Дата размещения статьи: 12.05.2011
А.Д. БАВЕЛЬСКИЙ, И.В. ЗОРИН, А.И. СЕСЕЛКИН
Еще в 1991 г. Генеральная Ассамблея ЮНВТО приняла Резолюцию "Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы" (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties), текст которой был в дальнейшем обновлен в 2005 г. в Дакаре (Сенегал) и был назван "Туризм, доступный для всех" <1>. В Декларации по упрощению туристских путешествий, принятой на 18 сессии Генеральной Ассамблеи в Астане, ЮНВТО призывает государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения доступными для людей с ограниченными физическими возможностями <2>.
--------------------------------
<1> 16-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/492(XVI)/10.
<2> 18-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/578(XVIII)/20, 5 - 8 октября 2009 г., Астана, Казахстан.
Как известно, в 2014 г. в России будут проходить зимние Олимпийские игры. Вслед за этим нашей стране предстоит принимать Паралимпиаду-2014. Все это, безусловно, приведет к увеличению потока туристов, в том числе и среди людей с ограниченными возможностями. А значит, на транспортную инфраструктуру страны, гостиничный комплекс, обслуживающий персонал ложатся дополнительные обязательства, связанные с приемом отечественных и зарубежных гостей.
Особенно актуальной в связи с этим становится тема доступной среды как главного фактора развития и безопасности безбарьерного туризма для туристов-инвалидов. В соответствии с требованием Международного паралимпийского комитета они должны пользоваться теми же правами, что и здоровые люди, т.е. свободно передвигаться, иметь возможность посещать туристские и рекреационные места, наблюдать за соревнованиями. Это неотъемлемое условие проведения игр. Оргкомитет "Сочи-2014" уже объявил о старте программы по созданию безбарьерной среды, главной целью которой является превращение Сочи в первый в России город, полностью доступный для людей с инвалидностью и представителей других маломобильных групп населения.
Мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для туристов-инвалидов пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Если же говорить о доступном туризме в целом (в России еще существует термин "туризм для инвалидов"), то пока для нас эта тема новая и недостаточно освоенная. Потенциальные потребители этого сегмента - не только инвалиды и пожилые люди, но и их опекуны, члены их семей, а также семьи с маленькими детьми. На долю путешествующих с ограниченными физическими возможностями туристов приходится около 7% мировых турпотоков и около 11% всех туристских поездок по Европе. За рубежом это один из самых динамично развивающихся сегментов туристского рынка <3>.
--------------------------------
<3> По материалам Круглого стола "Безбарьерный туризм в Москве: реальность и перспективы", организованного Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, 6 июля 2011 г., Москва.
Туризм не просто стиль жизни современного человека. Для людей с ограниченными функциями он служит средством реабилитации. Во-первых, потому, что это двигательная активность. Через туризм осуществляется поддержание физической формы и здоровья. Во-вторых, туризм создает среду для полноценного общения, устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых людей и инвалидов в общество. Плюс ко всему туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Благоприятный климат, красивая природа способствуют положительному психоэмоциональному настрою.
В Российской Федерации сегодня проживают 13 млн. инвалидов. Примерно половина людей с ограниченными возможностями передвижения (на колясках) - это молодые люди в возрасте до 40 лет. Они занимают активную жизненную позицию, осваивают новые профессии. Около 30% людей с ограниченными возможностями занимаются бизнесом, участвуют в политике. Еще около 30% - это люди, которые относятся к категории среднего класса, и они могли бы путешествовать, если бы им создали условия <4>.
--------------------------------
<4> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в Москве: Учебно-метод. пособие / Под науч. ред. И.В. Зорина. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. М.: Логос, 2011. С. 85.
Одной из причин замедления роста туризма для инвалидов в России сегодня является низкая доступность среды - городской инфраструктуры. Действующее законодательство устанавливает обязательства по созданию условий для беспрепятственного и безопасного пользования всеми видами транспорта, предписывая обеспечивать вокзалы, аэропорты и другие объекты специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться ими. Однако беда этого законодательства в том, что ему необходима конкретизация технических норм на условиях, не просто учитывающих инвалидную тематику, а реально обеспечивающих приспособление городской инфраструктуры к особенностям различных групп инвалидов.
