есть, начиная от федеральной целевой программы по социальной защите инвалидов, которая реализуется уже достаточно много лет. Есть региональные программы, хотя они неравноценные, потому что все зависит от воли губернаторов и от возможностей регионов. Есть довольно много программ, которые реализуют общественные организации. Но говорить о том, что в России выстроена некая система, в которой любой инвалид может получить поддержку, пока, к сожалению, рано. То, что Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов <8>, может создать условия для того, чтобы все эти проекты были реализованы.
--------------------------------
<8> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г.

Важно помнить, что инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Сейчас существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и все чаще эту группу учитывают как важный сегмент рынка. Нацеливаясь в маркетинговой деятельности на инвалидов, туроператоры получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона. Безбарьерный туризм нужен России как социальное явление, как форма реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


К вопросу о дистанционном оказании туристских услуг в свете цифровизации (Михайлова А.С.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей (Чеботарева И.А.)

Дата размещения статьи: 22.12.2021

подробнее>>

Правовое регулирование института инвестирования внутреннего регионального туризма (на примере Республики Хакасия) (Козьмин М.В.)

Дата размещения статьи: 22.11.2021

подробнее>>

Специфика правового регулирования туризма в период пандемии (Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)

Дата размещения статьи: 05.08.2021

подробнее>>

Особенности судебной защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг в условиях пандемии (Ткачева Н.Н.)

Дата размещения статьи: 28.05.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.