По оценкам российских туроператоров <5>, сейчас для россиян с ограниченными физическими возможностями доступны все виды и типы отдыха, кроме тех, которые предусматривают групповое передвижение на автобусе. Но в действительности пока даже крупные российские города нельзя назвать удобными для отдыхающих с ограниченными возможностями. Пандусы, подъемники, таблички для слабовидящих, спецтранспорт - редкий музей или гостиница может похвастать такими условиями.
--------------------------------
<5> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 8.
Как показывает практика, в регионах вопрос доступности транспортной инфраструктуры находится на очень низком уровне. И дело не в том, что на местах не хотят сделать необходимые шаги к формированию доступной безбарьерной среды. Проблема кроется в информационном вакууме, причем как со стороны потребителей, так и тех, кто создает безбарьерную среду.
С оборудованными для инвалидов гостиницами ситуация обстоит несколько иначе - в последние 10 лет российские отели строятся в основном по европейским стандартам, и среди номеров также есть специально оборудованные. Но стоят такие номера в полтора раза дороже обычных - порядка 5 тыс. рублей в сутки. И бронировать их нужно заранее.
Приходится констатировать, что туристическая индустрия и инфраструктура доступного туризма для инвалидов в нашей стране пока не получили должного развития, хотя уже и существуют варианты туров для путешественников с ограниченными физическими возможностями и туристические компании, работающие в этой нелегкой, но благодарной сфере. Несмотря на трудности, на российском туристском рынке сегодня можно найти различные предложения для людей с ограниченными возможностями: "путешествия для инвалидов", "паратуризм", "инвалидный туризм", "туризм для инвалидов", "туризм глухих", "туризм слепых", "реабилитационный туризм", "коррекционно-образовательный туризм". Нередко сюда же относят и "социальный туризм" - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды (Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
С 2011 г. в нашей стране началась реализация программы "Доступная среда". По официальным данным, сегодня в Москве около 70% объектов городской инфраструктуры являются доступными для людей с ограниченными возможностями. Правда, по оценке экспертов, для туристов на колясках их значительно меньше. Городская среда Санкт-Петербурга, по мнению экспертов, более доступна, чем московские улицы и парки. Доступны и главные столичные музеи: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Среди действующих гостиниц Москвы 13 имеют специально оборудованные одно- и двухместные номера, которые готовы принять около пятидесяти гостей с ограниченными возможностями (колясочников). В будущем их число должно значительно увеличиться. Согласно стандартам, уже принятым в России, все строящиеся и реконструируемые отели, рассчитанные на 50 номеров, будут обязаны оборудовать не менее двух номеров для инвалидов. А крупные гостиничные комплексы должны отвести под них не менее 3% от номерного фонда. Компании, специализирующиеся на въездном и выездном туризме для инвалидов, считают, что необходимо активнее стимулировать московские гостиницы создавать большее число номеров для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Насколько же доступна сегодня российская столица туристам-инвалидам? По данным экспертов <6>, по сравнению с городом двенадцатилетней давности сегодняшняя Москва значительно более открыта для таких туристов. Многие музеи, вокзалы и аэропорты адаптированы под требования инвалидов. Туристы-инвалиды могут осмотреть столицу, но все же их возможности ограничены. Например, Дарвиновский музей сделали доступным, а вот на лестницу Пушкинского музея взобраться на коляске просто невозможно.
--------------------------------
<6> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 89.
В наиболее запущенном состоянии сегодня московские общественные туалеты, воспользоваться большинством которых инвалид-колясочник не в состоянии.
Более-менее решается в столице проблема с транспортом. Сейчас все городские автобусы и троллейбусы закупаются только с низкими полами и оснащенные подъемниками. Но осталось много старых. Не хватает и оборудованных для инвалидов туристических автобусов.
На открывающемся московском информационном туристическом портале будет представлен специальный раздел, посвященный Москве для инвалидов. Кроме того, в планах - издание путеводителя "Москва для инвалидов", в котором будет собрана вся достоверная информация по туристским объектам и маршрутам города. К 2014 г. планируется сделать безбарьерным весь автобусный парк Москвы, а к 2016-му - весь парк московских троллейбусов.
С 1999 г. московские власти ведут статистический учет зданий, которые доступны для инвалидов. Обследованы около 45 тыс. действующих в столице объектов и сооружений - менее половины их общего количества. Результаты свидетельствуют, что на сегодняшний день приспособлено более 9 тыс. объектов, из них полностью - 1200, остальные - лишь частично. В первую очередь приспосабливаются объекты социальной защиты и здравоохранения. Более 12 тыс. входов в здания оборудовано пандусами, перилами и съездами. Для удобства инвалидов-колясочников переоборудовано 130 квартир и более 1 тыс. туалетов в общественных и административных зданиях. Обеспечено 1800 мест парковки транспорта инвалидов. Пологими съездами (пониженным бортовым камнем) обустроены более 1200 наземных переходов, установлено 18 звуковых светофоров и маяков, более 200 подземных переходов оборудованы пандусами; 135 рабочих мест аттестованы на предмет их доступности для инвалидов <7>.
--------------------------------
<7> Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Указ. соч. С. 108.
В соответствии с действующими принципами и нормами международного права и международными договорами просто невозможен выпуск электропоездов, не оборудованных специальными местами и приспособлениями для инвалидов. Но существующая нормативная база не учитывает конструктивных особенностей подвижного состава железнодорожного транспорта, особенностей организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в зависимости от длительности поездки, вида оказываемых услуг по перевозке пассажиров. Не учтены и особенности инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые также имеют свою специфику.
Требования должны распространяться не только на пассажиров - инвалидов в креслах-колясках, но и на маломобильную группу населения. По мнению экспертов, работающих на железнодорожном транспорте, необходим единый документ, например свод правил или отдельный ГОСТ по обеспечению доступности и безопасности именно железнодорожного транспорта (включая сюда и инфраструктуру, и подвижной состав) для пассажиров, относящихся к маломобильной группе населения. Такой документ позволит реализовать требования уже принятых технических регламентов.
Показательными в плане доступности для инвалидов являются совместные проекты ОАО "РЖД" с компанией "Сименс" - высокоскоростные электропоезда "Сапсан" и электропоезда Desiro RUS, предназначенные для транспортного обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи-2014, и с компанией "Альстом" - электропоезда "Аллегро" для линии Санкт-Петербург - Хельсинки. В рамках этих проектов используется комплекс как технических, так и организационных мер для обеспечения возможности максимально комфортного проезда инвалидов, начиная с посадки и высадки на низкие платформы и заканчивая оборудованием санузлов.
К сожалению, наше общество до сих пор смотрит на инвалидов как на изгоев. Низкая пенсия и льготы не сделают шире дорогу инвалидам. Формально говоря, специальные проекты по интеграции инвалидов в общество есть, начиная от федеральной целевой программы по социальной защите инвалидов, которая реализуется уже достаточно много лет. Есть региональные программы, хотя они неравноценные, потому что все зависит от воли губернаторов и от возможностей регионов. Есть довольно много программ, которые реализуют общественные организации. Но говорить о том, что в России выстроена некая система, в которой любой инвалид может получить поддержку, пока, к сожалению, рано. То, что Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов <8>, может создать условия для того, чтобы все эти проекты были реализованы.
--------------------------------
<8> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г.
Важно помнить, что инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Сейчас существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и все чаще эту группу учитывают как важный сегмент рынка. Нацеливаясь в маркетинговой деятельности на инвалидов, туроператоры получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона. Безбарьерный туризм нужен России как социальное явление, как форма реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 22.12.2021
Дата размещения статьи: 22.11.2021
Дата размещения статьи: 05.08.2021
Дата размещения статьи: 28.05.2021
Навигация